СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«СПЕНС», «ХАЛЛ», «МОНАГХЭН»

«СПЕНС», «ХАЛЛ», «МОНАГХЭН»
18 декабря 1944 года


Три эсминца ВМФ США затонули в Тихом океане во время тайфуна в 300 милях восточнее острова Лусон. Погибли 790 человек.
Конфиденциальная директива командующего Тихоокеанским фло¬том США адмирала Нимица «Уро¬ки повреждений во время тайфуна» была опубликована в открытой пе¬чати спустя 12 лет после ее изда¬ния — в январе 1956 года.
Каковы же обстоятельства, по¬следствия и уроки этой катастрофы, ставшей одной и крупнейших на море в XX веке?
События развивались 18 декабря 1944 года в 300 милях восточнее ос-трова Лусон, когда корабли 3-го флота США, шедшие для обеспече¬ния вторжения американских войск на Филиппины, попали в район близ центра тайфуна и понесли значи¬тельные потери.
Перевернулись и затонули три эсминца: «Халл», «Монагхэн» и «Спенс» (все построены в 1934 году, полное водоизмещение, соответственно, 1800, 1800 и 2600 тонн). Эти корабли возвращались с дозора, имея почти порожними топливные цистерны. «Спенс» первый попал в сложные усло¬вия, у него было повреждено рулевое устройство, и он стал неуправляе¬мым. Спустя 3 часа он затонул вместе с большинством экипажа (341 че¬ловек). Затем печальная участь постигла «Халл». Он также потерял уп¬равление, продержался на воде не более часа и затонул, имея на борту 201 человека, из которых 62 удалось спастись. «Монагхэн» погиб еще че¬рез полчаса с большинством команды (из 162 спаслись 6).
Серьезные повреждения получили еще девять кораблей: легкий крей-сер «Майами» (построен в 1944 году, полная вместимость 12 000 тонн), три легких авианосца — «Монтерей» (1943 год, 13 000 тонн), «Коупенс» (1943 год, 13 000 тонн) и «Сан Джасинто» (1943 год, 13 000 тонн), два эскортных авианосца — «Кейп Эсперанс» (1943 год, 10 200 тонн) и «Эл- тамаха» (1943 год, 13 890 тонн) и три эсминца — «Эйулин» (1935 год, 1700 тонн), «Дьюи» (1935 год, 1700 тонн) и «Хикокс» (1944 год, 2500 тонн).
Девятнадцати кораблям, от сторожевых кораблей до тяжелых крейсе-ров и линкоров, были нанесены менее серьезные повреждения.
Таким образом, погиб и был поврежден 31 корабль; 146 самолетов на разных кораблях были разрушены или повреждены пожарами, разбиты или смыты за борт. Во время катастрофы погибло 790 человек, 80 человек получили ранения.
Несколько оставшихся неповрежденными эсминцев сообщили, что у них качка достигала 70 градусов и более и что они были близки к опроки¬дыванию.
В результате 3-й флот не смог выполнить задание — нанести удары по острову Лусон в запланированное время, то есть 19—21 декабря. Корабли флота были вынуждены уйти в атолл Улити для ремонта и отдыха лично¬го состава. Оперативные действия флота возобновились спустя 10 дней.
Оценивая потери от действия тайфуна, адмирал Нимиц в своей дирек-тиве указал, что потери 3-го флота оказались большими, чем те, которых можно было ожидать в результате любого сражения, и при этом отметил, что офицерам «необходимо понимать законы шторма».
По мнению Нимица, таких тяжелых потерь можно было избежать. Командиры всех степеней слишком полагались на сводки погоды, полу-ченные от центра метеослужбы флота в Пёрл-Харборе, но не анализиро-вали данных о состоянии погоды в радиусе 240—300 миль, где фактически находился центр тайфуна. Не обратили внимания на первые признаки надвигавшегося тайфуна, а когда он разразился, то обойти его не смогли (такие попытки были со стороны отдельных групп кораблей), так как не располагали необходимыми сведениями о его движении.
Повреждения и потери флота возросли еще из-за того, что командиры пытались сохранять заданные курсы и скорости и даже заданное располо¬жение кораблей во время шторма. Командиры кораблей не смогли пра¬вильно оценить создавшуюся ситуацию. Им следовало отказаться от по¬пыток «правильного» маневрирования и все силы бросить на спасение своих кораблей и их экипажей.
Условия перехода флота, поведение кораблей и действия личного со-става во время тайфуна характеризуются в директиве Нимица следующим образом.
Видимость была в пределах 900 метров. Корабли испытывали не толь¬ко сильную бортовую качку, но и шли с постоянным ветровым креном. Через вентиляционные шахты и другие отверстия в надводной части ко¬раблей вода поступала в различные корабельные помещения, уровень воды в которых (в том числе и в машинных отделениях) достигал 60—90 санти¬метров. Однако о нарушении водонепроницаемости бортов кораблей све¬дений не поступало. Распределительные щиты и электромашины различ¬ных видов часто закорачивались и горели. Все это затрудняло управление механизмами и кораблем, корабли часто теряли управление. Происходи¬ли перерывы в работе различных механизмов, устройств и систем. Выхо¬дило из строя электроосвещение. Не действовали РЛС и радиосвязь. Са¬молеты на авианосцах срывало с мест, они ударялись друг о друга, в ре¬зультате чего возникали пожары.
Ветер и волны уносили мачты, дымовые трубы, шлюпбалки, разруша-ли палубные надстройки. Люди не могли удерживать аппаратуру, сорван¬ную с мест, или сбрасывать грузы за борт, когда в этом была необходи¬мость, из соображений остойчивости или по другим причинам.
Вместе с тем корабли маневрировали до самого затопления, пытаясь сохранить свое место в строю согласно прежним указаниям. Эскадрен-ный миноносец «Дьюи» отказался от такой попытки, которая в сложив-шейся ситуации создавала бы большую угрозу для корабля. На действия командира «Дьюи» обращается особое внимание. Он изменил курс на 40 градусов для того, чтобы избежать столкновения с авианосцем «Мон-терей», остановившегося для ликвидации пожаров в ангарах. На новом курсе эсминец оказался в более выгодном положении. В сочетании с энергичной борьбой личного состава корабля за живучесть эти действия дали возможность спасти корабль от гибели. Эсминцы «Халл» и «Монаг- хэм», обладавшие, как однотипные корабли, такой же остойчивостью, что и «Дьюи», перевернулись. Причина опрокидывания кораблей кроется в том, что корабли, имея порожние топливные цистерны, не забалласти- ровались для компенсации сниженной остойчивости. Кроме того, на этих кораблях плохо обстояло дело с борьбой за живучесть. Так, например, личный состав в панике оставил свои посты в машинных отделениях, и корабли оказались практически без движения. Тот факт, что кроме «Дьюи» уцелел и эсминец «Эйулин», также свидетельствует о правильных дей¬ствиях команды корабля.
Эсминцы, перед тем как опрокинуться, лежали на подветренном бор-ту с постоянным креном 50—80 градусов, плавая некоторое время, преж¬де чем пойти ко дну, не исчерпав, таким образом, своего запаса плавуче¬сти. Это также отмечается как факт недостаточной остойчивости эсмин¬цев в штормовых условиях.
Из двух эсминцев типа «Флетчер» — «Спенс» затонул, а «Хикокс» ос¬тался на плаву. «Спенс» опрокинулся и затонул из-за того, что его экипаж не принял мер для ликвидации свободных поверхностей в отсеках и пере¬качки топлива для устранения аварийного крена.
В директиве адмирала Нимица говорится о том, что никакие техни-ческие усовершенствования не могут заменить искусства мореплавания и чувства высокой ответственности экипажей кораблей за порученное дело.
Теперь командиры корабли обязаны были составлять собственные прогнозы погоды. Любой штурман заслуживает порицания, если он слепо полагается только на показания приборов. Также заслуживает порицания командир, который полагает, что если радио не сделало предупреждения
о надвигающемся шторме, то все обстоит благополучно и местные про-гнозы его не касаются.
Командирам было предложено изучить мореходные качества кораб-лей, особенно их остойчивость и непотопляемость, принципы спрямле-
ния поврежденного корабля путем перетекания жидких грузов или при-менением других способов, обеспечивающих непотопляемость в штор-мовых условиях.
Таковы некоторые итоги, извлеченные из катастрофы, которую по-терпел 3-й американский флот на Тихом океане в декабре 1944 года.
Военно-морской суд США, разбиравший обстоятельства катастрофы, нашел, что «были допущены большие ошибки в отношении прогнозов места и пути движения тайфуна».
Ответственность за потери при катастрофе была возложена на коман-дующего 3-м флотом адмирала Холси и в меньшей степени на подчинен-ных ему офицеров. Суд отметил, что ошибки были совершены «под вли-янием напряженных военных действий» и происходили «от твердой ре-шимости выполнить военные требования». На этом основании судебного наказания не последовало. По урокам тайфуна 1944 года служба штормо¬вого оповещения и метеопрогнозов, по сообщениям американской печа¬ти, была улучшена. Но события, произошедшие спустя полгода, этого не подтвердили.
5 июля 1945 года, когда война уже близилась к концу, 3-й флот США вновь попал в зону действия тайфуна, на этот раз в районе Окинавы, и сильно от него пострадал. Правда, случаев гибели кораблей при этом не было, но были зарегистрированы серьезные повреждения четырех авиа-носцев (в том числе тяжелых авианосцев «Хорнет» и «Беннингтон») и трех крейсеров (у одного из них — «Питтсбурга» — был оторван нос на протяжении около 30 метров, до первой башни главного калибра, и он был отбуксирован на остров Гуам для ремонта), двадцати шести других кораблей, в их составе три линкора получили менее значительные по-вреждения. Семьдесят шесть самолетов были уничтожены, семьдесят — повреждены. Убитых оказалось шесть человек, тяжело раненных — че-тыре.
Потери флота от действия тайфуна хотя и были меньшими по сравне-нию с потерями от тайфуна 1944 года, но и они оказались достаточными для того, чтобы существенно повлиять на ход операций 3-го флота США.
И в этом случае военно-морской суд не счел необходимым вынести решение о судебном преследовании виновных, ссылаясь на военные зас-луги участников событий.
Главнокомандующий ВМС США адмирал Кинг оценил действия эки-пажей кораблей в обоих случаях следующим образом: «В каждом случае имелось достаточно информации, чтобы избежать наихудших поврежде¬ний, если бы офицеры реагировали на развивающуюся ситуацию с искус¬ством знания погоды, которое следует ожидать от профессиональных моряков».
На основе уроков обоих тайфунов в США был внесен ряд усовершен-ствований в конструкцию кораблей. Учитывая, что снижение остойчиво-сти многих кораблей произошло в результате повышения их центра тяже¬сти при модернизационных работах (особенно при установке радиолока¬ционного и зенитного вооружения), было признано необходимым топ¬ливные цистерны заполнять водяным балластом по мере расходования топлива. Опыт показал, что ряд легких кораблей сильно пострадал во вре¬мя тайфунов из-за невыполнения именно этого требования. Одновремен¬но были приняты меры для облегчения верхних частей кораблей, для улучшения защиты электрических панелей от морской воды, чтобы при аварийных затоплениях не происходило коротких замыканий.
После крушения трех эсминцев была ускорена разработка новых сис-тем «распознавания ураганов» и прогнозирования штормов, и возросло внимание ВМС к метеорологическим вопросам, которыми в значитель-ной мере ранее пренебрегали.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru