СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ К-4 И К-17

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ К-4 И К-17
31 января 1918 года


За одну ночь британский подводный флот лишился сразу пяти
подводных лодок, причем две из них погибли.
Катастрофа унесла жизни 115 офицеров и матросов.
Крупнейшая в истории подвод¬ного плавания катастрофа про¬изошла 31 января 1918 года, однако широкой общественности стало о ней известно лишь через 14 лет, в 1932 году. В течение столь длитель¬ного срока английское адмиралтей-
I I во держало в секрете сведения о гибели двух новейших по тем вре¬менам подводных лодок, поврежде¬нии еще трех подводных лодок и двух надводных кораблей, гибели 115 офицеров и матросов.
Январь 1918 года. В разгаре пер- |шя мировая война. Грэнд-флит пос¬ле безрезультатного Ютландского Гюя в основном отстаивается в сво¬ей главной базе — Розайте (залив Ферт-оф-Форт), время от времени ( опершая выходы в море. Один из гм к их выходов был запланирован на
II января.
Из-за угрозы нападения герман¬цах подводных лодок выход грэнд-флита был назначен на темное время I у гок. Походный порядок предусматривал движение кораблей в одной киль- пн 1ерной колонне, так как только в таком строю можно было миновать Проходы в многочисленных боновых заграждениях, преграждавших дос- IVH в залив неприятельским подводным лодкам.
В тот вечер грэнд-флит выходил из базы в следующем походном по- рмдке: авангард — эскадра легких крейсеров, за ней — 13-я флотилия Подводных лодок, в которую входил легкий крейсер «Изъюриль» и лодки (и порядке следования) К-11, К-22, К-17, К-14 и К-9. Далее шла эскадра линейных крейсеров, 12-я флотилия подводных лодок (легкий крейсер ♦Фирлесс») и лодки К-4, К-7, К-6, К-5, К-3 и эскадра линейных кораб- Цай. Между колоннами перечисленных соединений был установлен пяти- Мнльный походный интервал. За эскадрой линейных кораблей на рассто-янии 10 миль следовали основные силы грэнд-флита. Все корабли шли
!«•

эскадренным ходом 21 узлов без огней (даже кильватерных). Море было спокойным, ночь — безлунной.
Неприятности начались в тот момент, когда головная колонна прохо-дила внешнее боновое заграждение. На подводной лодке К-22 заклинило руль, и она, потеряв управление, вышла из кильватерной колонны впра-во, описала циркуляции и, благополучно разойдясь с К-17, протаранила в левый борт К-14. В результате столкновения на обеих лодках оказались затопленными носовые отсеки (в которых погибли шесть-семь человек), и они потеряли ход, находясь прямо по курсу шедшей следом эскадры! линейных крейсеров.
Чтобы предотвратить новые столкновения, на поврежденных подвод-ных лодках зажгли ходовые огни, но не оповестили о случившемся другие j корабли (ни по радиосвязи, ни сигнальными прожекторами). На голов¬ном корабле эскадры — линейном крейсере «Инфлексибл» — заметили огни и решили, что на пути оказалась группа траулеров. Не желая нару¬шать походный порядок, командир «Инфлексибла» дал команду пройти непосредственно под кормой оказавшегося на пути «траулера». Но длина К-22 (это оказалась она) в три раза превышала длину траулера, и линей¬ный крейсер срезал ей корму не в переносном, а в буквальном смысле этого слова.
После нового столкновения К-22 все же чудом осталась на плаву и вместе с поврежденной К-14 стала смещаться вправо от курса флота, то есть к южному берегу залива Ферт-оф-Форт.
Командир 13-й флотилии подводных лодок, находившийся на крейсе-ре «Изъюриль», обнаружил исчезновение двух подводных лодок и решил возвратиться для их поисков. Трем оставшимся лодкам он приказал сле -довать за крейсером, который, совершив поворот влево, лег на обратный курс.
ФЛОТИЛИЯ вела поиск пострадавших кораблей в сложных условиях, Плохо различимые в темноте силуэты шедших следом линейных крейсе¬ров были приняты на «Изъюриле» за силуэты замыкавших колонну ли¬нейных кораблей типа «Куин Элизабет». Пропустив корабли, 13-я флоти¬лия начала левый поворот, что было роковой ошибкой. Следовавшие за линейными крейсерами корабли 12-й флотилии оказались в непосредствен^ ной близости от пересекавших их курс подводных лодок.
В 20 часов 32 минуты головной корабль 12-й флотилии — легкий крей¬сер «Фирлесс» протаранил подводную лодку К-17, которая была разреза* на надвое непосредственно перед прочной рубкой. Кормовая часть лодю затонула, а носовая осталась на плаву и исчезла в темноте. Следовавши^ за крейсером подводные лодки застопорили ход и начали выходить из киль ватерного строя: К-4 и К-7 повернули вправо, а К-6 и К-5 влево. При этом произошло еще несколько столкновений, в результате которых К-4 по< гибла, а К-6 получила повреждения. К-6 (как показал последующий доко| вый осмотр и записи в вахтенном журнале) не могла быть виновником гибели К-4. Скорее всего, последняя налетела на носовую оконечности
К-17 и затонула вместе с ней. Весь экипаж К-4 (55 человек) погиб. Из личного состава К-17 крейсеру «Фирлесс» удалось спасти восемь человек. Сам крейсер получил чрезвычайно тяжелые повреждения носовой око-нечности и лишь к полудню 1 февраля был отбуксирован в сухой док Розайта. По счастливой случайности следовавшие за 12-й флотилией эс-кадра линейных кораблей авангарда и основные силы грэнд-флита прошли через район катастрофы без новых столкновений. Но и случившихся было более чем достаточно. За одну ночь английский флот лишился пяти одно-типных подводных лодок: погибли К-4, К-17 и были повреждены К-6, К-14
и К-22.
Подводные лодки типа «К» были спроектированы английскими специ-алистами как эскадренные, предназначенные для совместных действий с надводными силами флота. При надводном водоизмещении 1880 тонн каждая из них имела на вооружении восемь торпедных аппаратов, две 102-миллиметровые артустановки и 76-миллиметровую зенитную пушку. Для обеспечения высокой скорости надводного хода (25 узлов), необхо¬димой при плавании в составе эскадры, на лодках были применены паро-турбинные энергетические установки мощностью по 10,5 тысячи лоша-диных сил. Дымоходы паровых котлов этих установок перед уходом лодок иод воду закрывались специальными быстродействующими клапанами большого диаметра.
Всего в 1915—1917 годах было построено 17 подводных лодок типа К, и мнть из них погибли или вышли из строя в результате аварии 31 января Г) 18 года. Роковая случайность... Но случайность ли?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, как показали i сбя в эксплуатации другие корабли этого типа.
В 1915 году еще во время заводских испытаний затонула (но затем ||ыла поднята на поверхность и отремонтирована) подводная лодка К-15.
29 января 1917 года опять-таки во время испытательного погружения в
0 1C ре Гэрлох погибла К-13. Причиной аварии на этот раз явился откры- 1ЫЙ клапан системы котельной вентиляции. В кормовых отсеках лодки в момент затопления захлебнулись 32 человека. Оставшихся в живых под- иодников (48 человек) удалось спасти на следующий день в результате подъема на поверхность носовой части. Сама подводная лодка была под- ни га с грунта через шесть недель после аварии, восстановлена и введена
1 строй под более «счастливым» номером К-22 (насколько он оказался участливым, читатель уже знает).
В том же году сели на мель (без серьезных последствий) подводные Лмки К-1 и К-4.
В ноябре 1917 года при выполнении боевого задания у датских берегов
5
|юизошло столкновение этих же подводных лодок. В результате аварии 4 пострадала незначительно, а К-1, хотя и осталась на плаву, потеряла 1д. Сопровождавшая лодки плавучая база «Блонд» сняла экипаж К-1 и Попыталась взять поврежденную лодку на буксир. Из-за безуспешных по¬
пыток буксировки и угрозы захвата беззащитной лодки врагом было при-нято решение уничтожить К-1.
В 1918 году в результате аварии провалилась за предельную глубину, но сумела всплыть на поверхность подводная лодка К-3.
Уже после окончания войны, 20 января 1921 года, во время выхода в учебную атаку на эскадру Атлантического флота погибла по неустанов-ленной причине К-5. В момент гибели лодка находилась в подводном положении и, судя по докладам командиров кораблей эскадры, не была протаранена. Вместе с лодкой погибли 57 членов ее экипажа.
Через некоторое время на внешнем рейде Портсмута затонула К-15. Лодку подняли на поверхность 7 июля 1921 года.
В 1924 году произошли аварии с четырьмя подводными лодками типа К: в январе столкнулись при выходе из Портленда К-2 и К-12 (обе были поставлены в док для ремонта), во время выхода в учебную атаку выско чила на волнолом Портлендского маяка и получила значительные по-вреждения К-22 и, наконец, на учениях флота метрополии К-2 в надвод ном положении столкнулась с подводной лодкой Н-29.
Обеспокоенное частыми происшествиями с лодками типа «К», анг-лийское адмиралтейство в середине 1920-х годов (то есть после семи-BOCbf* ми лет эксплуатации) решило вывести их из состава флота.
Семнадцать построенных подводных лодок и восемнадцать аварий происшествий, семь из которых закончились гибелью этих кораблей. По-! добную статистическую аномалию нельзя объяснить только случайнос-тью. Вероятно, конструкция подводных лодок типа «К» страдала такимц пороками, которые делали их эксплуатацию чрезвычайно опасной.
По оценке самих английских специалистов, «подводные лодки тилц «К» — это порождение ошибочного взгляда периода первой мировой вой ны, сторонники которого считали, что быстроходные лодки смогут ре-шать задачи разведки для обеспечения боевых действий соединений фло та». Ошибочная концепция повлекла за собой неудовлетворительные отношении безопасности плавания технические решения. Большое удли-нение корпусов (отношение длины к ширине было равно 12,7) ухудшало маневренность лодок, что, при необходимости плавать в составе соеди-нений, увеличивало опасность столкновений.
Применение в качестве двигателей надводного хода паротурбинных) установок (дизели не обеспечивали высокой скорости) было связано с использованием сложных и недостаточно надежных систем герметично-го закрытия трубопроводов большого диаметра — котельной вентиляций и дымоходов паровых котлов. Отказы этих систем, как правило, приводи¬ли к поступлению внутрь прочного корпуса потока воды и заканчивали^) трагически.
Последние три подводные лодки типа «К» с бортовыми номерами К 18, К-20, К-21 достраивались уже после окончания войны. В их конструк цию были внесены существенные изменения: конструкторы отказалиа от использования паротурбинных установок (применение дизелей снизи
ло скорость с 25 до 15 узлов) и вооружили лодки... 305-миллиметровыми орудиями.
Еще в ходе постройки этих подводных мониторов их бортовые номера были заменены на М-1, М-2, М-3, что не сделало, однако, лодки более «счастливыми». М-1 погибла 12 ноября 1925 года в результате столкнове-ния в Ла-Манше со шведским пароходом «Видер». Глубина моря в райо¬не гибели лодки (150 метров) исключала всякую возможность спасения экипажа (69 человек) и подъема лодки на поверхность.
После этого М-2 была переделана в подводный «авианосец», а М-3 — в минный заградитель. Первая из них, как помнит читатель, закончила свое существование 26 января 1932 года на дне Ла-Манша, а вторую анг-лийское адмиралтейство во избежание новых жертв поспешило продать с аукциона как металлолом.
Последним кораблем, имевшим отношение к злополучной серии К, была подводная лодка Х-1, построенная в 1925 году. Не желая отказаться от идеи создания эскадренной лодки, английские специалисты на базе прототипа создали подводный корабль водоизмещением 2780 тонн, воо-руженный кроме торпедных аппаратов четырьмя 130-миллиметровыми орудиями в двух двухорудийных башнях. Мощные (12 тысяч лошадиных сил) и высоконапряженные дизели обеспечивали Х-1 скорость около
20 узлов.
«Пожалуй, никто не мог с уверенностью сказать, — писал по этому поводу один из английских специалистов, — с какой целью она была по-строена. Правда, ее считали способной выйти победителем в артидлерий- | кой дуэли с эскадренным миноносцем того времени. Но если бы в лодку попал хоть один снаряд, она не могла бы уже погрузиться, и быстроход¬ный эсминец, безусловно, взял бы над ней верх».
Неудачи преследовали Х-1 в той же степени, как и ее предшественниц.
12 июля 1929 года во время похода в Средиземном море на лодке произо-шел сильный взрыв в дизельном отсеке, и она была вынуждена вернуться в базу в сопровождении крейсера «Центавр». В феврале 1930 года на лодке вновь произошел взрыв в дизельном отсеке, при котором шесть человек получили сильные ожоги и ранения. Чтобы не искушать судьбу, и эта подводная лодка была выведена в резерв, а спустя некоторое время — сдана на слом.
История подводных лодок типа «К* — наглядный пример того, как ошибочные проектные и конструкторские решения влияют на безопас-ность последующей эксплуатации кораблей.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru