СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.


«ИНДИГИРКА»
13 декабря 1939 года


Советский пароход наскочил на риф у северного берега Хок¬кайдо (Япония) и затонул. Большое количество жертв.
На почетном месте в Музее мор¬ского флота во Владивостоке мож¬но видеть небольшой макет памят¬ника, установленного в японской деревне Саруфуцу. Этот экспонат возвращает нас к трагедии века, ко¬торая долгое время скрывалась от всех, — история гибели парохода «Индигирка».
8 декабря 1939 года из бухты На¬гаева во Владивосток под командо¬ванием 58-летнего капитана Н. Лап-шина вышел пароход «Индигирка», принадлежавший «Дальстрою». На его борту находились около полуто¬ра тысяч человек (точная цифра до сих пор не установлена): 700 про¬мысловых рабочих и членов их се¬мей, 750 освобожденных из-под стра¬жи и 60 заключенных под конвоем.
Тот рейс «Индигирки» был последним в навигации 1939 года. Желаю-щих попасть на пароход было очень много. Только что была объявлена амнистия, неожиданно принесшая свободу более чем полутора тысячам колымских зеков.
На пристань амнистированных перевозили открытыми полуторками. Поздней осенью на Колыме холодно, уголовники, пользуясь отсутствием охраны, избивали и раздевали ехавших вместе с ними «политиков», потом выбрасывали на обочину...
Жестокий шторм несколько дней выматывал людей.
На подходе к проливу Лаперуза в перерывах между натисками пурги с мостика ненадолго увидели огонь маяка Анива и, пройдя его, проложили курс между рифом Камень Опасности и берегом острова Хоккайдо. Вско¬ре после смены вахты в полночь на 12 декабря заступивший на вахту вто¬рой помощник капитана В. Песковский сквозь пургу увидел огни и при¬нял их за маячные. Это действительно был огонь маяка, но японского, на мысе Соя-Мисаки острова Хоккайдо.
Ошибка оказалась роковой.

Пароход на полном ходу наскочил на риф Тодо у северного берега Хоккайдо. Судно получило пробоину по всей длине корпуса. Удары волн и ветра в одно мгновение перебросили его через риф, опрокинув на борт, и выбросили на прибрежную отмель в 700 метрах от берега.
В эфир полетел сигнал SOS (по некоторым источникам SOS не посы-лался, связь велась шифром). Вскоре вода вывела из строя радиопередат-чик, связь оборвалась. Моряки и пассажиры остались одни в борьбе со стихией.
Большинство из них сразу же оказались в воде. Остальные через иллю¬минаторы вытащили одеяла, одежду, закрывая от волн и пронизывающе¬го ветра женщин и детей. Их на судне было более ста.
Вышли из строя механизмы, погас свет. С каждым часом судно все больше погружалось: тех, кто уже не мог самостоятельно выбраться на палубу, вытаскивали на канате через отверстие, прорезанное по приказу капитана. На незатопленном борту по всей его длине натянули канат, за который держались люди.
С большим трудом удалось спустить шлюпку, на которой десять доб-ровольцев попытались добраться до берега. С большим трудом она дос-тигла береговой полосы. В воде навсегда остались пять моряков... Осталь¬ные, промокшие и еле живые, в кромешной тьме разыскали рыбацкую хижину и, обессилев, рухнули на пороге.
Тем временем капитан решил послать на берег еще одну, последнюю, шлюпку.
Как только шлюпка коснулась воды, волны смыли четверых. Осталь-ные шестеро, обрубив канат, исчезли в ночи. Но до берега удалось доб-раться только двоим.
В поселке Сарафуцу первым о катастрофе узнал рыбак Дзин Гиньити- ро. В дверь его дома громко постучали — на пороге стояли пять чуть живых иностранцев. Хозяин усадил их около печки, дал водки. По жестам понял, что в море большая беда. Пошел будить жившего по соседству брата Дзин Гиндзо. Тот в испуге стал уверять, что это вовсе не потерпевшие с корабля, а высадившийся на остров советский десант, — ведь отноше¬ния между нашими странами после конфликта на Халхин-Голе были до¬вольно сложными. Тем не менее братья сообщили о спасшихся русских в порт Вакканай.
Начальник полицейского управления городка Вакканай Такэси, кото-рому было доложено о кораблекрушении, был в полном замешательстве. С одной стороны, не направлять спасательные суда нельзя, с другой — посылать их в такую непогоду — явное безумие. Спасать врага, жертвуя своими людьми, не хотелось. Было принято решение командировать на место происшествия помощника полицейского инспектора и с ним еще трех человек.
Полицейский инспектор Тоэиси Исаму приказал трем судам присту-пить к спасательным работам. Японские экипажи в течение нескольких часов прилагали все усилия, чтобы спасти людей. Одно судно было заф-рахтовано военными, и майор Танабэ Райти, отдавая приказ о выходе в море в сильный шторм, брал на себя большую ответственность. Если бы с кораблем что-нибудь случилось, то майору не оставалось бы ничего другого, как сделать себе харакири.
На рассвете жители Саруфуцу увидели лежащее на боку судно, на ко-тором стояли люди, взывая о помощи. Деревушка ничем помочь не мог-ла. А шторм не ослабевал, выбрасывая на побережье тела погибших. Жители попробовали спустить небольшое рыболовное судно, но оно тут же опрокинулось. Члены молодежной организации, отрядов самооборо¬ны поселка вытаскивали на берег тела, перевязывали тех, кто подавал признаки жизни, кормили спасенных.
12 декабря в 16 часов информация о гибели парохода «Индигирка» была передана посольству СССР в Токио. В это время ситуация на судне стала критической. «Индигирка* сильно накренилась. Волны продолжа¬ли омывать людей, чьи силы были на исходе.
Японцы попытались снова завести маленькую рыболовную шхуну «Тен- хо мару». Но и она, отойдя от причала, в конце концов перевернулась. К счастью, японским спасателям удалось благополучно добраться до бере¬га. В это время на место происшествия прибыли представители полицей¬ского управления городка Вакканай, врач, переводчики.
Три парохода «Карафуто мару», «Сосуи мару» и «Санте мару» только 13 декабря около двух часов ночи смогли выйти из порта Вакканай на место катастрофы. Рискуя жизнью, экипажи пытались спасти людей. В результате к 13 часам в безопасное место были доставлены 395 человек. Жители поселка не смыкая глаз, всю ночь и утро продолжали убирать трупы, приводить в чувство оставшихся в живых.
Спасенных согревало сердечное тепло простых японцев, которые по-делились с ними своей одеждой. Когда пострадавшие ехали на санях до железнодорожной станции, в каждом поселке их поздравляли с благопо-лучным исходом.
В Вакканай были доставлены 402 человека, их посадили на пароход «Карафуто-мару», и 14 декабря он отбыл в Отару.
15 декабря консул острова Хоккайдо посетил пострадавших. Он нахо-дился с ними до тех пор, пока их не отправили на родину на пароходе «Ильич».
Но возвращение домой оказалось трагическим: капитана «Индигир¬ки» Н. Лапшина приговорили к расстрелу, больше повезло его второму помощнику В. Песковскому, который получил десять лет лишения сво-боды.
А на побережье у поселка Саруфуцу волны продолжали выбрасывать трупы. Все погибшие по согласованию с Советским правительством были кремированы, а затем отправлены в СССР спецпоездом.
Однако позже японцы обнаружили еще 30 трупов советских граждан. Они были похоронены на кладбище у храма около деревни Саруфуцу. На могиле установили деревянное надгробие с соответствующей надписью на японском.
По данным японских газет, всего было спасено 430 человек, в том числе 35 женщин и 22 ребенка. 741 человек погиб.
Гибель парохода «Индигирка» — одна из самых трагических катаст¬роф в мировой истории кораблекрушений. Однако пребывание на его борту заключенных сделало это событие малоизвестным. Его пытались предать забвению. Но не забыли о гибели несчастных в поселке Саруфуцу. Еже-годно 12 декабря местные жители отмечали день их памяти.
В 1969 году у местной администрации возникла идея установить на месте надгробия настоящий памятник. В 1970 году было создано «Обще-ство по сооружению памятника погибшим при кораблекрушении судна «Индигирка».
12 октября 1981 года состоялось открытие монумента. По задумке япон¬ского архитектора И. Кендзи, пьедестал выполнен из серого дальневос¬точного гранита. Сам памятник представляет собой пятиметровую ме¬таллическую скульптуру в виде трех взявшихся за руки стилизованных фигур, защищающих человеческую жизнь. Своеобразный символ помо¬щи в общей беде...

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru