СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ТРЕШЕР»

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ТРЕШЕР»
10 апреля 1963 года


Американская атомная подводная лодка затонула в Атланти¬ческом океане. Крупнейшая катастрофа подводного флота в мирное время унесла жизнь 129 человек.
Одна из крупнейших в ис-тории подводного плавания «таинственных» катастроф произошла 10 апреля 1963 года. В этот день погибла атомная подводная лодка «Трешер».
Накануне, утром 9 апреля 1963 года, она вышла из гава¬ни Портсмута, штат Нью- Гэмпшир. Капитан-лейтенант j Джон Уэсли Харвей впервые командовал таким судном. До «Трешера» Харвей три года прослужил офицером на «На¬утилусе», первой американской атомной подводной лодке, и даже принял участие в легендарном походе подо льдами Северного Ледовитого океана.
После ходовых испытаний субмарину законсервировали в гавани Пор-тсмута на девять месяцев планового техосмотра. Теперь же «Трешеру» предстояло совершить двухдневное погружение в водах восточного побе-режья США. Такая проверка необходима после длительной стоянки на верфи. Именно поэтому на борту «Трешера» не было торпед, оснащен¬ных атомными боеголовками. Такие торпеды способны поразить любой корабль на расстоянии до 50 километров.
Размеры субмарины впечатляли. В длину «Трешер» достигала почти 85 метров; ее корпус из высокопрочной стали имел округлую форму, из-дали напоминавшую кита. Кроме традиционных горизонтальных и верти-кального рулей, которые несла заостренная корма, на маленькой башне, § расположенной в первой трети корпуса, дополнительно были оборудова-ны небольшие рули стабилизации. Корпус судна был настолько гладкий, что во время надводного плавания находившимся на палубе матросам приходилось носить туфли со специальной подошвой.
Субмарина могла разворачиваться в довольно узком пространстве и резко менять курс. Все внутренние отсеки и коридоры были снабжены поручнями, чтобы люди в любой момент могли удержаться на ногах. Этот колосс водоизмещением 4300 тонн под водой был мобильнее самолета в небе.
Самую современную боевую подводную лодку ВМС США с регистра-ционным номером SSN-593 нарекли «Трешер» («Морская лисица»). На флотском жаргоне субмарину окрестили «смертельным охотником». Ее основное назначение — выслеживать и топить вражеские подводные лод¬ки. Носовая часть судна была оборудована сонаром — системой звуковой локации, позволяющей по подводным шумам устанавливать местополо¬жение вражеского судна с точностью до одного метра. Сонар не оставил места для торпедных аппаратов, так что последние располагались у «Тре- шера» сбоку от башни, по два с каждой стороны.
Субмарина имела атомный реактор S5W2, сравнительно небольшое устройство, охлаждаемое водой. Мощность реактора составляла 15 тысяч лошадиных сил, он не только снабжал паром турбины, но и питал энер¬гией системы очистки воздуха и воды. Теоретически, не всплывая «Тре¬шер» мог преодолеть 200 тысяч километров, то есть — совершить пяти¬кратное кругосветное путешествие со скоростью около 55 километров в час.
Никто из непосвященных тогда точно не знал, на какую глубину спо¬собна погрузиться лодка. Не менее 330 метров, считали многие. Этот по¬казатель в три раза превышал те рекорды, на которые были способны субмарины времен второй мировой войны. Теперь же пробное плавание «Трешера» должно было закончиться погружением на максимальную те¬стовую глубину.
Сопровождал субмарину небольшой специальный катер «Скайпарк», задачей которого было следить за лодкой и освобождать водное простран-ство от других судов. Кроме того, «Скайларк», находившийся под коман-дованием капитан-лейтенанта Стенли Хекера, играл еще и роль спаса-тельного судна, поскольку к тому моменту в атлантических водах амери-канские военные потеряли уже несколько подводных лодок.
Находясь под водой, лодка «Трешер» связывалась со «Скайларком» по так называемому подводному телефону, функционирующему посредством звуковых волн.
Итак, «Скайларк» сопровождал «Трешер», держа курс на юго-восток. Ровно в 12.39, когда «Трешер» и сопроводительный катер находились при-мерно в 50 километрах юго-восточнее Портсмута, прозвучал приказ на погружение.
9 апреля субмарина осуществила несколько погружений на неболь¬шую глубину (260—290 метров) и ночью вышла за пределы континенталь¬ного шельфа.
На борту «Трешера» во время испытаний находились 129 человек: 12 офицеров, 96 старшин и матросов из состава экипажа корабля, 4 офи¬цера Портсмутской верфи, где ремонтировалась лодка, и 17 гражданских специалистов. На сопровождавшем ее «Скайларке» находилась группа во-долазов, которые могли выполнять работы на глубине до 30 метров.
10 апреля в 6 часов 23 минуты подводная лодка всплыла на перископ¬ную глубину для того, чтобы определить свои координаты перед глубоко-водным погружением. К этому моменту она уже прошла континенталь¬ный шельф и вышла в район впадины Уилкинсона, где глубина Атланти¬ческого океана резко возрастает от 300 до 2400 метров. Это было прибли¬зительно в 350 километрах от Портсмута. В 7 часов 47 минут с борта лодки сообщили об окончании последних приготовлений к погружению. Море было спокойное, видимость отличная, скорость ветра не превыша¬ла 3,5 метра в секунду.
Харвей передал на катер, что собирается пробыть под водой шесть часов. На «Скайларке» продолжали поддерживать связь по подводному телефону.
Во время испытаний погружение происходит по «шагам»: примерно каждые 200 футов (около 65 метров) процесс прерывается, идет короткий контроль, затем лодка снова опускается еще на один «шаг» и так далее. После очередных ста футов командир выравнивает субмарину и приводит ее в горизонтальное положение. С каждым метром глубины давление на квадратный метр площади увеличивается на целую тонну. Это значит, что на 300-метровой глубине один квадратный метр сигарообразного кор¬пуса давит 300 тонн!
Ни одна подводная лодка не может быть абсолютно герметичной. После очередного «шага» погружения члены экипажа осматривают все помещения в поисках воды и через микрофоны, которые закреплены у них около рта, как у диспетчеров или летчиков, сообщают о наблюдени¬ях на центральный пост.
Когда лодка оказывается на глубине 300 футов (90 метров), Харвей собрал информацию со всех отсеков. Проанализировав отчеты, он ре¬шил, что все в норме, а потому приказал продолжать погружение.
С каждой секундой давление увеличивалось, и вскоре послышалось клацанье металла в длинных цилиндрах. Да и сама лодка, плотно зажатая в мощнейшие тиски, начала дрожать.
Погружение любой субмарины достигается заполнением балластных цистерн забортной водой, а всплывает лодка за счет выдувания воды из цистерн сжатым воздухом. На больших глубинах для удержания лодки на заданной глубине используются горизонтальные рули.
В 7.52 «Трешер» выходит на связь и сообщает о погружении на 400 фу¬тов (122 метра). В 8.00 на «Скайларк» приходит сообщение о дальней¬шем курсе лодки. Катер принимает его и передает свои координаты. Ка¬питан «Скайларк» Хекер решает не наносить курс подлодки на морскую карту.
Дальнейшие события развивались следующим образом: 8.02 — лодка достигла глубины 120 метров, проведен осмотр прочного корпуса, забор¬тной арматуры и трубопроводов; 8.09 — получено сообщение, что прой¬дена половина пути до предельной глубины погружения, темп погруже¬ния замедляется; 8.24 — проведен очередной сеанс связи; 8.35 — лодка достигла глубины, которая на 90 метров меньше предельной; 8.53 — при¬близилась к предельной глубине погружения; 9.02 — получено сообще¬ние, что курс лодки не изменился; 9.09 — «Трешер» достигает наконец максимально допустимой глубины погружения — 330 метров; 9.10 — с подлодки посылают сигнал об изменении курса. Но подводная лодка не ответила на вызов.
Не было ответа и на повторный вызов через минуту. Обеспокоенный штурман «Скайларка» взял микрофон у гидроакустика и прокричал: «У вас все в порядке? Отвечайте! Отвечайте, ради Бога!» Но ответа не после¬довало.
В 9.13 на катер поступает тревожная весть: «Есть некоторые пробле¬мы. Угол положительный... вертикаль... Пробую продуть... Буду информи-ровать».
Что за «некоторые проблемы»? Следующие отрывочные фразы озна¬чают, что командир Харвей собирался подниматься. «Продуть» — значит накачать сжатый воздух в цистерны лодки, не поднявшись прежде в об¬ласть менее сильного давления. Мероприятие весьма сомнительное, и, похоже, Харвею оно не удалось, иначе он не сообщал бы о «попытках», а сказал бы, что «продул». Самую последнюю фразу тоже вряд ли можно назвать обнадеживающей.
На «Скайларке» у телефона постоянно дежурил лейтенант Джеймс Д. Уотсон. Как только слышался хоть какой-то намек на сообщение, капи¬тан Хекер тут же придвигался к микрофону и четырежды кричал: «У вас все под контролем?» Затем он дал координаты катера, запросил «Тре¬шер» и сообщил, что поверхность врды спокойная, — это значит, что подводная лодка может всплывать. Никакого ответа.
Вскоре присутствующие в радиорубке услышали шумы, очень похо¬жие на те, что сопровождают выпуск сжатого воздуха. Но вот в 9.16 они получили сообщение и подумали, что среди потока слов могла прозву¬чать фраза «тестовая глубина». Уотсон к тому же уверял, что перед ней он слышал слово «превысил».
В 9.17 пришло последнее сообщение, разобрать которое практически невозможно: «900... север». Скорее всего, это данные о местоположении. И все. Больше никаких сигналов.
В 9.18 лейтенант Уотсон снова услышал громкий шум. Впоследствии Уотсон охарактеризовал этот шум как «треск ломающихся отсеков проч¬ного корпуса», знакомый ему по опыту второй мировой войны. Однако в тот момент на «Скайларке» еще не осознали весь трагизм происшед¬шего. Начиная с 9.20 капитан Хекер приказал посылать запросы каждую минуту.
Зная о ненадежности гидроакустического телефона, командир в этот момент больше беспокоился о безопасности собственного судна: подвод¬ная лодка при аварийном всплытии могла протаранить «Скайларк».
В течение полутора часов «Скайларк» безуспешно ждал всплытия лод¬ки. Напряжение на борту спасательного судна возрастало по мере того, как проходил один 15-минутный период за другим без ответных сигналов с «Трешера».
5, 10, 15 минут... Напрасно прослушивал подводные шумы гидроакус¬тик. Напрасно радист искал позывные «Трешера» в эфире. Напрасно люди на мостике пытались обнаружить знакомый силуэт подводной лодки.
Около 10 часов один из сигнальщиков заметил в 3—4 милях серый силуэт, похожий на силуэт подводной лодки. С помощью сигнального прожектора и УКВ-радиостанции были сделаны запросы, но ответа не последовало. Спустя несколько минут силуэт как бы растаял в туманной дымке. Что это было: оптический обман или плод воображения уставших людей?
В 10 часов 40 минут командир «Скайларка» решил перейти к более действенным мерам: в воду полетели гранаты, взрывы которых должны были послужить сигналом к немедленному всплытию «Трешера». Но и это не дало никаких результатов.
Убедившись, что связь с лодкой потеряна, командир передал на воен¬но-морскую базу в Нью-Лондоне радиограмму: «Не имею связи с «Тре- шером» с 9.17. Вызываю лодку каждую минуту по системе UQC (гидро¬акустический телефон) и QRB (УКВ-радиостанция), каждые 10 минут сбрасываю сигнальные патроны. Все попытки обнаружить лодку оказа¬лись безуспешными. Последнее принятое сообщение сильно искажено. Можно понять, что лодка на глубине, которая близка к предельной. Мои координаты — 41’43‘ северной широты, 64°57‘ восточной долготы. Про-должаю поиски».
В 13.02 радиограмма со «Скайларка» была вручена офицеру штаба под-водных сил в Нью-Лондоне. В 13.32 о случившемся информировали заме-стителя командующего подводными силами Атлантического флота США, а еще через 5 минут был передан сигнал тревоги.
Верховный главнокомандующий подводными лодками в Атлантике на-ходился в это время в Анаполисе. Он узнал о таинственном исчезнове¬нии «Трешера» лишь в 14.35, когда все командование возвратилось в штаб- квартиру в Норфолк, штат Вирджиния. На поиски подводной лодки тот¬час отправились самолеты и специальное судно «Рикавери». В 15.35 в Пентагоне, в кабинете адмирала Джорджа В. Андерсона, руководителя военно-морскими операциями, раздался телефонный звонок. Положив трубку, Андерсон в течение получаса информировал о чрезвычайном про-исшествии всех важных военных чинов и политиков, включая президента Джона Кеннеди, которые только теперь — то есть шесть часов спустя! — получили известие об исчезновении новой субмарины.
Одна из двух подводных лодок, «Си Вульф», неожиданно выловила странное излучение и непонятные звуки, а в 17.30 с «Рикавери» пришло сообщение: в семи милях южнее того места, где еще в 9.17 находился катер «Скайларк», на поверхности воды обнаружена масляная пленка. Чуть позже там выловили несколько кусков пробки и пластика размером со стандартную папку для бумаг. Пробкой, служившей изоляционным материалом, была выложена вся внутренняя часть корпуса «Трешера», а обнаруженный пластик обычно использовался на атомных подводных лодках для защиты от радиации.
С рассветом 11 апреля действия спасателей приняли организованный характер. В состав поисковой группы к этому времени уже входили крей¬сер, шесть эскадренных миноносцев, две атомные подводные лодки, ди- зель-электрическая подводная лодка, три спасательных судна. В тот же день к ним присоединилась научно-исследовательское судно «Атлантис II», оснащенная новейшей электронной аппаратурой.
Появились первые находки. В районе исчезновения лодки были подо-браны в воде куски пробки и пластмассы, несколько резиновых перча¬ток, которые подводники обычно надевают при работе в реакторном от¬секе, пластмассовые бутылки и стаканы. Все выловленные предметы могли принадлежать «Трешеру», но и могли не иметь к нему отношения, по-скольку подобные вещи используются практически на всех американских кораблях и судах.
Проходили часы, а терпящую бедствие лодку на поверхности обнару¬жить не удалось. Глубина океана в этом районе настолько велика, что мысль о том, что поврежденный «Трешер» может лежать на фунте в ожи¬дании помощи, исключалась полностью. Поэтому в 10 часов 30 минут начальник штаба ВМС США адмирал Андерсон сделал заявление журна¬листам: «Печальная необходимость вынуждает меня прийти к заключе¬нию, что подводная лодка «Трешер», которую мы в течение некоторого времени считали пропавшей, в действительности затонула. Безусловно, за прошедшие часы у нее было много возможностей дать знать о себе... С глубоким прискорбием и с чувством офомного горя я вынужден объя¬вить о том, что атомная подводная лодка «Трешер», на борту которой находилось 129 человек, погибла».
С этого момента 129 человек считаются не пропавшими, а погибши¬ми, что гарантирует семьям несчастных выплату денежных компенсаций. Президент Кеннеди в своем выступлении выражает им глубокое соболез-нование.
В пятницу 12 апреля на верфи в Портсмуте приспускают флаг. Верфь, едва ли не самое оживленное место города, на несколько минут словно вымирает.
Уже 11 апреля начинает работать комиссия по расследованию проис-шествия. Председателем назначается конф-адмирал Бернард J1. Остин, начальник Ньюпортского военно-морского колледжа. Члены комиссии собираются в Нью-Лондоне, родном порту «Трешера».
Чтобы восстановить хронологию происшедшего, комиссия пользует¬ся данными океанофафической атлантической системы (ОАС), представ¬ляющей собой фуппу сонаров, измерителей постоянного действия, уста¬новленных в Атлантике американцами. Как только в океане случается катасфофа или бедствие, разного рода комиссии обращаются к ОАС. Назначение ее примерно то же, что у авиационного «черного ящика».
В случае с «Трешером» сонары ОАС дважды, с 9.09 до 9.11 и с 9,13 до 9.14, уловили шумы, которые могли исходить от лодки во время накачки балластных цистерн сжатым воздухом. Кроме того, в 9.18 был зарегистри¬рован сильный низкочастотный помеховый сигнал. Возможно, это был взрыв «Трешера», стальной корпус которого не выдержал чудовищного давления. Масляная пленка на воде и какие-то кусочки пластика — все, что на первый взгляд осталось от подводной лодки и ее экипажа, — с таким же успехом могли быть обыкновенным мусором, оставленным любым судном.
И все же комиссии контр-адмирала Остина удалось локализовать по-иски. Возможные внешние причины катастрофы — нападение врага, встре¬ча с НЛО, столкновение с другим кораблем, саботаж — были быстро отвергнуты. ;
Расследованием возможных причин трагедии занимались две компе-тентные комиссии — военно-морских сил и Объединенного комитета по атомной энергии конгресса США. В результате изучения обстоятельств гибели «Трешера» и опроса лиц, имевших отношение к погибшей лодке, были выдвинуты следующие версии:
вследствие ошибки личного состава лодка проскочила предельную глу-бину погружения и была раздавлена;
разрушение прочного корпуса на глубине, близкой к предельной, про-изошло из-за конструктивных или технологических дефектов;
лодка потеряла плавучесть из-за поступления внутрь прочного корпу¬са воды через поврежденную арматуру или разорвавшийся трубопровод.
Кроме этих официальных версий в зарубежной печати высказывались и другие предположения, например, саботаж или диверсия. Не исключа¬лась возможность взрыва подводной лодки, в том числе в результате бое¬вых действий «неизвестного подводного противника».
Эта гипотеза подтверждалась тем, что среди найденных на месте гибе¬ли лодки предметов оказался кусок полиэтилена площадью около 116 квад¬ратных сантиметров со следами действия огня, служивший для защиты i реактора. Специалисты, однако, категорически отвергли эту версию, зая¬вив, что «физически невозможно, чтобы реактор взорвался, как бомба». Не рассматривалась всерьез гипотеза из области тайной войны подвод¬ных лодок. «Абсолютно нелепым является предположение, — писала j одна из газет, — что подводная лодка погибла в результате безупречно организованного подводного преступления, якобы совершенного «не¬известной» подводной лодкой. «Трешер» был ударным подводным про¬тиволодочным кораблем и обладал новейшими средствами обнаружения противника. Лодка держала непрерывную связь с надводным кораблем, который также был оснащен средствами обнаружения подводных целей... все это весьма затрудняло нападение, а в случае, если бы оно имело мес¬то, сопровождающий корабль, несомненно, получил бы соответствую¬щие сигналы».
Версия о возможной ошибке личного состава не была признана ко¬миссией ВМС достаточно обоснованной, но объективные результаты рас¬следования свидетельствуют об обратном. Так, например, оставшиеся на берегу и тем самым сохранившие себе жизнь члены экипажа «Трешера» (их было трое) отмечали, что большой объем ремонтных работ, к кото¬рым привлекался экипаж, не позволил достаточно хорошо отработать действия личного состава, особенно в аварийных условиях.
Более вероятным представляется неожиданный сбой техники, из-за которого субмарина на несколько мгновений вышла из-под контроля. Такой дефект мог возникнуть только в двух случаях. Либо это халатность во время девятимесячных судостроительных работ, либо очень серьез¬ный конструкторский просчет. Контр-адмирал Остин и его коллега рас¬следуют оба возможных варианта и в итоге вскрывают такую массу пре¬ступных ошибок и недочетов, что ее с лихвой хватило бы, чтобы посадить на дно целый флот.
О недостатках конструкционного материала, из которого был изго-товлен корпус погибшей лодки, низком качестве сварочных работ гово¬рил на заседаниях комиссии конгресса адмирал Риковер: «Микротрещи¬ны в сварных соединениях прочного корпуса, изготовленного из стали HY-80, давно беспокоили меня, как это ни печально, но основной конст¬рукционный материал наших атомных подводных лодок весьма склонен к усталостному разрушению в местах сварных соединений...» Большин¬ство американских специалистов все же склонны считать, что атомная лодка «Трешер» погибла в результате поступления воды внутрь прочно¬го корпуса через поврежденные трубопроводы или забортную арматуру. Подобные аварии и раньше происходили на подводных лодках. Перво¬причиной их являются скрытые технологические или конструктивные дефекты.
Комиссия контр-адмирала Остина обнаружила, что сборка в Портс¬муте двух жизненно важных систем «Трешера» произведена не в полном соответствии с установленными техническими нормами и требованиями. Сжатый воздух и вода в лодке подводились по длинным трубопроводам, которые всегда должны быть идеально чистыми, поскольку даже мель-чайшая грязь может заблокировать очень чувствительные клапаны. Но на военно-морской верфи не было ни одного помещения, где соблюдал¬ся бы режим пыленепропускания.
И тут комиссия Остина объявляет новую сенсацию. Трубопроводы «Трешера» на стыках были не сварены, а запаяны по причине их трудно-доступное™. Разумеется, места пайки не могут выдержать той нагрузки, что максимально допустима для соединений сварки.
Самый надежный способ испытать место пайки — протестировать уль-тразвуком. Хотя этот метод в 1960—1961 годах, во время постройки «Тре-шера», еще не получил широкого распространения, весной 1962 года, когда лодка в рамках ходовых испытаний пять недель стояла на верфи в Грото¬не, штат Коннектикут, ультразвуковое исследование все же было прове¬дено.
Тогда обследовали 115 мест паек, и восемь из них оказались ненадеж-ными. Два соединения были перепаяны. Состояние остальных руковод¬ство не сочло критическим. После проверки «на профпригодность» тех¬ники в Портсмуте снова обследовали «Трешер» ультразвуком. С июля по ноябрь 1962 года было заменено в общей сложности 13,8% паевых соеди¬нений.
Почему же подводная лодка была отправлена в испытательный поход при наличии явного брака в паяных соединениях? Почему не была про¬ведена полная проверка всех соединений, если результаты выборочной дефектоскопии оказались столь обескураживающими?
Ответы на эти вопросы дал председатель следственной комиссии ВМС вице-адмирал Остин: «Начальник Портсмутской верфи, санкционировав¬ший последний поход «Трешера», впоследствии признал свою оплошность. Однако тогда главная его забота состояла в соблюдении срока окончания ремонтных работ. Полная дефектоскопия задержала бы нанесение изо¬ляции на трубопроводы, что, в свою очередь, привело бы к отсрочке окон¬чания ремонта. Вы знаете, чем грозит подобная задержка...»
20 июня 1963 года комиссия по расследованию представила на суд об-щественности краткий отчет о проделанной работе. Он выглядит весьма общим, поскольку большинство данных считаются секретными. На ос-новании выявленных просчетов комиссии удалось установить возможные последствия и загрузить полученные исходные данные для анализа в ЭВМ.
За наиболее вероятную версию катастрофы компьютер принял следу-ющую: утром 10 апреля «Трешер» находился на максимальной тестовой глубине, то есть на глубине не менее 330 метров. Лодка шла со скорос¬тью 15 километров в час и вскоре сменила курс. В 9.09 в корпусе субмари¬ны или в трубопроводной системе появилась пробоина примерно с но¬готь величиной. В ту же минуту резко упала мощность насоса, поставля¬ющего холодную воду для реактора. Командир Харвей приказал «про¬дуть» цистерны и подниматься на поверхность. В 9.11 «продувка» внезап¬но прервалась, вероятно, из-за короткого замыкания в электрической цепи, после чего появились сбои в системе сжатого воздуха, вызванные возможным оледенением.
В 9.12 отключился реактор — короткое замыкание. Электрическому двигателю, который в аварийных случаях замещает реактор, требуется «на разгон» от 10 до 50 секунд. Естественно, в этот период неизбежно падает скорость судна, что и случилось с «Трешером». В 9.13 с лодки пришло последнее сообщение. Одновременно была проведена вторая попытка накачать цистерны сжатым воздухом, шум которого слышен снова 30 секунд спустя. В этот момент отказали практически все жизнен¬но важные системы «Трешера». Компьютер заключает: «Гибель в 9.18». Комиссия предлагает еще две версии, отличающиеся несколькими дета¬лями и кажущиеся менее вероятными, но все же возможными. Однако в одном версии сходятся: между повторной попыткой «продува» и катаст¬рофой прошло 4 минуты. Что же происходило с «Трешером» в эти после¬дние минуты? Никто не знает. Что бы там ни было, но именно в этот промежуток времени всем на борту субмарины стало ясно — спастись никому не суждено.
После трагедии «Трешера» в конструкцию атомных подводных лодок были внесены соответствующие изменения, тщательной проверке стали подвергаться трубы балластных систем, которые были одним из слабых мест сложных систем подводных лодок. Резко сократилось количество систем, подвергающихся воздействию давления воды.
Дальнейшие поиски затонувшей подводной лодки проводились боль¬ше, чтобы «успокоить» общественное мнение (ведь не исключалась и авария атомного реактора!) и попытаться установить причину катастро¬фы. Поиски продолжались в течение 1963—1964 годов и завершились час¬тичным успехом: на грунте были найдены и многократно сфотографиро¬ваны обломки легкого корпуса и ограждения выдвижных устройств под¬водной лодки, определена принадлежность «Трешеру» деталей, поднятых со дна с помощью батискафа «Триест».
Между тем атомный реактор «Трешера» все еще покоится где-то на дне океана — батискаф «Триеста» не нашел от него и следа. Еще 11 апре¬ля 1963 года ВМС США замерили радиоактивность океанской воды. По¬казатели не превышали нормы. Высшие американские офицеры поспе¬шили уверить, что реактор не опасен. Морские глубины, дескать, охлаж¬дают его и препятствуют плавке ядра, а активная зона ограничена проч¬ным и нержавеющим контейнером.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

KrivoCaf
Posts: 1
Comment
Съёмка и трансляции под заказ от специалистов
Reply #1 on : Fri March 11, 2016, 15:53:20
Деятельность специалистов по проведению интернет трансляций отличается от любительской съёмки как породистый жеребец от заморенной клячи.
Это соображение пришло после общего съёмочного процесса с ребятами из Telemost.pro.
<a href=http://www.telemost.pro/>видео трансляция в интернете</a>
Многоплановая съёмка делает коуча динамичным, настоящим для зрителя. Объём зрительской аудитории увеличивается в тысячи раз, при этом качество и дух вебинара, конференции, курса сохранены на 100 процентов.
Всякие технические моменты – вплоть до сроков монтажа – выполнены эффективно и продуктивно.
<a href=http://www.telemost.pro/>как организовать онлайн трансляцию в интернете</a>

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru