СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ПРИНЦЕССА ВИКТОРИЯ»

«ПРИНЦЕССА ВИКТОРИЯ»
31 января 1953 года


Английский морской автопаром затонул во время шторма в
Ирландском море. Погибли 133 человека.
Плавание из шотландского порта Странраер через пролив Норт Чэннел в порт Северной Ирландии Ларн английские мо¬ряки в шутку называют «молоч¬ным рейсом*. На этой линии дей¬ствительно по утрам перевозят молоко, и маршрут протяженно¬стью всего 35 миль является са¬мым коротким морским путем между Шотландией и Северной Ирландией.
Почти новый, специально спроектированный для этой линии морс¬кой паром «Принцесса Виктория», выполняя очередной рейс, послал в эфир призыв о помощи. На SOS откликнулись береговые спасательные станции и суда, находившиеся в это время рядом в море. Но попытки спасти паром оказались безуспешными: его искали 4 часа и не нашли — он уже лежал на дне. «Принцесса Виктория» могла принять 1515 пасса¬жиров, 51 члена экипажа, груз и автомобили. Но в последнем рейсе на нем было всего 127 пассажиров, причем 43 из них спаслись.
С конца прошлого века сообщение между Шотландией и Северной Ирландией поддерживалось морскими железнодорожными и автомобиль-ными паромами. Погибшая в 1953 году «Принцесса Виктория» являлась четвертым по счету паромом, носящим это название. Этот морской пас-сажирско-автомобильный паром был построен в 1947 году в Шотландии судостроительной фирмой «Дэнни и братья». Его регистровая вместимость равнялась 2 694 тоннам, длина — 92,4 метра, ширина — 14,9 метра, осад¬ка — 3,9 метра. Два дизеля фирмы «Зульцер» приводили в движение два винта диаметром 2,66 метра, обеспечивая скорость 19 узлов. Паром яв¬лялся собственностью транспортной комиссии Великобритании и эксп¬луатировался управлением государственных железных дорог страны.
Утром 31 января 1953 года по графику «Принцесса Виктория» должна была выйти в очередной рейс. Большинство пассажиров прибыло в Стран-раер ночным поездом из Лондона. К утру погода резко ухудшилась. За два часа до предусмотренного расписанием отхода судна его капитан Джеймс Фергюсон получил от метеорологов прогноз погоды. В нем говорилось, что близ Малина и Лок-Райана, на пути следования «Принцессы Викто-рии», ожидается штормовой ветер, который потом перейдет в норд-вест от умеренного до сильного. Поскольку по традиции ларомы линии Стран-
раер — Ларн никогда не нарушали расписания из-за погоды, капитан Фергюсон и не подумал о том, что рейс можно отложить. Тем более что в этот раз судно было недогружено: всего 127 пассажиров и 44 тонны гру¬за — чай, обувь и мануфактура. К тому же среди пассажиров «Принцессы Виктории» были два члена парламента Северной Ирландии и сорок спе-циалистов авиационной промышленности, которые торопились в Белфаст.
В 7 часов 45 минут «Принцесса Виктория» отошла от причала. Поми¬мо пассажиров, на ее борту находилось 49 членов экипажа. Так начался этот роковой для парома рейс.
Выйдя из залива Лок-Райан в открытое море, «Принцесса Виктория» встретила сильный северный ветер, скорость которого достигала 75— 80 миль в час. Пока судно шло на север, волны разбивались о нос парома. Но как только судно легло на новый курс, их удары пришлись в корму.
Кормовые ворота «Принцессы Виктории» были сделаны на шарнирах и состояли из двух створок высотой 1,67 метра при ширине 4,2 метра. Каждая створка при открывании складывалась пополам. Под ударами волн в корму судна правые створки ворот прогнулись внутрь и перекосились: закрыть их после этого оказалось невозможным. Видя, что вода начинает заливать автомобильную палубу, капитан Фергюсон решил вернуться в залив Лок-Райан, ведя судно кормой вперед. Но это не удалось, и при-шлось ждать буксира.
Через несколько минут кормовые ворота парома под действием воды раскрылись почти полностью, и вода хлынула на автомобильную палубу. В конструкции автомобильной палубы этого судна тоже имелось одно новшество: число штормовых шпигатов и их размеры были уменьшены до минимума. Вода, не успевая стекать через шпигаты, метровым слоем перекатывалась по палубе. Она собралась по правому борту, и судно по-лучило крен в 10 градусов.
Итак, прошло ровно два часа, и радиостанции ближайших портов и находившихся поблизости судов услышали в эфире: «Принцесса Викто-рия». Дрейфую близ устья Лок-Райан. Судно неуправляемо. Нужна не-медленная помощь буксира». Это казалось странным, потому что еще в 9 часов 40 минут паром видели с берега, когда он медленно шел на север навстречу ветру.
Принятое сообщение тут же передали на спасательную станцию в Пор- тпатрике. Но буксиров там не оказалось. Спасатели обратились по радио к судовладельцам, чьи офисы были расположены по берегам реки Клайд. Но и у них не было ни одного буксира: все они в это время находились в заливе Дугласа. Командование королевского военно-морского флота Шотландии, получив тревожное сообщение, отдало приказ командиру эсминца «Контест», который стоял под парами в Гриноке, немедленно выйти на помощь.
Ближе всех к «Принцессе Виктории» в море, у горла залива Килбран- нана, находилось спасательное судно «Сальведа». Оно, приняв сообще¬ние парома, тут же изменило курс.
При нормальной погоде «Контест» мог бы дойти до «Принцессы Вик-тории» за час, но теперь из-за сильного волнения ему пришлось сбавить ход до среднего и ниже. Он мог прибыть только к 13 часам. Вынуждена была уменьшить скорость и «Сальведа».
Дела на «Принцессе Виктории» принимали серьезный оборот, и капи-тан Фергюсон в 10 часов 32 минуты послал в эфир сигнал бедствия: «SOS! SOS! SOS! «Принцесса Виктория» четыре мили к северо-западу от Корсу- олла. Автомобильная палуба затоплена, сильный крен на правый борт, нужна немедленная помощь, судно неуправляемо».
После 10 часов утра вода с автомобильной палубы через пожарную дверь стала проникать в пассажирский салон.
«Принцесса Виктория» могла бы остаться на плаву гораздо больше времени, если бы залитой оказалась только автомобильная палуба. За-топление же сразу двух помещений обрекало паром на гибель из-за поте-ри остойчивости. Видимо, капитан Фергюсон не оценил, насколько важ¬но было обеспечить водонепроницаемость пожарных дверей и не дать воде проникнуть в помещение салона. Проходили минуты — вода про¬должала заливать автомобильную палубу и салон. Пробовали отливать воду ведрами, но быстро оставили, понадеявшись на помощь спасателей.
В 10 часов 45 минут Фергюсон передал в эфир еще один SOS, сооб¬щив, что «Принцесса Виктория» находится у входа в Лок-Райан. Сразу же после этой передачи он объявил пассажирам, что скоро подойдет помощь, и попросил их собраться на прогулочной палубе «В» (над затопленной палубой), где команда раздала им спасательные нагрудники.
Крен парома на правый борт продолжал быстро увеличиваться, лю¬дям уже трудно было передвигаться по наклонным палубам. На прогу¬лочной палубе вдоль левого борта натянули леера. Пассажиры были спо¬койны, они знали, что судовой радист Давид Бродфут поддерживает по¬стоянную связь с берегом и судами, которые подойдут на помощь с ми¬нуты на минуту.
В 10 часов 54 минуты радиостанция «Принцессы Виктории» снова пе-редала: «SOS, нам необходима немедленная помощь». На этот сигнал бедствия со спасательной станции в Портпатрике в море вышел мотор-ный бот. Он вышел только спустя полчаса после первого SOS «Принцес¬сы Виктории». Оказалось, что его команда на городском стадионе смот¬рела футбольный матч, и лишь после того как на стадионе сделали объяв-ление, спасатели бросились к месту своей службы.
Непотопляемый и неопрокидывающийся спасательный бот пошел к месту катастрофы. Однако тонущего судна не было видно. Спасатели вызывали «Принцессу Викторию» на радиотелефонной частоте бедствия, но она не могла откликнуться, так как радиотелефонной станции на ней не было.
В 11 часов с парома последовала радиограмма: «Принцесса Виктория». Наше место в четырех милях к северо-западу от Корсуолла. Нужна не-медленная помощь». Прибывшие эсминец «Контест» и спасательное суд¬но «Сальведа» в указанном месте судна тоже не нашли... Но не прошло и получаса, как в эфире снова пронесся SOS «Принцессы Виктории*, и опять капитан Фергюсон повторил место, где терпело бедствие его судно. Во всяком случае, в 11 часов 25 минут было принято сообщение: «SOS, «Принцесса Виктория* приблизительно в пяти милях к западу-северо- западу от Корсуолла». Спустя десять минут Фергюсон повторил это сооб-щение, добавив: «Кардек затоплен, очень сильный крен на правый борт, судно неуправляемо, нужна немедленная помощь».
Шторм в проливе Норт Чэннел усиливался, ветер достиг почти 12 бал-лов по шкале Бофорта, налетали снежные шквалы, видимость почти про-пала. Три корабля тщетно вели поиск гибнувшего парома в районе Кор-суолла.
Спасатели не знали, что к этому времени крен парома достиг уже 35 градусов, что шлюпки правого борта почти касались воды, что пассажи¬ры уже стояли не на палубе, а на стенке надстройки спардека... Капитаны ведущих поиск кораблей считали, что паром погиб, но в 12 часов 52 мину-ты его радиостанция снова вышла в эфир: «Положение критическое. Ма-шинное отделение правого борта затоплено».
Весть о бедствии «Принцессы Виктории» уже облетела всю Англию: местные радиостанции Би-би-си передавали в эфир, как идет спасение парома.
В 13 часов 08 минут капитан Фергюсон сообщил: «Сейчас останови¬лись. Паром лежит на боку. Готовимся оставить судно».
В эти минуты крен на правый борт достигал 45 градусов, и шлюпки правого борта спустить было уже невозможно. Всего на пароме имелось шесть 26-футовых металлических спасательных шлюпок, по три с каждо-го борта, которые могли вместить 330 человек. При создавшемся крене спускать шлюпки левого борта было рискованно для жизни людей, но у капитана Фергюсона не было другого выхода. Видимо, потеряв надежду на помощь и ожидая, что судно в любую минуту может перевернуться вверх килем, он отдал команду спускать шлюпки.
В одной из шлюпок разместили женщин и детей. Но как только она оказалась на воде, набежавшая волна ударила ее о борт парома с такой силой, что почти всех, кто в ней находился, выбросило в море... Один из планов предусматривал посадить людей в шлюпки с таким расчетом, что, когда паром пойдет ко дну, эти шлюпки (с отданными заранее талями) останутся плавать на воде. Но капитан знал, что, прежде чем затонугь, паром перевернется вверх килем, и шлюпки, ничем не удерживаемые на кильблоках, завалятся на палубу. Оставалось только надеяться, что в момент погружения «Принцессы Виктории» с ее верхней палубы всплы-вут тридцать спасательных скамеек (на 1140 человек) и спасательные круги.
Позже, во время расследования катастрофы, эксперты высказали мне-ние, что капитану Фергюсону (который погиб) следовало спустить шлюпки немного раньше. Тем не менее в отчете следствия указывалось: «Условия погоды были столь жестоки, что попытка спустить шлюпки оказалась бы катастрофической». В таком случае все спасательные шлюпки «Принцес¬сы Виктории» вообще не соответствовали своему назначению как спаса¬тельные.
«Принцесса Виктория» опрокинулась и пошла ко дну раньше, чем прибыли суда, казалось бы, хорошо организованной и надежной спаса-тельной службы Великобритании. Почему это произошло?
В 13 часов 54 минуты, в тот момент, когда «Принцессу Викторию» тщетно разыскивали у Лок-Райана и Корсуолла, Фергюсон, к удивлению всех, передал в эфир: «По определению, наше место пять миль восточнее Коплендского входа в Белфаст-Лоу».
Оказалось, что и сам капитан не знал координаты своего судна. Его искали у берегов Шотландии, а оно в это время тонуло у берегов Север-ной Ирландии. Получилось, что с момента подачи первого сигнала тре-воги до сигнала, переданного в 13 часов 54 минуты, «Принцесса Викто-рия* прошла и продрейфовала через весь пролив Норт Чэннел и оказа¬лась поблизости от Белфаста. Если бы только Фергюсон в одной из своих радиограмм упомянул, что судно движется в этом направлении, людей наверняка бы спасли...
Этот сигнал с парома приняли несколько судов прибрежного плава¬ния, укрывшиеся от непогоды в Белфаст-Лоу. Капитаны всех этих судов знали, что на спасение парома уже вышли эсминец «Контест», спасатель «Сальведа» и моторный бот из Портпатрика. В час дня радиостанция Би- би-си дала новые координаты «Принцессы Виктории» и сообщила, что требуется дополнительная помощь находившихся поблизости от Белфаст- Лоу судов. Тотчас же все четыре названных судна вышли в море. Измени-ли свой курс и три судна, искавшие паром у Корсуолла, — они направи-лись к побережью Северной Ирландии.
В 13 часов 58 минут шедшие на помощь суда приняли с «Принцессы Виктории» последнее сообщение: «Судно лежит на боку. Машинное от-деление затоплено. Мы покидаем судно». После этого связь по радио с паромом прекратились. Прибыв на место, спасатели опять не нашли «Принцессу Викторию». На экранах индикаторов радиолокационных стан-ций эсминца «Контест» и спасательного судна «Сальведа» никаких эхо- сигналов от судов в этом районе не появилось, в море не было видно ни спасательных шлюпок, ни плавающих на воде обломков. Значит, Фергю¬сон опять указал место неверно. И только когда судно «Орчи» прошло несколько миль сначала на север и потом на северо-северо-восток, спа-сатели наконец обнаружили точное место, но, увы, уже место гибели парома. На воде плавали обломки, спасательные круги, скамьи, перевер-нутые шлюпки. Драма разыгралась менее чем в пяти милях к северо- северо-востоку от острова Мью.
«Орчи» сообщил координаты места гибели парома капитану спаса-тельного бота, который спустили на воду со слипа в Донахади в 13 часов 40 минут. Этот бот в основном и спас почти всех, кто сумел остаться на воде после того, как «Принцесса Виктория» затонула. Двадцать девять человек оказалось в шлюпке № 6, один в шлюпке № 5, один — на спаса-тельной скамье. Их нашли в 15 часов 30 минут — спустя полтора часа после гибели парома.
Всего спасли 43 человека — 33 пассажира и 10 членов экипажа. Среди спасенных не было ни капитана Фергюсона, ни радиста Бродфута. Таким образом, из 176 человек, находившихся на борту парома, погибли 133. При этом не спаслись ни одна женщина и ни один ребенок.
В течение нескольких месяцев английские газеты обсуждали трагедию в Норт Чэннеле. Общественность страны требовала ответа на вопрос «Почему погиб паром?» Ведь он был спущен со стапеля одной из лучших шотландских судостроительных фирм, которая специализировалась в про-ектировании и строительстве морских паромов, его строительство велось под наблюдением «Регистра Ллойда» и британского министерства морс-кого транспорта. Проект парома отвечал последним техническим требо-ваниям безопасности человеческой жизни на море. Судном командовал дипломированный капитан дальнего плавания, имевший большой опыт плавания и отличный послужной список.
Официальное расследование катастрофы велось в Белфасте с 1 марта по 9 мая 1953 года. Оно проходило под председательством судьи Кэмпбел¬ла, известного специалиста по разбору морских аварий. Ему помогали три технических консультанта, один из которых, Робб, был профессором уни¬верситета в Глазго.
Заключение следственной комиссии гласило: «Морской паром «Прин-цесса Виктория» погиб из-за утраты своих мореходных качеств, что было вызвано:
1. Несовершенной конструкцией кормовых ворот, которые не выдер-живали напор волн, и, таким образом, вода проникла на автомобильную палубу.
2. Неэффективностью водоотливных средств, которые не смогли уст-ранить собравшуюся на верхней палубе воду, что вызвало крен на правый борт, привело к потере остойчивости и опрокидыванию судна и его затоп¬лению».
Расследование показало, что новая конструкция шарнирных створ¬чатых ворот не была одобрена ни классификационным обществом, ни министерством транспорта. В ходе дела выяснилось, что еще в ноябре 1951 года правая створка кормовых ворот «Принцессы Виктории» была повреждена во время шторма и ворота закрыть не смогли. Позже их отре-монтировали, но конструкцию не изменили.
Кроме того, эксперты с удивлением установили, что на рабочих стро-ительных чертежах «Принцессы Виктории» отсутствовали штормовые шпигаты для стока попавшей на автомобильную палубу воды. Дело в том, что владельцы судна решили их просто не делать, чтобы в будущем не иметь нареканий со стороны владельцев автомашин — ведь морская вода, попадая через штормовые шпигаты на палубу, могла испортить никели¬ровку лимузинов.
Но тем не менее, несмотря на такие отступления от норм обеспече-ния безопасности судна, «Принцесса Виктория» получила свидетельство на годность к плаванию.
После гибели парома в Великобритании стали больше заботиться о безопасности плавания пассажирских судов в целом и, в частности, об обеспечении надежности кормовых ворот паромов и совершенствовании шлюпочного устройства.
Из этой катастрофы сделало вывод и Королевское спасательное об-щество — оно стало оборудовать свои суда не только радиотелефонными установками, но и радиостанциями для связи с береговой базой.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru