СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ИСТЛЕНД»

«ИСТЛЕНД»
24 июля 1915 года


Американский экскурсионный пароход, отходя от причала,
опрокинулся на борт. Число жертв превысило 1000 человек.
Великие озера, расположен¬ные на территории Канады и США, включающие в себя Верх¬нее озеро, Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио, занимают почти чет-верть миллиона квадратных ки¬лометров. Великие озера соеди¬нены между собой реками и ис¬кусственными каналами, вода из Верхнего озера и озера Мичиган стекает в озера Гурон, Эри и Онтарио, оттуда по реке Свято¬го Лаврентия — в Атлантический океан. Они соединяются не только с океаном, но и с реками Гудзон и Миссисипи.
Одним из самых быстроходных среди пассажирских пароходов, курси-ровавших по великим озерам, в начале XX века считался «Истленд».
9 августа 1910 года газета города Кливленд (штат Огайо) «Кливленд плэйн дилер» поместила следующее объявление: «Предлагается награда 5000 долларов! Пароход «Истленд» был спущен на воду в 1903 году. Это стальное судно океанского плавания. Он имеет длину 82 метра, ширину
11 метров, осадку 4,3 метра. Судно снабжено двумя гребными винтами, приводимыми в движение двумя мощными паровыми машинами тройно¬го расширения, пар на которые подается четырьмя котлами. Его баллас¬тные цистерны вмещают 800 тонн воды. Материал, из которого построен пароход, его тип и его мощные машины позволяют назвать его самым прочным, самым быстроходным и самым безопасным судном для путе¬шествия по Великим озерам. Все это хорошо известно тем, кто знаком с морским делом. Однако есть тысячи людей, которые абсолютно ничего не знают о судах, о законах и правилах их эксплуатации и об их инспекти¬ровании правительством Соединенных Штатов. С расчетом запугать этих людей кто-то распустил слух о том, что пароход «Истленд» якобы не может считаться безопасным судном. К сожалению, мы не знаем, кто рас¬пространил столь нелепые слухи, но цель их нам ясна. Поэтому в качестве доказательства своей правоты и ради уважения к чувствам 400 тысяч чело¬век, которые за последние четыре года получили удовольствие от прогу¬лок на этом плавучем дворце (причем без единой неполадки), мы предла¬гаем обозначенную выше награду любому, кто представит нам морского инженера, кораблестроителя, судомеханика или любого другого специа-

листа, имеющего достаточную квалификацию, который выскажет свое мнение о качествах нашего корабля и заявит, что пароход «Истленд» — не мореходное судно и не выдержит любой шторм, который может воз-никнуть как на озерах, так и в океане».
Однако никто за обещанной наградой не пришел. «Истленд» по-пре-жнему курсировал по Великим озерам. С момента постройки в 1903 году этот пароход считался на Великих озерах самым красивым, комфорта-бельным и быстроходным судном. Жители приозерных городов называ¬ли его «Королевой скорости». Это был экскурсионный пароход водоиз-мещением 1960 тонн, с очень острыми обводами подводной части кор-пуса. Несмотря на сравнительно небольшую мощность паровых машин (1300 лошадиных сил), он мог развивать ход до 22 узлов. Судостроитель-ная верфь «Дженкс шипбилдинг компани» в Порт-Гурон, построившая «Истленд», очень им гордилась.
Пароход был приписан к порту Чикаго, откуда он совершал экскурси-онные дневные рейсы к кедровому мысу на озере Мичиган или недель-ные плавания на озеро Эри. Затем портом его приписки стал Кливленд. «Истленд» пользовался особой популярностью у молодежи — на верхней палубе стоял паровой орган, под который во время плавания в хорошую погоду устраивались танцы. Об этом органе ходили легенды, говорили, что в тихую погоду звук его слышен за 5 миль.
В течение 1913 года владельцы «Истленда» продали на него 200 тысяч билетов. В следующем году пароход вернулся на озеро Мичиган. «Ис- тлендом» командовал капитан Гарри Петерсен. Навигацию 1914 года он, как и все предыдущие, закончил без единого повреждения.
Летом 1915 года «Истленд» был зафрахтован для экскурсий по озеру i Мичиган фирмой «Вестерн электрик компани».
В 7 часов утра, в субботу 24 июля, к причалу на реке Чикаго, где при-швартовался «Истленд», начали стекаться экскурсанты. В основном это ! были рабочие и служащие компании с детьми и друзьями. Почти все пас- | сажиры несли с собой корзины с провизией для пикника.
Утро выдалось солнечным, под стать настроению экскурсантов. От-плытие было назначено на 7 часов 40 минут. Несмотря на ранний час, с верхней палубы неслись звуки регтайма, который виртуозно исполнял на паровом органе известный музыкант Мичигана.
Билет стоил всего 75 центов. Правление компании разрешило брать на пароход детей до десяти лет без билета. «Истленд» был рассчитан на перевозку в дневные часы тысячи человек. Капитан Петерсен нередко принимал на борт и полторы тысячи, если на этом настаивали владель-цы. На этот раз было продано 2500 билетов. Вероятно, капитан Петерсен об этом не знал, так как счет пассажирам у сходней контролеры не вели. Конечно, капитан видел, что народу погрузилось на пароход намного больше, чем это было положено по норме, но он не прекратил посадку. Таким образом, на «Истленде» пассажиров оказалось на 300 человек боль-ше, чем на «Титанике»...
«Истленд» стоял у причала реки Чикаго правым бортом, по носу у него был ошвартован паровой буксир, который должен был вывести его из реки на простор озера Мичиган. Прозвучал гудок, матросы парохода втянули сходни. Капитан стоял в дверях рулевой рубки и готов был от¬дать команду старшему механику Эриксену запускать машины.
Как только отдали кормовой прижимной конец, судно едва заметно дрогнуло и начало медленно валиться на левый борт. Сначала никто на это не обратил внимания. Однако крен с каждой секундой увеличивался. К краю левого борта по верхней палубе поехали скамьи и шезлонги, вни¬зу и в салонах стала сдвигаться мебель, в буфетах поползли тяжелые ящи¬ки с заготовленным для напитков льдом. На верхней палубе закричала женщина, потом еще одна... «Истленд» кренился все больше, люди, те¬ряя опору, начали скользить к левому борту. Тех экскурсантов, которые в этот момент находились под палубой в каютах, прижало к продольным переборкам, других (их было большинство), кто стояли на верхних палу¬бах, сбило в кучи и придавило к поручням левого борта.
Когда крен достиг 30 градусов, страх перешел в панику. Сотни людей бросились с нижних палуб по трапам наверх. В проходах, коридорах и на лестницах началась давка. Повсюду раздавались крики, вопли, плач де¬тей, слышался грохот срывающихся с мест шкафов, буфетов, звон бью¬щегося стекла. Сотни пассажиров остались в каютах и в коридорах ниж¬них палуб. Почти все, кто находился наверху, были сброшены в воду. Некоторые сумели вовремя ухватиться за плававшие в воде скамейки, ящики, доски. В грязной воде реки Чикаго беспомощно бились люди, они цеплялись, кусали, царапали и топили друг друга.
«Истленд» продолжал валиться на левый борт. Прочные пеньковые швартовы, которые так и не успели отдать, натянулись, как струны, и вырвали из земли причальные тумбы и береговые кнехты. Наконец паро¬ход опрокинулся на борт, накрыв сотни плававших на воде людей. По¬слышались грохот и шипение — это с фундамента сорвались паровые машины, и вода залила топки. Несколько минут река в этом месте была закрыта белой пеленой пара. Шипение пара и свист вырывающегося из внутренних помещений воздуха заглушали крики людей. «Истленд» лег левым бортом на дно реки. Прошло всего 6 минут... И только еще через
10 минут к месту катастрофы начали прибывать катера водной полиции и буксиры. К причалу примчались полицейские и пожарные машины. Но им оставалось только спасать тех, кто еще держался на воде.
Но настоящим героем стал Вильям Брайт — капитан парохода «Мис¬сури». Увидев, что «Истленд* опрокинулся на борт, он взял такси и прим¬чался на причал, где произошла катастрофа. Брайт не смог пробиться сквозь собравшуюся на набережной толпу, поэтому поднялся на второй этаж дома, стоявшего напротив причала. Из окна он видел, что сотни плавающих в воде людей не могут взобраться на скользкий борт лежав¬шего парохода. Среди них было много раненых и покалеченных. Люди тонули на глазах спасателей. Брайт высунулся из окна и крикнул поли¬цейским: «Возьмите золу из топок трех буксиров и высыпьте ее на правую скулу «Истленда»! После этого он позвонил на ближайшую ткацкую фаб¬рику: «Срочно доставьте пятьдесят одеял туда, где лежит «Истленд»!» Зола и одеяла, расстеленные на скользком борту парохода, дали возможность многим вылезти из воды.
Спасательные работы длились недолго. Всем, кого вытаскивали на берег живыми, оказывали первую помощь или отправляли в госпиталь.
В Чикаго был объявлен траур. В течение многих дней трупы погибших вылавливали из реки и извлекали из опрокинутого корпуса «Истленда». Несколько сот мертвецов вытащили из парохода, когда ацетиленом про¬резали его правый борт. Еще больше трупов нашли, когда судно постави¬ли на ровный киль и откачали из него воду.
В официальной прессе США появилось сообщение, что катастрофа унесла жизнь 835 человек. Но это не соответствует действительности, так как указанная цифра была объявлена в Чикаго на третий день после ката¬строфы. Судно же было поднято спустя пять дней, и из него извлекли еще несколько сот трупов. Американский следственный врач из Чикаго зая¬вил на пресс-конференции, что в городском морге он лично насчитал 1300 трупов. 25 июля 1915 года газеты города вышли под такими заголов¬ками: «2100 утонуло, когда «Истленд» опрокинулся у причала».
«Судно имело повышенный центр тяжести и стало валиться еще на швартовах у причала».
«Все предшествовавшие катастрофы не оканчивались таким числом жертв!»
«История «Истленда» — это история ошибок и неудач!»
Катастрофа «Истленда» — самая большая катастрофа в истории судо-ходства на Великих озерах, и не случайно американские историки назы¬вают это судно «Титаником» Великих озер.
Когда пароход подняли со дна реки, некоторое время не знали, что с ним делать. Наконец американцы решили переоборудовать его в учебное судно резерва военно-морского флота США, и под названием «Уилметт» оно прослужило до 1946 года.
Через двадцать лет после катастрофы американская пресса пролила не-который свет на истинную причину гибели «Истленда». 7 августа 1935 года газета «Америкэн пресс» опубликовала следующее сообщение: «Сегодня Апелляционный суд США утвердил решение выездного суда о том, что фирма «Сен-Джозеф Чикаго стимшип компани» — бывший владелец па¬рохода «Истленд», который затонул на реке Чикаго 24 июля. 1915 года, — не ответственна за гибель людей в катастрофе. Суд считает, что судно было мореходным, но ответственность ложилась на механика, который по небрежности неправильно заполнил его балластные цистерны».

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru