СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«КОПЕНГАГЕН»

«КОПЕНГАГЕН»

декабрь 1928 года

 

Датский учебный пятимачтовый барк вышел из Монтевидео в Австралию и пропал без вести.

«Копенгаген» был пятимачтовым бар­ком. Первые четыре мачты несли прямые паруса, а пятая — косые. Такие суда стро­или очень редко. За всю историю парус­ного судостроения их было всего шесть, причем «Копенгаген» был третьим в мире по величине. По площади парусности он уступал немецкому барку «Потози», а по водоизмещению — французскому «Франс». Построили его в Шотландии по особому заказу Датской Восточно-Азиатской судо­ходной компании. Судно предназначалось для морской подготовки бывших офицеров торгового флота Дании. Водоизмещение «Копенгагена» составляло 5 тысяч тонн, он имел длину 131 метр, высоту первой грот-мачты — 65 метров, площадь всех по­ставленных парусов — почти 5000 квадрат­ных метров. В корме барка был установ­лен дизельный двигатель. Без парусов «Ко­пенгаген» мог идти со скоростью 6 миль в час. Дизель использовался для преодоления полосы штилей и при маневрировании в портах.

Несмотря на свои исполинские размеры, корабль выглядел изящньЫ и стремительным. Форштевень был украшен изумительным по красоте бюстом монаха — воина Абсалона — основателя города Копенгагена. 1 «Копенгаген», стоявший на рейде, вызывал живейший интерес жите­лей датской столицы. За первые две недели стоянки на его борту побыва­ло более десяти тысяч человек.

Капитан парусника принц Ниле Брокдорф сам проводил экскурсии, j В октябре 1921 года парусник вышел в свое первое океанское плавав ние. Приняв в Ньюкасле и Антверпене груз, судно пересекло Атланта^ ческий океан и, благополучно обогнув мыс Горн, прибыло в Сан-Фран- циско. Затем «Копенгаген» побывал в Гонолулу, Владивостоке, зашел на Филиппины, обошел вокруг мыса Доброй Надежды и вернулся в Европу, совершив свое первое кругосветное плавание за 404 дня. Этот рейс под­твердил превосходные мореходные качества барка: судно легко выдержа ло ряд сильных штормов в океане, показав при легких бризах отличи! ход в 13 узлов, хорошую управляемость и остойчивость.

За семь лет парусник прошел сотни тысяч морских миль, перевез де­сятки тысяч тонн цемента, зерна, леса. Корабль посетил Буэнос-Айрес, Бальбоа, Портленд, Сидней, Бордо, Дурбан, Лондон, Бангкок, Сингапур, Гамбург и много других портов. На «Копенгагене» сменилось уже три капитана, и каждый из них оставил о судне отличный отзыв. Корабль вполне оправдал свое назначение — после шести месяцев плавания каде­ты получали хорошую морскую подготовку и физическую закалку.

В 1928 году «Копенгаген» отправился в свое десятое плавание. На этот раз капитаном барка был Ганс Андерсен, плававший когда-то на этом судне помощником капитана. Барк пришел из Дании в Аргентину. Груз был сдан в Буэнос-Айресе. По плану учебной программы «Копенгагену» предстояло направиться в австралийский порт Аделаиду за пшеницей. Попутного груза не было, и капитан Андерсен, не желая терять времени, решил совершить балластный пробег через южную часть Атлантики и Индийского океана в Австралию.

Андерсен намеревался после выхода из Буэнос-Айреса спуститься к югу и идти в районе 42-го и 43-го градусов южной широты — в зоне дей­ствия штормовых ветров, которые постоянно дуют в этих широтах. Именно таким маршрутом ходили из Южной Америки в Австралию клипера и четырехмачтовые барки. Сам «Копенгаген» не раз следовал этим путем в Австралию, неделями гонимый на восток ураганными ветрами. Даже с наглухо зарифленными парусами он показывал превосходную для парус­ника его класса скорость — 16 узлов.

Правда, в этих широтах дрейфовали гигантские антарктические айс­берги, достигавшие иногда в длину нескольких миль, высотой до 50 мет­ров над водой. Именно айсберги представляли опасность для судоходства и этих широтах.

В полдень 14 декабря 1928 года «Копенгаген» снялся с якоря, взяв курс на Австралию. Но в порт назначения — Аделаиду — барк не при­шел. Не появился он и в других портах мира.

Сначала думали, что капитан Андерсен изменил свое решение и на­правил судно в Кейптаун. Возможно, кто-то из членов экипажа заболел и капитан поспешил доставить его на берег для оказания помощи. Но тогда почему он не сообщил об этом по радио? Ведь радиостанция «Копенгаге­на» имела радиус действия в 1200 миль. Радист судна мог связаться с Буэ- иос-Айресом или с другими судами, находившимися в пределах действия радиостанции. Но экстренного сообщения с борта парусника передано не было, и в Кейптауне судно не появилось. Переход из Буэнос-Айреса шнимал обычно 43—45 дней. Но прошло два месяца, а о «Копенгагене» ие было никаких вестей.

Стали предполагать, что барк попал в неблагоприятные условия пла- пания и задерживается из-за сильных штормов, а радиостанция его выш­ки из строя.

В феврале 1929 года Восточно-Азиатская судоходная компания запро­сила капитанов всех судов, которые вернулись в Европу из Южной части

Атлантики и Индийского океана. На этот запрос откликнулись всего два 1 капитана — норвежского парохода «Вильям Блюмер» и английского «Сити I оф Окленд». Радист первого корабля принял сообщение с борта «Копен- | гагена» 21 декабря 1928 года. Капитан Андерсен передавал, что на борту | парусника все в порядке. Он передал приветствия команде «Вильяма Блю- мера» и сообщил, что «Копенгаген» направляется в Аделаиду, где примет I груз пшеницы и совершит плавание в Европу вокруг мыса Горн. Радио- j связь между судами была отличной: «Копенгаген» находился всего в ; 100 милях к северу от норвежского парохода. Эту передачу с борта парус- :1 ника также приняла радиостанция парохода «Сити оф Окленд».

Оказалось, что разговор с норвежцем был последней передачей с бор- II та «Копенгагена». После 21 декабря никто в эфире его позывных уже не I слышал. Компания каждый день посылала запросы в эфир через мощные !| станции Буэнос-Айреса, Кейптауна, Фримантла и через радиостанции I судов, находившихся в океане между этими портами. На продолжавшие | поступать из Дании запросы о судьбе «Копенгагена» капитаны этих судов, 1 вернувшись в европейские воды, заявляли, что за время плавания между | Аргентиной и Австралией парусник им не встречался...

Капитаны английского парохода «Гораций» и немецкого «Хейдельберг» сообщили, что в конце декабря в южной части Атлантического океана, между 42-м и 43-м градусами они видели огромные айсберги. Это сообще­ние насторожило Восточно-Азиатскую компанию. Действительно, «Ко­пенгаген» мог затонуть в результате столкновения с айсбергом, а его ко- , манда ожидает спасения где-нибудь на заброшенных и необитаемых остн|| ровах Южной Атлантики!

Немедленно был зафрахтован английский грузовой пароход «ДюкалмН ен». На нем установили сверхмощный радиопередатчик. В состав экипа- j жа входила специальная поисковая партия датских добровольцев. Капита-j | ну парохода было предписано пройти от Буэнос-Айреса до Аделаиды по маршруту «Копенгагена», при этом внимательно следить за морем, а в случае обнаружения каких-либо подозрительных плавающих предметов/ поднять их на борт и доставить в Данию.

Но вахтенные с «Дюкальена» не обнаружили пропавший корабль, i После непродолжительной стоянки в Аделаиде пароход, пополнив запасы угля, пошел обратно в сторону Южной Америки. Капитан «Дюкальена» должен был обследовать острова Крозе и острова Принца Эдуарда. Когда поисковая партия высадилась на скалистых островах, ее встретил рокот океанского прибоя. Домики для потерпевших крушения были закрыты, запасы нетронуты. Поисковая партия вернулась в Данию.

Но поиски «Копенгагена» продолжались. Капитаны английских и ав­стралийских судов, совершавших редкие рейсы в водах, где проходило плавание барка, постоянно следили за морем и даже заходили на самый отдаленные островки.

Вслед за «Дюкальеном» правительство Дании направило в Южную Атлантику пароход «Мексико». В команде этого судна находились моря-

ки, которые раньше плавали на «Копенгагене». Отлично зная парусник, они могли безошибочно опознать его обломки.

«Мексико» начал поиски с точки координат, откуда капитан «Копен­гагена» передал последнее сообщение в эфир. Пройдя по маршруту барка вдоль 43-го градуса южной широты до островов Принца Эдуарда и не обнаружив никаких плавающих предметов, капитан «Мексико» решил направить свое судно к островам Тристан-да-Кунья.

Прошел почти год. За это время по маршруту, по которому следовал «Копенгаген», проследовало немало судов. Зная о назначенной датским правительством награде тому, кто обнаружит хоть какие-нибудь предме­ты с пропавшего парусника, капитаны этих судов внимательно следили за морем. Но за год не было найдено ни одного обломка.

Правительство Дании, не имея никаких сведений о корабле, назначи­ло официальную комиссию экспертов. Как и водится в подобных случаях, и нее вошли самые опытные капитаны, служившие на парусных кораб­лях, кораблестроители, профессора, метеорологи, бывшие офицеры «Ко­пенгагена». Все дали высокую оценку мореходным качествам барка, пре­красную характеристику его капитану Андерсену и помощникам. У ко­миссии не нашлось ни одного сомнения в отношении проекта судна.

Помимо капитана Андерсена, на борту судна было пять офицеров, один из которых исполнял обязанности радиста, два механика, моторист, плотник, парусный мастер, кок, пекарь, буфетчик и 45 кадетов — всего

S9 человек. Причем все кадеты уже имели опыт плавания на парусном судне, девяти из них было присвоено звание матросов первого класса.

14  октября 1929 года в Копенгагене проходило последнее заседание комиссии по расследованию исчезновения барка.

Председатель комиссии профессор Кукла объявил решение: «Озна­ченный выше учебный парусный корабль, пятимачтовый барк «Копенга- ••сн», имея на борту 59 человек, совершая очередное плавание из арген­тинского порта Буэнос-Айрес в Австралию, погиб ввиду действия непрео­долимых сил стихии и непредвиденных на море случайностей. При этом судно потерпело бедствие настолько быстро, что его команда не смогла передать в эфир радиосигнал бедствия SOS, ни спустить на воду спаса- юльные шлюпки или плоты».

Большинство специалистов торгового флота Дании считали, что раз­бушевавшаяся стихия не могла явиться причиной затопления корабля. В случае неожиданно налетевшего урагана «Копенгаген» мог потерять мач­ты, но все равно остался бы на плаву... В этом случае хотя бы часть его команды смогла бы добраться на шлюпках до ближайших островов. Если Л*же во время шторма судно потеряло все спасательные шлюпки, то, имея запас провизии и воды, команда могла оставаться в безопасности на Потерявшем мачты паруснике длительное время. К тому же «Копенга­ген» имел дизельный двигатель и мог добраться до ближайшей суши. Если iiiже его двигатель вышел из строя, стальное прочное судно не должно Им но затонуть. Течение должно было прибить его к берегу. Поскольку

 

корпус барка не был обнаружен, специалисты считали, что «непредви­денными на море случайностями» явилось столкновение с айсбергом. Возможно, «Копенгаген* постигла участь «Титаника». По крайней мере моряки, не один год ходившие в этих широтах, придерживались этой вер- сии.

С момента последнего заседания комиссии прошло почти два года. За | это время не было обнаружено обломков «Копенгаген», которые могли i бы пролить свет на истинные причины катастрофы. Это обстоятельство еще раз укрепило мнение, что барк затонул на большой глубине в без­брежных просторах океана в результате столкновения с айсбергом. Од­нако комиссия ошиблась, когда утверждала, что команда «Копенгагена» не смогла спустить на воду спасательные шлюпки.

В конце 1932 года недалеко от побережья Юго-Западной Африки, в раскаленных песках пустыни Намиб нашли семь человеческих скелетов. Английская экспедиция ученых определила, что, судя по строению чере­па, это были европейцы. На обрывках одежды, сохранившихся на скеле­тах, ученые нашли медные пуговицы с якорями.

Через некоторое время пуговицы были доставлены в Лондон, где спе­циалисты установили по рисунку якоря с обнесенным вокруг него кана­том, что они с формы кадетов торгового флота Дании.

Выяснилось, что местные жители-африканцы в том же районе побе- ( режья нашли разбитую деревянную шлюпку, но название, написанное на | ней, они уже не помнили.

На этот раз у владельцев Восточно-Азиатской судоходной компании I сомнений не осталось. Ведь до 1932 года других катастроф с учебными, судами Дании не отмечалось. Следовательно, шлюпка с «Копенгагена» была все же спущена и достигла берега. Может быть, удалось спустить не ■ одну, а все четыре шлюпки, но они, наверное, не добрались до берега. Те, кто достиг пустынного, выжженного солнцем побережья Африки, jfl умерли от жажды и голода в раскаленных песках пустыни Намиб.

И хотя причина исчезновения «Копенгагена» может быть теперь объяс­нена, имя этого великолепного корабля нашего времени, одного из после­дних могикан парусного флота, занесено в «Красную книгу» № 14 Ллойда.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru