СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ВИЛЬГЕЛЬМ густлов»

«ВИЛЬГЕЛЬМ густлов»
30 января 1945 года


Новейший немецкий теплоход был потоплен советской под¬водной лодкой. На его борту находилось около 9 тысяч гит¬леровцев, из них 3700 обученных специалистов-подводников.
По разным данным в этой катастрофе погибли от 6 до 7 ты¬сяч человек.
Эту катастрофу называют величайшей морской катаст¬рофой за все века мореплава¬ния.
«Если считать тот случай катастрофой, — писал в кни¬ге «Гибель «Вильгельма Гус- тлова»», которая была изда¬на в ФРГ, бывший на борту лайнера и оставшийся в живых гитлеровский офицер Гейнц Шен, — то это, несомненно, была самая большая катастрофа в истории морепла¬вания, по сравнению с которой даже гибель «Титаника», столкнувшего¬ся в 1912 году с айсбергом, — ничто». Как известно, на «Титанике» по¬гибли 1517 человек. На «Вильгельме Густлове» было значительно боль¬ше живой силы противника. Атака подводной лодки под командованием Маринеско немецкого лайнера 30 января 1945 года повергла гитлеровс¬кую Германию в траур. Это была атака века...
Александр Маринеско родился в Одессе. В 14 лет поступил на работу на пароход «Севастополь», совершавший регулярные рейсы между пор-тами Черного моря. В 1933 году окончил Одесский морской техникум, работал в торговом флоте. Но самые яркие страницы его жизни связаны со службой на Краснознаменном Балтийском флоте, где еще в довоен¬ные годы он сумел проявить себя. В 1939 году Александр Маринеско принял командование подводной лодкой М-96, так называемой «малют¬кой». За отличное выполнение торпедных стрельб нарком ВМФ в 1940 году наградил капитан-лейтенанта Маринеско золотыми именны¬ми часами.
В августе 1942 года М-96 торпедировала фашистский транспорт водо-измещением 7 тысяч тонн. Пройдя около 900 миль (из них 400 миль в подводном положении), «малютка» вернулась с победой на базу. Мари- песко был награжден орденом Ленина, члены экипажа другими прави-тельственными наградами.
В 1943 году Маринеско принял командование подводной лодкой С-13. И в первом же боевом походе, в октябре 1944 года, артиллерийским огнем
был отправлен на дно еще один вражеский транспорт. Но главная побе-да, ставшая легендарной, была впереди.
9 января подводная лодка С-13 получила боевой приказ командира бригады подводных лодок контр-адмирала С. Б. Верховского, согласно которому ей надлежало к 13 января занять позицию в Данцингской бухте с задачей уничтожить на вражеских коммуникациях корабли и транспор-ты противника. Точно в назначенное время С-13 прибыла на позицию и начала поиск конвоев, производя его, как правило, ночью — в надвод¬ном положении, днем — под перископом. Однако настойчивый поиск вначале не давал желаемых результатов: кроме кораблей противолодоч-ной обороны, Маринеско ничего не удалось обнаружить.
Метеорологические условия во время этого похода крайне не благо-приятствовали действиям С-13. В первую половину мешали штормовая погода и светлые лунные ночи, а вторая — сопровождалась снегопадами и дождями, ограничивавшими видимость.
Неизвестно, что сыфало главную роль — свои, никому не ведомые расчеты, интуиция? Но Маринеско решил покинуть этот район.
Вечером 30 января С-13 шла в надводном положении. Около 20 часов гидроакустик старшина 2-й статьи Шнапцев доложил, что слышит отда- ( ленные шумы винтов. Штурман подводной лодки капитан-лейтенант Ред- кобородов быстро произвел расчет курса на сближение с кораблями про¬тивника и доложил его командиру. Капитан 3-го ранга Александр Ивано¬вич Маринеско тут же приказал увеличить ход до полного и лечь на курс сближения с вражеским конвоем.
Рассекая форштевнем крутую волну, лодка устремилась навстречу врагу. Вскоре среди множества шумов гидроакустик различил шум винтов боль¬шого судна. А в 21 час 10 минут командир отделений рулевых старшина! 2-й статьи Виноградов, несший сигнальную вахту, обнаружил два топо¬вых огня, а затем и затемненные бортовые огни. Они принадлежали боль¬шому лайнеру, шедшему в охранении боевых кораблей.
Сначала Маринеско посчитал, что имеет дело с легким крейсером типа «Нюрнберг», — уж слишком быстро эти огни перемещались в сто-рону, в западном направлении. Такие скорости обычно имеют военные корабли.
В 21 час 15 минут по отсекам разнесся сигнал боевой тревоги. Мари-неско решил атаковать лайнер из надводного положения. Определив на-правление движения противника, С-13 легла на параллельный с лайне-ром курс, чтобы обогнать его и занять выгодную для торпедного залпа позицию.
Лодка шла в погоне за вражеским кораблем в темноте, в надводном положении, на предельной скорости. Лайнер был настолько огромен, что Маринеско теперь принял его за плавучий судоремонтный завод.
В 22 часа 08 минут С-13 пересекла курс конвоя за кормой и легла на параллельный курс уже со стороны берега. Такая позиция для атаки 411
между берегом и противником — часто обеспечивает успех, так как враг ожидает нападения главным образом со стороны моря и ведет усиленное наблюдение со стороны моря. Опасность в том, что, если лодку заметят, уйти будет невозможно.
Полной скрытности С-13 достичь все же не удалось: с одного из ко-раблей охранения замигали световые проблески азбуки Морзе. Гитлеров-цы, приняв рубку лодки за один из своих катеров охранения, сделали зап-рос. Вахтенный сигнальщик Виноградов не растерялся. Раньше он на-блюдал за световыми переговорами двух фашистских кораблей и запом¬нил их опознавательные, даваемые проблесками фонаря. Теперь же Ви¬ноградов по приказанию командира четко ответил на запрос гитлеровского сигнальщика опознавательными фашистского корабля и этим дезориенти-ровал противника, позволив сблизиться с ним на дистанцию 12 кабельто-вых.
Через час С-13 прорвалась сквозь охранение и, заняв выгодную пози-цию, в 23 часа 08 минут произвела залп из четырех носовых торпедных аппаратов. Последовали три мощных взрыва: одна торпеда взорвалась в носовой части, вторая — в середине и третья — в кормовой части транс-порта. Четвертая торпеда по неисправности осталась в аппарате — не вышла. Лайнер стал быстро тонуть. К гибнущей девятипалубной громаде бросились на помощь корабли охранения.
Над поверхностью моря лихорадочно заметались лучи вражеских про-жекторов. Подводная лодка сразу ушла на глубину. Маринеско решил поднырнуть под конвой, чтобы шумы винтов лодки не были опознаны гитлеровскими акустиками среди множества снующих кораблей, затем, когда лодка выйдет на большие глубины, оторваться от врага и уйти в море. Однако этот план удалось осуществить только частично: как толь¬ко С-13 стала удаляться от конвоя, ее нащупали вражеские гидролокато¬ры. Маневрируя, лодка уходила от преследования. Командир направил ее к месту погружения атакованного лайнера с целью лечь рядом с ним на грунт и отлежаться. Но противник не позволил осуществить это намере¬ние. В 23 часа 26 минут акустик подводной лодки доложил о приближении к месту потопления лайнера миноносца, четырех сторожевых кораблей, двух тральщиков и многих сторожевых катеров, которые установили с лодкой гидроакустический контакт и начали ее преследование. Оно про¬должалось до четырех часов утра 31 января. На лодку гитлеровцы сброси¬ли более двухсот глубинных бомб, и только благодаря искусному манев¬рированию командира лодка оторвалась от преследования, почти не по¬лучив повреждений.
По донесению командира, 30 января лодка потопила транспорт водо-измещением 20 тысяч тонн. Однако Маринеско, довольно точно опреде-ливший элементы движения цели, ошибся в определении водоизмещения транспорта...
30 января 1945 года в Данцигский залив Балтийского моря вышел один из самых крупных кораблей Германии «Вильгельм Густлов». Туристско- экскурсионный теплоход был построен на гамбургской верфи в 1938 году. Это был непотопляемый девятипалубный океанский лайнер, водоизме-щением 25 484 тонны, построенный по последнему слову техники. Два театра, церковь, танцплощадки, бассейны, гимнастический зал, рестора¬ны, кафе с зимним садом и искусственным климатом, комфортабельные каюты и личные апартаменты Гитлера. Длина — 208 метров, запас топли¬ва — до Иокогамы: полсвета без заправки. Он не мог затонуть, как не мог затонуть железнодорожный вокзал.
Судно было названо и построено в честь Вильгельма Густлова — ли-дера швейцарских нацистов, одного из помощников Гитлера. Однажды в его штаб-квартиру явился еврейский юноша из Югославии Давид Франк- футер. Назвавшись курьером, он вошел в кабинет Густлова и всадил в него пять пуль. Так Вильгельм Густлов стал мучеником нацистского дви¬жения.
В войну «Вильгельм Густлов» стал учебной базой высшей школы под-водников.
Был январь 1945 года. Железные дороги забиты, гитлеровцы бегут и вывозят награбленное морем. 27 января на совещании представителей флота вермахта и гражданского начальства командир «Вильгельма Густ-лова» оглашает приказ Гитлера переправить на западные базы экипажи новоиспеченных специалистов-подводников. Это был цвет фашистского подводного флота — 3700 человек, экипажи для 70—80 новейших подло-док, готовых к полной блокаде Англии. Погрузились и высокопоставлен¬ные чиновники — генералы и высший офицерский состав, вспомогатель¬ный женский батальон — около 400 человек. Среди избранников высше¬го общества — 22 гауляйтера земель Польских и Восточной Пруссии. Известно, что при погрузке лайнера к нему подъезжали машины с крас-ными крестами. А по данным разведки на лайнер выгружали перебинто-ванные муляжи. Ночью на лайнер грузилась гражданская и военная знать. Были там и раненые, и беженцы. Цифра 6470 пассажиров взята из судово¬го списка.
Уже на выходе из Гдыни, когда 30 января четыре буксира стали выво-дить лайнер в море, его окружили малые суда с беженцами, и часть людей приняли на борт. Далее лайнер зашел в Данциг, где принял раненых во-еннослужащих и медперсонал. На борту оказалось до 9000 человек.
Много лет спустя в германской печати обсуждали: если бы на корабле были красные кресты, потопили бы его или нет? Спор бессмыслен, гос-питальных крестов не было и не могло быть. Судно входило в состав военно-морских сил Германии, шло под конвоем и имело вооружение — зенитки. Операция готовилась настолько тайно, что старшего радиста назначили за сутки до выхода.
Во время перехода между высшими чинами вспыхнул конфликт. Одни предлагали идти зигзагами, постоянно меняя курс, сбивая со следа совет-ские подводные лодки. Другие полагали, что лодок бояться не надо — Балтика была начинена минами, в море курсировало 1300 немецких ко раблей, бояться надо самолетов. Поэтому предлагали идти напрямую, полным ходом, чтобы скорее миновать опасную воздушную зону.
После попадания трех торпед на лайнере странным образом вдруг вспыхнули все лампы в каютах, вся иллюминация на палубах. Прибыли корабли береговой охраны, с одного из которых был сделан снимок то-нущего корабля. «Вильгельм Густлов» тонул не пять и не пятнадцать ми-нут, а один час и десять минут. Это был час ужаса. Капитан пытался успокоить пассажиров, объявляя, что корабль просто сел на мель. Но уже завыли сирены, заглушая голос капитана. Старшие офицеры стреля¬ли в младших, прокладывая себе путь к спасательным шлюпкам. Солдаты стреляли в обезумевшую толпу.
При полной иллюминации «Вильгельм Густлов» ушел на дно.
На следующий день об этой катастрофе сообщили все зарубежные га-зеты.
«Величайшая катастрофа на море»; «Гибель «Титаника в 1912 году — ничто в сравнении со случившимся на Балтике в ночь на 31 января» — так писали шведские газеты.
19 и 20 февраля в финской газете «Турун Саномат» было помещено сообщение: «...согласно шведскому радио во вторник вышедший из Дан-цига «Вильгельм Густлов» водоизмещением в 25 ООО тонн был утоплен торпедой. На борту парохода находилось 3700 обученных специалистов- подводников, следующих для участия в операциях германского флота, и еще 5000 эвакуируемых... Спаслись всего 998 человек... После попадания торпед лайнер повалился на борт и утонул через 5 минут».
Гибель лайнера всполошила весь фашистский рейх. В стране был объяв-лен трехдневный траур.
В экстренном сообщении берлинского радио говорилось, что коман¬дир подводной лодки, торпедировавшей лайнер, приговорен заочно к рас¬стрелу и объявлен «личным врагом Германии». Приближенные Гитлера в своих воспоминаниях рассказывают, что у него велся специальный учет «личных врагов Германии», нанесших урон «третьему рейху». В этот спи¬сок и попал Маринеско.
Гитлер в припадке ярости приказал расстрелять командира конвоя. В 1938 году, когда в Гамбурге это «чудо германской техники» спускали со стапелей, фюрер лично принял участие в его «крещении» и на банкете поднял тост за величие Германии.
Спешно была создана специальная комиссия по расследованию об-стоятельств гибели корабля. Фюреру было от чего сокрушаться. На лай-нере погибли более шести тысяч эвакуировавшихся из Данцига предста- иителей военной элиты, в своем бегстве опередивших отступающие гит-леровские войска.
Потопление лайнера «Вильгельм Густлов» было крупнейшей, но не единственной победой С-13 в январо-февральском походе. Оторвавшись от преследователей, командир приказал устранить полученные во время бомбежки глубинными бомбами повреждения, после чего подводная лод¬ка продолжала поиск противника.
9 февраля С-13 продолжала боевые действия в южной Балтике. Свире-пый шторм со снегопадом мешал вести наблюдение. Казалось, что в та¬кую погоду вряд ли кто отважится выйти в море. Но к вечеру метель немного стихла.
В 22 часа 15 минут гидроакустик Шнапцев уловил шум винтов боль¬шого корабля. Маринеско определил сторону движения противника и начал с ним сближение, дав 18-узловой ход дизелями. Носовые торпедные аппа-раты были приготовлены к выстрелу.
В это время видимость немного улучшилась, и силуэт огромного ко-рабля четко определился прямо по курсу лодки. Чтобы не быть преждев-ременно замеченным, Маринеско изменил курс с расчетом уйти в тем¬ную часть горизонта.
2 часа ночи, почти сорок минут напряженного маневрирования. На¬конец С-13 снова со стороны берега, как и при атаке лайнера, заняла выгодное положение для залпа.
В момент, когда уже была дана команда приготовиться к атаке, цель неожиданно повернула на новый курс. Маринеско понял, что противник, опасаясь быть атакованным, идет противолодочным зигзагом. Командир увеличил скорость лодки до 19 узлов и начал готовиться торпедировать кормовыми аппаратами.
2 часа 49 минут. Маринеско приказывает остановить дизеля. Стрельба кормовыми аппаратами позволяет делать залп и на 19-узловой скорости. У кормовых торпедных аппаратов нет лобового сопротивления, но все же лучше стрелять на небольшой скорости подводной лодки. Затем звучит команда «Пли!»
Торпеды из кормовых аппаратов устремляются к цели. Расчеты Мари-неско безошибочны. Две торпеды почти одновременно поразили цель, а через несколько секунд раздались еще три сильных взрыва. Произошла детонация боезапаса или взорвались котлы. Сильное пламя, словно мол¬ния во время грозы, осветило место боя.
К тонущему кораблю устремились миноносцы охранения. Освещая весь район прожекторами и осветительными снарядами, они пытались подойти к нему, но он перевернулся через левый борт, на какую-то ми¬нуту задержался на воде вверх килем, а затем пошел на дно.
Только после войны стало известно, что в ночь на 10 февраля 1945 года, в 2 часа 50 минут по московскому времени, был потоплен вспомогатель¬ный крейсер «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 660 тысяч тонн. На нем находилось 3600 гитлеровских солдат и офицеров, спешивших с Курляндского плацдарма на защиту Берлина. Подошедшие к месту гибе¬ли транспорта немецкие миноносцы смогли поднять всего лишь 300 че¬ловек.
И на этот раз С-13, благодаря искусному маневрированию, осуществ-ляемому Маринеско, удалось уйти от противника.
К сожалению, судьба командира легендарной подводной лодки сло-жилась трагически. Сразу после окончания войны Маринеско был арес-тован. И впоследствии имя его и его подвиг незаслуженно пребывали в забвении.
Время, впрочем, все расставило по своим местам. 5 мая 1990 года был опубликован Указ о присвоении звания Героя Советского Союза Мари¬неско Александру Ивановичу — капитану 3-го ранга. Посмертно...

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru