СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«СЕН-ФИЛИБЕР»

«СЕН-ФИЛИБЕР»
14 июля 1931 года


Французский экскурсионный пароход перевернулся килем
вверх во время шторма в Бискайском заливе. Погибли более
500 человек.
«Сен-Филибер» построили в 1923 году на верфях Сен-Назера во Франции по заказу Нантского об¬щества судоходства. Пароход, водо¬измещением 189 регистровых тонн, имел длину 27,3 метра, ширину 6 метров и высоту борта 2,61 метра.
Это было экскурсионно-прогулоч¬ное судно озерного типа. Тупоносое, почти плоскодонное, с одной тру¬бой и одной мачтой. От бака до са¬мой кормы его главная палуба была занята двумя пассажирскими сало¬нами первого и второго класса. Над салонами была еще одна открытая палуба со скамейками для экскур¬сантов. Хотя мощность паровой машины «Сен-Филибера» составляла всего 23 лошадиные силы, его труба возвышалась нал палубой на 8 мет¬ров. Это вместе с высоко расположенной рулевой рубкой делало пароход похожим на буксир.
Несмотря на свои скромные размеры и тоннаж, «Сен-Филибер» имел свидетельство на перевозку 500 пассажиров. Как могло случиться, что столь небольшому по размерам судну выдали такое свидетельство? Во Франции до сих пор стараются умалчивать об этом скорбном происшествии, по¬скольку эта катастрофа — одна из самых мрачных катастроф в истории страны.
Владельцам пароходства хорошо было известно, что, когда «Сен-Фи-либер» отходил от причала и пассажиры собирались на одном борту, чтобы видеть провожающих, крен парохода в эту сторону достигал по¬чти 10 градусов. Но поскольку «Сен-Филибер» в основном плавал по реке, классификационное общество «Бюро веритас» с этим мирилось.
Восемь лет «Сен-Филибер» обслуживал регулярную пассажирскую линию Нант — Сен-Назер.
Однажды летом 1931 года дирекция одной ткацкой фабрики Нанта об-ратилась к владельцам «Сен-Филибера» с просьбой нанять пароход на воскресенье 15 июня для экскурсии на Нуармутье — большой живопис¬ный остров, расположенный в Бискайском заливе в 15 милях от устья

Луары, славящийся своими дубовыми рощами и мимозами. Нантское общество судоходства согласилось снять на один день пароход с линии и продало дирекции фабрики 500 билетов.
В воскресенье 15 июня 1931 года перед рассветом моросил мелкий дождь, потом он кончился, задул юго-восточный бриз и выглянуло солн¬це. Несмотря на ранний час, на речной пассажирской пристани собра¬лось около трех тысяч человек провожающих. Семьи ткачей пришли про¬водить своих близких, отправлявшихся в путешествие. Многие просили привезти мимозу Нуармутье.
Ровно в 7 часов убрали сходни, и «Сен-Филибер» отошел от пристани. Через три с половиной часа хода пароход в Сен-Назере сделал неболь¬шую остановку и снова двинулся вниз по реке. Ветер с юго-западного сменился на южный. Пароход еще не вышел в залив, а его уже качало на волнах Луары. У многих экскурсантов началась морская болезнь.
Наконец, через два часа судно причалило к деревянному пирсу остро¬ва Нуармутье. Пассажиры, взяв с собой корзины с провизией и одеяла, отправились кто в дубовые рощи Нуармутье на пикник, кто за мимозой. Прошло часа три. К полудню южный ветер усилился, и капитан «Сен- Филибера» Олив поспешил выйти в обратный путь.
Около 30 пассажиров, которых укачало по пути из Сен-Назера, пред¬почли остаться на острове. Они решили дождаться отлива и по узкой дам¬бе, соединявшей остров с материком, добраться домой пешком.
Когда пароход отошел от пирса, ветер задувал уже с запада. Со сторо¬ны Биская он гнал к устью реки волны. Погода ухудшалась с каждым часом. Едва пароход вышел из-за прикрытия острова, ветер обрушился на левый его борт.
Пароход раскачивался все сильнее. Из-за небольшой осадки и высо¬кой палубной надстройки «Сен-Филибер» дрейфовал под ветер. Все труд¬нее и труднее было удерживать его на курсе, хотя паровая машина рабо¬тала на предельных оборотах.
Расстояние от северной оконечности Нуармутье до мыса Сен-Жиль- да, что у южного края эстуария Луары, сравнительно небольшое. Обо¬гнув этот мыс, «Сен-Филибер» имел бы ветер с кормы и, подгоняемый им, быстро бы вошел в устье реки. Но, огибая Сен-Жильду, пароход под¬ставил ветру весь левый борт и накренился еще сильнее. Большая волна выбила несколько стекол в салоне первого класса. Находившиеся там пассажиры испугались и бросились из салона на палубу подветренного борта. Этого оказалось достаточно, чтобы пароход накренился еще боль¬ше на правый борт и не смог уже выпрямиться.
«Сен-Филибер» лег на воду бортом и был накрыт набежавшей волной. Пароход с 500 пассажирами исчез под водой меньше чем за минуту...
Позже, во время разбора причин катастрофы, служащий спасательной станции на мысе Сен-Жильда сообщил: «Я наблюдал за судном в бинокль. Когда оно подошло к бую отмели Шателье, я на мгновение отвел взгляд в сторону. Я подчеркиваю — на мгновение! И когда опять посмотрел на
то же место, парохода там уже не было. Этот участок залива был пусты-нен, видны были одни волны. Я подумал сначала, что пароход скрылся в пене брызг, но на самом деле он уже исчез в волнах...»
«Сен-Филибер» пошел ко дну между буями, ограждающими отмель Шателье у мыса Сен-Жильда, примерно в 8 милях юго-западнее Сен-На- зера. Хотя помощь прибыла через полчаса, спасти удалось всего 7 чело¬век. Лоцманский бот вытащил из воды 6 человек, которые плавали, ухва¬тившись за деревянную скамейку, смьггую с палубы парохода. Позже шед¬ший из Сен-Назера буксир снял с буя еще одного человека.
Весь вечер и всю ночь в Нанте у здания судоходного общества буше¬вала толпа людей. Родственники погибших требовали наказать судовла¬дельцев за гибель своих жен, отцов, детей. Почему выпустили речной па¬роход в Бискайский залив? Почему на судне не было ни спасательных шлюпок, ни спасательных кругов? Почему капитан Олив вышел в обрат¬ный рейс, вместо того чтобы переждать непогоду?
Хозяева Нантской судоходной компании на могли ответить на все эти «почему» и «где». Не мог дать на них ответа и сам министр судоходства Франции. Единственное, что он мог сделать, это официально объявить, что «Сен-Филибер» был опрокинут шквалом и что число жертв состави¬ло 342 человека. Но это была ложь.
На ткацкой фабрике Нанта подсчет оказался точнее. Выяснилось, что было продано ровно 500 билетов на пароход и что на острове осталось 28 человек. На детей меньше семи лет билетов не брали, а большинство экскурсантов отправились на остров с детьми. Это вскоре подтвердилось горьким фактом: через три дня течение Биская прибило к берегам остро¬вов Олерон и Фэ, а также к мысу Сен-Жильда около ста детских трупов.
Через несколько месяцев, когда волнения в Нанте и Сен-Назере стих¬ли, министерство судоходства Франции внесло в свой отчет поправку: оно сообщило, что число жертв катастрофы составило 462 человека. Эта циф¬ра была получена из количества проданных билетов (500), числа команды парохода (7), числа оставшихся на острове экскурсантов (28) и числа спа-сенных (7). Но и это не было точной цифрой жертв.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru