СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ТИТАНИК»

«ТИТАНИК»

15 апреля 1912 года

 

Английский лайнер затонул спустя 2 часа 20 минут после уда­ра об айсберг. Погибли 1522 человека, спасено 705 человек.

Самая знаменитая катастрофа XX века.

...Летним вечером 1907 года Брюс Айсмей, исполни­тельный директор «Уайт Стар», и его жена Флоранс ужинали в лондонской рези­денции лорда Джеймса Пир- ри, компаньона белфастской кораблестроительной фирмы «Гарланд энд Вульф», кото­рая строила все суда для «Уайт Стар». Новый лайнер «Лузи­тания», принадлежавший конкурентам из компании «Кунард лайн», был на устах всего города. Перед его первым рейсом ожи­далось, что будет побит рекорд скорости по пересечению Атлантики и сей факт закрепит лидерство «Кунарл лайн» в гонке суперлайнеров. Суда «Уайт Стар» не шли ни в какое сравнение с «Лизитанией». Пирри и Айсмей разработали план, позволявший «Уайт Стар» завоевать первен­ство. Они решили, что не будут вступать в соревнование по скорости, а построят пару плавающих дворцов, каких мир еще не видел. Спустя не­делю после этого исторического ужина целая армия инженеров и меха­ников принялась создавать чертежи и спецификации, начиная с массив­ных, высотой в четыре яруса, двигателей и заканчивая посадочными местами в столовой для первого класса. В декабре 1908 года была зало­жена первая килевая плита в основание судна № 400, названного по­зднее «Олимпгас». Судно № 401, названное «Титаником», было заложе­но 31 марта 1909 года.

День 31 мая 1911 года в Белфасте выдался ярким и чистым. Южный бриз морщил поверхность Белфастского залива и трепал флаги на кранах. Более 100 тысяч зевак пожелали увидеть спуск на воду судна № 401. По традиции компаний «Уайт Стар» и «Гарланд энд Вульф» не было никако­го молебна во славу новорожденного.

В 12.05 запустили две ракеты, в 12.10 — третью. В 12.13 корпус в

25  000 тонн заскользил вниз по направляющим, влекомый собственным весом. «Титаник» развил скорость в 12 узлов (около 22 км/ч), прежде чем шесть якорей и две толстые якорные цепи, весившие каждая 80 тонн, остановили его. Весь процесс занял 62 секунды. Затем буксиры подвели

 

его к бухте, где в течение десяти месяцев он должен был оснащаться оборудованием и пассажирскими каютами.

После спуска судна на воду началась работа по сооружению пасса­жирских мест, установке инженерного оборудования и навигационных систем. Все, что было сделано до этого, можно сравнить с постройкой фундамента здания. Теперь плотники, электрики, наладчики паровых ма­шин, укладчики ковровых покрытий и мастера по металлу получили ши­рокий фронт для работы.

Это было поистине уникальное сооружение. Его валовая вместимость — 46 328 тонн, длина — 270 метров, ширина — 28, высота от ватерлинии до шлюрочной палубы — 18,5 метра, высота от киля до конца труб — 53 мет­ра. По сути в высоту это одиннадцатиэтажный дом! Двигатели: 2 поршне­вых, 4 цилиндровых, мощностью 30 ООО лошадиных сил; одна парсоновс- кая турбина низкого давления мощностью 18 ООО лошадиных сил. Пре­дельная скорость — 21—23 узла (примерно 37—41,4 метра в сек). Двад­цать спасательных шлюпок были рассчитаны на 1178 человек.

Спецификации «Титаника» в большой степени походили на специфи­кации «Олимпика». Были внесены некоторые изменения, которые при­вели к утяжелению на 1000 тонн и большей роскоши. Одним из них была установка дополнительной защиты вокруг прогулочной палубы. Кроме того, пассажиры «Олимпика» жаловались на брызги соленой морской воды от носа корабля во время плавания по северным атлантическим морям. Эти изменения и стали наиболее видимой разницей между двумя судами. Наконец, 3 февраля 1912 года «Титаник» был поставлен в сухой док, где его снабдили тремя винтами, а на внутреннее убранство навели после­дний лоск. Прибыла огромная люстра, которую повесили в главной кают- компании. Кухонную утварь и фарфор поместили в соответствующие хра­нилища. Была установлена и проверена система беспроводной связи, спо­собная передавать сообщения на расстояние в 500 миль (около 310 кило­метров). Карты и навигационное оборудование отправили на капитан­ский мостик. Все мелочи, необходимые для функционирования крупного океанского лайнера и большого отеля, прибыли на борт, были установ­лены, проверены, размещены по хранилищам и оприходованы. Строи­тельство великого судна почти закончилось.

Со 2 апреля «Титаник» начал плавать по морям. Пройдя в глубь залива и оставив позади буксиры, он совершил несколько быстрых рейдов для проверки двигателей. Корабль был поставлен на прямой курс со скорос­тью 20,5 узлов. Рулевое колесо резко повернули на 360 градусов. Слегка накренясь, «Титаник» развернулся, описав круг диаметром 3850 футов (больше одного километра). Никто не мог предположить, что корабль повторит этот маневр менее чем через две недели, но уже при трагичес­ких обстоятельствах.

После завершения теста и получения разрешения от Торговой палаты, «Уайт Стар лайн» была объявлена полноправным владельцем королеве- кого почтового парохода «Титаник», самого большого и роскошного пред­мета, когда-либо созданного человеческими руками.

Суббота, 6 апреля. Порт Саутгемптон, графство Хэмпшир, юг Англии. День найма для большинства из экипажа. Прибыла основная часть груза. Весь груз весил 560 тонн и состоял из 11 524 отдельных мест. Холлы офи­са компании «Уйат Стар лайн» были полностью забиты людьми. Сотни моряков Саутгемптона, оказавшихся без работы в результате только что прошедшей забастовки шахтеров, толпились в ожидании счастливого слу­чая, несмотря на то, что они, без сомнения, были обеспокоены гряду­щим первым рейсом. Многие были из самого Саутгемптона, но часть моряков прибыла из Ливерпуля, Лондона и Белфаста. Заявления от при­бывших с континента не принимались, поскольку по настоянию капита­на корабля Эдварда Дж. Смита необходимо было сформировать «на­стоящий британский экипаж для настоящего британского судна». К кон­цу дня большая часть экипажа была нанята. К основному грузу добави­лись 5800 тонн угля с соседнего угольного пирса. Сумасшедшая сделка! Чтобы загрузить такой большой лайнер достаточным количеством угля, потребовалось 24 часа, после чего судовой кладовщик аккуратно опеча­тал хранилище для угля клееным холстом, смоченным в красной краске. К концу этого изнурительного дня все переходы, палубы, лестницы и пас­сажирские помещения были тщательно очищены от всепроникающей угольной пыли.

Пасхальное воскресенье, 7 апреля. Поверхность воды была чиста, и вся работа на борту «Титаника» в то пасхальное воскресенье приостано­вилась. Не было видно ни дыма, ни пара из его труб. Звуки корабельной рынды разносились по заливу, отмечая последние часы стоянки, и голу­бой английский гюйс трепетал на флагштоке. «Титаник» оставался при­швартованным к пирсу № 44, который специально углубили на сорок футов для таких гигантов, как «Титаник» и «Олимпик».

Понедельник, 8 апреля. На борт судна были погружены свежие про­дукты питания, привезенные в порт поездом. Около 34 тонн свежего мяса и около 5 тонн рыбы разместили в огромных холодильниках и хранили­щах, расположенных на палубе «G». До отправления оставалось совсем немного времени. Все последние приготовления проходили под наблюде­нием конструктора судна Томаса Эндрю. В тот вечер Эндрю оставался на борту до половины седьмого, а затем вернулся в офис «Гарланд энд Вульф», чтобы написать письма и решить деловые вопросы.

Вторник, 9 апреля. Продукты и товары продолжали грузить на борт. Капитан Кларк, наблюдатель от Торговой палаты, находился на борту до позднего вечера, проверяя каждый закуток судна. Второй помощник Чарльз Лайтхоллер на сенатских слушаниях о причине гибели «Титаника» сказал

о  Кларке: «Он выполнил свою задачу, и я с уверенностью повторяю, что он сделал это тщательно». Капитан Смит, командующий «Титаником», проводил свой собственный осмотр. Все офицеры, за исключением Сми- ш, провели ночь на борту.

Среда, 10 апреля. Капитан Смит поднялся на борт «Титаника» в 7.30 утра и принял от первого помощника капитана Генри Уайлда рапорт. Звук сирены «Титаника» извещал на мили вокруг о том, что наступил день его отплытия. Между 9.30 и 11.30 утра к судну подошли три морских трамвайчика с пассажирами первого, второго и третьего классов. Ровно в полдень «Титаник» отдал концы, катера отбуксировали его от причала, и гигантская махина начала свое движение по 24-мильному Английскому каналу в направлении Франции. В 5.30 пополудни «Титаник» появился в порту французского города Шербур. Пассажиры загодя погрузились на тендеры и ждали отплытия на «Титаник». Вечером в 8.30 был поднят якорь, и «Титаник» с зажженной иллюминацией взял курс на Ирландию вокруг j южного побережья Англии.

Четверг, 11 апреля. Пассажиры осваивали огромный лайнер. Томас Эндрю и гарантийная группа из верфи «Хэрленд энд Волфф» помогали инженерам «Титаника» обслуживать необходимые системы. Была отрепе­тирована общая тревога, громкость аварийных колоколов была значи­тельно понижена водонепроницаемыми дверями. В 11.30 утра «Титаник» бросил якорь в заливе Куинстауна на расстоянии двух миль от берега и приготовился взять на борт новых пассажиров и почту. В 1.30 пополудни главный якорь был поднят в последний раз, и «Титаник» ушел в свой первый трансатлантический рейс к берегам Америки. Капитан Смит по­лучил рапорт о том, что на борту находится 2227 пассажиров и членов экипажа.

Пятница, 12 апреля. К середине дня «Титаник» был где-то посередине Атлантики, идя со скоростью 21 узел. С 11 по 12 апреля он покрыл рас­стояние в 386 миль в спокойную, тихую и ясную погоду. С каждым новым днем путешествия росло общее восхищение судном — его поведением при маневрах, полным отсутствием вибрации, устойчивостью по мере уве­личения скорости. Генри Уайлд отметил, что воздух был очень холоден, достаточно холоден, чтобы не позволять писать или читать на палубе, поэтому многие проводили большую часть времени в библиотеке. В те­чение дня «Титаник» получил множество радиопоздравлений и пожела­ний счастливого пути, в числе которых было поздравление от британс­кой королевы. Почти в каждой радиограмме, полученной от кораблей, находившихся в водах Атлантики, содержалось предостережение о мас­сивных глыбах льда, что было весьма необычным для апреля. Поздним вечером радио «Титаника» было временно отключено, чтобы позволить Филипсу и Брайду в самые ранние утренние часы провести профилактику аппаратов.

Суббота, 13 апреля. Судно оказалось окруженным льдом, появившимся по всему Северному Атлантическому морскому пути. За время от полудня пятницы до полудня субботы «Титаник» покрыл 519 миль. В 10.30 утра капитан Смит начал дневной осмотр судна. Глубоко внизу, в кочегарках, «черные смены», обнаженные до пояса, продолжали удовлетворять аппе-

 

титы горнов в жарком воздухе, наполненном угольной пылью. В этой ужасающей духоте было трудно представить, что наверху почти мороз.

Воскресенье, 14 апреля. Прекрасная погода, гладкая поверхность воды и умеренный юго-восточный ветер создавали прекрасное настроение. Множество пассажиров медленно прогуливалось по лодочной палубе. Еще ранним утром «Титаник» принял радиограмму от «Каронии», предупреждавшей о льдинах впереди, а затем — от датского лайнера «Нор­дам», оповещавшего об «огромном скоплении льда». Сразу после полу­дня «Балтика» сообщила о большом количестве ледяных полей впереди от «Титаника» на расстоянии 250 миль. Все эти радиограммы Смит пере­дал Айсмею. Спустя некоторое время немецкое судно «Америка» предуп­редило о «большом айсберге», но это сообщение не было отправлено на капитанский мостик.

Около 6.30 вечера Смит повернул корабль слегка на юго-запад от обыч­ного направления, желая, вероятно, обойти лед, о котором предупрежда­ли так много судов. Однако не был отдан приказ о снижении скорости. Более того, скорость судна возрастала и возрастала. В 7.30 вечера были получены еще три предостерегающих сообщения от «Калифорнии» о боль­ших айсбергах впереди. Согласно им, до льдин оставалось не более 50 миль. Радиограммы, полученные в этот день, указывали на наличие ог­ромного ледяного поля длиной 78 миль прямо по курсу «Титаника». От­казавшись от ужина, Смит поднялся на капитанский мостик, где обме­нялся мнениями по поводу необыкновенно ясной и хорошей погоды со вторым помощником Лайтхоллером.

Около 9.20 вечера Смит лег спать, отдав обычный приказ разбудить его, «если случится что-нибудь неладное». После чего Лайтхоллер предупредил, чтобы впередсмотрящие внимательно наблюдали за льди­нами до утра.

Далее события развивались так стремительно, что лучше давать их хронологию с точностью до минут.

В 10.00 вечера Лайтхоллера сменил первый офицер Мюрдош.

В 10.55 ночи на расстоянии 10—19 миль от «Титаника» судно «Калифор­ния» было остановлено льдами и посылало предупреждения всем судам в этом районе. Брайд прервал «Калифорнию» ставшим теперь знаменитым ответом: «Прекрати! Заткнись! Ты глушишь мой сигнал. Я работаю на частоте Кейп-Рейс», и радист «Калифорнии» выключил свой аппарат на ночь. (Кейп-Рейс — город на юге о-ва Ньюфаундленд.) К этому времени н 24 из 29 бойлерных поддерживался огонь, и «Титаник» шел со скорос­тью 22 узла, самой высокой, когда-либо им достигнутой.

В 11.30 впередсмотрящие Флит и Ли заметили легкую дымку прямо по курсу.

В 11.40 ночи Флит заметил большой айсберг впереди и передал сроч­ное сообщение на мостик. Шестой помощник Муди принял сигнал и на­правил сообщение Мюрдошу, который инстинктивно скомандовал: «Стоп машина!», телеграфировал в моторный отсек команду об остановке всех двигателей, а затем — «Полный назад!» Также он приказал закрыть все водонепроницаемые двери. «Титаник» начал медленно разворачиваться, но подводная часть плывшего мимо айсберга уже царапала и ударяла пра­вый борт судна, полностью открыв морской воде пять передних перебо­рок.

В 11.55 ночи, через 15 минут после столкновения, была полностью затоплена почта на палубе «G», а также угольный бункер в машинном отделении. После беглого осмотра повреждений, сделанного Уайлдом, Боксхоллом и Эндрюсом, Смит понял, что случилось худшее. Самое худ­шее. «Титаник» тонул, и более 2200 человек на борту находились в смер­тельной опасности. С тяжелым сердцем Смит лично определил местона­хождение «Титаника» и передал координаты четвертому помощнику Бок- схоллу в радиорубку. Переданный Филипсу пакет содержал приказ подать сигналы бедствия. Филипс отстучал сигнал бедствия.

Понедельник, 15 апреля. Вскоре после полуночи корт для сквоша, находившийся на 32 футах выше киля, был затоплен. Большинство бой­лерных не работало, и огромные клубы пара вырывались из освобожден­ных труб. Смит приказал расчехлять спасательные шлюпки и размещать на них пассажиров и членов экипажа. Места на них было достаточно для 1178 человек, и то при условии, что каждая из шлюпок будет заполнена полностью. А на борту находилось 2227 человек.

Между 00.10 и 1.50 утра несколько членов экипажа судна «Калифор­ния» видели что-то похожее на огни парохода. Ракеты тоже были видны, но не были приняты во внимание. Многие суда слышали сигнал о бед­ствии «Титаника» и многие из них спешили на помощь, в том числе лай­нер «Карпатия» под командованием Рострона, находившийся в 58 милях на юго-восток от «Титаника».

В 00.15 Уиллас Хартлей и его ансамбль начали играть жизнерадостный регтайм в салоне первого класса на палубе «А». Они играли до самого конца, все члены оркестра погибли.

В 00.25 Смит распорядился сажать в спасательные шлюпки женщин и детей.

К 00.45 спасательная шлюпка № 7 по правому борту была спущена на воду с 28 человеками на борту вместо возможных 65. В это же самое вре­мя квартирмейстером Джорджем Роу по указанию Боксхолла была запу­щена первая сигнальная ракета. Она поднялась на 800 футов и рассыпа­лась на двенадцать сверкающих белых звезд. Внезапно справа по курсу Боксхолл увидел приближающееся судно, которое через несколько ми­нут исчезло из вида, несмотря на попытки связаться с ним при помощи лампы Морзе.

В 1.15 вода поднялась до надписи «Титаник» на борту, и судно дало резкий крен на левый борт. К этому моменту на воду было спущено 7 шлюпок с еще меньшим количеством пассажиров в каждой. По мере того как наклон падубы становился все круче, в лодках увеличивалось

 

количество пассажиров. С правого борта была спущена шлюпка № 9 с 56 человеками на борту.

В 1.30 началась паника. В шлюпке № 14 по левому борту было опуще­но 60 человек, включая пятого помощника Лева. Леву пришлось сделать пять предупредительных выстрелов в сторону судна, прямо по обезумев­шей толпе, чтобы остановить неуправляемых людей, готовых прыгнуть в практически полную лодку. Радиограммы, отправляемые Филипсом, со­общали, что «корабль быстро погружается» и «не может продержаться дольше...» Парфюмерный магнат Бен Гайгенхейм и его слуга Виктор Ги- лио вернулись в свои каюты и переоделись в вечерние костюмы. Они вернулись на палубу со словами: «Мы надели наши лучшие костюмы и приготовились умереть как настоящие джентльмены».

К 1.40 большинство носовых шлюпок отплыло, и оставшиеся на бор­ту пассажиры стали перемещаться к кормовой части. Дж. Брюс Айсмей покинул судно последним на спущенной с правого борта надувной лодке с 39 пассажирами. Носовая палуба уже была под водой.

В 2.00 поверхность океана отделяло от прогулочной палубы всего лишь

10  футов (3 метра). Приблизительно в это время Хартлей выбрал после­днюю песню для своего оркестра — «Neare, My God, to Three*. Он всегда говорил, что этот гимн выбрал бы для своих похорон. Когда на борту осталось более 1500 пассажиров и всего 47 мест на надувной лодке «D», Лайтхоллер отдал приказ экипажу зарядить оружие и окружить лодку, пропуская к ней только женщин и детей. Море разгуливало в носовой части палубы «А». Крен «Титаника» становился сильнее. В это время Смит спустился в радиорубку и освободил Филипса и Брайда, сообщив им, что «они уже исполнили свои обязанности». На обратном пути на капитанс­кий мостик Смит сказал нескольким членам экипажа: «Теперь каждый за себя». Его последние мысли были скорее всего о любимой жене Элеоно­ре и маленькой дочери Елене. Как только отошли все лодки, удивитель­ное спокойствие воцарилось на «Титанике». Возбуждение и давка закон­чились, и сотни оставшихся тихо стояли на верхних палубах. Казалось, они теснились в середину, пытаясь держаться как можно дальше от по­ручней. Винт стал показываться из воды, и пассажиры двигались ближе и ближе к корме.

Примерно в 2.17 корпус начал стремительно погружаться в пучину, в то время как сотни пассажиров второго и третьего классов, собравшись на конце кормы шлюпочной палубы, слушали молитвы отца Томаса Буля.

В 2.18 послышался грохот: все незакрепленные объекты внутри «Тита­ника» начали падать к погружающемуся носу. Свет мигнул и погас, оста­вив корабль видимым силуэтом на звездном небе. Многие утверждали, что корпус корабля разломился надвое между третьей и четвертой тру­бой. Судно встало почти перпендикулярно и оставалось неподвижным несколько минут.

В 2.20 оно немного опрокинулось назад и начало погружаться в объя­тия северной Атлантики на глубину 13 000 футов. Почти сразу ночь пронзи­ли крики гибнущих, постепенно становившиеся отчаяннее, пока, по сло­вам Лайтоллера, они не превратились в «долгий протяжный вой». Этот вой продолжался какое-то время, пока все не умерли от переохлаждения или утонули. «Останавливающие сердце, незабываемые звуки» произвели неизгладимое впечатление на Лайтоллера, который слышал их с надув­ной шлюпки «А». Позднее он утверждал, что никогда не позволяет своим мыслям возвращаться к тем леденящим душу крикам.

В 3.30 световые ракеты «Карпатии» были замечены находившимися в спасательных шлюпках, и в 4.10 первая шлюпка была поднята из ледя­ной пучины. Тремя часами позже, в 5.30 утра, когда последняя шлюпка, № 12, была подобрана «Карпатией», «Калифорния», уведомленная о гибели Титаника», прибыла на место бедствия.

В 8.50 утра «Карпатия» покинула другие суда, искавшие выживших, и взяла курс на Нью-Йорк. На борту у нее находилось 705 спасшихся. 1522 человека остались на дне океана.

Дж. Брюс Айсмей, первым делом добравшись до радиорубки, отправил в офис «Уайт Стар лайн» в Нью-Йорке телеграмму следующего содержа­ния: «С глубоким сожалением сообщаю вам, что «Титаник» затонул этим утром после столкновения с айсбергом. Большие человеческие потери. Все подробности позднее»...

Темная, холодная и дождливая ночь в Нью-Йорке. Дождь изливался строго вниз, что было обычно для апреля. Случайные вспышки и фары освещали лица из толпы, скопившейся в ожидании прибытия важного судна. Первые зрители прибыли в 6.00 вечера, и за два часа их количество вырос­ло до 30 тысяч. Еще 10 тысяч людей прогуливались вдоль садов «Бэттери» и вокруг «Аквариума», чтобы увидеть, как судно подплывет к Гудзону. Оно пришло вдоль 11-й авеню, которая пролегает параллельно докам, миновало блок с 12-й по 16-ю авеню и подошло к причалу, где встало на якорь.

Это была «Карпатия», и она швартовалась с самым дорогим грузом на борту. Это было все, что осталось от величайшего в мире лайнера «Титаник», — 705 выживших и 13 спасательных шлюпок «Титаника». После того как «Карпатия» замедлила ход, армия буксиров окружила судно со всех сторон. Лодки с людьми, истерично подающими какие-то знаки, спра­шивающими о потерянных близких, репортеры, выкрикивающие вопро­сы и предлагающие деньги экипажу за подъем на борт судна и эксклюзив­ное интервью.

Капитан «Карпатии» Уильям Генри Рострон отказал всем желающим подняться на борт, пока судно не пришвартовалось. Один корреспондент предпринял попытку проникнуть самовольно, но был немедленно взят под домашний арест.

Обезумевшая толпа на причале начала кричать. Холодный дождь, за­дымленный воздух и запах магния от фотовспышек. Это была сюрреали­стическая ночь, наполненная безумством и отчаянием.

«Карпатия» не имела хорошей радиосвязи, и ее единственный радист был утомлен. Даже с помощью спасшегося радиста «Титаника» Гарольда Брайда он смог передать в Нью-Йорк далеко не полный список уцелев­ших. Оба радиста оставались на посту и после смены, но у них не было сил и возможностей сделать больше. Гарольд Брайд, ноги которого были сильно обморожены, продолжал печатать списки спасшихся и посылать сообщения их семьям.

«Карпатия» остановилась снова, чтобы выгрузить 13 спасательных шлюпок «Титаника» на причале N° 13 «Уайт Стар лайн». Казалось, что выгрузка никогда не кончится. Толпа продолжала безумствовать. Нако­нец, в 9.37 вечера «Карпатия» встала на стоянку у причала № 54.

Как только был спущен береговой трап, доктора, медсестры и другой медицинский персонал стали поднимать на судно носилки и инвалидные коляски для пострадавших. Тем, кто мог доказать, что их встречают, по­зволялось самостоятельно покинуть судно. По трапу «Карпатии» группа­ми стали спускаться люди. Встречающие на причале не могли больше сдерживать своих эмоций. В толпе было около 500 женщин, одетых в тра­ур. Также отовсюду доносились крики радости и благодарности Богу. Но по мере того как спасшиеся покидали судно, увеличилось количество оп­лакивавших погибших. Мужчины и женщины не скрывали своих чувств. Горе и страдание захватывали толпу.

Многие из выживших плакали. Высадка в Нью-Йорке была их после­дней надеждой — надеждой на то, что их близкие спасены другим судном и ожидают их здесь.

Толпа ждала объяснений. Почему так много погибших? Почему «Ти­таник» так быстро затонул? Ведь он же был непотопляем! Как это могло случиться?!

Из Мичигана прибыл сенатор Уильям Алден Смит и переговорил с Джозефом Брюсом Айсмеем, управляющим «Уайт Стар лайн», который все еще оставался на борту «Карпатии». Многие из спасшихся и горевав­шие члены семей, знавшие о присутствии сенатора, умоляли его отря­дить крейсеры к месту катастрофы. В своем безумии они уверяли, что их близкие до сих пор плавают живыми в северной Атлантике, что, возмож­но, они зацепились за обломки или гонимы волнами в каких-нибудь из водонепроницаемых отсеков. Спустя много лет сенатор Смит со слезами на глазах так вспоминал это зрелище: «Скорбь и отчаяние так захлестну­ли все вокруг, что стало трудно отличать свет от тени».

Гибель «Титаника» и сегодня продолжает оставаться тайной. Тем не менее, благодаря самоотверженным усилиям искателей истины, мы име­ем несколько объяснений тому, что произошло за 37 секунд с момента, как айсберг был замечен и до столкновения его с кораблем. Из экономи­ческих соображений лайнеры эры «Титаника» эксплуатировались в от­крытом море на крейсерской скорости. Обычно это означало, что двига­тели, толкавшие судно, работали в режиме «полный вперед», так же ра­ботала и турбина. Процедура изменения скорости при приближении к

 

какому-либо объекту или маневрировании в порту включала в себя не­сколько этапов переключения подачи пара от турбины, также необходи­мо было время для изменения условий работы возвратно-поступатель­ных двигателей. При обычных условиях моторное отделение уведомляли за 3 минуты до совершения маневра. 15 минут было необходимо для того, чтобы капитанский мостик смог перевести двигатели в нейтральное по­ложение.

Как только был замечен айсберг, капитанский мостик отреагировал инстинктивно. У машинистов не было времени подготовить судно к тому резкому маневру, который попытался предпринять «Титаник». В общем- то никто и не предполагал никаких изменений в командах ночью посере­дине Атлантического океана. Чтобы перейти от крейсерской скорости к маневрированию, требовалось несколько минут, и маловероятно, что судно более или менее заметно замедлило движение перед тем, как на­скочить на айсберг. Поскольку ни один инженер, обеспечивавший работу турбины и двигателей «Титаника», не выжил, никто точно не знает, как ! все произошло. Но существуют доказательства того, что машинистов не было в кабине управления, и первые команды для двигателей принима- J лись и исполнялись двумя смазчиками. Тем не менее многие исследова- | тели сходятся на том, что подача пара к турбинам была все же прекраще­на. Но поскольку это не повлияло на ситуацию, то с уверенностью мож- j но говорить, что «Титаник» нёсся навстречу своей смерти на полном ходу. | Несколько источников утверждают, что штурвал «Титаника», как и по- ; добных ему судов, был очень мал, поэтому не было также возможности j значительно изменить курс судна перед столкновением. Тесты, прове- ! денные британской комиссией, показали, что айсберг не мог быть даль- I ше 1500 футов (около 457 метров) впереди на тот момент, когда он был ' замечен. Следовательно, судно, имевшее в длину 880 футов и шедшее со ] скоростью в 22 узла (около 40 км/ч), должно было проскочить вперед как минимум на расстояние, равное двум его длинам, прежде чем отре- ! агировать на движение руля. Все вышесказанное позволяет сделать толь- i ко один вывод: при тех обстоятельствах, которые сложились по Божьей воле, избежать трагедии было невозможно.

Согласно показаниям спасшихся пассажиров первого и второго класса и сведениям, просочившимся в печать, на борту «Титаника» находилось немало сокровищ. По подсчетам директора-распорядителя судоверфи Эндрюса, на которой строился пароход-гигант, «стоимость» пассажиров лайнера, среди которых были коллекционеры, миллионеры и весьма со­стоятельные люди, составляла около 250 миллионов долларов. Эти пас­сажиры везли с собой дорогие антикварные картины, вещи, бриллианты и золото.

Конечно, картины, как и бесценный манускрипт Омара Хайяма «Ру­баи», редчайшая, великолепной сохранности мумия египетской прорица­тельницы времен фараона Аменхотепа I (принадлежала археологу и лор­ду Кантервилю), — все это безвозвратно погибло в пучине, но слитки

золота, бриллианты и золотые украшения, несомненно, остались и сей­фах в каютах «Титаника».

Все попытки установить точное местонахождение и обнаружить ос­танки судна долгое время заканчивались ничем. И только 1 сентября 1985 года совместная французско-американская экспедиция под руковод­ством доктора Роберта Балларда смогла не только найти «Титаник», но и впервые сфотографировать его на океанском дне с помощью управляе­мых под водой роботов. Следующий шаг был предпринят Российским ин­ститутом океанологии имени П. Ширшова. В 1991 году российские батис­кафы опустились на глубину почти 4 километра и сделали первую видео­запись, а также взяли образцы облицовки корпуса. После этой экспеди­ции официальные представители Института им. П. Ширшова сделали за­явление о том, что предыдущие экспедиции настолько беспечно обраща­лись с поддающимися перемещению под водой предметами и механизмами корабля, что восстановить полную и точную картину кораблекрушения уже не представляется возможным. В 1996 году Роберт Баллард предпри­нял беспрецедентную попытку поднять 10-тонный обломок корпуса, но лопнули страховочные канаты.

После того как в 1989 году в Атлантике, на глубине 3750 метров, изве­стным подводником Р. Баллардом был обнаружен «Титаник», над местом гибели побывали несколько экспедиций — в том числе американо-фран­цузские и одна российская.

Основной целью этих погружений было обследование места гибели и характера разрушений корпуса. Как оказалось, корпус лайнера разломился. Кормовая часть его, где не было пробоины и где образовалась гигантская воздушная подушка, отломилась и затонула несколько позже, отдельно от носовой части.

Американский подводный мини-робот «Ясон» осторожно проник во внутренние помещения «Титаника» и сделал несколько сот снимков. Там сохранились хрустальные и золоченые люстры под потолком; колонны, некогда обшитые дорогими породами деревьев; лестница парадного сало­на; каюты первого класса с фарфоровыми ваннами английских фирм; бутылки с шампанским, китайские сервизы с эмблемой знаменитой па­роходной линии «Уайт Стар» со звездой внутри красного треугольника — предмет вожделения многих коллекционеров. Была найдена древнегре­ческая бронзовая скульптура Дианы, принадлежавшая, видимо, Маргарет Ьраун, миллионерше из Денвера, перевозившей редкие вещи, приобре­тенные в разных странах. Взяв на себя командование одной из спасатель­ных шлюпок, она в последний момент распорядилась выбросить все это in борт.

Однако вторая французская подводная экспедиция получила разреше­ние на извлечение предметов из кают и доставку их на поверхность. Види­мо, сыграли роль некоторые интересные аргументы французов, убедив­ших юристов извлекать со дна океана как научные данные, так и предме­ты, имеющие юридическое значение.

 

Например, на следствии и на суде, разбиравших обстоятельства гибе­ли «Титаника*, некоторые пассажиры утверждали, что, пока «Титаник» тонул, отдельные члены команды грабили личные сейфы в каютах. Это было серьезным обвинением, которое предстояло расследовать.

Действительно, «Ясону» удалось обследовать некоторые служебные помещения и каюты пассажиров, в том числе ту, которая, по свидетель­ству очевидца, была ограблена. Оператору «Ясона» удалось с помощью манипулятора повернуть ручку сейфа, отчасти это говорило о том, что замок сейфа действительно открыт, но массивная стальная дверца, по­крытая толстым слоем ржавчины, так и не поддалась!

О  сейфах, расположенных в служебных помещениях и каюте капита­на Смита, прессе ничего не было сообщено. Известно только, что фран­цузами было поднято на поверхность 1412 предметов.

 

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

Anonymous
Posts: 1
Comment
Re: «ТИТАНИК»
Reply #1 on : Thu February 18, 2016, 17:32:33
Курск подняли, наверное, и Титаник можно было бы поднять при желании. Хотя бы по частям.

Страшно представить этот «долгий протяжный вой» полутора тысяч гибнущих в ледяной воде.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru