СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«НОРМАНДИЯ»

«НОРМАНДИЯ»
10 февраля 1942 года


Французский лайнер погиб в
Френч-лайн в Нью-Йорке.
В феврале 1930 года среди судо¬владельцев распространились слухи, что Франция намерена построить суперлайнер грандиозных размеров.
Предполагалось, что это будет пер¬вый лайнер длиной более 300 мет¬ров и валовой вместимостью более 6000 регистровых тонн. В 1931 году «из авторитетных источников» по¬ступили сведения, что Т-6 (условное название французского лайнера) будет иметь три трубы небывалой высоты.
Еще через год стали высказываться предположения о названии ново¬го лайнера. Большинство склонялось к мысли, что судно будет названо в честь президента Франции Думера, незадолго до того убитого его по¬литическими противниками. В числе прочих вероятных имен называли: Жанна д’Арк, Наполеон, Нептун, Франклин и т. д. Лишь за десять дней до спуска судна на воду стало известно его настоящее имя — «Нормандия».
«Нормандия» по праву считается гордостью французского судострое¬ния 1930-х годов, хотя следует упомянуть, что корпус судна строился по проекту русского эмигранта, инженера-кораблестроителя В. Юркевича, двигатели — по системе инженера Аршаулова, а винты — по системе инженера Харковича.
Длина турбоэлектрохода составляла 313,75 метра, ширина — 35,9 мет-ра, средняя осадка — 11,16 метра. На его одиннадцати палубах могло раз-меститься 1972 пассажира и 1285 человек команды. Трюмы судна вмеща¬ли 11 800 тонн груза.
Борьба «Нормандии» за первенство среди других судов Атлантики на-чалась с первых же дней ее существования. Шел 1932 год. Капиталисти-ческий мир был охвачен жестоким кризисом. Учитывая обстановку, ди-ректор компании «Френч лайн», которой принадлежала «Нормандия», объявил, что первый рейс нового лайнера откладывается до 1935 года.
Когда «Нормандия», наконец, вышла в море, выяснилось, что вало¬вая ее вместимость составляет 79 300 регистровых тонн. К разочарова¬нию владельцев судна, вместимость стоявшей у достроечного причала ан-глийской «Куин Мэри» была на 2000 регистровых тонн выше.
Французские судовладельцы не могли смириться с тем, что не их, а кунардовский лайнер будет самым крупным судном в мире. Поэтому зи¬мой 1935—1936 годов во время ремонта позади третьей трубы «Норман¬дии» была сооружена большая рубка, благодаря которой вместимость лайнера была доведена до 83 400 регистровых тонн. Причем французы держали это в секрете до тех пор, пока строительство «Куин Мэри» было практически закончено и о каких-либо изменениях уже не могло быть и речи.
Таким образом, «Нормандия» в течение нескольких лет оставалась самым большим судном в мире. Одной из специфических особенностей лайнера была турбоэлектрическая установка..
В первом же рейсе «Нормандия» превзошла все достижения лучших трансатлантических лайнеров по всем показателям: продолжительности перехода, средней скорости, суточному пробегу. В самые последние ми-нуты рейса на матче взвился голубой вымпел, свидетельствующий о том, что «Нормандия» установила новый рекорд Атлантики, развив среднюю скорость около 30 узлов. Хотя компания «Френч лайн» и заявила, что она не стремится к рекордам, все пассажиры получили медали с изобра¬жением «Голубой ленты Атлантики» и надписью «Сделано во Франции». Пассажиры пришли в такой восторг, что растащили на память почти все ложки и маленькие подносы с фирменной символикой.
Десятки тысяч жителей Нью-Йорка встречали лайнер на специально построенном для этого пирсе. Тысячи любопытных уплатили по 50 цен¬тов за право осмотреть интерьеры судна-гиганта. Их поражало все: и настоящий сад с птицами, и театр, и ночной клуб, и костел, и огромная телефонная станция на 1100 абонентов, и пожарная команда в составе 27 человек, которая всегда находилась в состоянии боевой готовности. На судне имелись теннисные корты, бассейн, универсальный магазин.
В честь первого рейса «Нормандии» была выпущена специальная по-чтовая марка. С борта лайнера пассажиры могли послать письмо в кон¬верте с изображением силуэта судна; гашение марок производилось осо¬бым штемпелем.
На обратном пути из Нью-Йорка в Европу «Нормандия» побила свой собственный рекорд, показав скорость 30,3 узла. В последующие годы лайнер проходил это расстояние еще быстрее: его средняя скорость со-ставляла 31,2 узла.
Биография французского корабля, описанного Ильфом и Петровым на страницах «Одноэтажной Америки», закончилась самым нелепым об¬разом. За сутки до нападения Гитлера на Польшу «Нормандия» должна была отправиться в очередной рейс из Нью-Йорка в Европу, но ее так же, как и некоторые другие суда, задержали по приказу Рузвельта, чтобы про¬верить, нет ли на ней вооружения. В результате «Нормандия» вообще не смогла выйти из Нью-Йорка, поскольку на следующий день в Европе на¬чалась война.
Лайнеру прочили блестящую военную карьеру. Газеты и журналы стро-или предположения относительно того, переоборудуют ли его в авиано¬сец или транспортное судно для перевозки только что построенных са¬молетов или же в обычный военный транспорт. После падения Франции Гитлер потребовал от основавшегося в Виши марионеточного правитель¬ства возвращения «Нормандии» на родину, то есть в распоряжение фю¬рера.
Тем временем из экипажа «Нормандии» численностью 1400 человек осталось всего 115 — для поддержания судна в исправном состоянии. Остальные были списаны на берег.
Долгое время правительство Рузвельта не могло решить, что делать с «Нормандией» и другими таким же образом задержанными судами. Нако-нец, 12 декабря 1941 года «Нормандия» была официально конфискована. Переименовав судно в «Лафайет», его начали переоборудовать в военный транспорт.
В феврале 1942 года работы по переоборудованию лайнера вступили в завершающую стадию. 15 февраля судно должно было выйти в море.
9 февраля на борт принимали судовое снабжение. В 14 часов 30 минут по груде капковых спасательных поясов, сваленных в центральном сало¬не «Нормандии», пробежал первый огненный язычок. Прошло около четверти часа после начала пожара, прежде чем пожарный патруль на судне позвонил в Управление пожарной охраны Нью-Йорка. Этот вызов был получен в 14 часов 49 минут. Первые городские пожарные машины прибыли к южной оконечности Манхэттена к причалу Френч-лайн через полторы минуты. На лайнер, окутанный клубами дыма, хлынули мощ¬ные потоки воды из брандспойтов, но пламя, раздуваемое сильным севе¬ро-западным ветром, не унималось. К 15 часам 30 минутам оно охватило прогулочную палубу, и в это время гигантский корпус судна начал кре-ниться на левый борт. Спустя несколько минут пламя пробилось на шлю-почную и солнечную палубы, а чуть позднее занялся мостик. Огромное количество воды беспрерывно заливало судно. Только с трех пожарных катеров, стоявших у борта, на судно было подано 4000 тонн воды.
Капитан судна упрашивал адмирала Эндрюса, в соединение которого должен был войти новый транспорт, разрешить открыть кингстоны и за-топить лайнер, но адмирал заявил, что это дело командования. Пожар¬ные мало разбирались в вопросах остойчивости судна и, пустив в ход мощ¬ные насосы, лили воду куда попало. Многие судовые помещения оказа¬лись частично затопленными. Для удаления воды следовало применить эжекторные насосы. Однако их не оказалось. Воспользовались обычны¬ми осушительными насосами, но плававшие обломки быстро забили при¬емные сетки, и насосы вышли из строя.
К 21 часу 30 минутам крен достиг 17 градусов, к 23 часам 30 мину¬там — 40 градусов, а 10 февраля в 2 часа 39 минут потоки грязной воды и жидкого ила со дна Гудзона хлынули в роскошные внутренние помеще¬ния самого дорогостоящего судна в мире. При этом в отсеках появились
свободные поверхности, и в результате беспрепятственного перемеще¬ния огромных масс воды с борта на борт во время прилива лайнер опро-кинулся...
Репортеры нью-йоркских газет появились около горящей «Норман-дии» раньше, чем агенты ФБР, и их корреспонденции с места катастрофы позволяют довольно точно воспроизвести последовательность событий, как они представлялись очевидцам.
Мэри Превилл — единственная женщина, которая находилась на борту «Нормандии» в день катастрофы, сообщила разыскавшим ее репортерам: «Я проходила через холи и увидела одного работника из нашей фирмы, который крикнул мне: «Внизу небольшой пожар!» Мне стало страшно, и я сразу же сошла на причал и уехала домой*.
Рабочий Э. Сюлливан, оказавшийся в самом центре событий, расска-зывал: «Я находился в гранд-салоне и проверял линолеум. Несколько свар¬щиков работали здесь с ацетиленовыми горелками, вырезая стальные ко¬лонны. Примерно в сорока футах от них находились тюки, как мне пока¬залось, упаковочной стружки или пеньки. Около них стоял человек и от¬гораживал их щитами от летящих из-под горелок искр. Несмотря на эти предосторожности, я почуял: что-то горит! И сразу же двинулся к выходу, все это заняло у меня не более десяти секунд, но тут мне показалось, будто вспыхнула сразу вся палуба под ногами, и я услышал вопль: «По¬жар!»
Попытки локализовать пожар собственными средствами не удались: пожарная система не работала, поэтому 2200 рабочим, находившимся в стальной утробе, был передан по трансляционной сети приказ покинуть судно. Но выполнить его было не просто. Огонь распространялся столь I стремительно, что 200 человек оказались отрезанными огнем и столпи-лись на носу, нависшем над причалом: их пришлось снимать с помощью пожарных лестниц. Спасение находившихся во внутренних помещениях людей осложнилось тем, что вскоре после начала пожара отключилось электричество, вслед за этим вышла из строя телефонная связь. Верени¬ца носилок с пострадавшими потянулась от причала к санитарным ма¬шинам.
Судно было обречено, потому что не было единого руководства борь-бой с пожаром.
Военно-морской инспектор полагал, что его функции ограничивают¬ся установлением связи с фирмой-подрядчиком. Он не командовал, а только советовал. Командир лайнера считал, что коль скоро судно еще : не передано из ремонта и он официально не вступил в командование лайнером, ему не следует брать на себя ответственность в такой драма- J тический момент. Районный офицер по снабжению, хотя и являлся опыт- J ным специалистом и морским инженером, заявил, что его голос является :| совещательным. Он может отдавать распоряжения только подчиненным j ему лицам. Капитан-лейтенант пожарной части Береговой охраны США, находившейся на судне, подчинялся только приказам капитана порта Нью-
Йорка, который в свою очередь считал, что всем должно распоряжаться военно-морское командование, в чье подчинение передан лайнер.
Вечером 9 февраля руководитель спасательных работ на «Норман¬дии» адмирал Эндрюс сообщил корреспондентам, что 128 рабочих полу¬чили сильные ожоги, и 92 из них, попавших в госпиталь, по всей вероят¬ности, умрут. Тогда же он сделал и первое официальное заявление о при¬чине катастрофы: «Один газорезчик срезал с колонны канделябр в глав¬ном салоне, и искры из-под его резака случайно попали на груду капко¬вых спасательных поясов. Капок очень горюч, поэтому огонь и распрос-транился так быстро по палубе, заваленной поясами. Подозрений на ди-версию нет!»
Буквально через несколько минут после этого интервью накренивша¬яся на 12 градусов «Нормандия» оборвала все канаты, связывавшие ее с причалом. Перепугавшийся Эндрюс приказал немедленно затопить суд¬но, надеясь, что оно сядет на грунт на ровный киль. Но было поздно: тысячи тонн воды, налитой пожарными на верхние палубы, хлынули на левый борт, и «Нормандия», потеряв остойчивость, стала быстро валить¬ся на бок.
Лайнер, входивший в первую тройку крупнейших и быстроходнейших судов мира, в самый разгар войны был выведен из строя. Судно, способ¬ное принять на борт почти целую стрелковую дивизию, погибло от пожа¬ра как раз тогда, когда американское военное командование испытывало огромную нужду в войсковых транспортах.
Все это время возле лайнера находился его создатель В. Юркевич. Он раньше всех понял грозящую судну опасность и даже назвал американ¬цам время —- 2 часа 45 минут, когда корабль опрокинется, если они не перестанут безрассудно заливать его водой. Однако представители амери-канских властей не пожелали прислушаться к его советам. В бессильном отчаянии наблюдал старый русский инженер гибель своего творения. Как и предсказал Юркевич, в 2 часа 45 минут ночи лайнер резко накренился и лег на левый борт.
На следующий день Юркевич собрал пресс-конференцию, на кото¬рой объяснил причины трагедии. «Огонь распространился так быстро по той причине, что во время переделки были удалены некоторые водонеп-роницаемые переборки, — сказал конструктор. — Пожарная система корабля была отключена и частично даже разобрана. Большое количе¬ство свежей краски на борту также способствовало распространению огня. Балластные отсеки двойного дна не были заполнены водой: слишком много воды было налито на верхние палубы и надстройку и не был гарантиро¬ван ее быстрый сток. Электрогенераторы судна, по всей видимости, не работали, а питание поступало с берега. Когда начался пожар, береговое электроснабжение было либо отключено, либо оборвался кабель. Это сыграло роковую роль: без электропитания не могли сработать герметич-ные двери с электроприводом, а также вся сигнальная и спринклерная система. В результате судно опрокинулось».
11 февраля 1942 газета «Нью-Йорк геральд трибыон», подводя итоги трагедии у причала Френч-лайн, писала, что из 2200 рабочих погиб один и пострадало 206, из них 96 тяжело, и подозрений на диверсию нет. «Халат-ность сыграла на руку врагу с такой же эффективностью, как диверсия», — утверждала газета.
Флот США разработал план подъема судна, осуществление которого потребовало 22 месяца и 5 миллионов долларов.
15 сентября 1943 года «Нормандия» с креном 49 градусов окончатель¬но оторвалась от грунта у причала Френч-лайн и была отбуксирована в сухой док верфи «Тодд шипярдс корпорейшн» в Бруклине. Корпус лайне¬ра был основательно отремонтирован, приведены в порядок винты, вос¬становлены турбины и электрооборудование.
Однако сразу же после окончания войны в Европе военный министр США Форрестол заявил: «Слишком большая ширина «Лафайетта», пре-пятствующая его проходу через Панамский канал, делает его применение на Тихом океане невозможным, а потому американский флот отказыва¬ется от него».
В 1946 году правительство США продало «Нормандию» фирме «Лин- сетт инкорпорейтед» по цене железного лома: некогда самое дорогостоя-щее судно в мире было приобретено за 162 тысячи долларов.
К середине 1947 года 150 газорезчиков и крановщиков за 8 месяцев превратили в груду лома «Нормандию», над сооружением которой 14 ты-сяч французских рабочих трудились почти 3,5 года. США компенсирова¬ли Франции эту потерю, передав ей 20 пароходов типа «Либерти», кото¬рые в годы войны были поставлены американцами на поток и шли по цене миллион долларов за судно.
Гибель «Нормандии» по-прежнему таит немало загадок и продолжает привлекать к себе внимание. Некоторые факты дают основание предпо-лагать диверсию немецких агентов.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru