СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ДАКАР»

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ДАКАР»
25 января 1968 года


Израильская подводная лодка затонула между Критом и Кип- dom на глубине 3000 метоов. Погибли 65 человек.
Исчезновение 25 января 1968 года подводной лодки «Дакар» в восточ-ной части Средиземноморья болью отозвалось в Израиле.
Субмарина «Дакар» была зало¬жена 22 октября 1942 года в Девон- порте. 28 сентября 1943 года она была спущена на воду, а 9 января 1945 года вступила в состав британ¬ского флота. Основные техничес¬кие характеристики субмарины были следующие. Полное (подвод¬ное) водоизмещение — 1700 тонн. Длина — 87 метров, ширина — 8 метров, осадка — 4,5 метра. Вооруже¬ние: 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата. Лодка двухвальная. Дизель — 2500 лошадиных сил. Мощность двигателя — 2900 лошадиных сил. Скорость — 15/25 узлов. Экипаж — 65 человек.
Одни считали, что она погибла в результате неудачного маневра с ухо¬дом на глубину. Другие — что подводная лодка вошла в район советско- египетских учений и была потоплена по роковой случайности.
Писатель маринист, в прошлом подводник, капитан 1-го ранга запаса Николай Черкашин выдвигал свою версию:
«После шестидневной арабо-израильской войны 1967 года правитель-ство Израиля приступило к массированному наращиванию вооруженных сил, в том числе военно-морского флота. Было решено вдвое увеличить число подводных лодок. С этой целью в Англии были куплены три сред-ние, по НАТОвской терминологии, патрульные дизельные субмарины, по британской — «класса Т»: «Totim», «Truncheon» и «Turpin». Первая из них была переименована в «Дакар» («Акула»), вторая — в «Долфан» («Дельфин»), третья — в «Левиафан» («Кит»). «Левиафан» и «Долфан» благополучно прибыли из Портсмута в Хайфу. А «Дакар» бесследно исчез в 2000 милях юго-западнее Кипра 25 января 1968 года. Известно также, что командир «Дакара» капитан 3-го ранга (командер) Якоб Раанан по-лучил приказ из Тель-Авива задержаться под Кипром на сутки. Лодка шла с опережением графика и, по расчетам, прибывала в базу на 24 часа рань-ше подготовленной ей торжественной встречи, на которой должны были присутствовать высокие должностные лица.

Командир «Дакара» решил использовать задержку в боевых целях — сходить на разведку в Александрию и заснять корабли, стоявшие в ее порту. В Англии на лодке была установлена мощная фоторазведыватель- ная аппаратура.
37-летний Раанан и его офицеры очень расстраивались, что победо-носную шестидневную войну им пришлось пережить в Англии. Они хоте-ли отличиться в этом походе, и «Дакар» на свой страх и риск взял курс на Александрию. Больше о нем ничего не слыхали».
Вице-адмирал в отставке В. Платонов в январе 1968 года был началь-ником штаба советской средиземноморской (5-й оперативной) эскадры. Любой инцидент с иностранным кораблем, с неопознанной подводной лодкой — будь то столкновение, визуальное обнаружение перископа, гид¬роакустический контакт или несанкционированная стрельба — был бы известен ему и командиру эскадры.
«Никакой информации о «Дакаре* в сетях эскадренной связи не про-ходило, — рассказывал Платонов. — О гибели этой лодки я узнал, как и все — из газет. Хотя наша эскадра действительно проводила совместные учения с египетским флотом. Но это были учения в прибрежной зоне.
Отрабатывалась высадка десанта западнее Александрии и в Сирии, в районе Тартуса. Теоретически израильская лодка могла оказаться в зоне учений. Но даже если бы мы ее обнаружили у себя под боком, никто не взял бы ответственности отдавать приказ на ее уничтожение. Во-первых, это могла быть и турецкая, и греческая, и английская подводная лодка. Под водой ведь не определишь ее национальную принадлежность. Во- вторых, у нас было строжайшее указание из Москвы не ввязываться ни в какие военные конфликты. Наблюдать — да, но огня не открывать.
Еще в годы второй мировой войны на подходах к Александрии англи-чанами выставлялись минные поля. Египтяне ставили только противоде¬сантные минные заграждения, так как в ходе октябрьской шестидневной войны израильские подводные лодки высаживали на александрийские пля¬жи боевых пловцов-диверсантов. А вот Суэцкий залив минировался, и до¬вольно массированно.
Могу назвать две группы причин, от которых чаще всего гибнут ди-зельные подводные лодки. Это отказ технических средств вследствие за-водского брака или физической изношенности. Не забывайте, что «Дака-ру» к моменту исчезновения было почти двадцать пять лет. Это запре-дельный срок для субмарин такого класса, несмотря на модернизацию. Да и для любого надводного корабля четверть века — очень солидный возраст. К тому же после большого океанского перехода из Англии в во-сточное Средиземноморье на лодке могли накопиться технические неис-правности.
Вторая группа типовых причин — это человеческий фактор. Лодку может погубить оплошность любого члена экипажа. Если «Дакар» ходил под Александрию с разведывательной целью, то его командир наверняка использовал режим РДП (работа дизеля под водой). Чтобы соблюсти скрыт¬ность в светлое время суток, подводные лодки движутся в приповерхнос¬тном слое, выставив воздухозаборную трубу-шнорхель, или, как мы его называем, — РДП.
Движение под шнорхелем, а особенно срочные погружения в режиме РДП требуют максимальной осторожности и сноровки. Немало субма¬рин погибло по неосмотрительности своих экипажей. Классический тому пример — наша С-80, затонувшая на 200-метровой глубине в Баренцевом море за семь лет до «Дакара»...
Были и другие версии о причинах гибели «Дакара». Порой самые неве-роятные. Например, такая.
Никто не топил «Дакар», и ни на какую мину подлодка не нарывалась. Причина гибели заключается в браваде командира, который, кстати, под-держанный всем экипажем, рвался к намеченной цели. Когда «Дакар» обнаружил на своем пути большое грузовое судно под греческим флагом, его командир затеял какой-то рискованный маневр, стал играть с кораб-лем, словно расшалившийся дельфин, а может быть, предпринял учеб¬ную атаку. «Дакар» шел на глубине, затем резко совершил еще одно, последнее в своей жизни погружение.
Более тридцати лет ничего не было известно о судьбе не вернувшейся на базу субмарины. И только в июне 1999 года появилось сообщение, что с помощью ультрасовременного оборудования ВМС США лодка была найдена на глубине 3000 метров между Критом и Кипром. В ее расколо-том надвое корпусе — огромная пробоина. Пока неизвестно, будет ли «Дакар» поднят на поверхность. И дело не только в том, что такая опера-ция стоит огромных денег. Все зависит от воли родственников погибших моряков...

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru