СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ЕГИПЕТ»

«ЕГИПЕТ»
1922 год



Британский грузопассажирский пароход затонул в результа¬те столкновения с французским пароходом «Сена» у испанс¬кого мыса Финестерре. Погибли 96 человек. На борту «Егип¬та» находилось почти 8 тонн чистого золота и 43 тонны се¬ребра.
В середине мая 1922 года капи¬тана парохода «Египет» Эндрю Кол¬лиера срочно вызвали в Лондон по какому-то особо важному, конфи-денциальному делу. Через три дня грузопассажирский пароход «Еги¬пет» — самый старый из всех паро¬ходов компании «Пи энд О» — встал под погрузку в английском порту Тилбери. Ночью 19 мая, когда суд¬но приняло в свои трюмы около четырех тысяч тонн генерального груза и почты, к причалу подкатило несколько крытых автофургонов, и тут же в порту засуетились полицей¬ские и сыщики.
Капитан лично руководил погрузкой тяжелых ящиков в бронирован-ный почтовый трюм. Через час погрузка была закончена. Отдав шварто¬вы, «Египет» медленно отошел от причала. На этот раз пассажиров оказа¬лось немного — сорок четыре человека. Это были колониальные прово¬дившие свой отпуск в Англии чиновники, их жены, несколько коммер¬сантов и офицеры.
В первый же день пассажиры, ознакомившись с пароходом, нашли себе занятия по душе. Мужчины коротали время в салоне за бриджем и покером; почтенные супруги чиновников прогуливались с детьми по про- менад-деку; молодежь после завтрака музицировала на рояле.
Огромные топки «Египта» пожирали в час тонны угля. Кочегарами были худые, изможденные индийцы, которых голод заставил бросить свои семьи в далекой Индии и устроиться на торговые английские суда компа¬нии «Пи энд О».
Агенты пароходной компании охотно брали на свои суда индийцев: они были незаменимыми в тропиках (ведь жара в машинном отделении доходила до семидесяти градусов), работали на совесть, к тому же пла-тить им можно было гроши.
На третьи сутки «Египет» миновал Бискайский залив. В этот раз море было на редкость спокойным. К вечеру легкий бриз принес со стороны океана сырой туман. Вскоре видимость упала до двадцати метров, при-шлось сбавить ход и выставить на бак впередсмотрящих.
Прошел час. «Египет» медленно приближался к испанскому мысу Фи- нестерре, но из-за тумана нельзя было различить огонь его берегового маяка «Армен».
Было почти семь часов вечера, когда с левого борта совсем близко раздался звук сирены другого парохода. Капитан высунулся из рулевой рубки и напряженно вглядывался в туман. Вдруг он, резко обернувшись, крикнул рулевому: «Право на борт!»
Через мгновение, когда капитан бросил ручки машинного телеграфа на «полный вперед», перед «Египтом», словно призрак, вырос нос незна-комого судна.
Все произошло с непостижимой быстротой: острый нос появившегося из тумана судна на пять метров вошел в борт «Египта». Послышался скре¬жет ломающегося металла и оглушительный треск. Ударившее судно бы¬стро скрылось в тумане. Пароход, сильно вздрогнув всем корпусом, на-кренился на правый борт. Погас свет. Послышались крики отчаяния, вопли ужаса и стоны пострадавших. Удар пришелся точно в середину корпуса между дымовыми трубами. Вода, смывая все на своем пути, потоком на¬чала заливать котельное отделение. Немногим кочегарам удалось выско¬чить наверх.
Пассажиры и команда, сшибая друг друга с ног, бросились на верх¬нюю палубу к шлюпкам. Всем было ясно, что через считанные минуты «Египет» пойдет ко дну. У шлюпки, которой первой приготовили к спус-ку, началась драка — спасательных поясов и кругов на пароходе не было. Первая шлюпка оказалась перегруженной, тали заело, и она провисла у борта. Когда ее удалось спустить почти до самой воды, сверху на людей рухнула огромная шлюпбалка.
На другой шлюпке тоже заело тали, и ее бросили. В начавшейся сума-тохе благополучно спустили всего пять шлюпок, которые отошли от бор-та, даже не приняв достаточное количество людей.
«Египет» быстро погружался в воду, крен на борт с каждой минутой1 увеличивался. О девяти шлюпках правого борта уже не приходилось ду-j мать — они завалились на палубу, и спустить их было невозможно. Ос-тавшиеся на палубе люди в панике метались между тремя шлюпками. Из недавно набранной команды парохода никто толком не знал, как нужно обращаться с секторными шлюпбалками. К тому же теперь было не до шлюпок: вода уже заливала прогулочную палубу, каждую минуту «Еги¬пет» мог опрокинуться вверх килем. Многие начали прыгать за борт. Дру¬гие уже плавали в холодной, обжигающей воде, молили, чтобы их подня¬ли обратно на палубу.
На гибнущем пароходе только один человек хранил спокойствие -* капитан Коллнер. Сразу же после столкновения он отдал приказание по¬
гасить топки и спустить в котлах пар. Потом он передал старшему по¬мощнику судовые документы и направился в свою каюту, чтобы в после¬дний раз взглянуть на фотографию жены и детей.
Одному капитану было известно, какой груз хранился в тех ящиках, погрузкой которых он сам руководил. В залитом водой трюме находилось почти восемь тонн чистого золота и сорок три тонны серебра. За после-дние пять лет это был самый большой груз валюты, отправленный морем из Англии.
Разумеется, о спасении ценного груза никто тогда не помышлял. На тонущем корабле оставалось еще больше ста человек. Хотя на сигнал бедствия откликнулись три судна и ближайшее из них находилось всего в девяти милях от «Египта», ждать помощи было бесполезно, поскольку жизнь парохода исчислялась минутами...
Ровно через 19 минут после столкновения «Египет» стал быстро по-гружаться в воду. Вскоре все было кончено. На поверхности воды оста-лись лишь плавающие обломки и десяток пытавшихся спастись людей. Не было ни капитана Коллнера, ни судового радиста Грайве, который до последней секунды посылал из своей рубки по аварийному передатчику призыв о помощи.
Через несколько минут над местом катастрофы печально прозвучала сирена и послышались удары колокола. Виновник трагедии французский пароход «Сена» напрасно искал в тумане «Египет». Это небольшое грузо-вое судно направлялось из Марселя в Гавр. Нос «Сены» был усилен для плавания во льдах северных широт. Ее капитан Ле-Барзик, войдя в туман, не позаботился сбавить скорость своего парохода. Стараясь уменьшить свою вину, он спустил все шлюпки и сам руководил поисками плавающих и воде людей. Подобрав нескольких онемевших от холода пассажиров, Jle-Барзик взял на борт пять шлюпок, спущенных с ушедшего на дно «Египта». Больше спасать было некого.
Долгое время слова «Египет», «золото» и «мыс Финестерре» не сходи-ли с заголовков европейских газет. Лежавший на морском дне ценный |руз вызвал гораздо большую сенсацию, нежели 96 человеческих жертв >того столкновения. Оказалось, что «Египет» затонул на чудовищной по тем временам для водолазов глубине около ста двадцати метров.
Английская страховая компания «Ллойд», выплатив владельцам судна и груза страховые премии, и не помышляла о спасении ценного груза. К тому же не было точно известно, в каком именно месте затонул «Еги-пет». Координаты, переданные с гибнущего парохода радистом, не могли ичитаться точными, так как значительно отличались от места столкнове¬ния, которое было записано в вахтенном журнале «Сены».
Первая попытка обнаружить «Египет» была предпринята в 1925 году Шведской судоподъемной фирмой. Однако несколько месяцев тщатель-ных поисков не дали никаких результатов. Вслед за шведами попытали | пое счастье французы, норвежцы, англичане и голландцы. Но суровый Оксан продолжал хранить свою тайну. Ведь в те годы эхолот еще не был
изобретен, и обнаружить на морском дне затонувшее судно было далеко не легким делом. Прошло семь лет, а место, где затонул пароход, остава¬лось неизвестным.
В 1928 году поисками «Египта» занялась итальянская фирма «Сори- ма». В течение всего лета ее суда «Артилье» и «Ростро» бороздили море в районе мыса Финестерре. Итальянские специалисты применили специ¬альный трал, устройство которого заключалось в том, что он не тащился по дну, а шел в десяти метрах над ним.
Но только 29 августа 1930 года поисковикам удалось обнаружить «Еги-пет». Судно лежало на глубине 121 метр, на ровном киле носом на юг.
22 июня наступил исторический день. Среди поднятого захватом ме-таллического лома в ярких лучах восходящего солнца заблестела золотая монета. Это был соверен чеканки 1901 года. Клад найден!
Работа закипела. На палубу судна выскочили даже кочегары. Всем ка-залось, что барабан лебедки вращается очень медленно. Второй подъем крана принес на палубу «Артилье II» два золотых слитка. Уже к концу следующего дня с Египта подняли золото на 60 тысяч фунтов стерлингов. Когда сумма поднятого золота составила 180 тысяч фунтов стерлингов, руководитель фирмы Джованни Куалья не выдержал, приказал сняться с якоря и направился в Плимут побыстрее сбыть золото. Он постоянно следил за котировками золота на английских рынках и отлично знал, что с 1922 года золото повысилось в цене на целых 33 процента.
14 августа в Плимут было доставлено 26 ящиков, наполненных золо-тыми слитками, 53 слитка серебра и 40 тысяч золотых соверенов. Рабо¬ты на затонувшем «Египте» продолжались почти до конца 1933 года. Всего итальянцам удалось поднять золота и серебра на сумму в 625 тысяч фунтов стерлингов. На дне среди ржавых обломков «Египта» осталось 429 тысяч фунтов стерлингов.
Доля фирмы «Сорима» согласно договору со страховщиками Ллойда составляла 62,5 процента.
Но дорого обошелся этот клад итальянцам. Из полученной суммы 160 тысяч фунтов стерлингов ушли на покрытие расходов, связанных с поисками и подъемом клада, значительную часть денег итальянцы долж¬ны были заплатить изобретателю глубоководной камеры, а из оставшихся денег выплатить своему государству налог. В результате 62,5 процента превратились в сумму менее 100 тысяч фунтов стерлингов.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru