СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ЛИБЕРТЭ»

«ЛИБЕРТЭ»

25   сентября 1911 года

 

Французский эскадренный броненосец затонул в Тулоне пос­ле взрыва крюйт-камеры. Погибли 210 человек и 184 были ранены.

Около 6 часов утра 25 сентяб- ря 1911 года жители Тулона были разбужены четырьмя сильными ! взрывами, которые один за дру- II гим донеслись со стороны бух- j ты. Горожане, чьи окна выходили на набережную, увидели, что сто- | явший на якоре эскадренный броненосец «Либертэ» заволок- I ло густым черным дымом. Не I прошло и двадцати минут, как город потряс пятый чудовищный по силе взрыв, и на стоявшие близ бух- ты строения упали тысячи стальных обломков корабля, почти все окна в домах оказались выбиты взрывной волной. Корабль теперь походил на ■ бесформенную груду дымящегося металла. Вся бухта была усеяна плава- J ющими обломками, вокруг которых барахтались люди. Повсюду слыша- || лись крики отчаяния, призывы о помощи и стоны раненых моряков...

В тот день 25 сентября 1911 года командир броненосца капитан 1-го ранга Жорес находился в отпуске. В момент взрыва не оказалось на бор­ту и старшего офицера корабля капитана 2-го ранга Жубера: он ночевал на берегу. Фактически линкором командовал вахтенный начальник лей­тенант Виньон. Кроме него на корабле находились еще несколько моло­дых офицеров и около четырехсот матросов.

В 5 часов 35 минут утра через 20 минут после побудки в носовой части корабля вблизи фок-мачты раздался глухой взрыв. За ним тут же последо­вало еще три более сильных взрыва. Приблизительно в это же время (по одним показаниям одновременно со взрывами, по другим — раньше и позже) из левого носового каземата фор-марса и боевой рубки вырвалось пламя и оранжевый дым. Через несколько секунд после этого пламя и дым такого же цвета вырвались из правого каземата 194-миллиметрового орудия и носовой дымовой трубы. На корабле пробили пожарную тревогу и приказали затопить погреба боевых припасов. Несколько десятков мат­росов в панике прыгнули за борт. В 5 часов 45 минут на фалах фок-мачты «Либертэ» взвился сигнал: «Нужна немедленная помощь».

Старший механик корабля Лестен доложил старшему офицеру, чтг' его люди не могут добраться до палубных стаканов затопления на нюк ней броневой палубе, так как удушливые газы и едкий дым заполн

помещения носовой части корабля и электросеть на нижних палубах не действует. Лейтенант Виньон приказал затопить погреба, чего бы это ни стоило. Выполняя этот приказ, лейтенант Лестен, два офицера, несколь­ко унтер-офицеров и матросов поплатились жизнью: они задохнулись в дыму в нижних помещениях линкора, не выполнив приказа Удалось за­топить только кормовые пороховые погреба.

К охваченному пламенем кораблю начали подходить катера и барка­сы, спущенные с других кораблей эскадры, стоявших на рейде. Они стали снимать команду «Либертэ». Через восемнадцать минут после первых че­тырех взрывов в 5 часов 53 минуты над бухтой раздался новый страшной силы взрыв, и передняя часть корпуса корабля отделилась от стальной его части и исчезла под водой. Носовая башня с 194-миллиметровыми орудиями и носовая башня главного калибра в 305 миллиметров оказа­лись сорванными со своих мест и отброшенными на 150 метров от «Ли­бертэ» в сторону, где стоял линейный корабль «Републик». Фок-мачта с изорвавшегося корабля пролетела над водой 50 метров и упала на дно бухты. Огромный кусок 30-миллиметровой броневой палубы, весивший несколько тонн, упал на палубу линкора «Веритэ», который стоял на якоре в двухстах метрах от «Либертэ». Кормовая часть корабля, получив сильные повреждения, села на грунт на глубине четырнадцати метров. В средней части «Либертэ» броневая палуба с лежащими над ней палубами и надстройками и орудийными башнями калибра 194 миллиметров оказа- дась вывернутой на другую сторону и наброшенной на кормовую часть корабля. Множество крупных и мелких осколков от взрыва разлеталось на расстояние до двух тысяч метров и обрушилось на город и стоявшие на рейде корабли.

Самые тяжелые повреждения получил линейный корабль «Републик». Нго верхние палубы оказались пробитыми на площади тридцати квадрат­ных метров. Средняя часть навесной палубы вблизи дымовой трубы была пробита куском весом 300 килограммов от крана для подъема баркасов. Кусок броневой плиты взорвавшегося линкора весом 37 тонн разрушил новый борт у кормовой башни его главного калибра. Потребовалось по- юм три дня, чтобы этот кусок брони, мешавший поставить корабль в цок, вытащить из борта.

На линейном корабле «Демократа» осколками взорвавшегося «Ли­бертэ» были разрушены офицерская кают-компания и кормовой боевой мостик. При взрыве погибло четыре баркаса с «Републик», два с «Веритэ» и один с «Демократи». Эти гребные суда оказались в зоне действия оскол- мж, когда снимали команду гибнущего линкора.

После взрыва гавань Тулона была усеяна множеством плававших обломков корабля, а упавшие на ее дно куски металла представляли опас­ность для движения кораблей на рейде, глубины которого не превышали одиннадцати метров. Линейный корабль, входя после взрыва в гавань, получил из-за этого пробоину в днище. Корабли Первой французской эс- хндры Средиземного моря, вышедшие накануне из бухты на учебные стрельбы, не смогли в нее вернуться, пока водолазы не осмотрели дно гавани. Обставленные буями обломки поднимали со дна в течение двух месяцев. При взрыве на «Либертэ» были убиты и пропали без вести 143 и ранен 91 человек, не считая жертв среди жителей города. На кораблях эскадры погибли 67 человек и 93 были ранены...

Для расследования причин катастрофы правительство Франции назна­чило следственную комиссию под председательством контр-адмирала Га- шара. В состав комиссии вошли флагманский артиллерист эскадры, ко­мандир линкора «Юстис» капитан 1-го ранга Шверер, главный артилле­рист эскадры и инженер-кораблестроитель Луи. Комиссия выдвинула три вероятных причины взрыва «Либертэ»:

короткое замыкание электросети в носовом пороховом погребе; неосторожное обращение с огнем или умышленный поджог погреба; самовозгорание пороха вследствие его разложения.

Первое предположение сразу же было отклонено, поскольку выясни­лось, что приказом Морского министра Франции с 1907 года в пороховых погребах всех французских кораблей электропроводка была устранена. В отношении второго предположения некоторые очевидцы катастрофы за­явили, что взрыву предшествовал пожар, вспыхнувший в соседних с по­гребами помещениях корабля. Однако следствие установило, что в этих помещениях никакого пожара перед взрывом не было. Подозрение, пав­шее на работавших в погребах, отвергалось фактом времени взрыва. От­дельные члены комиссии высказали мнение, что служба могла находить­ся в пороховых погребах перед побудкой для замера в них температуры и их вентилирования, и, видимо, взрыв мог произойти из-за простой не­брежности. Но это предположение комиссией было опровергнуто, как ничем не доказанное.

В отношении злого умысла мнения членов комиссии разделились. Одни эксперты были убеждены, что команда «Либертэ» была способна на ди­версию. Имелись сведения, что команда корабля не раз угрожала своим офицерам за несправедливое и жестокое обращение с ней «уничтожить их взрывом». Записки с подобными угрозами находили в офицерских каютах и в кают-компании «Либертэ». «Если бы злоумышленники действительно хотели взорвать офицеров, — заявляли другие члены комиссии, — то они наверняка подожгли бы кормовой пороховой погреб, расположенный рядом с жилыми помещениями офицеров корабля».

Умышленный поджог порохового погреба членами команды «Либер­тэ» расценивался комиссией как маловероятный.

Итак, отвергнув два первых предположения, эксперты вплотную подо шли к третьему — самовозгоранию пороха вследствие его разложения.

В это время на вооружении французского военного флота стоял по­рох типа «В», приказом командования уже снятый с производства, но еще находившийся в употреблении из-за того, что новые пороха не нача­ли поступать во флот. Все сорта пороха «В» сгорают при соприкоснове­нии с открытым пламенем без взрыва, они детонируют лишь от поджога шашки черного пороха, вложенной в заряд.

Как же порох хранился на «Либертэ»?

Следственная комиссия выяснила следующие обстоятельства и факты.

Температура в пороховых погребах часто поднималась до 30—40°С.

На корабль неоднократно поставлялся старый освеженный порох для учебных стрельб с пометкой «израсходовать в течение трех месяцев». Фактически же он оставался на кораблях больше указанного срока. В патронах для зарядов малого калибра также использовался освеженный порох. На «Либертэ» и на других кораблях эскадры в 47-миллиметровых патронах содержался порох, изготовленный в 1889 году. Для 65-милли­метровых зарядов употреблялся порох, на котором имелась пометка «со­вершенно негодный».

Воспламенительные шашки черного пороха хранились вместе с полу- зарядами.

Патроны малого калибра, заряженные частично черным и освежен­ным порохом типа «В», хранились вместе в одном погребе, хотя офици­ально считалось, что на кораблях Второй эскадры эти патроны черного пороха были заменены мелинитовыми.

В погребах корабля хранились пороховые заряды среднего и малого калибров, уже один раз введенные в ствол орудия во время стрельб. За­ряд, побывавший в разогретом стволе, приобретал свойство быстро раз­лагаться и, попадая обратно в погреб, представлял большую опасность. Эти выводы вызвали возражения со стороны некоторых военно-морских чинов, но члены комиссии остались при своем мнении, которое разделя­ли многие известные химики и пиротехники. Так, изобретатель мелинита химик Тюрпен сообщил, что сразу же после катастрофы с броненосцем «Йена» он заявил морскому министру Франции, что причиной взрыва стал порох «В» и что ввиду способности этого пороха к разложению его использование на военных кораблях слишком опасно. Именно Тюрпен предложил военному министерству страны порох, более стойкий и на­дежный в хранении.

Закончив следствие, комиссия пришла к заключению: катастрофа «Ли­бертэ» произошла от самовозгорания заряда в одном из верхних снаряд­ных погребов по правому борту. Одновременно она отмечала важные обстоятельства, предшествовавшие взрыву на корабле. Оказывается, в течение всего времени с 1 июня по 15 августа температура в пороховых погребах правого и левого бортов для хранения снарядов достигала 30°С, и иногда была даже выше. С 4 по 16 августа «Либертэ» участвовал в манев­рах эскадры, и в течение всего этого времени было приказано держать шряды вблизи орудий. Поэтому шесть гильз с зарядами для 194-милли- мстровых орудий двенадцать дней находились недалеко от кочегарок, где к-мпература достигала 40°С. Возможно, что эти заряды были снова поме­щены в пороховой погреб.

К 1209

По мнению комиссии, пожар возник в зарядном погребе одного из орудий. Можно предположить, что сначала произошло самовозгорание пороха «В» в гильзе снаряда без детонации. Потом порох загорелся в со­седних гильзах со слабой детонацией, которая была слышна на палубе в 5 часов 31 минуту. После этого погреб оказался охваченным огнем.

Катастрофа «Либертэ» сильно подействовала на моральное состояние личного состава французского военно-морского флота того времени. Военным морякам буквально стали мерещиться взрывы на их кораблях, и малейший пожар или появление дыма нередко оканчивались затоплением пороховых погребов, что, в свою очередь, приводило к уничтожению за­паса пороха. Частые затопления погребов показали, что такие системы на французских кораблях оставляли желать лучшего. На многих кораблях для затопления некоторых групп погребов требовалось открыть около десяти клапанов, причем каждый из них открывался лишь после 15—20 поворотов маховика, и открыть эти клапана можно было только с ниж­ней палубы. Из опытов, проведенных после гибели «Либертэ» на «Юстис» и на «Патри», выяснилось, что затопление погребов происходило гораздо медленнее, чем ожидалось. Эксперты, изучавшие катастрофу в тулонской бухте, пришли к весьма неутешительному выводу. Если бы даже на «Ли­бертэ» и удалось открыть клапана затопления носовых погребов, то это все равно не повлияло бы на результат катастрофы: вода просто не по­текла бы в закрытое помещение, наполненное газом высокого давления. Средств же увеличения давления воды в магистралях орошения и затоп­ления пороховых погребов на «Либертэ» не было...

 

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru