СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«НОРДЖ»

«НОРДЖ»
8 июня 1904 года


Норвежский пассажирский пароход затонул среди рифов ос¬трова скалы Роколл. Погибло 654 человека.
Испокон веку в Северной Евро¬пе о Роколле ходили слухи и созда¬вались легенды. Скандинавские ры¬баки именуют его по-разному: «Гра¬нитный Клык», «Каменный Утюг».
Он действительно похож на одино¬кий зуб, торчащий из ненасытной пасти Северной Атлантики, и чем- то напоминает утюг. Само его на¬звание Роколл — в переводе с анг¬лийского языка означает «весь ка¬мень» (или «все — камень»). Высо¬та скалы 21 метр, ее основание у воды около 30 метров в длину и 24 метра в ширину. Восточная сторона скалы почти отвесная и имеет небольшую вогнутость, остальные сторо¬ны немного выпуклы. Северо-восточный верхний угол Роколла носит следы разрушения океаном.
На счастье мореплавателей, природе угодно было распорядиться так, что Роколл оказался в стороне от морских дорог и обитаемых берегов, в 190 милях от островов Сент-Килда — самых западных островов Шотлан¬дии, в 360 милях от Фарерских островов, в 440 милях от самой южной точки Исландии.
В Северной Европе о Роколле рассказывали небылицы, создавали ле¬генды, но видеть его доводилось в основном лишь рыбакам, хотя взгля¬нуть на эту удивительную скалу хотелось многим.
22 июня 1904 года из Копенгагена в Америку отправлялся в очередной рейс пассажирский пароход «Нордж». Это был небольшой пароход — мместимостью всего 3320 регистровых тонн. Его построили 23 года назад в Шотландии, на реке Клайд, судостроители «Александр Стефан и сыно- »ьи» для фирмы «Дет Форенеди». Этим трансатлантическим рейсом он должен был доставить в Нью-Йорк более 700 пассажиров. Сейчас уже, конечно, никто не узнает, кто из них сумел уговорить капитана Ганделла проложить курс мимо Роколла. До этого в течение почти двадцати лет
• Нордж», обслуживая регулярную Скандинавско-Американскую линию, никогда не приближался к «Гранитному Клыку» даже на сто миль. Одна¬ко на этот раз, на шестой день плавания, 28 июня 1904 года, во вторник, перед рассветом «Нордж» оказался на подходе к Роколлу. Небо было за- ишуто со всех сторон облаками, дул сильный норд-вест. Накануне штур¬
маны парохода не сумели определиться по звездам, и теперь судно шло по счислению со скоростью 8,5 узла.
Капитан Ганделл поднялся на мостик и ждал появления Роколла. Он приказал вахтенному штурману объявить пассажирам, что скоро по пра¬вому борту они смогут увидеть чудо природы...
Часы в штурманской рубке показывали 7 часов 45 минут, когда судно дрогнуло и почти потеряю ход. Через секунду второй удар в днище со¬тряс корпус парохода так, что люди не устояли на ногах. «Нордж» оста¬новился. Его носовая часть поднялась из воды, но машина парохода про¬должала работать на передний ход. Капитан Ганделл приказал механикам дать задний ход. Только после этого он распорядился, чтобы измерили лотом глубину и произвели замеры в льялах.
Так была совершена непоправимая ошибка. Ганделл — не первый и не последний капитан, который ее допустил. Отдавая команду отрабаты¬вать задний ход, он не знал еще характера повреждения подводной части судна. Лот показал глубину пять футов, и капитан понял, что его судно наскочило на один из подводных рифов Роколла — риф Хэллен...
Словно насмехаясь над людьми, в эту минуту из поредевших облаков по правому борту предстал «Гранитный Клык». Но пассажирам было уже не до чудес природы. На пароходе все поняли, что случилось что-то страш¬ное, непоправимое. Палуба парохода дрожала от больших оборотов ма¬шины, которая работала на задний ход. Прошло пять минут, и «Нордж» с приглушенным водой скрежетом железа о гранит сошел кормой на глу¬бину. Пароход снова закачался на зыби, и всем показалось, что страшное позади и плавание продолжается.
Но пассажиры не знали, что поднявшийся на мостик старший по¬мощник Карпектор уже докладывал капитану: «Форпик, первый и второй трюмы залиты водой на уровень человеческого роста. Днище и второе дно пробиты, видимо, в нескольких местах. Из-за плотно уложенного груза и прибывающей воды пробоины заделать нельзя...»
И хотя в ход быстро были пущены паровые насосы, «Нордж» заметно оседал носом. Вода прибывала быстрее, чем насосы успевали ее откачи¬вать. Судно тонуло, а на его палубах находились 703 пассажира и 71 член экипажа.
У «Норджа» было шесть водонепроницаемых переборок. Капитан Ган¬делл распорядился немедленно задраить их, хотя знал, что это не спасало судно от гибели: вода поступала одновременно в два больших отсека — трюмы № 1 и № 2, не считая форпика.
Шлюпочная палуба «Норджа» походила на потревоженный муравей¬ник. Над океаном слышались крики, стоны, плач, рыдания и ругань...
Вот что сообщил на суде спасшийся матрос первого класса Карл Ма- тьессен: «На палубе с третьим штурманом я спускал на воду шлюпки. На первой из них заело тали, и она пошла к воде носом вниз гак, что все, кто в ней находился, попадали в воду. Висевшую на кормовых талях шлюпку стало бить на зыби о борт парохода... Потом мы стали готовить другую шлюпку. За нами шла толпа плачущих женщин с детьми... Офицеры и команда не знали, по каким шлюпкам они были расписаны, и все время бегали от одной к другой. Некоторые матросы садились в шлюпки первы¬ми и лишь после угроз со стороны офицеров в них стрелять вылезали из шлюпок на палубу. Капитан Ганделл все время находился на мостике. Он отдал сразу столько команд, что экипаж толком не знал, что нужно де¬лать».
«Нордж» похружался носом... Волны перекатывались через его палубу. Люди отступали все дальше и дальше в сторону кормы, которая все выше и выше поднималась из воды. На воду удалось спустить всего семь шлю¬пок и сбросить все плоты, но большинство людей остались на борту то¬нущего «Норджа». Места хватило немногим. Люди пытались спасаться вплавь. Пассажирка Катерина Силландер позже писала: «Сначала с палу¬бы в воду прыгнул один человек, потом второй, третий. Вскоре после этого в воде можно было насчитать сотни плававших голов. Люди пред¬почитали умереть на свободе океанского простора, нежели в тесном чре¬ве корабля. Лишь некоторые остались на его палубе, надеясь, что паро¬ход, может быть, останется на плаву».
«Нордж» после удара о камни продержался на плаву всего 12 минут. Он исчез в волнах, высоко задрав на несколько мгновений корму. В се¬рых сумерках утра над океаном высился лишь одинокий Роколл. Повсю¬ду плавали люди и обломки корабля. За несколько секунд до окончатель¬ного погружения «Норджа» третий штурман и матрос первого класса Карл Матьессен сумели спустить на воду небольшую рабочую шлюпку. С палу¬бы тонущего парохода они видели, что на воде было всего две шлюпки, в которых находилось около двухсот человек. Капитан и второй механик Брун держались на воде около часа, пока их не подобрала одна из трех шлюпок (остальные перевернулись). Это была шлюпка № 1 правого бор¬та. Когда к Ганделлу вернулись силы, он принял у матроса Петера Олсе¬на командование шлюпкой и направил ее в сторону Сент-Кидда. Шлюп¬ка была сильно перегружена (61 человек), а находившийся в ней непри-косновенный запас оказался мизерным: всего две банки воды и одна бан¬ка с галетами.
На другой шлюпке также был 61 человек, на третьей рабочей шлюпке находились третий штурман с матросом Матьессеном и 30 пассажиров.
Со шлюпки, которой командовал капитан, дважды видели проходив¬шие в море суда, но не могли ничем привлечь их внимание. На пятый день плавания капитан Ганделл увидел землю: это были острова Сент- Килда. Но, прежде чем шлюпка дошла до берега, ее заметили с борта немецкого парохода «Энергия». В 6 часов вечера люди были подняты на его борт.
Вторую шлюпку увидели с английского рыболовного траулера «Силь- ния» из порта Гримсби. Приняв на борт спасшихся, рыбаки полным хо¬дом пошли к Роколлу. Но, кроме обломков и плававших в спасательных иагрудниках трупов, они никого не нашли.
Маленькая рабочая шлюпка была спасена пароходом «Сернова». Та¬ким образом, из 774 человек пассажиров и членов экипажа «Норджа» ос¬тались в живых только 120. Цена ошибки капитана Ганделла — 654 чело¬веческие жизни.
Трагическая гибель «Норджа» привлекла к Роколлу внимание морс¬ких держав, чьи торговые суда плавали в водах Северной Атлантики.
«Что делать со скалой и ее рифами? Ведь от нее один лишь вред!» — писали газеты Северной Европы.
Взорвать? Но ни одна из заинтересованных стран не захотела с этим возиться. Вскоре о Роколле позабыли. По-прежнему на его банках про¬мышляли скандинавские, исландские и английские рыбаки.
Лишь в 1972 году англичане поставили на скале маяк, точнее — авто-матический фонарь-мигалку. Он питается от блока батарей, запаса энер¬гии которых хватает на год. Фонарь дает каждые пятнадцать минут вспышку белого света. Работы по установке фонаря проводились с двух вертоле¬тов. Одновременно с этим была проведена дополнительная съемка глу¬бин вокруг Роколла и уточнен рельеф рифа Хэллен, погубившего когда- то пароход «Нордж».

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru