СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ГЕНЕРАЛ СЛОКАМ»

«ГЕНЕРАЛ СЛОКАМ»
15 июня 1904 года


Американский экскурсионный речной пароход погиб в резуль¬тате пожара на Ист-Ривер в Нью-Йорке. Число жертв превы¬сило 1000 человек.
Пассажирский колесный паро¬ход «Генерал Слокам» был постро¬ен на верфи компании «Дэвайн энд Бартис» в Бруклине в 1891 году по заказу нью-йоркский фирмы «Ни- кербокер стимбоут компани» для обслуживания туристов на рейсах по рекам города и проливу Лонг-Ай¬ленд. Пароход имел регистровую вместимость 1284 тонны, длину —
80 метров, ширину — 11 метров, осадку — 2,6 метра. «Генерал Сло¬кам» благодаря паровой машине мощностью 1400 лошадиных сил развивал скорость до 18 узлов. На четы¬рех палубах парохода могли разместиться 2500 пассажиров.
Три верхние открытые палубы на «Генерале Слокаме» начинались от самого форштевня и заканчивались у среза кормы. Салоны парохода были отделаны полированными панелями красного дерева, в них висели брон¬зовые люстры и стояли дубовые резные столы, диваны, кресла и стулья, обитые сафьяном и красным бархатом.
В последнем рейсе пассажирами «Генерала Слокама» оказались гер¬манские эмигранты, поселившиеся лет двадцать назад в Манхэттене в нижней части Ист-Сайда, в районе Миддл-Вилледж. Это место, располо¬женное между 14-й стрит и вокзалом Хьюстон, до сих пор носит название
• Малая Германия». Тем летом 1904 года немецкая община лютеранской церкви Св. Марка в Нью-Йорке, отмечая семнадцатую годовщину своего <существования в эмиграции, наняла «Генерала Слокама» для увеселитель¬ной прогулки в Саранчовую Рощу — живописный пригород Нью-Йорка на северном берегу острова Лонг-Айленд.
Рано утром 15 июня 1904 года пароход покинул свою стоянку на Гуд- тне (Норт-Ривер) и, обойдя набережную Баттери, в 8 часов 20 минут пришвартовался к пирсу на реке Ист-Ривер, чтобы принять пассажиров, •кскурсантами в основном оказались женщины и дети, мужчин было не Польше ста. Приняв на борт 1388 человек, «Генерал Слокам» в 9 часов ■tO минут утра отошел от причала, развернулся и двинулся вниз по Ист- Гивер в сторону пролива Лонг-Айленд, подгоняемый сильным отливным течением.

Капитаном корабля был 67-летний голландец Вильям Ван-Шайк с j двумя его помощниками — лоцманами Эдвардом Уартом и Эдвардом j Уивером. Через несколько минут судно должно было войти в узкий ска- | листый пролив Холл Гейт («Врата ада»). Это место считается самым опас- ! ным и трудным для плавания судов в районе Нью-Йорка. Его извилис- тость в виде латинской буквы Z требует от судоводителей хорошего зна- | ния лоции и даже виртуозности, если учесть, что скорость приливно-от- t ливного течения, которое меняется два раза в сутки, здесь составляет 5— ,
6 узлов. Течение прекращается один раз в сутки всего на четыре минуты.
«Генерал Слокам» шел западным фарватером между берегом Брукли- 1 на и островом Бэкуэлл (ныне остров Президента Рузвельта). Через >
20 минут после отхода от пирса на борту вспыхнул пожар. Его первые признаки заметил 11-летний мальчик. Проходя по палубе вдоль левого борта позади гребного колеса, он почувствовал запах дыма, который про¬сачивался сквозь щель в дверях запертой кладовой. Мальчик сказал об этом матросу Джеку Кокли. Тот открыл дверь кладовой, где хранились старые канаты, бочки с краской и машинным маслом, посуда и сломан¬ная мебель из салонов. В большой деревянной бочке горела солома. Мат¬рос, чтобы сбить пламя, опустил в бочку попавшийся под руку мешок мелкого угля и отправился за помощью. Он сообщил о возгорании перво¬му помощнику капитана Эдварду Фланагану, тот поставил в известность старшего механика Бена Конклина. Стармех, собрав группу из пяти-шес- ти матросов и кочегаров, включил пожарный насос и раскатал по палубе рукав. Но как только открыли вентиль, старый шланг, не выдержав дав- ления воды, лопнул в нескольких местах. Через несколько минут второй механик Эверетт Брэндоу притащил другой, более тонкий резиновый шланг. Но использовать его не смогли, так как не нашли переходной муфты к насосу. За это время огонь из бочки охватил машинное масло и масляную краску, и очень быстро пламя из кладовой перекинулось на деревянные панели парохода и переборки. «Генерал Слокам» почти цели-1 ком был построен из дерева, и к тому же незадолго до того его всего заново покрасили масляной краской.
«Генерал Слокам» шел против ветра, и, чтобы не потерять управляе¬мость на стремнине во «Вратах ада», капитан Ван-Шайк вел его на пре¬дельных оборотах машины. Скорость парохода на подходе к проливу рав- I нялась 18 узлам. Все это способствовало быстрому распространению огня наверх и в сторону кормы. Пассажиры, находившиеся на трех носовых палубах парохода, о пожаре не подозревали. В неведении находился и ка-; питан, стоявший с двумя лоцманами в рулевой рубке. Оркестр продолжав, играть, а пассажиры — танцевать.
В 10 часов утра жители Нью-Йорка стали свидетелями невероятного и страшного зрелища. В самом центре города по реке Ист-Ривер на ог¬ромной скорости шел охваченный огнем большой белый пароход «Гене¬рал Слокам». На переполненной верхней носовой палубе под бравурную музыку, не замечая пожара, пассажиры танцевали польку...
С берегов Манхэттена и Бруклина неслись крики: «Остановите паро¬ход! Тушите огонь! Причаливайте к берегу!» Но пароход продолжал сле¬довать вниз по реке в сторону пролива Лонг-Айленд. Его пытались дог¬нать два паровых буксира и речной паром, который бросил свой маршрут на переправе через Ист-Ривер, но безуспешно.
Первый помощник капитана Фланаган доложил капитану о пожаре лишь спустя 20 минут после того, как об этом ему сказал матрос Джек Кокли. Увидев вырывавшиеся с нижних палуб за гребными колесами язы¬ки пламени и стелившийся за кормой дым, Ван-Шайк понял, что судно обречено.
Остановить пароход или посадить его на мель было невозможно, по¬скольку судно уже вошло в пролив и начинало совершать первый пово¬рот. Если бы в эту минуту машину «Генерала Слокама» застопорили, те¬чение его тут же развернуло лагом и отбросило на скалы «Врат ада». Поэтому судно продолжало двигаться вперед.
Пассажиров мгновенно охватила паника, и на палубах «Генерала Сло¬кама» начало твориться нечто неописуемое. Женщины кричали, многие бросились искать в толпе своих детей. На трапах началась давка. Теперь уже никто не думал о том, чтобы погасить огонь, так как половина судна была охвачена огнем. Пламя стало распространяться и в сторону носа парохода. Люди бросились к спасательным металлическим шлюпкам, которым огонь был не страшен. Их на судне имело шесть. Но спустить шлюпки на воду оказалось невозможным. Все они намертво присохли к кильблокам в результате многих покрасок и, более того, были прикреп¬лены к ним толстой проволокой. Помимо шлюпок на пароходе было около двух тысяч спасательных пробковых жилетов особой конструкции — так называемые «никогда не тонущие жилеты Конуэйлера». Но эти спаса¬тельные средства хранились на специальных стеллажах вдоль продольных переборок каждой из открытых палуб, но так высоко, что до них нужно было допрыгивать. Когда матросы парохода попытались все-таки их раз-дать женщинам, из этого тоже ничего не получилось. Жилеты были сло¬жены в пакеты по двенадцать штук в каждом и перевязаны проволокой, а наполнявшая их пробка истлела и превратилась в труху. Позже выясни¬лось, что жилеты с момента первого пуска на воду «Генерала Слокама» ни разу не снимались со стеллажей и не проверялись.
В районе пролива Хелл-Гейт пароход напоминал огромный, плыву¬щий по реке костер. Огонь уже добрался до световых люков машинного отделения и охватил две нижние носовые палубы. Механики и кочегары покинули свои посты. Колеса «Генерала Слокама» по-прежнему продол¬жили вращаться на предельных оборотах машины, которую теперь оста¬новить было невозможно, так как путь к ней был отрезан стеной огня.
Выведя «Генерала Слокама» из «Врат ада», капитан Ван-Шайк при¬шел к выводу, что единственным местом, где можно было посадить судно на мель, являлся остров Норт Бразер Айленд, напротив набережных Брон¬кса. Когда же пароход на полном ходу стал огибать мыс Халлет, где начи-
нается район Бруклина Астория, он резко и сильно накренился на один борт: столпившихся на верхних носовых палубах людей откинуло и при¬жало к бортовым поручням, которые не выдержали и рухнули, и сотни людей оказались в воде.
«Генерал Слокам» взял курс к спасительному острову, в это время мощный портовый буксир «Франклин Эдсон» сумел приблизиться к нему вплотную и пришвартоваться к кожуху гребного колеса. Около 50 чело¬век смогли перебраться на буксир, который, однако, тоже загорелся. Бук¬сир поспешил к берегу, чтобы высадить людей. Отовсюду к «Генералу || Слокаму» спешили пожарные суда, паромы, гребные лодки. Они подби¬рали с воды плывущих людей и трупы.
На берегу залива острова Порт Бразер Айленд капитан Ван-Шайк уви¬дел нефтяные резервуары и штабели бревен лесного склада. Горящий пароход мог поджечь склады, поэтому капитан направил судно к другому, северо-восточному, берегу острова.
Люди, смотревшие на горящий «Генерал Слокам» с берега, бросились к стоявшим у пристани лодкам и направились спасать несчастных. На¬встречу пылавшему пароходу от острова Норт Бразер Айленд отчалил ялик, в котором гребли четверо больных из инфекционной больницы, находившейся на острове. На другом острове Райкерс располагался ис¬правительный дом для малолетних преступников. Увидев, как с охвачен¬ного пламенем парохода за борт прыгают женщины и кидают в воду мла¬денцев, заключенные самовольно захватили гребные лодки, принадлежав- 1 шие администрации колонии, и бросились на помощь.
Капитан рассчитывал посадить пароход на мель правым бортом, но этого не получилось, судно уперлось в камни носом, течение развернуло его, и корма оказалась на глубокой воде. Из-за этого многие из тех, кто не умели плавать и надеялся спрыгнуть с парохода на сушу, остались навсегда на охваченном пламенем судне.
Только в день катастрофы обнаружили 498 тел пассажиров «Генерала Слокама». Окончательная цифра погибших — 957 человек. Вскоре это число возросло за счет умерших в госпиталях от ран и ожогов до 1021 человека. Из 1418 человек (30 членов экипажа), находившихся на борту сгоревшего парохода, 175 пассажиров и 5 членов экипажа «Генерала Слокама» полу¬чили тяжелые ожоги. Совсем не пострадали — 251 человек.
Последний рейс этого парохода начался в 9 часов 40 минут и закон¬чился в 10 часов 20 минут утра. Всего полчаса потребовалось огню, чтобы уничтожить пароход. Несмотря на отчаянные попытки прибывших к ос¬трову Норт Бразер Айленд пожарных судов, «Генерал Слокам» сгорел фактически до главной закрытой палубы.
Предварительное следствие быстро вскрыло целый ряд вопиющих на-рушений правил и недостатков в эксплуатации компанией «Никербокер стимбоут» своего парохода. За 13 лег службы на «Генерале Слокаме» не-сколько раз происходили поломки и аварии. Через четыре месяца после первого спуска на воду он наскочил на мель и сильно помял днище, да-
лее, отходя от пирса на Норт Ривер, своей кормой протаранил пароход «Монмум». Чуть позже столкнулся с лихтером «Маелия», а через некото¬рое время сам получил пробоину в корме от форштевня буксира «Род- жерт Сэйр». Летом 1844 года название парохода «Генерал Слокам» попало на первые полосы всех газет Нью-Йорка. Ван-Шайк умудрился посадить его на мель в заливе Рокауэй в тот момент, когда на борту судна находи¬лось 4700 пассажиров (вместо 2500, предусмотренных нормой)! За такое нарушение правил безопасности плавания владельцы «Генерала Слока¬ма» вынуждены были заплатить штраф в размере 1670 долларов — сумму по тем временам немалую.
Предварительным следствием было установлено, что в мае 1904 года «Генерал Слокам» обследовался судоходной инспекцией США, о чем имелся соответствующий акт, в котором инспектора утверждали, что они проверили все спасательные средства, вывалили на шлюп-балках все шлюп¬ки за борт и испытали под давлением пожарные рукава и насос.
На допросе капитан «Генерала Слокама» заявил, что он командовал во всех отношениях исправным судном, которое было обеспечено всем необходимым для его безопасности оборудованием. Однако факты, вскрывшиеся в ходе предварительного следствия, изобличали во лжи как чиновников судоходной инспекции, так и капитана «Генерала Слокама» и владельцев парохода. Члены экипажа сгоревшего парохода под присягой показали, что они ни разу не проходили противопожарного инструктажа и что на судне никогда не проводилось учебных спасательных тревог. Более того, расследование показало, что у некоторых членов экипажа парохода не было соответствующих документов на занятие своих должностей. На¬пример, первый помощник капитана Эдвард Фланаган не имел диплома судоводителя, а прежде он служил клерком в офисе фирмы «Никербокер стимбоут компани».
На четверый день работы суда присяжных Ван-Шайк был обвинен в непредумышленном убийстве многих людей — пассажиров вверенного ему парохода. Капитан «Генерала Слокама», оправдываясь, обращал вни¬мание суда на тот факт, что до этой катастрофы он на своем пароходе без единого несчастного случая перевез 30 миллионов пассажиров. Однако суд не счел этот факт смягчающим вину обстоятельством. Учитывая, что Ван-Шайк получил ожоги и находился в госпитале, следственная комис¬сия, отпустив его на время под залог, передала дело о катастрофе Боль¬шому федеральному жюри штата Нью-Йорк. Под залог были также отпу¬щены сотрудник судоходной инспекции Лундберг, подписавший фалыпи- ный акт освидетельствования «Генерала Слокама» в мае 1904 года, не¬сколько должностных лиц фирмы «Никербокер стимбоут компани» и без- дипломный первый помощник капитана Эдвард Фланаган, который так поздно оповестил капитана о начинающемся пожаре.
10 января 1906 хода на сессии Большого федерального жюри штата Нью-Йорк возобновилось слушание дела по обвинению капитана «Гене¬рала Слокама» в непредумышленном убийстве своих пассажиров. При¬сяжные признали капитана виновным в тем, что он не заботился о со¬стоянии противопожарного и спасательного оборудования своего паро¬хода, ни разу не проводил с экипажем соответствующих учений и инст¬руктажей. Хотя действия Ван-Шайка в управлении судном после начав¬шегося пожара были признаны правильными, приговор, вынесенный ему, оказался суров: 10 лет тюремного заключения. Остальных привлеченных к этому делу лиц суд признал невиновными... Общественность Нью-Йор¬ка была возмущена несправедливым, по ее мнению, приговором Большо¬го федерального жюри. Капитана сделали единственным виновником ка¬тастрофы. Друзья Ван-Шайка организовали среди речников и моряков Нью-Йорка фонд материальной помощи и собрали для пожилого капита¬на 5620 долларов.
Апелляция Ван-Шайка в Верховный суд США была отклонена: 70-лет¬ний капитан сел в одиночную камеру тюрьмы Синг-Синг. Незадолго до этого он успел жениться на медицинской сестре, которая ухаживала за ним в госпитале после пожара на пароходе. За три года пребывания Ван- Шайка в тюрьме эта женщина собрала четверть миллиона подписей под петицией о помиловании своему мужу. Петиция была вручена президенту США Уильяму Тафту. Он удовлетворил просьбу общественности, и капи¬тан «Генерала Слокама» в первый день Рождества 1911 года был освобож¬ден из тюрьмы. На собранные для него деньги он купил под Нью-Йор¬ком ферму, куда удалился на жительство. Умер он в 1927 году в 90-летнем возрасте
Некоторые американские историки и исследователи морского дела считают, что если бы капитан оставил судно в критический момент у «Ворот ада», то едва ли кто из пассажиров остался бы в живых: горящий пароход развернуло бы лагом, и он ударился о скалы.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru