СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СКОРПИОН»

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СКОРПИОН»
21 мая 1968 года


Американская подводная лодка затонула в 400 километрах от Азорских островов. Погиб 91 человек.
21 мая 1968 года в 8 часов вечера с борта подводной лодки «Скорпи-он», находившейся в 250 милях к югу от Азорских островов, поступила обычная радиограмма: «Местона¬хождение — 35'07' северной широ¬ты, 4Г42' западной долготы, ско¬рость 18 узлов, курс 290».
Больше никаких сообщений с лодки не поступало.
«Скорпион» должен был вер¬нуться в порт Норфолк (штат Вир¬джиния) 27 мая в 17 часов 00 минут. В составе 8-го флота США лодке предстояло пройти примерно 2,5 тысячи миль в открытом океане, почти все время в районах с большими глубинами и весьма неточно обозначен¬ным на картах подводным хребтом. Но в целом рейс, как и отправленная с борта лодки радиограмма, с полным основанием могли считаться со¬вершенно обычным делом.
Через пять месяцев в 400 милях юго-западнее Азорских островов ис-следовательское судно «Мизар» обнаружило и сфотографировало на дне океана обезображенный корпус подводной лодки, которая, судя по все¬му, была «Скорпионом». Она лежала на глубине более 3000 метров. Во- енно-морские силы так и не смогли установить причину ее гибели, но старое морское предание зачислило злосчастную судьбу и этой подвод¬ной лодки на счет Бермудского треугольника.
Сначала еще оставалась надежда, что командир «Скорпиона» Слетте¬ри не торопился с переходом через мелководье континентального шель¬фа, поскольку в этом районе бушевал шторм. Когда же не осталось ника¬кой надежды на возвращение подводной лодки, начались поиски уцелев¬ших членов экипажа и обломков; кроме того, была назначена комиссия для расследования обстоятельств гибели «Скорпиона».
«Скорпион» был атомной подводной лодкой водоизмещением 3075 тонн, длиной 76,8 метра. На борту находился экипаж в составе 91 человека. В соответствии с правилами, установленными для атомных подводных ло¬док, совершающих переходы в погруженном положении на большой глу¬бине, лодка «Скорпион» не должна была подавать сигналов в эфире. Ко¬
мандование американских ВМС в течение последующих пяти дней не про¬являло особого беспокойства, не получив с лодки никаких радиограмм.
«Скорпиону» предписывалась строго ограниченная глубина погруже-ния, поскольку реконструкция лодки, предпринятая после гибели «Тре-шера» в апреле 1963 года, еще не была закончена. Считалось, что экипа¬жу «Скорпиона» не грозит никакая опасность, хотя эффективность сис¬темы, обеспечивающей всплытие лодки на поверхность, стояла под воп¬росом, а аварийная система всплытия была признана негодной. Около Неаполя «Скорпион» столкнулся с баржей, но осмотр лодки показал, что она избежала каких-либо повреждений.
Наступило 27 мая, и когда к расчетному времени подводная лодка не прибыла на базу, стало ясно, что с ней что-то произошло. В 7 часов вече-ра было объявлено, что лодка «запаздывает», однако к этому времени 55 судов и 35 самолетов уже вели поиск «Скорпиона». Они прочесывали полосы шириной в 50 миль по обе стороны от ее предполагаемого курса, ловили радиосигналы и отраженные сигналы гидролокаторов, следили, не появятся ли на воде обломки и масляные пятна, и надеялись, что лодка затонула на участке, где глубина меньше расчетной, поскольку за-пасы продовольствия и воды, а также наличие очищающего воздух обору-дования обеспечивали ее экипажу возможность в течение 70 дней ожидать спасения.
Шло время, а «Скорпион» не возвращался в родной порт и не подавал
о себе вестей. Сомнений больше не оставалось — лодка затонула. Снача-ла тщательному обследованию подвергся относительно неглубокий рай-он атлантического шельфа. Если лодка затонула неповрежденной, а чле-ны ее экипажа живы, то можно попытаться спасти их (что исключалось на более значительных глубинах). Вторым районом поиска стали верши-ны подводных гор, которые тянутся на протяжении многих миль. Пред-полагалось, что одна из них расположена ближе к поверхности, чем это указано на картах, и на ней может лежать «Скорпион». Эта полоса была обследована с воздуха на случай, если лодка находится на поверхности, а ее электрические системы вышли из строя в результате какого-то проис¬шествия, может быть, даже столкновения с китом.
Во время поисков «Скорпиона» неподалеку от побережья штата Вир-джиния на дне обнаружили подводную лодку почти таких же размеров, что и «Скорпион». Оказалось, что она находится там еще со времен второй мировой войны. Несколько раз в радиопередачах было зафикси-ровано слово «Брэндивайн» — кодовое название «Скорпиона», однако проверка показала, что это название вполне законно носят восемь су¬дов. Один из радиолюбителей из Лондона сообщил журналистам, что принял радиограмму с борта «Скорпиона», в которой говорилось о не¬поладках конденсатора паротурбинной установки. Это сообщение, од¬нако, сразу же опровергло командование ВМС США. Только через де¬вять дней командование ВМС объявило лодку «предположительно по¬гибшей».
Спасательные суда и самолеты были отозваны на свои базы, и в море остались для продолжения поисков только суда «Боудич» и «Мизар», успешно зарекомендовавшие себя при поисках «Трешера» и потерян¬ной у Паломареса водородной бомбы. «Мизар» тянул за собой со скоро¬стью один узел своеобразные сани — сваренную из стальных труб кон¬струкцию, передвигавшуюся на расстоянии 4—9 метров от дна. На санях были установлены соединенные с судном коаксиальным кабелем (дли¬ной более 6 километров) магнитометр, фотокамера специальной конст-рукции, снабженная объективом с полем зрения 120* и двумя импульс-ными лампами, а также гидролокатор горизонтального и вертикального обзора.
Тем временем в Вашингтоне начали выявляться весьма непригляд¬ные факты. Один из журналистов написал, что в корпусе «Скорпиона* имелись очень тонкие (волосные) трещины. В гидравлических уплотне¬ниях вокруг корпуса перископа наблюдалось проникновение воды. Такие же протечки отмечались и вокруг гребного вала. Не исключалась также возможность каких-то неисправностей в навигационном оборудовании лодки.
Пресса преподнесла этот факт как сенсацию, но вскоре выяснилось, что репортер, никогда не служивший на подводной лодке, ввел читателей в заблуждение. В действительности сталь, используемая для строитель¬ства корпусов подводных лодок, всегда имеет волосные трещины, что является свойством структуры этой марки стали. Подобные трещины за¬тем легко шлифуются без какого-либо вреда для корпуса. Сквозь гидрав¬лические уплотнения всех перископов всегда просачиваются вода и мас¬ло, капающие на головы подводников. Протечка вокруг гребного вала — это не просто вполне нормальное явление, она заранее предусмотрена. Каждая вахта в машинном отделении должна следить за тем, чтобы про¬течка не прекращалась: забортная вода играет роль смазки, предотвраща¬ющей заедание быстро вращающегося вала. Что касается неисправностей в работе навигационного оборудования, то образованная вскоре следствен¬ная комиссия не смогла получить ни одного данного под присягой пока¬зания, которое подтвердило бы, что подобные отказы имели место. Тако¬ва действительная ценность этих «неприглядных фактов».
10 ноября 1968 года было опубликовано официальное сообщение о том, что «Скорпион» найден в результате самой крупной в истории поис-ковой операции, в которой принимали участие 6 тысяч человек и 400 су-дов и самолетов. Несколькими днями ранее, 30 октября, с борта «Миза- ра* в штаб ВМС США поступила радиограмма следующего содержания: «Предметы, опознанные как части корпуса подводной лодки США «Скор-пион», обнаружены примерно в 400 милях к юго-западу от Азорских ост-ровов на глубине более 3 тысяч метров».
То есть она была в 150 милях от точки с координатами, указанными в последней радиограмме.
Адмирал Мурер сделал официальное сообщение о том, что океаног-рафическое исследовательское судно «Мизар» сфотографировало часть корпуса подводной лодки, лежащей на дне океана в 400 милях юго-запад-нее Азорских островов, однако едва ли удастся поднять на поверхность хоть какие-нибудь обломки. Следственная комиссия приняла решение продолжать расследование обстоятельств катастрофы.
Как же удалось найти лодку? Журналист Дрю Пирсон утверждал, что «Скорпион» был обнаружен русскими, любезно сообщившими командо-ванию ВМС США о том, где она найдена. Более вероятно, однако, что лодка (точнее, ее останки) была найдена в результате тщательного рас-следования, проведенного ВМС. На всем континентальном шельфе у побережья США размещены гидрофоны и другая аппаратура, установ-ленные на глубинах от 180 до 4900 метров и образующие систему раннего предупреждения на случай нападения вражеских подводных лодок.
Ни одно из этих устройств не зарегистрировало прохождения «Скор-пиона», однако группа гидролокаторов, установленных неподалеку от Азорских островов, зафиксировала звук, который мог быть вызван разру-шением корпуса подводной лодки. Затем настала очередь подводных те-левизионных камер, магнитометров, подводных фотокамер и гидролока-торов. Кроме того, для поисков лодки использовались недавно разрабо-танные устройства, напоминавшие миниатюрные торпеды, снабженные гидролокаторами бокового обзора. Во время поиска они скользили над дном океана за кормой буксировавшего их судна, осматривая полосу шириной 600 метров.
Итак, обломки «Скорпиона» были найдены и сфотографированы. Погибшая лодка была обнаружена в обследуемом регионе. Она оказалась разорванной надвое в районе центрального поста. Объективы запечатле¬ли на дне океана рядом с корпусом подводной лодки несколько более мелких обломков.
Осталось выяснить причины гибели лодки.
«Аризона рипаблик», 1 февраля 1969 года:
«Вашингтон. [ВПС]... Как сообщило министерство военно-морских сил, следственная комиссия, состоящая из семи человек, не смогла объяс¬нить гибель «Скорпиона», затонувшего в мае прошлого года...
Пока что единственными данными, которые рассказывают о гибели «Скорпиона», являются фотографии, сделанные подводными фотокаме-рами с исследовательского судна «Мизар».
По сообщению министерства военно-морских сил, несекретные вы-воды комиссии, опубликованные вчера, исключают две возможные при-чины катастрофы: столкновение с подводной горой или хребтом и ава-рию в атомной силовой установке.
В районе, где затонула подводная лодка, нет ни подводных гор, ни хребтов, а, заслушав показания экспертов, комиссия заключила, что ка-тастрофа не могла произойти из-за каких-то неполадок в силовой атом-ной установке.
Комиссия также убеждена, что «гибель «Скорпиона» нельзя припи¬сать тому факту, что программа реконструкции лодки с целью обеспече¬ния ее безопасности еще не была завершена...»
Комиссия считает, что «нет никаких оснований предполагать, будто «Скорпион» стал жертвой диверсии».
Кроме того, комиссия не располагает данными, которые указывали бы на возможность столкновения «Скорпиона» с другой подводной лод¬кой или надводным судном, поскольку «ни одно американское или инос-транное судно не сообщило о подобного рода столкновении».
Как подчеркивает комиссия военно-морских сил, экипаж «Скорпио¬на» — это опытный и слаженный коллектив, который в случае аварии действовал бы быстро и оперативно. «При возникновении течи такой хо-рошо обученный экипаж, как экипаж «Скорпиона», немедленно принял бы все необходимые меры для ее ликвидации», — записано в докладе ко-миссии.
«Хотя фотографии не дают никаких оснований предполагать, что под-водная лодка затонула в результате взрыва одной из ее собственных тор-пед, — говорится в докладе, — комиссия расследовала вопрос о вероят-ности такого взрыва».
Судя по фотоснимкам, сделанным на «Мизаре», рубка «Скорпиона» не имеет повреждений, однако она лежит на боку более чем в ста футах от носа лодки.
Следственная комиссия, заседавшая с июня 1968 по январь 1969 года, выдвинула четыре возможных объяснения происшедшей трагедии.
Первой вероятной причиной была названа неисправность аппара¬туры управления. Предполагалось, что механизм управления горизон¬тальными рулями во время выполнения очередного маневра мог ос¬таться в положении погружения, а поскольку двигавшийся с большой скоростью «Скорпион» и без того находился на большой глубине, эки¬паж не успел что-либо предпринять, прежде чем лодка достигла крити¬ческой глубины.
Лодка могла затонуть в результате поломки одной из труб, подобно тому, как это произошло с «Трешером» пятью годами ранее.
Третье предложенное комиссией объяснение предполагало неисправ-ность торпедного вооружения. Однако фотографии обломков исключают возможность того, что выпущенная подводной лодкой торпеда поразила ее, как это произошло во время второй мировой войны с американской подводной лодкой «Тэнг». Можно было допустить, что в результате тра-гической случайности торпеда взорвалась внутри лодки, но такое предпо-ложение представляется в высшей степени маловероятным, поскольку сомнительно, что на лодке вообще были торпеды.
Наконец, как это уже случалось ранее на подводных лодках, кто-то из членов экипажа, потеряв самообладание, мог потянуть не за тот рычаг или нажать не ту кнопку.
Такое объяснение также нельзя считать убедительным, учитывая вы-сокую квалификацию членов экипажа и доказанную медицинскими об-следованиями психическую устойчивость матросов и офицеров.
Обломки «Скорпиона» были найдены на глубине 3000 метров. Спасти подводников на такой глубине невозможно. «Мы все сознаем, что если подводная лодка затонула на большой глубине, ей уже ничем нельзя по-мочь». Эти слова произнес вскоре после гибели «Скорпиона» капитан 1-го ранга В. Николсон, руководитель проекта по созданию глубоковод¬ных систем. Тем самым он признал, что США располагает флотом атом¬ных подводных лодок, оперирующих в районе таких глубин, где возник-новение какой-либо неисправности означает, что экипаж заведомо обре-чен на смерть.
Гибель «Скорпиона» часто связывают с тайной Бермудского треуголь-ника, хотя эта катастрофа произошла ближе к Африке и Португалии, чем к Бермудам.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru