СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ВАР АТА»

«ВАР АТА»
1909 год


Английский пассажирский пароход с 300 пассажирами на борту вышел из порта Натал и пропал без вести.
«Варата» сошла со стапе¬лей верфи судостроительной компании «Бэркли, Керл и К’» в Клайде, Шотландия. Это был мощный пароход водоиз¬мещением 9339 тонн, с двумя гребными винтами, предназ¬наченный для перевозки гру¬зов и пассажиров.
Корабль строился как не¬потопляемый и имел восемь водонепроницаемых отсеков, распределенных по всей длине корпуса. За исключением радиосвязи, судно было оснащено новейшим для того вре- j мени навигационным оборудованием и благодаря мощным двигателям I могло развивать скорость до 13,5 узла. Экипаж насчитывал 119 человек. Каюты для пассажиров могли принять более 100 человек. «Варата» имела отдельные кабинеты, огромный обеденный зал, курительную комнату и холл для отдыха для пассажиров первого класса.
Первый рейс «Вараты» из Лондона в Аделаиду (Австралия) прошел более чем благополучно и утвердил за ним репутацию наиболее престиж^ | ного корабля компании «Ланд». Капитан корабля Джошуа Лбери более тридцати лет плавал на маршрутах между Англией и Австралией и служил почти на всех судах компании «Ланд». Он был очень доволен новым на- | значением, положительно отзывался о корабле и команде.
27 апреля 1909 года новый, но уже заслуживший отличную репутацию 1 корабль вышел из Лондона.
1 июля «Варата» отправилась из Мельбурна в обратный путь. Взяв курс на запад, через двадцать пять суток корабль прибыл в порт Дурбан.
В понедельник, 26 июля, выходя из Дурбана в Кейптаун, в свой после- I дний, трагически оборвавшийся рейс, «Варата» несла на своем борту, I помимо 119 членов экипажа и 92 пассажиров, тяжелый груз — сельхоз¬продукцию и более 1100 тонн свинцовых болванок. Судно направилось в юго-западном направлении, чтобы согласно расписанию прибыть в Кей- I птаун утром 29 июля, в среду.
После короткой остановки в Кейптауне корабль должен был взять курс на север.
Спустя двенадцать часов после того, как «Варата» покинула Дурбин, J она была замечена вахтенным матросом с борта парохода «Клан Макин- I
тайр». Он вышел из Дурбана на шесть часов раньше, чем «Варата», и шел тем же курсом. Около восьми часов утра быстроходная «Варата» настиг¬ла «Клан Макинтайр» и, обменявшись с ним сигналами приветствия (оба корабля не были оборудованы радиосвязью), проследовала дальше и вскоре исчезла из виду.
Ночью 28 июля 1909 года пароход бесследно исчез в прибрежных водах Южной Африки. И все попытки обнаружить хотя бы малейший след, ве¬дущий к разгадке тайны, были безуспешными.
Пароход «как в воду канул». Если «Варта» по каким-либо причинам затонул, то куда же делись люди? Ведь они могли спастись на шлюпках. На судне было 17 спасательных шлюпок, рассчитанных более чем на 800 человек, деревянные плоты, спасательные круги, около тысячи пробко¬вых нагрудников. А во время поисков не было обнаружено ни одного плавающего предмета!
Австралийские и английские газеты того времени публиковали раз¬личные предположения и самые невероятные «разгадки тайны». В печати появилось сообщение капитанов английских пароходов «Инсизва» и «Тот¬тенхэм» о том, что 11 августа в районе порта Ист-Лондон они видели в море человеческие трупы. Однако при проверке вахтенных журналов раз¬ница в координатах этих двух пароходов составляла около ста миль.
Вскоре в Лондон пришло еще одно сообщение. Капитан английского парохода «Харлоу» заявлял, что 27 июля в 17 часов 30 минут, находясь близ мыса Гермес (мимо которого должен был пройти «Варата»), он ви¬дел нагонявшее его большое судно, которое упорно следовало за ним в течение двух часов. В 19 часов 15 минут того же дня англичанин отчетли¬во видел два топовых огня и красный огонь левого борта этого судна. Примерно 35 минут спустя за кормой в ночной дали он увидел две силь¬ные вспышки пламени, взметнувшегося в ночное небо на 300 метров. При этом был слышен отдаленный гул. Затем огни неизвестного парохо¬да исчезли, и никакое судно больше на горизонте не появлялось. Однако смотритель маяка на мысе Гермес заявил, что не видел в эту ночь ни испышек, ни огней второго судна и не слышал никакого гула.
С каждым днем пресса выдавала читателям все больше подробностей, «проливающих свет» на таинственное исчезновение парохода. Появились и поддельные документы, повествовавшие о разыгравшейся в море драме. Тайной исчезновения «Вараты» воспользовались ловкие дельцы. За ко¬роткий срок на побережье и в море были «найдены» и проданы коллекци¬онерам четыре бутылки с записками, якобы написанными в момент ги¬бели «Вараты».
По расчетам Питера Хамфриса, историка из Кейптауна, это место находится в семнадцати милях на юго-восток от устья реки Мбаше.
Согласно другой, менее достоверной информации, около десяти часов вечера того же дня лайнер «Гелф» повстречал в прибрежных водах, непо¬далеку от Ист-Лондона, неизвестный корабль. В глубокий темноте было невозможно разобрать очертания и название проходящего судна, однако матрос-сигнальщик смог определить три последние буквы названия — «Т», «А», «Н» («WARATAH»)...
Задержка прибытия «Вараты» в Кейптаун по расписанию в течение первых 24 часов не вызывала особого беспокойства, так как накануне штормило. И только через два дня, когда стало очевидно, что с «Вара- той» случилась беда, была поднята тревога.
Первым на поиски загадочно исчезнувшего парохода было выслано буксировочное судно «Те Фуллер». 1 августа оно вышло из Столовой бух¬ты и взяло курс к банке Агульяс. В случае, если на «Варате» отказали двигатели, буксировщик мог бы привести дрейфующий корабль в ближай¬ший порт. Чуть позже из Порт-Наталя на помощь «Те Фуллер» вышел второй буксир — «Гарри Эскомб». Однако все попытки обнаружить сле¬ды исчезнувшего судна оказались тщетными.
Тогда к поискам подключились два крейсера — «Пандора» и «Форте», которые должны были обогнуть восточное побережье, исследуя район возможного дрейфа «Вараты». Позже в открытое море вышел еще один крейсер, «Гермес». Прошел месяц, но обнаружить пропавший пароход не удалось.
На страницах одной австралийской газеты появился рассказ пассажи¬ра с «Вараты» — Клаудиа Сойера, директора одной из английских торго¬вых фирм.
Во время плавания из Аделаиды в Дурбан Сойеру показалось, что па¬роход как-то странно ведет себя на волне. По его мнению, бортовая кач¬ка свидетельствовала о плохой остойчивости судна. Своими соображени¬ями Сойер поделился с третьим помощником капитана «Вараты». Тот подтвердил его мнение и по секрету признался, что еще после первого плавания в Австралию хотел именно из-за этого списаться с парохода, но побоялся потерять работу в компании «Блю энкор лайн».
За несколько дней до прихода «Вараты* в Дурбан Сойеру три ночи подряд снился один и тот же сон: за ним гнался рыцарь, закованный в окровавленные доспехи, размахивая длинным мечом... Вспомнив беседу с третьим помощником, а также то, что «Варата» — тринадцатое по счету судно, на котором он совершал путешествие за океан, Сойер решил, что это дурное предзнаменование, взял чемодан и сошел на берег в Дурбане. Через месяц после исчезновения парохода «загадочный» сон Сойера по телеграфу был передан в Австралию, Европу, Америку — падкая на сен¬сацию пресса с энтузиазмом подхватила эту историю. Но тайна продол¬жала оставаться тайной.
В последующие три месяца поисковая экспедиция на корабле «Саби¬на» исследовала воды Южноафриканское побережье. При этом учитыва¬лись все возможные варианты изменения курса пропавшей «Вараты». Но и эта экспедиция оказалась неудачной. Поиски были приостановлены.
В 1910 году на средства родственников погибших был зафрахтован па¬роход «Вэйкфилд». 10 февраля корабль взял курс на Дурбан и шесть ме сяцев безуспешно вел поиски...
«Вэйкфилд», двигаясь по зигзагообразному маршруту, заходил далеко в акваторию Индийского океана и на юг, в холодные воды Антарктики. Его маршрут проходил через острова Крозетс, Херд и Кергелен.
В декабре 1910 года, спустя семнадцать месяцев с момента таинствен¬ного исчезновения «Вараты», в Лондоне, в Кэйкстон-холле, началось официальное расследование этого трагического происшествия, потряс¬шего современников не столько масштабами трагедии, сколько своей за¬гадочностью.
Ввиду отсутствия очевидцев комиссия заслушала показания пассажи¬ров, сошедших в Дурбане, пассажиров и членов экипажа с предыдущих рейсов, а также инженеров и рабочих-судостроителей, включая морских экспертов.
22 февраля 1911 года, после двух месяцев подробных разбирательств, суд пришел к заключению, что 28 июля 1909 года пароход «Варата», попав в сильный шторм, опрокинулся и затонул в результате стечения неуста¬новленных обстоятельств.
Далее в заключении судебной комиссии сообщалось, что пароход дей-ствительно считался непотопляемым и безукоризненно укомлектован- ным. Однако при этом осталось невыясненным, были ли приняты все надлежащие меры предосторожности — подготовлены ли спасательные средства и проверена ли герметичность всех люков перед выходом из Дур¬бана.
Мартин Линдертц, обозреватель морской хроники в газете «Кейп Таймс», осматривая корабль во время его первой остановки в Кейптауне, назвал его чрезвычайно громоздким...
Однако большинство пассажиров первого рейса хвалили корабль, и их показания не внесли ясности в это запутанное дело и не склонили чашу весов в сторону какой-либо версии.
Многие специалисты сходились на том, что гибели корабля предше¬ствовала остановка двигателей из-за аварии или взрыва в машинном отде¬лении. Потерявшее ход судно становилось в этом случае весьма уязви¬мым для гигантских волн, иногда образующихся в этом районе. Подоб¬ная волна могла легко перевернуть его до того, как люди воспользова¬лись спасательными средствами.
Опытные мореходы утверждают, что подобная аномальная гигантс¬кая волна, как правило, следует за двумя предыдущими, менее могучими гигантами. Если «Варата» не сумела войти в синхронность с первыми дву¬мя пиками и оказалась в воронке под третьей, наиболее разрушительной полной, способной раздавить любой корабль, ее судьба была предрешена.
Пароход был сильно нагружен, и, возможно, незакрепленный груз стал перемещаться по грузовому отсеку. При сильной качке передвижение груза приводит к боковому смещению центра тяжести, что также могло сыг¬рать роковую роль.
Другие версии — пожар или сильный взрыв, уничтоживший судно, — недоказуемы из-за отсутствия каких-либо следов бедствия.
В 1910 году на австралийский берег к северу от Фримэнтла был выбро¬шен спасательный круг якобы с борта «Вараты». Однако впоследствии, когда человек, сделавший это обещавшее стать сенсацией заявление, вер¬нулся к месту находки, круг исчез.
В том же году корабль «Стар оф Скотланд» неожиданно наткнулся на груду плавающих обломков, среди которых были перевернутые спасатель¬ные шлюпки. По мнению экипажа, это могли быть останки «Вараты».
В 1911 году, входя в гавань Ист-Лондона, пароход «Палатина» на пол¬ном ходу ударился о непонятный подводный объект и, получив серьезные повреждения, с трудом добрался до порта. При последующем разбира¬тельстве этого инцидента владелец парохода предположил, что «Палати¬на» натолкнулась на дрейфующий под водой перевернутый остов «Вара¬ты».
Поиски пропавшего без вести корабля продолжаются и по сей день. И до сих не обнаружено ни одного обломка или предмета с погибшего ко¬рабля. Так где же затонула «Варата»?
В тот момент, когда ее видели в последний раз с борта «Клан Макин- тайра», она находилась приблизительно в семнадцати милях севернее Ист- Лондона. Предполагается, что в этот момент «Варата» могла двигаться со скоростью около семнадцати узлов и, следовательно, удалилась на зна¬чительное расстояние к югу.
Историк Питер Хамфрис, например, считает, что «Варата» затонула н том месте, где в океан впадает река Грэйт-Фиш, — южнее Ист-Лондона. Попав в сильный шторм, судно изменило курс и направилось в Порт- Элизабет, чтобы переждать непогоду. Приблизившись к побережью, оно на полном ходу напоролось на подводный риф и затонуло.
Приблизительно той же точки зрения придерживается профессор-оке¬анолог из Кейптауна Джек Мэллори. Однако он считает, что корабль мог стать жертвой гигантских волн, природа возникновения которых до сих не объяснена наукой.
Другой ученый из Кейптауна, Эмлин Браун, организатор четырех по¬исковых экспедиций, заявляет, что «Варата» затонула севернее, прибли¬зительно в десяти километрах от устья реки Коры, что примерно в ста километрах от Ист-Лондона. В подтверждение своей гипотезы он приво¬дит геофизическое исследование океанского дна и свидетельские показа¬ния Джо Конкора и бригадира Рооса.
Поскольку официальное расследование проводилось в Британии, а не в Южной Африке, далеко не все могли принять участие в процессе, и заявление Конкора, сделанное им в Ист-Лондоне, надолго затерялось на полках морского ведомства.
Браун вместе со своим другом и сторонником Джорджем Фоулисом, хозяином поискового судна «Мейринг нод», предпринял очередную экс-педицию в 1989 году. Эхолокация морского дна, проведенная во время экспедиции 1977 года, показала, что на дне действительно находится боль¬шой объект конической формы.
«Проводя геофизические исследования, мы прозондировали тысячи ки-лометров и более ничего не нашли. На протяжении долгих лет поисков мы были просто убеждены, что если это место не подводная скала, то это — «Варата».
Возможно, первоначально она и находилась гораздо южнее, но впос¬ледствии резко изменила курс и двинулась на север. Создается впечатле¬ние, что капитан Джошуа Лбери решил не рисковать жизнями пассажи¬ров и переждать шторм в более безопасном месте, писал позже Фоулис в отчетах экспедиции.
Во время экспедиции 1989 года в десяти километрах от устья реки Коры Браун обнаружил нечто, напоминавшее остов корабля. Подводная каме¬ра, спущенная с борта, попала в сильное подводное течение и была со¬рвана вместе с креплением. Тогда Эмлин Браун спустился под воду в спе¬циальном колоколе и заснял на видеокамеру часть остова.
Просмотрев запись, Эмлин поспешил известить мир о сенсации, одна¬ко неопровержимых доказательств того, что лежащий на дне корабль — «Варата», не было.
Во время второго погружения Питер Вильнот, капитан «Дип Сэлвидж», приблизился к небольшому участку остова корабля, покрытого водорос¬лями, и заснял его.
Детально изучив видеозапись, ученые пришли к выводу, что опреде¬лить этот обломок как часть «Вараты» невозможно из-за густого слоя ила и водорослей.
Эмлин Браун сказал: «Конечно, это мог быть обломок какого-либо другого корабля, но, сопоставив все факты, хочется верить, что это все- таки «Варата».

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru