СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ТЕТИС»

«ТЕТИС»
1 июня 1939 года



На лодке нахо¬дились командир флотилии подвод¬ных лодок, в которую предстояло влиться «Тетису», капитан 1-го ран¬га Орам, 53 члена экипажа, 20 пред¬ставителей служб и управлений Ад¬миралтейства, входивших в состав приемной комиссии, 26 работников верфи и три представителя предпри¬ятий-контрагентов.
В 10 часов 00 минут подводная лодка отошла от пирса верфи и направилась в море для выполнения про¬граммы погружений. В назначенном месте ее ожидал буксир «Гребекок», задачей которого было оповещение судов, способных помешать проведе¬нию погружений. Средств звукоподводной связи с лодкой, а также шиф¬ровальных таблиц для передачи секретных сообщений в штаб флота бук¬сир не имел.
В 13 часов 40 минут «Тетис» приступил к погружению. С борта буксира видели, как подводники покинули мостик. Вслед за этим послышался шум воздуха, вытесняемого водой из цистерн главного балласта. Однако, воп-реки ожиданиям, лодка не желала уходить под воду. Ее рубка еще в тече-ние 1 часа оставалась на поверхности.
Сам по себе случай непогружения лодки не был чем-то необычным: при расчетах балластировки подводного корабля всегда предпочитают ошибаться в безопасную сторону. Однако последующие события приня¬ли трагический оборот.
Как выяснилось позже из рассказа спасшихся подводников, командир лодки счел, что неудовлетворительная балластировка объясняется отсут-ствием воды в двух носовых торпедных аппаратах, которые, согласно рас-четам, необходимо было заполнить в компенсацию массы отсутствовав¬ших на лодке торпед. Он послал в носовой отсек командира минно-тор¬педной боевой части лейтенанта Вудса, чтобы тот проверил, заполнены аги аппараты или нет.

Лейтенант Вудс, поочередно открывая на торпедных аппаратах проб¬ные краники, как и предполагалось, обнаружил, что аппараты с первого по четвертый осушены. Из пробного краника шестого аппарата полилась слабая струйка воды, что свидетельствовало о его частичном затоплении, а пробный краник пятого аппарата наличия в нем воды не показал. Доло¬жив о результате проверки в центральный пост, Вудс подождал некоторое время приказа о затоплении аппаратов (этот приказ почему-то так и не был отдан) и решил произвести проверку состояния их передних крышек, которая была предусмотрена программой испытаний.
Для этого он начал последовательно открывать задние крышки аппа-ратов, начиная с первого, и осматривать их внутренности, освещая длин¬ные темные трубы электрическим фонарем. На пятом аппарате заело рукоятку открывания задней крышки. Как только Вудсу и помогавшему ему торпедисту удалось открыть крышку, через аппарат в отсек хлынул поток холодной морской воды, что было совершенно неожиданно: руко¬ятка открывания передней крышки находилась в положении «закрыто» (система взаимной блокировки крышек аппаратов на английских лодках в то время отсутствовала).
Нечего было и думать вновь закрыть крышку, и Вудс, доложив в цен-тральный пост о случившемся, перешел вместе с торпедистом и другими подводниками во второй отсек (на лодках этого типа — отсек запасных торпед) и попытался закрыть за собой переборочный люк. Это ему также не удалось, так как между крышкой и комингсом люка попал барашек задрайки. Времени для его освобождения у подводников не было, и они отступили в третий отсек, задраив за собой переборочный люк. С затоп¬ленными первым и вторым отсеками в 15 часов 00 минут лодка легла на грунт на глубине 49 метров.
Командный состав лодки понимал, что на поверхности не будут бес-покоиться по крайней мере до 17 часов, поскольку около 14 часов с «Те- тиса» ушла радиограмма с сообщением о предстоящем погружении про-должительностью до 3 часов. Индивидуальные дыхательные аппараты для самостоятельного выхода людей на поверхность, которых на лодке было достаточно, не стали сразу использовать главным образом потому, что опыта такого выхода с глубины, на которой затонула лодка, не имели не только гражданские лица, но и большинство подводников.
В течение почти пяти часов (до 19 часов) подводники в индивидуаль¬ных аппаратах предпринимали попытки проникнуть через спасательную камеру, расположенную между вторым и третьим отсеками и имевшую выходы в каждый из них, в носовые отсеки и закрыть крышку злополуч¬ного торпедного аппарата и затем попытаться откачать воду. Эти попыт¬ки не увенчались успехом, но сильно вымотали людей.
Тем временем «Гребекок» напрасно ожидал всплытия «Тетиса». Ко¬мандир буксира был озадачен необычным уходом лодки под воду. Уже в
16 часов 00 минут он решил сообщить о своих опасениях, однако, не имея шифровальных таблиц, мог сделать это только через гражданскую радиостанцию открытым текстом. Чтобы не поднимать излишней трево¬ги при прохождении радиограммы по обычным каналам связи, сообще¬ние командира «Гребекока» в штаб подводных сил было сформулировано в форме вопроса: «На какое время планировалось похружение «Тетиса»?»
Эта радиограмма была получена в штабе лишь в 18 часов 15 минут в результате стечения ряда обстоятельств (включая прокол шины велоси¬педа почтальона). Сразу же был отдан приказ о поиске пропавшей под¬водной лодки. В 18 часов 22 минуты его получил эскадренный миноно¬сец «Брэйзен», находившийся в Ирландском море. В 18 часов 50 минут приказ был получен на аэродроме морской авиации, расположенном в 150 милях от места катастрофы, однако четыре поисковых самолета смогли взлететь лишь в 19 часов 40 минут.
В результате и эскадренный миноносец, и самолеты прибыли в район происшествия около 21 часа, то есть перед самым заходом солнца. Бук¬сир «Гребекок», хотя и находился на месте катастрофы, не мог оказать им помощь в поисках лодки, поскольку не имел не только средств под¬водного обнаружения, но и обычных навигационных приборов для опре¬деления собственного места.
Между тем обстановка в отсеках подводной лодки продолжала ухуд-шаться. Обессилевшие люди, напрасно ожидая помощи извне, решили поднять корму лодки, а затем попытаться выйти на поверхность через кормовую спасательную камеру, которая таким образом оказалась бы на сравнительно небольшой глубине. Для подъема кормы потребовалось рассоединить и вновь временно соединить многие водные и воздушные магистрали, и эта работа была успешно выполнена опытными заводски¬ми специалистами.
Рано утром следующего дня корма лодки наконец вышла из воды и достаточно скоро была обнаружена поисковыми кораблями, а в 7 часов 30 минут рядом с ней всплыли два подводника: капитан 1-го ранга Орам, который решил лично руководить спасательной операцией, и лейтенант Вудс (необходимо отметить, что эти подводники вышли первыми с согла¬сия оставшихся на лодке). Они рассказали о тяжелом положении людей и ужасной атмосфере в отсеках лодки.
Хотя к этому времени у кормы погибшей подводной лодки собрались уже три корабля (кроме «Гребекока» и «Брэйзена» на место происше¬ствия прибыло спасательное судно Ливерпульского порта «Виджилянт»), ни одно из них не имело средств оказания реальной помощи подводни¬кам.
В 10 часов 00 минут из подводной лодки вышли на поверхность еще два человека: моряк и заводской специалист, которые сообщили, что фи¬зическое состояние людей значительно ухудшилось и они уже не способ¬ны самостоятельно выбраться из своего подводного гроба.
Около полудня к месту гибели лодки подошли шесть новейших эскад-ренных миноносцев типа «Трайбл», однако и на них не оказалось ни опыт-ных водолазов, ни средств оказания помощи затонувшей подводной лод¬
ке. В 14 часов 30 минут из Беркенхенда прибыл буксир, доставивший обо-рудование для кислородно-ацетиленовой резки, с помощью которого пред-полагалось прорезать отверстие в прочном корпусе и через него извлечь оставшихся в живых людей. Для страховки на корму лодки был заведен трос, удерживаемый буксиром и спасательным судном. В 15 часов 10 ми¬нут этот трос лопнул, и кормовая часть «Тетиса», подняв огромную вол¬ну, скрылась под водой.
Только после 18 часов к месту катастрофы начали подходить аварий¬но-спасательные средства: тихоходные судоподъемные суда и буксиры с понтонами из Ливерпуля; эсминец с четырьмя гражданскими водолаза¬ми-глубоководниками и необходимым оборудованием на борту. Менее чем через два часа после прихода эсминца к месту происшествия водола¬зы были уже на палубе затонувшей лодки. В 3 часа 00 минут 3 июня к ним присоединились водолазы со спасательного судна ВМФ «Тедуорт»...
Но было уже поздно. В отсеках «Тетиса», затонувшего вследствие вы¬хода из строя пробного краника и системы открывания крышек торпед ного аппарата, погибли 99 человек.
t

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru