СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-117

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-117
1952 год


Советская подводная лодка затонула во время учений в рай¬оне Татарского пролива. Погибли 52 подводника, в том чис¬ле 12 офицеров.
В начале 1930-х годов советс¬кое руководство приняло реше¬ние о создании нового флота — Тихоокеанского. Не последнюю роль в нем отводилось подвод¬ным лодкам. Строить их начали в Ленинграде, затем секциями, на платформах их перевозили во Владивосток, где производилась окончательная сборка.
Одной из первых доставленных на Дальний Восток подводных лодок была «Макрель». Вскоре имена собственные для названий подводных лодок были отменены, и «Макрель» стала именоваться Щ-117 («Щука»).
Водоизмещение Щ-117 составляло в надводном положении 600, а в подводном 722 тонны. Длина лодки — 58 метров, ширина — 6 метров, осадка — 4 метра. Под дизелями «Щука» могла развивать ход до 12 узлов, под водой под электромоторами, под водой, — 8 узлов. В носовой части лодки располагались четыре торпедных аппарата, в корме — еще два. j Кроме этого, «Щука» имела одно 45-миллиметровое орудие и три пуле- ( мета. Экипаж подводной лодки составлял сорок человек.
Первым командиром Щ-117 стал капитан-лейтенант Николай Египко.
В самом начале 1936 года «Щука» вышла в море, имея весьма необыч- | ный приказ — как можно дольше продержаться вдали от берега. Задачу Щ-117 поставил лично нарком Ворошилов. Экипаж Николая Египко спра- j вился с поставленной перед ним задачей блестяще, вдвое перекрыв все расчетные нормативы. Это был настоящий подвиг. Командир «Щуки» был удостоен высшей награды государства — ордена Ленина, все остальные » члены экипажа получили ордена Красной Звезды. Подводная лодка уста- | новила рекорд для субмарин своего класса, пробыв под водой на ходу более трехсот сорока часов. За время похода она прошла три тысячи миль, из них более трехсот — под водой.
Еще во время войны Щ-117 перебазировалась из Владивостока в Со-ветскую Гавань, где вошла в состав бригады подводных лодок Тихоокеан-ского флота. Но принять участие в боях ей не довелось.
После войны «Щука» участвовала в различных учениях. В 1950 году субмарина прошла капитальный ремонт, в ходе которого были заменены
дизеля, а в следующем — гарантийно-текущий. В соответствии с новой классификацией кораблей в Советском ВМФ подводная лодка получила новое тактическое наименование — С-117. Тогда же 3-я бригада подвод-ных лодок, куда входила «Щука», была переименована в 90-ю, которую в свою очередь включили в состав только что образованного 7-го ВМФ, базировавшегося в Советской Гавани.
К началу 1950-х годов С-117 была уже далеко не новым кораблем, но со всеми заданиями справлялась успешно. Только за 1952 год лодка имела 72 ходовых дня, совершив за это время более двухсот погружений. В но-ябре 1952 года лодка прошла докование во Владивостоке, а затем совер-шила переход в родную базу, выполнив по пути целый ряд боевых упраж-нений.
Командиром С-117 уже два года был капитан 2-го ранга В. А Красни-ков, опытный, прошедший войну офицер. Стаж его службы в подводном плавании насчитывал 11 лет.
14 декабря 1952 года на 90-й бригаде подводных лодок началось плано-вое учение. Тема учений в боевом распоряжении была обозначена так: «Нанесение ударов группой подводных лодок и при наведении разведыва-тельной авиацией». Согласно плану, шесть подводных лодок бригады дол¬жны были развертываться в составе двух групп. При этом одна из лодок должна была выйти в море несколько раньше, чем остальные, для веде¬ния разведки и наведения на корабли условного противника двух следую¬щих за ней «волчих стай». Выполнять разведывательную задачу была на¬значена С-117.
14 декабря в 11 часов утра по местному времени С-117 отошла от при-чала Советской Гавани.
Спустя пять часов в море вышли три «малютки» — первая тактичес¬кая группа, а за час до полуночи и две оставшиеся «Щуки», составлявшие вторую группу. Обе группы взяли курс в свои маневренные районы в Та-тарском проливе, где должны были ожидать подхода кораблей «противни¬ка», отряд которых обозначал корабль-цель ЦЛ-27, выходивший из Холм- ска.
Данные о ЦЛ-27 должна была передать на подводные лодки С-117, после чего занять позицию недалеко от Холмска и контролировать все выходящие из порта суда.
На береговом КП бригады в командование учениями тем временем иступил командир бригады капитан 1-го ранга В. М. Прокофьев. На аэро-дромах разогревали моторы самолеты 8-го разведывательного авиацион-ного полка Тихоокеанского флота. Они должны были помочь С-117 об-наружить условного противника.
В 18 часов 50 минут 14 декабря на КП бригады приняли радиограмму С подводной лодки. Командир С-117 докладывал, что вышел из строя пра- и ый дизель и лодка продолжает движение в назначенный район под вто-рым.
В 20 часов 25 минут оперативный дежурный штаба флота сообщил на корабли и суда об обнаружении в районе Холмска плавающей якорной мины. Дрейфующую мину заметили с берегового поста наблюдения.
В 20 часов 30 минут командующему флотом ДОЛОЖИЛИ об обнаруже¬нии плавающей мины и о местонахождении кораблей 90-й бригады в море. О том, что 90-й бригадой подводных лодок получены телеграммы от ПЛ С-117, в Штаб флота доложено не было.
В 21 час 55 минут начальник оперативного управления штаба флота принял решение: в связи с невозможностью выхода кораблей из Корсако¬ва и Советской Гавани из-за опасной ледовой обстановки для поиска пла-вающей мины в районе Холмска с рассветом 15 декабря использовать ЦЛ-27, находящийся в этом районе.
В 0 часов 25 минут 15 декабря оперативный дежурный передал на ко-рабли и суда уточненные координаты мины.
В 1 час 06 минут от командира С-117 было получено подтверждение на переданную радиограмму.
В 03 часа 15 минут командир «сто семнадцатой» доложил в штаб брига-ды о введении в строй правого дизеля и продолжении выполнения задачи.
Согласно плану учений, корабль-цель должен был покинуть Холмск около 17 часов. Именно в это время на КП бригады и ждали донесения капитана 2-го ранга Красникова об обнаружении выходящего корабля. Но донесения не последовало. С-117 молчала. Особого беспокойства на КП, впрочем, это сначала не вызвало. Ведь возможно, что лодка просто не заметила выходящий корабль, или что-то случилось с аппаратурой связи, или оборвало антенну. К тому же штаб бригады был полностью погло¬щен учениями.
В 19 часов комбриг капитан 1-го ранга Прокофьев запросил С-117, требуя усилить бдительность, а также сообщить свои координаты. Под-водная лодка по-прежнему не отвечала. Тогда-то у командования брига¬ды и возникла тревога.
Наступило 16 декабря. В течение всей ночи штаб бригады неоднок-ратно продолжал вызывать С-117. Но эфир молчал.
В 19 часов 16 декабря подводной лодке С-117 передали очередное при-казание включить ходовые огни и немедленно возвращаться на базу. На радиограмму не ответили.
В 00 часов 30 минут 17 декабря Командующий флотом вице-адмир: Холостяков дал указание командиру 90-й бригады прекратить учения ЦЛ-27 приказали следовать в район Холмска на поиск ПЛ С-117.
В 04 часа 00 минут 17 декабря поступил приказ начать поиски.
В 07 часов 17 декабря по приказанию начальника штаба флота для передачи телеграмм на С-117 десять раз запускался мощный передатч: Однако подводная лодка молчала по-прежнему.
Как же осуществлялся поиск пропавшей подводной лодки? Первая партия тральщиков ТЩ-524, ТЩ-588, вышедших из Советской Гавани
19 декабря к Холмску, начала обследование металлическими и при
донными тралами района, где 15 декабря ЦЛ-27 наблюдал силуэт под-водной лодки.
Осмотр западного побережья острова Сахалин от Холмска на Север до Томари и на юг осуществляли армейские части и пограничники.
Кроме этого, поиск осуществляли до 20 декабря эсминец «Верткий», спасатель «Золотой», подводные лодки С-119 и С-120.
21 декабря к ним присоединились три тральщика 29-й дивизии ОВР, два тральщика 113-й бригады ОВР. К 22 декабря в район Холмска прибыл спасатель «Тетюхе», а 23 декабря — еще два тральщика 6-го ВМФ.
С воздуха поиск С-117 вели два самолета, один из Советской Гавани, один из Корсакова. Указания по поиску были даны и местным рыбакам.
Учитывая возможность случайного тарана С-117 каким-либо судном гражданского министерства, 18 декабря были даны указания командиру Южно-Сахалинской военно-морской базы, а 19 декабря была передана просьба командованию 5-го ВМФ осмотреть все суда, прибывавшие в порты из района Холмска и находившиеся в районе Холмска 14—17 декабря.
С 19 декабря все суда, прибывавшие из района Холмска в Корсаков, Владивосток и Находку, тщательно осматривались водолазами, команды опрашивались, результаты осмотров и опросов сообщались в штаб 7-го ВМФ.
В течение 19—24 декабря пограничниками было осмотрено все запад¬ное побережье острова Сахалина от мыса Крильон до мыса Яблочный, а солдатами Дальневосточного округа — от мыса Кузнецова до города Че-хова. Никаких предметов с ПЛ С-117 не обнаружено.
Из воспоминаний капитана 1-го ранга в отставке А.В. Тисленкова: «Когда все случилось, вспомнили, что и командир лодки Красников и командир бригады Прокофьев не хотели, чтобы С-117 участвовала в уче-ниях. Они просили для нее оргпериод, чтобы восстановить боеготовность, чтобы люди немного переключились с ремонтных дел на боевую учебу. Но начальник штаба флота контр-адмирал Радионов и слушать их не тхотел. То, что С-117 пошла в море, вина только его. Однако ни в какие материалы расследований это не попало, ведь Радионов отдавал приказа-ния устно... Все мы были потрясены известием о трагедии со «сто сем-надцатой». В том, что с лодкой случилась именно трагедия, сомнений ни у кого не было. И в это время начальник политотдела капитан 1-го ранга 1>абушкин ни с того ни с сего заявил во всеуслышание, что, по его мне-нию, наша лодка ушла в Америку, что весь экипаж С-117 оказался него-циями и изменниками. Почему он так сделал, я не понимаю. Может, потел подстраховаться на всякий случай? Боялся возможных обвинений в ■ ной адрес в потере бдительности? Но ведь всему же есть предел? Когда он обозвал экипаж «сто семнадцатой» изменниками, жены офицеров с нее чуть было Бабушкина не убили. Да и все мы были очень возмущены •го непорядочностью».
Тем временем в Москву военно-морским министром Н.Г. Кузнецо- •им были вызваны для разбирательства по обстоятельствам гибели С-117 командующий 7-м флотом вице-адмирал Холостяков, командир 90-й бри-гады капитан 1-го ранга Прокофьев, начальник управления кадров флота капитан 1-го ранга Дьячков и начальник управления разведки флота ка-питан 1-го ранга Мельников. Председателем комиссии по расследованию дела «Щуки» был назначен адмирал Андреев, который немедленно выле-тел на Дальний Восток из Москвы...
А через несколько дней Сталину был представлен документ следую-щего содержания:
«Товарищу Сталину И.В. Докладываем об обстоятельствах гибели под-водной лодки С-117 Седьмого военно-морского флота. В период 14—16 декабря 1952 г. 90-я бригада подводных лодок, базирующаяся на Советс-кую Гавань, проводила тактическое задание по атаке группой подводных лодок во взаимодействии с разведывательной авиацией условно изобража-емого конвоя.
Учение проводилось в районе Татарского пролива к югу от Советской Гавани. Руководил учением командир 90-й бригады подводных лодок ка-питан 1-го ранга Прокофьев. План учения был рассмотрен и утвержден Командующим флотом т. Холостяковым...
Подводная лодка С-117 вышла из Советской Гавани в 11 часов 35 ми¬нут 14 декабря по местному времени с расчетом быть на позиции в райо¬не Холмска к 8 часам 15 декабря.
Вопреки установленному в Военно-Морских силах порядку донесе¬ния кораблями при нахождении в море своего места не реже двух раз в сутки руководителем учения капитаном 1-го ранга Прокофьевым, с одоб¬рения командующего флотом вице-адмирала Холостякова Г.Н. и началь¬ника штаба флота контр-адмирала Радионова А.И., было запрещено под¬водным лодкам доносить о своих местах как при переходе на позицию, так и в ходе учения. Командармам подводных лодок было дано указание доносить только об обнаружении и об атаке конвоя.
В результате этого руководитель учения и штаб флота не могли знать точного места подводных лодок при их переходе, а также не знали време-ни занятия подводными лодками своих позиций.
Подводная лодка С-117 также не доносила о своем месте при переходе из Советской Гавани в район порта Холмск.
Командир подводной лодки С-117 сделал два донесения в адрес ко-мандира бригады лодок: первое донесение в 18 часов 10 минут 14 декабря
о поломке и выходе из строя правого дизеля и второе донесение в 3 часа
15 минут 15 декабря о том, что дизель введен в строй. При этом в обоих донесениях о месте подводной лодки указано не было.
Подводная лодка С-117 должна была донести об обнаружении корабля цели ЦЛ-27, который в 15 часов 15 декабря вышел из порта Холмска, но этого и других каких-либо донесений от подводной лодки не поступило.
Это обстоятельство позволяет считать, что подводная лодка С-117 по-гибла в период от 3 часов 15 минут до 15 часов 15 декабря, при этом наиболее вероятное время гибели подводной лодки между 3 часами
15 минутами и 8 часами 15 декабря, когда лодка при подходе к району разведки в темное время суток должна была погрузиться, с тем чтобы с рассветом быть в подводном положении.
В 3 часа 15 минут 15 декабря подводная лодка С-117 находилась, как указано на прилагаемой схеме, в 43 милях на северо-запад от Холмска с глубинами моря в этом районе до 1000 метров. К 8 часам лодка должна была войти в район своей позиции, нарезанной в виде прямоугольника со сторонами 19 и 16 миль с центром почти на параллели Холмска, в 10 милях от него.
В этом районе подводная лодка должна была находиться до обнаруже-ния цели ЦЛ-27. Глубина моря в районе от 100 до 500 метров и в узкой полосе прибрежной части меньше 100 метров.
Этот район был тщательно осмотрен, при этом на поверхности не было обнаружено ни сигнальных буев, выпущенных подводной лодкой, которые могли оказаться на поверхности моря при глубинах до 100 мет-ров, ни других предметов, принадлежащих подводной лодке С-117. Сигна¬лов о бедствии подводная лодка не имела. Это дает основание полагать, что подводная лодка погибла на больших глубинах.
Ввиду того, что достоверных данных о причинах гибели подводной лодки нет, об обстоятельствах гибели подводной лодки можно только предполагать.
Учитывая все ранее имевшие место случаи гибели подводных лодок, наиболее вероятно, что гибель подводной лодки С-117 могла произойти при следующих обстоятельствах:
неправильное управление подводной лодкой при погружении и при ма¬неврировании под водой; неисправность материальной части лодки; стол¬кновение с надводным кораблем. Вместе с этим был тщательно изучен личный состав подводной лодки С-117 и рассмотрены возможности пред¬намеренного ухода подводной лодки в Японию или насильственного уво¬да ее американцами. Личный состав имел высокое политико-моральное состояние и являлся политически надежным, поэтому уход лодки в Япо¬нию не считаем вероятным. Сопоставляя все данные разведки о действи¬ях американцев в Японском море за последнее время и учитывая реши¬мость личного состава, считаем увод подводной лодки американцами не¬возможным.
Каковы же возможные причины трагедии?
Подводная лодка С-117 до учения находилась два месяца в ремонте во Владивостоке и возвратилась в Советскую Гавань 7 декабря, то есть за 7 дней до начала учения.
Командование бригады и штаб флота не проверили уровень боевой подготовки лодки с выходом в море, а, основываясь на старой оценке подготовленности подводной лодки С-117, допустили участие ее в учении, чего без проверки делать не следовало.
Свои действия командование флотом и командир бригады подводных лодок объясняли тем, что подводная лодка С-117 имела наибольшее, чем другие средние лодки, количество ходовых суток (более 70), успешно со-вершила перед учением трехсуточный переход из Владивостока в Советс¬кую Гавань и в течение года выполнила до 200 погружений.
Учитывая двухмесячное пребывание подводной лодки в ремонте и за-мену за это время некоторой части личного состава, не исключено, что подводная лодка погибла от неправильного маневрирования над водой.
Техническое состояние подводной лодки было удовлетворительное, так как лодка в течение 1946 — 1950 гг. прошла капитальный ремонт и в 1952 году текущий ремонт с докованием.
Однако после нахождения лодки в ремонте материальную часть сле-довало тщательно проверить с выходом в море и посредством погруже-ния. Учитывая это, гибель подводной лодки по причине неисправности материальной части также является вероятной.
Подрыв подводной лодки на плавающей мине, как одно из вероятных обстоятельств гибели лодки, рассматривался в связи с тем, что 14 декаб-ря в районе позиции подводной лодки в районе Холмска рыбаками была обнаружена плавающая мина. При тщательном рассмотрении возмож¬ности подрыва подводной лодки установлено, что подрыв исключен, так как береговыми постами наблюдения и кораблем-целью, стоявшими на внешнем рейде, всплеск и звук от подрыва мины не наблюдался, предме-тов, принадлежавших подводной лодке, которые обязательно должны всплыть при подрыве лодки на мине, обнаружено не было. Сама мина также не была обнаружена; очевидно, за мину был принят плавающий предмет.
С целью определения возможности столкновения подводной лодки с надводными кораблями были проверены четыре транспорта, которые во время учения проходили в районе его проведения. Но и эта версия не нашла подтверждения.
На подводной лодке С-117 погибли 52 человека личного состава, в том числе 12 офицеров. Поиск подводной лодки продолжается».
Перед отъездом в Москву Прокофьев сказал жене: «Как все выяснит¬ся, я позвоню. Если скажу, что все хорошо, значит, не посадили». В Мос¬кве Холостякова, Радионова и Прокофьева заслушивало все руководство страны. Не было только Сталина. Руководил заслушиванием Маленков. Рядом с ним молча сидел и Берия. Однако, к облегчению моряков, спус¬тя каких-то полчаса после начала слушаний он был вызван по какому-то неотложному делу Сталиным и уже больше на заседание не вернулся. Слушание длилось почта восемь часов. Прокофьеву запомнилась деталь: Маленков был не брит и выглядел чрезвычайно усталым. Больше всех, как бывает в таких случаях, обвиняли самого младшего, то есть комбри-га. Обвинения в его адрес сводились к тому, что Прокофьев не обучил как следует командира С-117 и сам не пошел в море именно на этой подводной лодке. Вскоре после возвращения из Москвы капитана 1-го ранга В. М. Прокофьева свалил инфаркт.
Затем был приказ военно-морского министра л закрытое постановле-ние Совета Министров СССР по факту гибели псцводной лодки. Ветера¬ны рассказывают, что здесь Николаю Герасимовщу Кузнецову пришлось нелегко. Ведь по всем существовавшим тогда законам экипаж ненайден-ной подводной лодки надлежало считать не погибшим, а пропавшим без вести со всеми вытекающими отсюда последстврями. Прежде всего это касалось пенсий семьям членов экипажа. Ведь по-ибшим пенсии полага-лись, а пропавшим — нет.
Однако справедливость все же восторжествовша, и пенсии были на-числены, наряду с достаточно крупными единовременными пособиями.
Надо отдать должное советскому правительству: к людям отнеслись со всем возможным вниманием. По указанию гаедсовмина Маленкова семьям погибших офицеров были выделены квартиры в европейской час-ти страны. Города вдовы выбирали по своему у:мотрению. Некоторые пункты пенсионного расчета и сегодня звучат необычно: «...сестре мат-роса Королева B.C. — Королевой Валентине Степановне выделить пен¬сию в размере 300 рублей в месяц до окончания ею высшего образова¬ния».
Был и приказ о наказании виновных в гибели подводной лодки. Ко-мандующему Седьмым Военно-Морским флотом вице-адмиралу Холос- тякову Г.Н. объявили выговор. Командир 90-й брц-ады подводных лодок капитан 1-го ранга Прокофьев В.М. и начальник Политотдела 90-й бри-гады подводных лодок капитан 2-го ранга Никулин А.Н. были сняты с занимаемых должностей и назначены с понижеюем.
А поиски исчезнувшей «Щуки» продолжались :ще целый год. И тогда в ноябре 1953 года Н.Г. Кузнецов, ставший к TOviy времени адмиралом флота, но превратившийся в результате реорганиации ВМФ из военно- морского министра в Главнокомандующего ВМО, подписал донесение министру обороны СССР М.А. Булганину:
«...Военно-Морские силы в течение 1953 года производили поиск под-водной лодки С-117, погибшей в декабре 1952 год1 в южной части Татар-ского пролива во время тактического учения.
Вероятный район гибели подводной лодки оСследован гидроакусти-кой, металлоискателями, а также протрален придонными тралами. Авиа-ция Тихоокеанскою флота в тот же период систематически осматривала южную часть Татарского пролива. Западное побеэежье острова Сахалин было осмотрено частями Дальневосточного воеьного округа и погран-войсками.
Никаких признаков местонахождения погибшейподводной лодки С-117 при поиске не обнаружено. Следует полагать, что подводная лодка зато-нула на больших глубинах.
Поэтому дальнейшие действия по поиску подводной лодки С-117 пре-кращены».

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru