СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«МОРРО КАСЛ»

«МОРРО КАСЛ»
8 сентября 1934 года



Американский лайнер был подожжен пироманьяком и сго¬рел дотла у побережья штата Нью-Джерси. Погибли 134 че¬ловека.
«Морро Касл», лайнер компании «Уорд лайн», являлся последним словом науки и техники. Его турбо- электрическая установка обеспечи¬вала экономичный ход в 25 узлов.
«Морро Касл» без особых усилий мог конкурировать с немецкими лайнерами «Бремен» и «Европа» — призерами «Голубой ленты Атлан¬тики». Владельцы «Уорд лайн» рас¬считывали, что новый корабль при¬несет им хорошую прибыль на так называемой «пьяной линии» Нью- Йорк — Гавана. Тысячи американ¬цев, которым сухой закон был в тягость, устремлялись на Кубу с его почти бесплатным ромом и доступными женщинами. Особой популяр-ностью у них пользовалось знаменитое кабаре «Ла Тропикана» и три ты¬сячи баров, разбросанных по Гаване.
С января 1930 года по осень 1934 года «Морро Касл» совершил 173 сверх- прибыльных рейса на Кубу. Каждую субботу пополудни тысяча пассажи¬ров покидала Нью-Йоркскую гавань. Лайнер брал курс на Гавану и ровно через два дня плавания и 36 часов стоянки в кубинском порту снова воз¬вращался в Нью-Йорк. Такой график движения за четыре года ни разу не был нарушен даже знаменитыми вест-индскими ураганами — истинным бичом мореплавания в Карибском море.
В том рейсе лайнером командовал опытнейший капитан фирмы «Уорл лайн» — Роберт Уилмотт, верой и правдой прослуживший ее владельцам три десятка лет.
Вечером 7 сентября 1934 года «Морро Касл» заканчивал 174-й рейс по маршруту Гавана — Нью-Йорк. Через пять часов на траверзе плавучего маяка «Амброз» он ляжет на новый курс и подойдет к пирсу «Уорд лайн». Но прежде капитан должен дать традиционный банкет для пассажиров в честь окончания веселого плавания.
Но Уилмотт не оказал чести пассажирам своим присутствием в салоне за капитанским столиком.
«Вахтенный! Пусть на банкете объявят, что капитан себя неважно

чувствует и приносит свои искренние извинения. Ужин мне подать в каю¬ту. Позвоните, когда будем на траверзе «Скотланда».
Это были последние слова Роберта Уилмотга. Через час судовой врач Де Витт ван Зейл констатировал его смерть от отравления каким-то силь¬ным ядом... Капитан был найден полураздетым в ванне.
Известие о смерти капитана разнеслось по кораблю. Смолкла музыка, исчезли смех и улыбки на лицах. Банкет отменили, и пассажиры стали ; j расходиться по своим каютам.
В должность капитана заступил старший помощник — Уильям Уормс. j За 37 лет, проведенных в море, он прошел путь от юнги до капитана. К тому же он имел диплом лоцмана Нью-Йоркской гавани. Уормс решил , оставаться на мостике до прихода судна в порт, так как из полученного по радио прогноза погоды следовало, что «Морро Касл» близ маяка «Скот- ланд» войдет в полосу восьмибалльного шторма, встретит со стороны материка два-три сильных шквала.
Судовые часы показывали 2 часа 30 минут ночи, когда Джон Кемпф, 63-летний пожарный из Нью-Йорка, проснулся от запаха гари. Он выско-чил в коридор. Горело помещение судовой библиотеки. Металлический шкаф, где хранились письменные принадлежности и бумага, был охвачен каким-то странным голубым пламенем. Кемпф сорвал висевший на пе-реборке углекислотный огнетушитель, отвернул клапан и направил струю пены в приоткрытую дверь шкафа. Пламя, изменив цвет, вырвалось из шкафа, опалив пожарному брови. Тогда Кемпф кинулся к ближайшему гидранту, раскатал шланг и открутил вентиль, но напора в магистрали не было. Кемпф бросился будить спящих пассажиров второго класса. Кори- 1 дор нижней палубы был также объят пламенем. Огонь всегда распростра¬нялся снизу вверх, а здесь, на корабле, он почти мгновенно устремился вниз...
Ночная тишина вдруг нарушилась душераздирающими криками. Люди, задыхаясь от дыма, в панике выскакивали в коридоры. Тем време¬нем обитатели кают, куда дым не дошел, еще спали. А когда по всем палубам лайнера раздались сигналы пожарной тревоги, было уже по¬здно — коридоры и проходы охватило пламя. Выход из кают был отре¬зан огневой завесой. Кто не успел покинуть свои каюты, невольно ока¬зались в салонах, окна и иллюминаторы которых выходили на носовую часть лайнера.
Огонь продолжал преследовать тех, кто оказался загнанным в салоны палуб «А», «В» и «С». Единственный шанс спастись — это разбить окна и выпрыгнуть на палубу перед надстройкой корабля. И люди разбивали сту¬льями толстые стекла квадратных иллюминаторов, прыгали вниз на па¬лубу. Таким образом, почти все передние иллюминаторы были выбиты. «Морро Касл» продолжал мчаться двадцатиузловым ходом. Продольные коридоры обоих бортов лайнера теперь уже походили на аэродинамичес¬кую трубу. Через 20 минут после начала пожара пламя гудело по всему лайнеру.
Судно было обречено. Но этого еще не понимали на ходовом мостике и в машинном отделении. По непонятным причинам система определе¬ния очагов пожара и автоматическая система тушения огня не сработа¬ли. Хотя капитан Уормс был тотчас оповещен о пожаре, он больше ду¬мал о предстоящих трудностях швартовки в тесной гавани Нью-Йорка и был уверен, что пожар будет ликвидирован.
Первые полчаса пожара Уормс находился в состоянии какого-то стран-ного оцепенения, и лишь выход из строя авторулевого вынудил его изме-нить курс судна и отвернуть от ветра.
В судебном отчете по делу о пожаре на «Морро Касл», которое позже слушалось в Нью-Йорке, отмечалось, что поведение капитана Уормса и его помощников напоминало игру трагедийных актеров, создававших сво¬ими действиями панику и замешательство. Было странным и то, что выз-ванный по телефону из своей каюты старший механик Эббот на мостик не явился. Не видели его и в машинном отделении. Оказалось, что он в эти минуты организовал спуск спасательной шлюпки с правого борта. В ней его (хотя и со сломанной рукой) и увидели журналисты, когда через несколько часов шлюпка достигла берега.
По непонятным причинам Уормс никого не назначил из своих по-мощников для руководства тушением пожара. Огонь пытались погасить сами пассажиры. В панике они раскатывали шланги, открывали гидранты и лили воду в дым. Но огонь наступал — людям приходилось искать спа-сения. Таким образом, оказались открытыми почти все гидранты, и хотя механики уже включили насосы, давления в главной пожарной магистра¬ли почти не было. Тушить пожар было нечем.
А тем временем Уормс машинным телеграфом передавал команды механикам. В течение десяти минут «Морро Касл» то и дело менял курс, описывая зигзаги, выходил на циркуляцию, крутился на месте, пока ветер не превратил пожар в гигантский бушующий костер.
После последней команды остановили дизель-генераторы, и лайнер погрузился в темноту... Машинное отделение наполнилось дымом. Там уже невозможно было оставаться. Механики, мотористы, электрики и смаз¬чики покинули свои посты. Но немногим из них удалось найти спасение на верхних палубах судна...
Уормс распорядился передать сигнал SOS только через пятнадцать минут после того, как ему доложили, что пожар погасить нельзя. В это нремя «Морро Касл» находился в двадцати милях к югу от маяка «Скот- ланд», примерно в восьми милях от берега.
Помощник начальника судовой радиостанции Джордж Алагна бро¬сился в радиорубку, которая находилась неподалеку от судового мостика. Но пламя преградило ему путь, тогда Алагна прокричал в открытый ил-люминатор рубки радисту, чтобы тот передал сигнал SOS. Начальник су-довой радиостанции Джордж Роджерс не успел передать сигнал бедствия до конца — в радиорубке взорвались запасные кислотные аккумуляторы, i Рубка наполнилась едкими парами. Задыхаясь от серных паров и почти
теряя сознание, радист нашел в себе силы еще раз дотянуться до ключа и передать координаты и сообщение о разыгравшейся в море трагедии.
В 3 часа 26 минут вахтенный радист находившегося поблизости анг-лийского лайнера «Монарк оф Бермуда» отстучал принятое через науш-ники сообщение: «CQ, SOS, 20 миль южнее маяка «Скотланд». Больше передавать не могу. Подо мною пламя. Немедленно окажите помощь. Моя рация уже дымится».
Алагна сумел-таки пробраться в горящую радиорубку. Оба радиста про-брались через сгоревший наполовину мостик и по правому трапу спусти-лись на главную палубу. Оттуда единственным путем к спасению оста-вался путь на бак. Там уже было тесно: почти все офицеры и матросы «Морро Касл» искали там спасение. Среди них был и капитан Уормс... >
На следующий день, 8 сентября 1934 года, центральные газеты США вышли экстренными выпусками — в центре внимания были события про-шедшей ночи на борту «Морро Касл». Матрос Лерой Кесли рассказывал о беспомощных пассажирах, которые «напоминали вереницу слепых, в отчаянии ищущих двери». Кесли объяснил журналистам, почему на мно-гих шлюпках при спуске с «Морро Касл» заедало тали, рассказывал, как еще имевший ход лайнер буксировал шлюпки за собой, как совсем рядом с ним в воду с шипением падали огромные куски толстого стекла лопнув-ших от жара иллюминаторов салонов, как они рассекали находившихся в шлюпке людей пополам... Позже матрос вспоминал: «Из шлюпки я уви¬дел страшное зрелище. Горящее судно продолжало уходить... его черный корпус был охвачен оранжевым пламенем пожара. Женщины и дети, тес-но прижавшись друг к другу, стояли на его корме. До нас донесся крик, жалобный, полный отчаяния... Этот крик, похожий на стон умирающего, , будет слышаться мне до самой смерти... Я смог уловить лишь одно ело- i во — «прощайте».
Очевидцы катастрофы из числа спасенных пассажиров писали, что у тех из них, кто нашел убежище на корме судна, не было шансов поки¬нуть горящий лайнер на шлюпках. Спастись могли только те, кто без страха смотрел вниз, где в 10 метрах ниже бурлила холодная вода океана.
Во время следствия выяснилось, что около двадцати человек сумели спастись с горевшего лайнера вплавь, преодолев 8 морских миль бушую-щего моря. Шестнадцатилетнему судовому юнге-кубинцу это удалось без спасательного жилета.
К рассвету 8 сентября на уже полностью выгоревшем и все еще дымя-щемся лайнере осталась небольшая группа экипажа во главе с капитаном Уормсом. Тут были и Роджерс со своим заместителем — вторым радис-том Джорджем Алагна.
Чтобы прекратить дрейф судна под ветер, отдали правый становой якорь, и когда к «Морро Касл» подошло спасательное судно ВМФ США «Тампа», буксировку пришлось оставить. Только к 13 часам оставшиеся на лайнере смогли перепилить ножовкой звено якорь-цепи. Капитан тре-тьего ранга Роуз приказал завести на бак лайнера буксир, чтобы доста-
вить сгоревшее судно в Нью-Йорк. Но к вечеру погода резко ухудшилась, начался северо-западный шторм. Вскоре буксирный трос лопнул и намо¬тался на винт «Тампы». «Морро Касл» начал дрейфовать под ветер, пока не оказался снесенным на мель у побережья штата Нью-Джерси, в трех десятках метров от пляжа парка отдыха Эшбари. Это произошло в суббо¬ту, в 8 часов вечера, когда там было много народу.
Весть о трагедии уже облетела Нью-Йорк и его пригороды, а после¬дние новости, переданные по радио, привлекли к этому необычному про-исшествию тысячи людей.
На следующее утро в Эшбари-парке собрались 350 тысяч американ¬цев, все шоссе и проселочные дороги были забиты автомашинами. Вла¬дельцы парка взимали 10 долларов за право попасть на борт все еще тлевшего лайнера. Любителям острых ощущений выдавали респиратор¬ные маски, фонари и пожарные сапоги, чтобы они «без риска для жиз¬ни» могли получить удовольствие, посетив сгоревший «Морро Касл». Губернатор штата Нью-Джерси уже строил планы превратить остов лай¬нера в постоянно действующий «аттракцион ужаса». Но фирма «Уорд лайн» ответила категорическим отказом. Она предпочла продать выго¬ревший корпус «Морро Касл», постройка которого в свое время обошлась в 5 миллионов долларов, за 33 605 долларов одной балтиморской фирме на металлолом.
Следствием по делу гибели «Морро Касл», проведенному экспертами департамента торговли США, которые опубликовали 12 томов этого дела, было установлено следующее: первые три шлюпки, спущенные с горя¬щего корабля, могли принять более 200 пассажиров. Этими шлюпками должны были управлять 12 моряков. Фактически же в них оказалось все¬го 103 человека, из которых 92 являлись членами экипажа. Всем досто¬верно было известно, что лайнер вышел из Гаваны, имея на борту 318 пассажиров и 231 члена экипажа, что из 134 погибших оказалось 103 пассажира.
Помимо погибших, сотни людей, получив тяжелые ожоги, остались инвалидами на всю жизнь... Америка была потрясена трусостью, бездар-ностью Уормса и подлостью Эббота.
Новоявленный капитан «Морро Касл» Уормс лишился судоводитель¬ской лицензии и получил два года тюрьмы. У механика Эббота отобрали диплом механика и приговорили его к четырем годам заключения. Впер¬вые в истории американского судоходства суд вынес приговор косвенно¬му виновнику пожара, человеку, который не находился на корабле. Им оказался вице-президент «Уорд лайн» Генри Кабоду. Он получил год ус¬ловного заключения и выплатил штраф в размере 5 тысяч долларов. По искам пострадавших владельцы «Морро Касл» выплатили 890 тысяч дол¬ларов.
Но в этой трагической истории были и свои герои — моряки парохо¬дов «Монарк оф Бермуда», «Сити оф Савана» и «Андреа Лакенбах», бук¬сира «Тампа», катера «Парамонт», которые спасли около 400 человек.
И, конечно, главным героем описываемых событий стал радист Джордж Роджерс. В его честь мэры штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси дали рос¬кошные банкеты. Конгресс США наградил Роджерса золотой медалью «За храбрость».
На родине героя — в небольшом городке штата Нью-Джерси Байон¬не — состоялся по этому случаю парад военного гарнизона штата и по¬лиции. В Голливуде задумались о сценарии фильма «Я спасу вас, люди!» Роджерс с триумфом прокатился по многим штатам, где выступал перед американской публикой с рассказами о драме на «Морро Касл».
В 1936 году Роджерс оставил морскую службу и поселился в своем родном городе. Там ему с радостью предложили должность начальника радиомастерской в управлении городской полиции.
Через девятнадцать лет Роджерс снова стал сенсацией номер один.
В июле 1953 года по подозрению в зверском убийстве 83-летнего на-борщика типографии Вильяма Хаммела и его приемной дочери Эдит по-лицией был арестован бывший радист «Морро Касл» Джордж Роджерс. Герой Америки попал в следственную камеру тюрьмы. После 3 часов 20 минут совещания суд присяжных признал его виновным в убийстве и приговорил к пожизненному заключению.
Следствие установило, что Роджерс — бывший сотрудник американс¬кой полиции — опаснейшая для общества личность, убийца, аферист, вор и пироманьяк.
Во время следствия неожиданно на свет стали всплывать факты, кото-рые потрясли не только обитателей Байонна, но и все США. Оказалось, что «национальному герою» теперь приписывалось отравление капитана Уилмотта и поджог «Морро Касл».
Во время разбора дела, проанализировав целый ряд обстоятельств, пред-шествовавших пожару, опросив свидетелей и очевидцев, эксперты воссоз-дали картину катастрофы «Морро Касл». За час до выхода лайнера из Гаваны капитан Уилмотт, увидев начальника радиостанции несущим две бутылки с какими-то химикатами, приказал ему бросить их за борт...
Полиции стало известно, что Уилмотт и Роджерс давно враждовали. Факт отравления капитана не вызвал у экспертов сомнения, хотя прямых улик и не было (труп во время пожара сгорел).
Эксперты по вопросам судостроения и химики предположили, что Роджерс поджег судно с помощью бомб замедленного действия в двух или трех местах. Он отключил автоматическую систему пожароопределения и пустил газолин из цистерны аварийного дизель-генератора с верхней палубы на нижние. Вот почему пламя распространялось сверху вниз. Он также учел место хранения сигнальных фальшфейеров и ракет. Этим объяс-нялось быстрое распространение огня на шлюпочной палубе Схема под¬жога была продумана профессионально, со знанием дела...
10 января 1958 года Роджерс скончался в тюрьме от инфаркта мио¬карда.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru