СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ЭМПРЕСС ОФ АЙРЛЕНД»

«ЭМПРЕСС ОФ АЙРЛЕНД»
29 мая 1914 года


Канадский лайнер затонул на реке Святого Лаврентия после столкновения с норвежским пароходом «Сгорстад». Катаст¬рофа унесла жизни 1012 человек.
29 мая 1914 года. 1 час 15 минут ночи. Впереди, слева от лайнера «Эмпресс оф Айрленд», показался залив Святого Лаврентия. По пра¬вому берегу мелькали огоньки при морских поселков и деревень про винции Квебек. Лайнер подходил к мысу Фатер.
Командовал «Эмпресс оф Ай ленд» уроженец пригорода Ливерпу ля, потомственный моряк, с дипло мом морского колледжа капитан Кендалл. Он довольно скоро получил в командование большой трехмач¬товый барк, потом другой, третий и, наконец, грузовой пароход «Рате ния».
Следующим был «Монроз». А в 41 год он стал капитаном «Эмпресс оф Айрленд» — самого большого и самого лучшего лайнера фирмы «Кэп диан пасифик стимшип компани». Теперь, подходя к мысу Фатер, Ке: далл стоял на мостике огромного двухтрубного парохода водоизмещен ем в 20 тысяч регистровых тонн, длиной 167 метров, шириной 20 метров Этот гигант имел пять палуб, где могли разместиться с комфортом почт
2 тысячи человек, и паровую машину мощностью 18 500 лошадиных сил которая обеспечивала скорость в 20 узлов. Лайнер совершал регуляр; рейсы через Атлантику и имел отличную репутацию среди постоянны^ клиентов. На комфортабельном лайнере, не говоря уж о шикарных каю тах и просторных салонах, имелось даже поде для крикета и песочниЦ| для детей.
Впереди, чуть справа, уже отчетливо виднелись огни двух небольши пароходов. Правительственный пакетбот «Леди Эвелин» должен был npi нять с лайнера почту из Монреаля и Квебека и доставить на судно поел днюю партию государственных депеш для Англии. Вторым было лоцма ское судно «Юрека».
В 1 час 30 минут Кендалл отдал приказ остановить машины. «Лед Эвелин» подошла к борту «Эмпресс оф Айрленд». Лоцман Камилль Бе| ние сошел по трапу вниз, чтобы на пакетботе добраться до «Юреки».
Перегрузка почты закончилась, матросы сбросили швартовы на п бу «Леди Эвелин».
Для капитана Кендалла этот рейс был не совсем обычным. Во-пер- мых, помимо важных правительственных пакетов, за два дня до того в Монреале на борт «Эмпресс оф Айрленд» погрузили несколько тонн (сребряных слитков, которые оценивались в миллион канадских долла¬ров. Во-вторых, в первом и втором классе было слишком много пред¬ставителей высшей аристократии, требующие его личного внимания и шботы.
Под ходовым мостиком, на пяти палубах лайнера жил своеобразный Плавучий город с населением почти полторы тысячи человек: 420 членов •кмпажа и 1057 пассажиров, из которых 87 — первого, 253 — второго и /17 — третьего класса. Среди них было 310 женщин и 41 ребенок.
В одной из кают первого класса отдыхал в кресле сэр Генри Сетон- Кирр — член палаты лордов британского парламента, известный в те вре- мгма путешественник, охотник и писатель. Рядом с ним, также в каюте нфвого класса, размещалась чета Ирвингов. Лоуренс Ирвинг — сын вы¬дающегося английского актера Генри Ирвинга — был актером не менее нкшнтливым, чем его отец.
На борту лайнера находилась и Этель Патон — «королева» аристок- |чшческого общества города Шербрук, красавица, жена одного из бога- М'йших мануфактурщиков в Канаде.
Среди прочих знаменитостей были известный английский журналист Пгонард Палмер — редактор журнала «Лондон фэйненшиал ньюз», про- ji фп сор Каннингам — директор сельскохозяйственного колледжа в Ма- j ми I обе, адвокат Госселин из Монреаля и Давид Рисе — канадский пред- и житель «Армии Спасения». Он возглавлял делегацию из 176 представи- н и й этой организации от города Торонто на Международную конфе- |*имцию членов «Армии Спасения» в Лондоне.
Менее известная и более скромная публика ехала в третьем классе на Ьцшых нижних палубах.
послышался крик впередсмотрящего матроса первого класса Джона Цфола: «Полтора румба справа по носу вижу топовые огни парохода!»
1 Книитан взял ночной бинокль — расстояние между судами составля- ||н около 6 миль. Он приказал изменить курс судна на 26 градусов вправо
с таким расчетом, чтобы встречное судно было у него в 3—4 румбах слева по носу.
Когда расстояние между двумя судами сократилось примерно до 2 миль, с правого берега залива стала наползать уже более густая пелена тумана Было видно, что она ляжет на воду как раз между идущими навстречу друг другу судами.
Кендалл передал машине «Полный задний ход» и дал три коротких j гудка. В ответ из тумана послышался один длинный гудок (позже, на суде, Кендалл сказал, что их было два). Его подал норвежский пароход «Стор стад», который шел в Монреаль. Эго грузовое судно валовой вместимос ¬тью 6028 регистровых тонн было зафрахтовано канадской фирмой «До¬минион коал компани» и с грузом в 11 тысяч тонн угля теперь подходило! к мысу Фатер, чтобы взять лоцмана для следования вверх по реке. Вахту нес старший помощник капитана Альфред Тофтенес. Сам капитан, То¬мас Андерсон, в эту минуту находился у себя в каюте с женой. Старпом имел указание вызвать капитана немедленно на мостик в случае ухудше¬ния видимости. Но Тофтенес выполнил это указание слишком поздно,] Нагнувшись над переговорной трубкой, он крикнул в капитанскую каю¬ту: «Господин капитан! Видимость резко снижается. Огни мыса Фатер скрываются в тумане». Он даже не побеспокоился сообщить капитану, что за пеленой тумана идет встречное судно, с которым нужно разойтись'
Капитан Андерсон прибежал на мостик. В тумане, уже совсем близко, он увидел, кроме тоновых, зеленый отличительный огонь правого 6opiii большого лайнера.
В это время на «Эмпресс оф Айрленд» капитан Кендалл приказал за-стопорить работавшие на задний ход машины и дал один длинный гудок, показывая этим, что руль его судна положен на правый борт. Прошло всего две минуты, и Кендалла охватил ужас: с правого борта из тумана (Ц него надвигались красный и зеленый огни парохода. Расстояние между судами не превышало 100 метров. Капитан Кендалл положил руль на лс« j вый борт и дал машине полный ход вперед. Но избежать столкновения Hill удалось...
Прямой форштевень «Сторстада» ударил под углом 35 градусов в пра вый борт лайнера, войдя в корпус почти на 5 метров. Удар пришелся в 4:1 метрах позади водонепроницаемой переборки, разделявшей котельной отделение парохода на два отсека. В момент удара появился сноп искр м был слышен сильный металлический скрежет. Инерция «Сторстада» были] значительна, и его носовая оконечность с усиленным набором шпанг01Ч| тов для плавания во льдах произвела очень большие разрушения в борту канадского лайнера. Правый становой якорь норвежца вскрыл и разрезад! на несколько метров обшивку лайнера. Подводная часть форштевнй «Сторстада» вошла внутрь продольной угольной ямы парохода, а верхшии его часть над водой произвела страшные разрушения жилых помещениШ второго класса. Несколько человек на борту лайнера в этот момент были! просто раздавлено...
Как только суда столкнулись, капитан Кендалл выбежал на ходовой мостик, схватил рупор и закричал в сторону «Сторстада»: «Не отходите назад! Дайте полный пар на передний ход! Работайте ходом вперед». Он отлично представлял себе величину пробоины и знал, что, если норве¬жец выдернет из нее нос, вода быстро затопит пароход. С ходового мости- »и «Сторстада» капитан Андерсон, сложив рупором ладони, кричал: «Моя мпшина работает на задний ход! Ничего не могу сделать!»
Через одну-две минуты нос норвежского парохода со скрежетом вы- пгрнулся из пробоины, и суда расцепились: «Сторстад» отошел назад, а
* )мпресс оф Айрленд» течением реки была отнесена от места столкно- игния на полмили.
Площадь пробоины в борту лайнера составляла более 30 квадратных метров. Каждую секунду внутрь парохода вливалось около 300 тонн воды.
III открытых дверей угольной ямы она хлестала в оба котельных отделе¬ния. Система автоматического закрывания дверей водонепроницаемых переборок не сработала. Механики успели закрыть лишь одну дверь, и иода получила свободный доступ в корпус судна. В котельном отделении она скапливалась под котлами и через открытые двери сильным потоком устремлялась в машинное отделение, затопив все коридоры и проходы нижней палубы. Приняв тысячи тонн воды в помещения, расположен¬ные со стороны пробитого борта, пароход стал быстро крениться.
О том, что происходило в эти минуты в гигантском чреве парохода, можно судить по рассказам очевидцев катастрофы.
Канадец Джон Боулер, пассажир третьего класса: «За несколько се¬кунд до столкновения я случайно открыл иллюминатор каюты и застыл •и ужаса — из тумана на борт надвигался черный нос какого-то парохо- н I Он вошел в борт где-то рядом с моей каютой. Я быстро оделся и ЦмГюжал из каюты в коридор, где едва не был сбит с ног толпой бежавших к и щей. Если бы я не обладал достаточной физической силой, я бы никог- |«н оттуда не выбрался».
Из показаний очевидцев следовало, что капитан Кендалл проявил во ►|1гмя катастрофы выдержку и сделал все от него зависевшее, чтобы спа- Им людей.
Капитан Кендалл хорошо знал лоцию залива Святого Лаврентия и !:ЦК считывал посадить тонущее судно на мель у ближайшего мыса Нок- IIOIIHT. Но вода уже заливала машинное отделение, а паропровод правого Читателя был перебит при столкновении. Капитану ничего не остава- |оч., как приказать покинуть судно и передать SOS на мыс Фатер. Кен- 4м н побежал на правый борт шлюпочной палубы и начал отдавать вин- IHIO.IC стопоры шлюпбалок, чтобы можно было быстрее освободить зак¬упленные на кильблоках шлюпки. Капитан успел отдать стопоры у шлю- *1» Nu 1,3, 5, 7, 9 и 11.
По»же было подсчитано, что из 717 пассажиров нижних палуб около Ml человек так и не смогли выбраться из лабиринта бесчисленных про- оч1'ч1, коридоров, тупиков и трапов наверх: лайнер, заливаемый водой, начал тонуть и опрокидываться на борт. Одни погибли, даже не успей проснуться, другие стали жертвой своей медлительности: долго одевались или складывали в чемоданы вещи; третьи оказались сбитыми с ног и раз-давленными бежавшей толпой сразу же по выходе из кают. Многие пасса-жиры не смогли открыть изнутри двери своих кают, потому что дверные стойки перекосились из-за крена судна, и им пришлось спасаться, выле¬зая в иллюминаторы.
Девятнадцатилетний дежурный радист станции на мысе Фатер Кроу¬форд Лесли, приняв с судна сообщение: «Страшный крен. Держите со мной связь», разбудил своего начальника Билля Уайтсайда. Тот выслал на помощь «Юреку» с мыса Фатер и «Леди Эвелин» из Римуски.
Радиостанция мыса Фатер тем временем продолжала ретранслировать в эфир сигнал бедствия с расчетом, что он будет принят другими судами, находящимися поблизости. Но эти сигналы некому было принять: радио- станции на судах были еще редкостью.
Не имел радио и «Сторстад». А что же в это время происходило с ним1'
Когда столкнувшиеся пароходы расцепились, норвежец, дав задний ход, скрылся в тумане. С погибающего судна слышали его гудок где-то рядом, в одной миле.
Через несколько минут после столкновения офицеры доложили капи < тану, что носовая часть парохода повреждена, но не очень сильно, что форпик заполняется водой, но таранная переборка держит воду.
Андерсон приказал подвахте палубной команды спустить на воду все четыре шлюпки и идти на помощь утопающим.
На борту «Эмпресс оф Айрленд» имелось 36 спасательных шлюпок, рассчитанных на 1 860 человек. На верхней палубе находилось также око¬ло десятка деревянных спасательных плотов. Они столь надежно были прикреплены к палубе, что все попытки оторвать их ржавые талрепы ос* тались тщетны. Спуск на воду шлюпок был возможен только в течений первых десяти минут, потому что быстро увеличивающийся крен уже и о ключал возможность сделать это без риска покалечить людей. Всего удач¬но было спущено 6 шлюпок, у которых капитан своевременно освободил i стопоры. Спуск первой шлюпки окончился трагично: она сорвалась сЦ] шлюпбалки вниз, и ее пассажиры оказались в воде.
Из-за сильного крена все шлюпки левого борта сошли со своих килм блоков и завалились на палубу, грозя каждую минуту сорваться на про« тивоположный борт. Так и случилось со шлюпкой № 6 — она сорвалас» и по наклонной палубе скатилась на правый борт в стоявшую у поруч¬ней толпу: пятнадцать человек, в том числе штурман Стид, были раздам! лены.
Пассажиры спасались по-разному. Одни сохранили жизнь ценой неме< роятных усилий и мучений от долгого пребывания в ледяной воде, друпИ попали в шлюпку, даже не замочив ног. Так, например, было с «короле* вой» Шербрука Этель Патон, которая прямо с палубы тонущего лайнер! вошла в шлюпку.
Аристократку Шербрука доставили на бот «Сторстада». На другой день из Римуски она дала телеграмму своему брату — управляющему желез¬ной дорогой. Тот не замедлил прислать за ней специальный поезд...
Лайнер «Эмпресс оф Айрленд» продержался на плаву 17 минут. Шесть его шлюпок и четыре со «Сторстада» могли принять лишь небольшую часть находившихся на лайнере людей.
Вот что происходило на его борту в последние минуты катастрофы. Судно продолжало валиться на правый борт. Те, кто сумел выбраться наверх, теперь поднимались все выше и выше по кренившейся палубе, потом перелезали через поручни и переходили на оголившийся левый борт. Многие, не сумев удержаться на нем, съезжали в воду, в давке провалива¬лись в открытые иллюминаторы кают.
Когда две офомных трубы «Эмпресс оф Айрленд» легли плашмя на поду, взорвались котлы. Взрыв котлов окончил агонию тех, кто боролся in жизнь в холодной воде или остался запертым в заливаемых водой ма-шинном и котельных отделениях парохода. Более десяти машинистов и кочегаров были обварены перегретым паром. Вырвавшись на свободу, пар, находившийся под очень высоким давлением, выбросил на поверх¬ность воды из нутра парохода массу обломков железа и дерева. При этом искавшие спасения в воде люди, несмотря на холодную воду, или были обожжены паром, или получили ранения от разлетевшихся обломков. От и фыва котлов лежавший на боку лайнер содрогнулся, словно в предсмер- шой судороге. Поднялась высокая волна, она перевернула две перегру-женные шлюпки и захлестнула находившихся в воде людей.
Многих из тех, кто еще мог держаться на борту лайнера, взрывом сбро-
i пло в воду. Среди них оказался и капитан Кендалл. И то, что он не последним оставил свое судно, не было его виной. Ухватившись за дере- кннную решетку люка, он смотрел на свой тонущий корабль.
Позже Кендалла и радиста Фергусона подобрала шлюпка с «Леди Эве- нин». Когда эта шлюпка подошла к берегу, чтобы высадить спасенных, шайтан Кендалл, приняв над нею командование, пошел на поиски пла- . шшших в воде людей. Через час он высадил на площадку трапа «Сторста-
11 ЛИ» около пятидесяти спасенных и продолжил поиски. Температура в за¬мше не превышала 5 градусов по Цельсию, и поэтому люди, не выдержи- ®йм холода, быстро погибали.
Там, где исчез в глубинах залива лайнер, осталось несколько сот чело- 1)|»гк. Течение мощной реки относило их в сторону моря.
Те, у кого не было спасательного нагрудника, попав в воду, старались умититься за какой-нибудь плавающий предмет — скамейку, весло, ящик, Шезлонг, доску.
Спешившие на помощь «Юрека» и «Леди Эвелин» прибыли слишком ||1(идно. Когда они подошли к указанному месту, из воды торчали только Митгы и верхушки труб «Эмпресс оф Айрленд». Очень немногие остава-лись в живых. «Леди Эделин» подошла всего через пятнадцать минут (пос- й* того как лайнер погрузился на дно залива), но спасла всего 7 человек,
в том числе капитана Кендалла и Фергусона. Шлюпки правительственно-го парохода выловили изводы 136 трупов.
К 3 часам ночи «Юрека» доставила на мыс Фатер 32 спасенных чело- j века. Шлюпки «Сторстада» спасли 338 человек и доставили их на борт. Среди них оказался и врач Джеймс Грант. Состояние многих спасенных, доставленных на норвежское судно, было крайне тяжелым. Им пришлось делать искусственное дыхание, вправлять кости и обрабатывать раны. Врач столкнулся и с шоком, и с приступом сумасшествия, и с инфарктом, и с переломом позвоночника. Несколько человек умерли уже на борту «Стор¬стада».
Катастрофа «Эмпресс оф Айрленд» унесла больше тысячи человечес¬ких жизней. Из 1477 человек, которые находились в момент столкнове- | ния на борту лайнера, были убиты при ударе, обварены паром, утонули и умерли 1012 человек, из них 840 пассажиров и 172 члена экипажа. Из эки- пажа, кроме капитана, его первого помощника и двух радистов, погибли! все офицеры корабля. Спаслось 465 человек. Из 138 находившихся на борту детей было спасено 4, из 310 женщин — 41, из 609 пассажиров-мужчин -ij j 172 и из 420 членов экипажа — 248 человек. Таковы официальные цифры, j выявленные расследованием, которое провело правительство Великоб-- ритании.
Почему произошла катастрофа? Почему столкнулись пароходы? Кто был виновен в этом?
На суде, прежде чем оба капитана дали свои показания, были подвер- Ц гнуты допросу 59 свидетелей. Их показания заняли 612 страниц протоко¬ла. Капитан Кендалл сообщил суду, что, когда расстояние между парохо- I дами составляло 6 миль, он изменил курс судна на 26 градусов вправо,; II рассчитывая разойтись со встречным судном левым бортом. Старший II помощник «Сторстада» Тофтенес подтвердил это, сказав, что видел, кап, топовые огни «Змпресс оф Айрленд» вошли в створ. Однако он заметшцЦ что расстояние между судами составляло не 6, а 2 мили, и что после этого в тумане суда потеряли друг друга из вида.
На все вопросы суда капитаны давали обстоятельные ответы.
Андерсон: «До того как на воду лег туман, «Эмпресс оф Айрленд* была видна за две мили с левой скулы «Сторстада». Мы видели ее правый зеленый огонь».
Кендалл: «Когда опустился туман, я дал машине полный задний ход и соответствующие гудки и остановил судно. Я посмотрел вниз на воду и убедился, что судно не имело хода».
Андерсон: «Эмпресс оф Айрленд» была видна сквозь туман на бли:и 11 ком расстоянии с левой скулы «Сторстада». Был виден ее зеленый огонь| I она имела значительный передний ход».
Кендалл: «В момент столкновения мое судно не имело хода».
Но при расследовании катастрофы ни одна из сторон не могла под» твердить своих действий записями в вахтенных журналах, поскольку эта записи не велись и не были сделаны позже. Ни одна из сторон не могл!
доказать, что ее судно сделало поворот в ту или иную сторону и подало при этом столько-то гудков. И только через несколько заседаний судеб¬ной комиссии в процессе накалившихся дебатов и взаимных обвинений ныяснилось следующее.
После того как упал туман, Тофтенес приказал третьему штурману «Сторстада» Джекобу Саксе «положить руль немного влево» и дал маши¬не сигнал «Стоп». Норвежец объяснил свои действия тем, что старался уйти от встречного судна, которое, как ему показалось, будет расходить- i я левым бортом. Потом, опасаясь, что «Сторстад» потеряет управляе¬мость и течение развернет его лагом, Тофтенес дал «Малый вперед», так как судно не слушалось руля. (Причем он и третий штурман присягнули перед судом, что пароход не слушался руля.) В итоге Саксе признался, что он взял у рулевого штурвал и положил руль лево на борт. Однако
I ретий штурман категорически отрицал, что именно это привело к ema¬il новению. Он добавил, что только после этого капитан Андерсон по¬мнился на мостике и увидел перед носом судна ярко освещенный иллю-минаторами борт «Эмпресс оф Айрленд». Андерсон обвинял Кендалла в юм, что тот остановил лайнер перед носом его парохода и изменил курс и» зюйд в сторону берега, в то время как с норда было больше места для расхождения.
Председатель суда лорд Мерсей объявил, что старший помощник ка-питана «Сторстада» Тофтенес повинен в том, что при ухудшении видимо-
I ги не вызвал на мостик капитана и что без всяких оснований изменил в 1Умане курс судна. В то же время лорд Мерсей заметил: «Было бы более (чпгоразумным со стороны капитана Кендалла уступить дорогу «Стор-
• гаду».
На суде капитан Андерсон отрицал, что по его вине пробоина в борту •'■Эмпресс оф Айрленд» оказалась открытой для доступа воды. Норвежец шкже заявил, что, когда суда столкнулись, он дал машине передний ход с Пенью удержать нос своего парохода в пробоине, но судно Кендалла, имея Передний ход, развернуло «Сторстад» таким образом, что его нос выдер-нулся из пробоины и форштевень даже загнулся в левую сторону.
Поведение всего экипажа лайнера во время его гибели, ставшее извес- IMMM суду после опроса свидетелей, вызвало общее одобрение.
Хотя заместитель министра юстиции Канады Ньюкомб официально mu «ил на суде, что «причина катастрофы — избыток предосторожности 40 стороны капитана Кендалла», виновным был признан старший по¬мощник капитана «Сторстада» Тофтенес. Его лишили судоводительских нрав на два года.
I Что же касается самого «Сторстада», то канадцы его просто конфиско- и «пн. Но через несколько месяцев владельцы парохода — фирма «А/С Мари- И1М* выкупила его за 175 тысяч канадских долларов и вновь назначила Андерсона и Тофтенеса на прежние должности.
Сразу же после катастрофы, буквально на следующий день, к погиб- |ИМу лайнеру потянулись со всех концов Америки и Европы искатели затонувших сокровищ. Они нашли его лежавшим на глубине 19 саженей (40,5 метра) в 4 милях от поселка Сен-Люс, в 5 милях к востоку от мыса Фатер. Однако попытки извлечь из корпуса затонувшего лайнера сереб-ряные слитки и ценности, принадлежавшие пассажирам, ни к чему не привели. Более того, эти попытки стоили жизни нескольким водолазам, которые заблудились и порвали свои воздушные шланги в подводных ла-биринтах лайнера.
Через 50 лет после катастрофы, летом 1964 года трое канадских аква- лангистов-любителей — геолог Поль Форние, торговец Фернард Берге- рон и руководитель группы, служащий из Оттавы, Андрэ Менард, — зак-лючили договор с краеведческим музеем города Римуски и организовали на затонувший лайнер подводную экспедицию.
Они подняли судовой колокол, несколько навигационных инструмен¬тов и бронзовую табличку с надписью «Только для пассажиров первого класса».
Сейчас в заливе Святого Лаврентия то место, где на дне его лежит «Эмпресс оф Айрленд», обозначено красным светящимся буем. У шоссе, между поселками мыса Фатер и Римуски, близ местечка Метис-Бич, есть кладбище, где похоронены жертвы катастрофы, а в городе Торонто, на кладбище в Мон-Плезенте, воздвигнут памятник — гранитный обелиск, увенчанный крестом и короной. С 1914 года каждую «черную пятницу! сюда приходят представители «Армии Спасения» почтить память погиб¬ших.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru