СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ

ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ
20 октября 1916 года


Флагман Черноморского флота, линейный корабль затонул после серии взрывов на рейде у Севастополя. Погибли 260 че¬ловек.
23 июля 1915 года линейный корабль «Императрица Мария» отдал якоря на севастопольском рейде, значительно усилив боевую мощь Черноморского флота.
Паросиловой линкор с мощ¬ным артиллерийским вооружени¬ем перед первой мировой войной имел особое значение. В соответ¬ствии с проектом броневая ци¬тадель и бронепалубы делали основные системы неуязвимыми даже при прямом попадании в борт.
Летом 1916 года по решению Верховного главнокомандующего Рос¬сийской армии императора Николая II Черноморский флот принял вице- адмирал Александр Колчак. Адмирал сделал «Императрицу Марию» флаг¬манским кораблем и систематически выходил на нем в море. Мощь
12 орудий линкора калибром 350 миллиметров (15 дюймов), разнесенных но четырем башням, была такова, что даже одно удачное попадание глав¬ным калибром практически не оставляло шансов удержаться на плаву германским крейсерам «Гебену» и «Бреслау», господствовавшими тогда в Черном море. В российском штабе флота считали, что российские воен¬ные корабли, а особенно флагман — «Императрица Мария», — в Чер¬ном море неуязвимы.
К вечеру 6 октября 1916 года линкор «Императрица Мария» завершил остренную подготовку к выходу в море: имея полный штат команды — 1200 человек, — принял топливо, пресную воду, боекомплект. К 24 ча- «ам, загруженный углем бункеров с плотно набитыми пороховыми погре- Оими, корабль перешел на рейд Северной бухты близ Инкерманского исходного створа. Линкор был готов принять на борт адмирала Колчака it походным штабом и выйти в море.
7 октября в 6 часов 20 минут под первой башней в зарядном погребе, где находились около трех тысяч пудов пороха, произошло возгорание, шившее причиной мощного взрыва. 260 моряков, спавших в кубриках и Ц»ютах носовой части корабля, погибли практически сразу. Тысяча че- /Кшек вступила в борьбу за корабль. Командующий флотом прибыл ка- |''ром на линкор, где возглавил операцию по спасению «Императрицы М«рии».

За те минуты, что линкор, сотрясаемый еще несколькими взрывами, продержался на плаву, Колчак доказал, что адмиральские погоны с двумя орлами носил не зря. Опытнейший моряк, прошедший Балтику, Аркти¬ку, Порт-Артур, мгновенно оценил ситуацию. Он понял, что корабль не спасти, и направил все усилия на спасение людей. Во многом благодаря точным распоряжениям Александра Васильевича число погибших огра¬ничилось теми моряками, которые погибли при взрыве (зафиксирован точно 260 человек).
До тех пор, пока правый крен не стал закритическим и палуба не про¬шла из-под ног, с огнем и водой боролись матросы — кочегары, батале ры, машинисты и трюмные. Сняв галстуки и белые жилеты, не отставали от них офицеры.
Спустя 48 минут после первого взрыва корабль пошел ко дну, завалив шись на правый борт.
После гибели корабля на флоте осознали, что спасением тысячи че¬ловек моряки во многом обязаны командующему. Авторитет Колчака многократно вырос и стал непререкаем.
Невзирая на то, что гибель «Императрицы Марии* на севастопольс¬ком рейде оставила тяжелый осадок не только на флоте, но и высших эшелонах государственной власти, никто из морских командиров в Сева¬стополе наказан не был. Для расследования причин катастрофы была создана специальная государственная комиссия. Был проведен поминут* ный анализ того, что происходило с линкором перед взрывом. Однако н главный вопрос — отчего возник пожар? — однозначного ответа дано не было. Мнения членов комиссии разделились. Позже адмирал Колчак з-' явил, что причиной трагедии было саморазложение, а затем возгорание некачественного пороха. Вопреки тому что мощный линкор мешал ка немцам, так и туркам, и постоянно находился под прицелом их агентуры возможность диверсии Колчак категорически отрицал, ссылаясь на ан логичные случаи меньшего масштаба в Англии, Италии и Германии, j
Генерал-майор, впоследствии академик Крылов видел причины траге дии в другом. В отдельных случаях люки в погреба прикрывались подруч ным материалом, в том числе деревянными крышками столов. Старший офицер (старший помощник командира) погибшего линкора капитан 2-го ранга Городысский показал на следствии, что защитные крышки 4 лючных горловин были сняты с его ведома по приказу старшего артилле рийского офицера лейтенанта князя Урусова, для «облегчения ручной подачи зарядов». Естественно, что опасность возгорания в погребах воз¬росла многократно. По Севастополю ходили слухи, опровергаемые кон трразведкой и штабом флота, что на корабль под видом рабочих-пути ловцев, занятых профилактическим обслуживанием орудийных стволои проникла немецкая агентура...
В 1939 году Г. Есютин и П. Юферс выпустили в свет брошюру «Гибель «Марии». В послевоенное время появились повесть А. Рыбакова «Кор тик» и роман Сергеева-Ценского «Утренний взрыв», в которых автор
пытались воссоздать события на корабле «Императрица Мария». Но это (>ыл во многом художественный вымысел писателей. В 1934 году в сбор-нике «ЭПРОН» академик Крылов опубликовал очерк «Гибель линейного корабля «Императрица Мария», где привел выводы следственной комис¬сии, сопоставив их с показаниями командира корабля, офицеров и ниж¬них чинов.
«7 октября, — писал Крылов, — приблизительно через четверть часа после утренней побудки, нижние чины, находившиеся поблизости от первой носовой башни, услышали особое шипение и заметили вырывавшийся из люков и вентиляторов около башни дым, а местами и пламя.
Одни из них побежали докладывать вахтенному начальнику о начав-шемся под башней пожаре, другие по распоряжению фельдфебеля раска¬тай пожарные шланги и, открыв пожарные краны, стали лить воду в подбашенное отделение».
Далее ученый приводит хронику события: в 6 часов 20 минут произо¬шел взрыв чрезвычайной силы. Им были смещены с места носовая баш¬ни и боевая рубка, вскрыта верхняя палуба от форштевня до второй баш- ми. В течение получаса последовало еще 25 взрывов различной силы. В
1 часов 05 минут с правого борта прогремел последний мощный взрыв. Корабль стал крениться и через несколько минут, перевернувшись вверх килем, затонул в севастопольской Северной бухте. Погибли 216 человек, Ш получили ранения и ожоги...
Много лет спустя в своих воспоминаниях действительный член Рус¬ского морского собрания, Русского военно-морского союза В. В. Успен¬ский напишет:
«О гибели корабля 6 октября 1916 года было написано много статей » газетах и книгах. Эти статьи чаще всего носили самый фантастический <«рактер, были неполными, иногда тенденциозными, похожими на от-ражение в кривом зеркале, умалчивающими не совсем благоприятные |мкты.
В настоящих воспоминаниях, не для печати написанных, я не стану |'.морить об агонии корабля, длившейся 54 минуты. Ограничусь лишь со-общением об одном практически не известном факте, свидетелем кото¬рого мне выпала судьба стать.
Прежде чем писать о нем, хочу дать некоторые необходимые сведе¬нии, на мой взгляд, служащие как бы предисловием к дальнейшему изло-
♦ ■•иию.
Линейный корабль «Императрица Мария» проектировался и заклады- МЛСЯ до первой мировой войны. Многочисленные электромоторы для Ирго были заказаны на германских заводах. Начавшаяся война создала
■ 'окелые условия для достройки корабля. Нужно было где-то доставать ни моторы. К сожалению, те, что нашли, были значительно больше по j (и шсрам и пришлось выкраивать необходимую площадь за счет жилых
II ||(1мсщений. Команде негде было жить, и, вопреки всем уставам, прислу- 1й 12 -дюймовых орудий жила в самих башнях. Боевой запас всех орудий
башни состоял из 300 фугасных и бронебойных снарядов и 600 пол у заря-' дов бездымного пороха. Каждый полузаряд весил 4 пуда <...> Полузаряд заключался в железный оцинкованный и гофрированный пенал длиной около метра и диаметром приблизительно 35 сантиметров. Пенал герме¬тически закрывается крышкой с помощью специального рычага. Всего 8 подбашенном помещении хранилось 2400 пудов пороха. Наши пороха отличались исключительной стойкостью, и о каком-либо самовозгора-ч нии не могло быть и речи. Совершенно необоснованно предположение о нагревании пороха от паровых трубопроводов, как и о возможном элект¬розамыкании. Коммуникации проходили снаружи и не представляли ни | малейшей опасности. ||Н
Известно, что линкор вступил в строй с недоделками. Поэтому до са- j мой его гибели на борту находились портовые и заводские рабочие. За их работой следил прикомандированный к офицерскому составу корабля i инженер-поручик С. Шапошников, с которым у меня были приятельские отношения. Он прибыл на линкор еще в Николаеве, быстро изучил его и I знал «Императрицу Марию», как говорится, от киля до клотика. Шапош ¬ников рассказывал мне о многочисленных отступлениях от проекта и всяческих технических затруднениях, связанных с войной. <...>
6 октября 1916 года с 4 ч утра я был вахтенным начальником линко-j I ра, стоявшего на бочке Севастопольского рейда. В 6 ч объявили побудку команды. Вахтенный офицер мичман Шулейко успел обойти все кубри¬ки и приблизительно в 6 ч 20 мин доложил мне, стоявшему около кор¬мовой трубы, что одевание команды и вязка ею коек проходят нормаль¬но. В этот момент ко мне подбежал один из комендоров 1-й башни, и крикнул: «В первой башне пожар!» Я помчался к кормовой рубке, что^ бы включить колокола громкого боя. Но через какие-то 2—3 секунды волной взрыва меня подняло в воздух. К счастью, я упал на сложенный чехол от катера и это смягчило удар. Мичман Шулейко, стоявший бли¬же к борту, был выброшен в море. Поднявшись на ноги, я увидел, что j вместо носовых боевой рубки, мачты и трубы стоял столб черного дыма, поднимавшийся к небу. Вся палуба была покрыта медленно горящим* пластинами пороха. Вскоре стали взрываться патроны 130-миллиметро*1 вой артиллерии в погребах по соседству с 1-й башней. Минут чере:1 20 заметил, как от нас спешно стали отбуксировать линкор «Импераи рица Екатерина И», стоявший от нас на расстоянии 400 м. ОпасалйЦ, I видимо, что от нашего взрыва сдетонируют и их снаряды. А ведь рядо» находилась Сухарная Балка, где хранился весь боевой запас флота и кре¬пости! Было сознание обреченности. Однако произошло какое-то чудо после почти часового пожара наши снаряды не взорвались, хотя и нахой дились среди огня...
Разбор о гибели «Императрицы Марии» длился довольно долго. Дог* рашивали всех офицеров, кондукторов, матросов. О причине пожара тол ком в общем-то ничего не выяснили. Затонувший на неглубоком мест»
корабль окружили баканами и вешками. Его положение — поперек Се- иерной бухты — мешало движению кораблей, а посему решили его под-нять.
Обследование показало, что особых затруднений для подъема линко¬ра не предвиделось. Работы поручили инженеру Сиденснеру, который иыбрал себе помощником С. Шапошникова.
Корабль лежал на дне вверх килем. В его днище водолазы вырезали ► руглое отверстие диаметром 3 метра и к нему приварили башенку. Она имела перегородку и две герметически закрывающиеся двери с перепуск- пыми воздушными кранами и манометрами. После этого в корпус стали ижачивать воздух. Когда линкор всплыл, у бортов сделали добавочные крепления и стало возможным через башенку проникнуть внутрь кораб- >1и Вместе с Шапошниковым мне дважды удалось побывать там.
Внутри разрушения оказались просто чудовищны. Кроме взрыва по¬роха орудийной башни, взорвались патроны из погребов противоминной иртиллерии. Взорвавшийся порох подбашенного отделения нашел выход гкSOB не по вертикали, ибо ему мешала громадная тяжесть всей башен¬ной установки, а немного в бок. Этой-то силой и выбросило в море бое- мую рубку, мачту и трубу.
Через два года после трагедии, когда линкор уже находился в доке, Шппошников в подбашенном помещении 2-й башни обнаружил стран¬ную находку, которая навела нас на очень интересные размышления. Найден был матросский сундучок, в котором находились одна целая и на ipii четверти сгоревшая свечи, коробка спичек, вернее то, что от нее ] истлось от пребывания в воде, набор сапожных инструментов, а также i шшг пары ботинок, одна из которых была починена, а другая не законче-
II ||«. Го, что мы увидели вместо обычной кожаной подошвы, нас поразило: f ботинкам владелец сундучка гвоздями прибил нарезанные полоски без-дымного пороха, вынутые из полузарядов для 12-дюймовых орудий! Ря- )юм лежали несколько таких полосок.
Для того чтобы иметь пороховые полоски и прятать сундучок в подба- HiriiHOM помещении, следовало принадлежать к составу башенной при¬нт и. Так может быть, и в 1-й башне обитал такой сапожник? Тогда кар¬ими пожара проясняется.
Чтобы достать ленточный порох, нужно было открыть крышку пена- j lift, разрезать шелковый чехол и вытянуть пластинку. Порох, пролежав¬ший полтора года в герметически закрытом пенале, мог выделить какие- |(i ифирные пары, вспыхнувшие от близстоящей свечи. Загоревшийся газ Кшпламенил чехол и порох. В открытом пенале порох не мог взорвать- М — он загорелся, и это горение продолжалось, быть может, полминуты •ни чуть больше, пока не достигло критической температуры горения — 1/11(1. Сгорание четырех пудов пороха в сравнительно небольшом поме-
I Фини вызвало, без сомнения, взрыв остальных 599 пеналов».
II ;, С годами трагедия на корабле постепенно забылась. Однако после ана- Ш'ичной по своим итогам и месту катастрофы линкора «Новороссийск»
в октябре 1955 года, интерес к событию 1916 года снова повысился. При¬чем все чаще утверждалось, что причиной гибели корабля «Императрица Мария» стала диверсия немцев. В частности, известный писатель-мари¬нист А. Елкин утверждал и доказывал, что в конце 1933 года советские! чекисты раскрыли и обезвредили в Николаеве группу матерых немецких разведчиков и диверсантов, возглавляемую опытным резидентом В. Вер> маном. На Николаевских судостроительных заводах — «Императриц* Мария» строилась именно в Николаеве — в годы первой мировой войнь(1 он создал шпионско-диверсионную организацию, в которую входили го¬лова городской думы Матвеев, инженеры Линке, Стибнев, Феоктистов и| Шеффер. Они-то и осуществили взрыв на линкоре. За этот подвиг Берма¬на даже наградили Железным крестом 1-й степени.
Однако моряки-историки энергично возражали против этой версии. В| частности, тот же Владимир Успенский, живший в Париже, писал в «Но* вом русском слове»: «Анатолий Елкин позволил себе отклониться от и«} тины. В его распоряжении были архивы, но он их заменил собственными] измышлениями. Посему я, лейтенант Черноморского флота, служивши* ! на линейном корабле «Императрица Мария» с мая 1915 года и бывший1 ■[ момент взрыва назначенным вахтенным начальником, имею полное npaeftj j сделать замечание по поводу повестей А. Елкина.
Первое и прежде всего — взрыв произошел не 7-го, а 6 октября. ВодО" измещение корабля было не 25, а 29 тысяч тонн, ни одного 150-милл1»|1] метрового орудия на корабле не было, противоминная артиллерия со¬стояла из двадцати 130-миллиметровых орудий. Было еще четыре орудий j в 75 миллиметров, приспособленных для стрельбы по аэропланам. Лич< ный состав состоял не из 1386, а ровно из 1200 человек.
Теперь о самой трагедии. Во время этой агонии корабля его бак ост** j' вался на поверхности и нос корабля на дно не опускался. Никакой по* жарной тревоги не было: я не успел включить колокола громкого 6oi(. j так как между докладом мне о пожаре и взрывом прошло 2 или 3 секунды J1 Никаких шлангов не раскатывалось, ибо взрывом была уничтожена дУ|| журная носовая кочегарка и помпы бездействовали. Погода была raxfuji J безветренная и никакого пламени на корму ветром не могло гнать, поий му не было надобности ставить корабль лагом к ветру. <...>
Никакого последнего «страшного взрыва» не было. После взрьпМ 2400 пудов пороха носовой башни начали взрываться пороховые norpelW 130-миллиметровой артиллерии, но эти взрывы были несоизмеримо слн| бей. Вскоре после затопления подбашенного отделения 2-й башни koi рабль начал крениться и этот крен, увеличиваясь, в конце концов доспи критической величины и линкор перевернулся. Перевернувшись, он МИ опустился на дно, а продолжал в течение суток оставаться на плаву, по() ле чего опустился на дно. В верхней части носовой башни жили ли») комендоры, обслуживающие орудия: башенный старшина, наводчики | прицелов и лица, стоявшие у зарядников и в перегрузочном отделении Всего 12 человек, но не 90, как пишет А. Елкин. Подбашенное отдели мис, в котором находились снаряды и пеналы с порохом, от падения взор¬ваться не могло, такие падения опасны только для бризантных взрывча- Iых веществ, как динамит, пироксилин, тол и т. п. <...>
Я не приписываю гибель корабля деятельности немецкой разведки. Из < снастололя мне удалось вывезти, например, фотографический снимок, сделанный одним из корабельных офицеров. На нем довольно ясно ви- дгн линкор в его последние минуты. Из носовой части корабля поднима¬йся черный дым под небольшим углом, что, кстати, говорит об отсут- и нии ветра...»
Словом, трагическая гибель одного из сильнейших российских линей¬ных кораблей «Императрица Мария» по-прежнему остается неразгадан¬ной страницей нашей флотской истории периода первой мировой войны. Похоже, корабль унес с собой на дно эту тайну.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru