СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА К-129»

«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА К-129»
8 марта 1968 года


Советская дизельная ракетная подводная лодка с тремя бал-листическими ракетами затонула в Тихом океане. Погибли 98 человек.
24 февраля 1968 года из пунк¬та базирования на Камчатке под названием Могила вышла на бо¬евое патрулирование подводная лодка К-129 с бортовым номером 574, дизельная, с тремя баллис¬тическими ракетами подводного старта, с ядерными головными частями большой мощности, а также с двумя ядерными торпе¬дами. Командовал судном капи¬тан 1-го ранга Владимир Кобзарь, опытный, грамотный, волевой подводник. Все офицеры также имели опыт подводного плавания и были специалистами высокого класса. В течение двенадцати дней экипаж выполнял поставленные задачи по скрытному патрулированию (возвращение лодки в пункт базирования намечалось на 5 мая 1968 года), а 8 марта не вышел на связь.
В тот день К-129 должна была дать контрольное радиодонесение — короткий сигнал. Адмирал в отставке В. Дыгало, командовавший в то время соединением, в состав которого входила подлодка, вспоминает:
«В соответствии с боевым распоряжением В. Кобзарь регулярно на-правлял в штаб донесения о ходе плавания. Но 8 марта мы все были встревожены — лодка не ответила на контрольную радиограмму, пере-данную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало основания предположить трагический исход плавания — мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь! Но донесение так и не поступило. Это было серьезным основанием для тревоги».
В это время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС тщательно прослеживали курс любого советского военного ко¬рабля в стратегически важной части Тихого океана. Подводный ракето¬носец не мог бесследно раствориться в океане. Но точное место гибели корабля и 98 членов экипажа советскому командованию тогда не было известно.
По данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосу- ко прибыла американская подводная лодка «Суордфиш» («Меч-рыба»), имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в порт
принимались необычные меры безопасности: к ремонту привлекался толь¬ко американский персонал. Возникала мысль о столкновении под водой.
Срочно начала готовиться поисково-спасательная операция. В океан были направлены самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда. Глу-бина в районе поиска — 5000—6000 метров. Удаление от Камчатки — около 1230 миль.
Первым в точку предполагаемого местонахождения лодки направился морской буксир СБ-43. На его борту находился заместитель командира соединения, в состав которого входила К-129, — капитан 1-го ранга (ныне контрадмирал в отставке) Валентин Бец.
«Не успели мы приблизиться к району, — вспоминает Бец, — где, по нашим расчетам, исчезла К-129, как над нами начали кружить американ¬ские патрульные самолеты «Орион». Они буквально висели над мачтами, и это вызывало определенное подозрение: с чего бы такое пристальное внимание к нашему скромному суденышку? Когда же через несколько дней в район подошли еще 11 наших кораблей, интенсивность их полетов стала еще большей... Между тем погода была не из лучших. Волнение моря было в пределах 8—9 баллов, к тому же постоянно висел туман. Мы прочесывали район на малых скоростях: 2—3 узла — максимум. Вдруг за кормой на экране локатора появилась неизвестная цель. Мы делаем по¬вороты — цель продолжает следовать за нами. Появилось предположе¬ние, что это — иностранная ПЛ. Тогда я, подозвав гидрографическое суд¬но «Невельской» на голосовую связь, в мегафон проинструктировал его командира о порядке действий и мерах безопасности, после чего по радио открытым текстом передал: «Обнаружил за кормой в 4 кабельтовых неиз¬вестную малую цель. Выйти на визуальный контакт с ней». Гису повернул к цели, кратковременно увеличил ход, а затем круто отвернул. Грубо го¬воря, попугал. Но цель сразу же пропала и больше не появлялась. Все это и тогда и сейчас заставляет предполагать, что американцы знали и о цели наших действий, и о катастрофе К-129, и более того — знали точное ме¬сто ее гибели. Они наблюдали за нами, дабы уяснить наши дальнейшие намерения».
Однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть подлодка, закончился неудачей. Анализ обнаруженного масляного пятна показал — оно соляровое, дизельное. Стало быть, лодка погибла.
Погибших моряков в советском Военно-морском флоте (всего 97 че-ловек) официально «признали погибшими», вдовам подводников и их де¬тям дали пенсии. Возможной причиной гибели корабля назывался «про¬вал подводной лодки за предельную глубину вследствие поступления воды при движении под РДП (устройство для работы дизеля под водой) через поплавковый клапан». Считалось, что это устройство придает лодке скрыт-ность. Оно уменьшало грохот дизеля и выход выхлопных газов из-под воды. Кстати, после гибели лодки главнокомандующий ВМФ СССР ад¬мирал Советского Союза С. Горшков запретил подводникам использовать РПД.
Американцам удалось точно выяснить координаты лежащих на грун¬те останков лодки. Вполне возможно, что американская субмарина «Су- ордфиш» все-таки столкнулась с К-129 и после аварийного всплытия точ¬но зафиксировала координаты. Видимо, на «Суордфише» знали и то, что дизельной подводной лодке К-129 не суждено больше всплыть на поверх-ность.
Пока советские корабли систематически патрулировали предполагае¬мый квадрат гибели К-129, а правительство СССР не проявляло видимого желания заявить о судьбе подводного корабля официально, в ЦРУ реши¬ли его поднять.
На борту субмарины находились баллистические ракеты и торпеды с ядерными боеголовками, шифры ВМФ СССР, другая специальная, а по¬тому секретная техника. Подъем К-129 облегчил бы работу многим аме-риканским специалистам, занятых в оборонных отраслях, сэкономил бы федеральному правительству и налогоплательщикам большие средства.
Подлодка затонула на глубине 5000 метров, и никогда еще в мире по-добной судоподъемной операции не проводилось. Нужны были неорди-нарные инженерные решения, и не случайно директор ЦРУ вначале чуть не «выбросил из окна» своего заместителя, выступившего с подобным предложением. Кроме того, помимо технической сложности, операция грозила и политическим скандалом, так как грубо нарушала международ-ный морской обычай, согласно которому военный корабль, затонувший с членами экипажа в нейтральных водах, считается братским воинским захоронением, и без соответствующего разрешения его трогать нельзя...
Осуществить подъем лодки взялась компания, которую возглавлял крупный бизнесмен Говард Хьюз. Это был поистине фантастический про¬ект «Дженифер», стоимость которого оценивали в 500 млн. долларов. В 1970 году представители его компании «Хьюз Тул», преобразованной поз¬же в «Самма корпорейшн», начали переговоры о создании уникальных технологий глубоководных работ с «Глобал Марин Дивелопмент Инк» и «Локхид».
Под руководством Хьюза дело пошло достаточно быстро. Спустя два года на верфи в Пенсильвании было спущено на воду для достройки на плаву судно «Гломар Эксплорер» для глубоководного подъема затонув¬ших кораблей, замаскированное под шельфовый нефтеразведчик. По за¬вершении строительства судно перешло в Реджвуд-Сити (Калифорния), где к нему была добавлена баржа-пантон для транспортировки подъем¬ных монтажных конструкций с огромными 50-метровыми клешнями. С их помощью затонувшую советскую подводную лодку предстояло ото¬рвать от океанского дна и поднять на поверхность.
Все работы были строго секретными. Тысячи людей работали над про-ектом, не зная, чем они занимаются.
В ЦРУ отчетливо понимали, что замаскировать и скрытно провести операцию по подъему лодки довольно трудно, тем более что о ее подго-товке стало известно в посольстве СССР в Вашингтоне. Там в октябре
1970 года получили анонимное письмо, автор которого сообщал о плани-ровавшейся акции. Об этом доложили в Москву, но командование ВМФ заверило руководство страны, что после гибели К-129 шифры и докумен-ты кодирования на флоте заменены, что поднять лодку с 5-километровой глубины практически невозможно, но на всякий случай в район ее гибе¬ли время от времени стали направлять разведывательные корабли.
И все-таки волей случая тайный проект стал достоянием обществен-ности.
В ночь на 5 июня 1974 года лос-анджелесские грабители пробрались в помещение офиса Г. Хьюза на Ромейн-стрит. Там с помощью газовой горелки они вскрыли сейф, где к своему разочарованию значительных сумм не обнаружили, а нашли кое-какие документы, которые прихвати¬ли с собой. Ознакомившись с бумагами, они узнали, что по заданию и на деньги ЦРУ Хьюз построил специальное судно «Гломар Эксплорер» для подъема русской подводной лодки, затонувшей на большой глубине. Гра-бители решили шантажировать ЦРУ, потребовав полмиллиона долларов за возврат совершенно секретных документов. Разведчики торговались, тянули время, надеясь, что ФБР найдет и обезвредит гангстеров.
В это время судно «Гломар Эксплорер» уже находилось в районе гибе-ли К-129 и готовилось к уникальному подъему. Когда же операция была завершена и опасность от разглашения сведений, по мнению разведки, стала не такой уж важной, грабителям поставили новые условия, кото-рые их явно не устраивали. Тогда те сторговались с журналистами, и
8 февраля 1975 года газета «Лос-Анджелес тайме» поместила сенсацион-ную статью о сделке ЦРУ с Хьюзом...
Напрасно директор ЦРУ Уильям Колби призывал журналистов в ин-тересах национальной безопасности забыть об этом деле и не дразнить Москву, с газетных и журнальных страниц сыпались все новые и новые подробности. Однако Москва ограничилась одним официальным запро¬сом и удовлетворилась уклончивым ответом...
Американцы предприняли меры маскировки. В районе работ посто¬янно находилось однотипное с «Гломар Эксплорер» исследовательское судно «Гломар Челленджер». Когда в июле 1974 года в предполагаемом квадрате появился «Гломар Эксплорер», советская военно-морская раз-ведка не придала этому должного значения.
Тем временем «Эксплорер» и доставленная туда же баржа-понтон НМВ-1, предназначенная для транспортировки монтажных конструкций и гигантских захватов, приступили к исключительной по технической слож¬ности работе. НМВ-1 притопили и завели под корпус «Эксплорера». По¬том в океанские воды стали уходить девятиметровые трубы, которые ав¬томатически свинчивались на глубине. Контроль осуществлялся подвод¬ными телекамерами. Всего было 600 труб, каждая весом в двухэтажный автобус.
Когда до лодки оставались считанные десятки метров, за рычаги уп-равления захватом сел главный конструктор подводной платформы — j
слишком велико было искушение стать не только теоретиком, но и ис-полнителем кульминационной части операции. Управляемый неопытной рукой захват ударился о фунт (оператор неверно рассчитал расстояние до лодки, так как не учел эффекта преломления света в воде). От удара одна из клешней феснула. Тем не менее удалось захватить корпус К-129. Начался подъем.
До поверхности океана оставалось совсем немного, когда повреж¬денная клешня рассыпалась. Теперь лодку удерживала за носовую часть лишь одна пара клешней. И здесь случилось непредвиденное. Сыфали свою роль скрытые разрушения корпуса лодки. На глазах у американцев субмарина раскололась, и примерно фи четверти ее корпуса вместе с телами большинства погибших и баллистическими ракетами стали по- фужаться в черную океанскую пучину. И вдруг из этой части выскольз¬нула ракета с ядерным зарядом и медленно пошла ко дну. Все замерли в ужасе, представив себе последствия взрыва. Но взрыва, к счастью, не произошло.
Носовая часть оказалась в «Лунном бассейне» — офомном раскры-вающемся с днища отсеке «Гломар Эксплорер». И тут как раз появились русские разведывательные суда и начали фотосъемку. Американское суд¬но снялось с якоря и двинулось к берегам США. А после откачки воды из офомного внуфеннего ангара специалисты устремились к «добыче».
Первое, что поразило американцев, — низкое качество стали, из ко¬торой был изготовлен корпус лодки. По утверждению инженеров ВМС США, даже ее толщина не была во всех местах одинаковой. Забраться внуфь лодки оказалось практически невозможно: там все было исковер¬кано и сдавлено взрывом и циклопическим давлением воды. Мафацы матросских коек были спрессованы до 40 сантимефов в длину.
Американцам удалось извлечь ядерные торпеды.
Так описывают ход событий американские источники. Но они, по- видимому, специально оставляют без внимания ряд вопросов, имеющих принципиальное значение.
К-129 находилась на дне на ровном киле и без видимых повреждений. Почему? Вероятно, лодка, получив сначала какие-то внешние поврежде¬ния, заполнялась водой отсек за отсеком, и тонула относительно мед¬ленно, и давление внуфи субмарины постоянно сравнивалось с внешним. Российские эксперты склонны считать, что именно так и случилось, а при подъеме она переломилась именно в месте пробоины.
Клайд Барлисон считает, что ЦРУ умышленно прибегает к дезинфор-мации, дабы скрыть подлинную картину.
По утверждению К. Барлисона, К-129 на глубине развалилась, при¬чем ВМС и ЦРУ США с самого начала знали об этом, и лодку сразу собирались поднимать по частям. Иначе фудно объяснить, почему «Лун¬ный бассейн» на «Гломар Эксплорер» имеет длину чуть более 60 мет¬ров, тогда как длина затонувшей субмарины составляет почти 100 мет¬ров. Она бы просто не поместилась в бассейне! По словам Барлисона, из-за огласки операции в 1975 году от второго и третьего ее этапов ЦРУ пришлось отказаться.
Но тогда почему ЦРУ решило поднимать в первую очередь не самую ценную в развединформации среднюю часть лодки, где были ракеты с ядерными боеголовками, шифры, секретные приборы и судовые доку-менты, а сравнительно малоинтересную в этом плане носовую? Нет от¬вета, если только не принимать во внимание неоднократные сообщения в американских средствах массовой информации о том, что в ходе опера¬ции «Дженифер» подняли все части лодки, а сообщили лишь о носовой, где были найдены тела шести советских моряков.
Их перезахоронили почти через два месяца в Тихом океане, в 90 ми¬лях к юго-западу от Гавайских островов. После настойчивых просьб США назвали имена троих опознанных моряков. Это — старший гидроакус¬тик матрос Виктор Лохов, старший торпедист матрос Валерий Носачев и торпедист матрос Владимир Костюшко. Трех их товарищей опознать не удалось. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс, побывав¬ший с визитом в Москве, передал президенту Ельцину видеопленку, на которой была запечатлена процедура захоронения матросов. По погиб¬шим отслужили молебен на английском и русском языках, были испол¬нены государственные гимны двух стран, а затем контейнер с останка¬ми подводников по морскому обычаю опустили в океан на глубину око¬ло 4000 метров.
Версий гибели ПЛ-574 выдвинуто и существует до сих пор несколько. Правительственная комиссия рассматривала многие возможные причи¬ны гибели корабля, среди них — взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь корпуса из-за неисправности устройства подачи воздуха к дизелям, работающим в перископном поло¬жении или через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой подлодкой или кораблем (судном). Могли быть и другие внешние причины, например, малоизученные внутренние волны в океане, но это из области теории.
Но наиболее вероятно, что советскую подводную лодку непреднаме-ренно протаранила следящая за ней американская атомная подводная лодка. К-129 в момент столкновения следовала на перископной глубине в режиме «работы двигателя под водой», лодка, как говорят специалисты, из-за шума двигателя была «глухой*. Американская подводная лодка ма¬неврировала на малых дистанциях и предположительно при повороте К- 129 на новый курс ударила ее верхней частью боевой рубки.
«В то время командиры американских атомных лодок действовали очень рискованно, — поясняет Валентин Бец. — Им предписывалось за¬ходить нашим лодкам в корму — в зону акустической тени — и записы¬вать шумы винтов и механизмов. Тогда американцы набирали банк дан¬ных шумов советских подлодок с тем, чтобы при обнаружении опреде¬лить тип и даже номер наших кораблей. В результате произошла целая серия столкновений в подводном положении».
Правда, американцы утверждают, что по судовым документам ни одна из субмарин ВМС США не находилась ближе 300 миль к месту, где зато¬нула К-129.
Согласно версии, распространенной в Соединенных Штатах, советс¬кую подводную лодку, находившуюся на боевом патрулировании, в фев¬рале — марте 1968 года отслеживала американская стационарная высо-кочувствительная система дальнего гидроакустического обнаружения «Си слайдер» (Морской паук»). Она же засекла момент и место катастрофы. Действительно, ВМС США предприняли попытку установить «Си спай¬дер» на глубине 6000 метров у Гавайских островов, но делали это спустя полтора года после гибели К-129 — осенью 1969 года. К тому же попыт¬ка оказалась неудачной. Тем не менее автор книги «Проект «Джени¬фер» Клайд Барлисон, а также другие американские исследователи ут¬верждают, что «паук» услышал в океане «взрыв», за ним второй. По дан¬ным гидрофонов, был рассчитан район катастрофы, к которой в июне 1968 года направилось исследовательское судно ВМС США «Мизар», ос¬нащенное специальным глубоководным оборудованием. С его помощью и удалось установить точное место затопления русской лодки.
Но «Мизар» в то время работал в Атлантическом океане, где 21 мая затонула американская подводная лодка «Скорпион». «Мизар» побывал на месте гибели К-129 значительно позже, когда уже велась подготовка к проекту операции «Дженифер».
Как сообщила американская печать, первым к лежащей на дне совет¬ской подлодке подошла атомная подводная лодка «Хэлибат» (за 10 лет до этого испытавшая пожар), переоборудованная из атомной с крылатыми ракетами лодки в разведывательную — специально для участия в опера¬циях по программе «Хоулистоун», предусматривающей слежение за со¬ветскими подводными лодками и кораблями. Летом 1968 года субмарина изучила корпус затонувшего советского корабля: спущенная по кабель- тросу фотокамера сделала тысячи снимков К-129.
К сожалению, Гейтс во время визита в Москву не поведал ничего но-вого, что могло бы пролить свет на тайну гибели К-129.
В конце 1992 года о погибших подводниках впервые в России было сказано открыто. Главнокомандующий ВМФ России адмирал Феликс Громов приказал подготовить проекты нового приказа министра обороны и постановления правительства относительно К-129.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru