СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«МЭН»

«МЭН»


Броненосный крейсер затонул в порту Гаваны в результате
взрыва в носовой части. Погибло 266 моряков.
Утром 15 февраля 1898 года над столицей Кубы Гаваной прокатился раскатистый гул взрыва. Те, кто в это время были на набережной, увидели, как над носовой частью двух¬трубного военного корабля сверкнула яркая вспышка, и тотчас он окутался густыми клубами черного дыма. Через несколько минут корабль исчез под водой. Так погиб американский броненосный крейсер «Мэн», который за десять дней до того пришел в Гавану с визитом дружбы.
К месту катастрофы немедленно бросились шлюпки испанского крей¬сера «Альфонс XII». Моряки постарались сделать все возможное, чтобы помочь немногим уцелевшим с «Мэна».
Вскоре стали известны и некоторые подробности трагедии. По словам капитана Сигби, командира крейсера, катастрофа произошла совершен¬но неожиданно. В 9 часов 40 минут, когда часть команды еще спала, крей¬сер вздрогнул от необычайно сильного взрыва в носовой части, припод¬нялся, потом тяжело осел в воду и затонул. Сам Сигби при взрыве был ранен в голову, но до последних минут своего корабля пытался спасти если не его, то хотя бы команду. Однако усилия капитана оказались тщет¬ны: «Мэн», превращенный в груду изуродованных развалин, увлек за со¬бой на дно бухты 266 моряков — три четверти экипажа.
Каковы же причины катастрофы?
По мнению испанцев, «Мэн» погиб от внутреннего взрыва в носовом погребе боезапаса. Причину взрыва можно было установить, обследовав обломки погибшего корабля. «Мэн» лежал на небольшой глубине, и сде- пить это было сравнительно легко.
Иначе считали в США. Не запросив разрешения Испании, чьей коло¬нией в то время была Куба, в Гавану отправили специальную следствен¬ную комиссию, состоявшую из четырех американских морских офице¬ров. 19 февраля комиссия приступила к работе.
Мадриду не понравилось столь бесцеремонное поведение своего се¬верного соседа, и 25 февраля кубинский губернатор Бланко заявил офи¬циальный протест. Одновременно испанцы предложили Америке разум¬ный, по их мнению, компромисс: создать для расследования катастрофы
смешанную испано-американскую комиссию. Однако предложение Бланко было отклонено, причем в довольно невежливой форме.
Пока четверо американцев обследовали обломки «Мэна», в США по-дозрительно быстро, если не сказать организованно, вспыхнула ярая ан- тииспанская кампания, недвусмысленно призывавшая американцев к вой¬не с Испанией.
«Военный корабль «Мэн» расколот секретной адской машиной вра¬га!», «Мэн» предательски разрушен!» — были заголовки в «Джорнел», а журналист из «Уорлд» откровенно требовал от правительства ответных шагов: «Разрушение «Мэна» должно быть основанием для приказа наше¬му флоту отплыть в Гавану!»
Газетам вторил заместитель морского министра США Теодор Рузвельт, горячий сторонник войны с Испанией и будущий президент США.
Американское правительство, торопя события, ассигновало 50 милли¬онов долларов на нужды «национальной обороны», у военной промыш¬ленности резко возросли заказы — Соединенные Штаты открыто готови¬лись к войне.
Тем временем закончила работу американская следственная комис¬сия и 21 марта опубликовала свой отчет. Судя по материалам расследова¬ния, «Мэн» погиб от взрыва подводной мины или торпеды. Хотя комис¬сия и не называла виновников катастрофы, но каждому американцу было ясно, что во всем повинны испанцы. Версию США подхватила пресса многих стран. Некоторые издания осторожно выражали сомнения в том, что «Мэн» погиб от диверсии. Вот что писал российский журнал «Вокруг света»: «Три недели назад на рейде Гаваны взлетел на воздух пришедший туда североамериканский броненосец «Мэн». Причина взрыва — одна из торпед, опущенная испанцами в воду для защиты гавани». Концовка со-J общения явно отрицает умышленный характер катастрофы...
Естественно, испанская сторона категорически не согласилась с вы¬водами американских экспертов и создала свою комиссию, однако амери¬канцы не разрешили ей осмотреть обломки «Мэна». Испанцам пришлось ограничиться опросом свидетелей взрыва. Восстановив таким образом ход катастрофы, они сделали вывод, что вопреки версии США взрыв 15 фев¬раля был внутренним. Результаты своей работы испанская комиссия опуб¬ликовала 28 марта.
Тем временем президент Мак-Кинли обратился к конгрессу с очеред¬ным посланием, в котором заявил: «Потеря «Мэна» ни в коем отноше-,] нии не была результатом небрежности со стороны офицеров или членов команды указанного корабля. Корабль был разрушен взрывом подводной мины, который вызвал взрыв двух... передних складов боеприпасов».
Мак-Кинли не назвал испанцев виновниками катастрофы, но всю от-j ветственность за нее возложил на Мадрид, мотивируя это тем, что «Мэн» I погиб в территориальных водах Испании.
Со столь скороспешными выводами многие не согласились. В частно-) сти, авторитетный русский «Морской сборник» напомнил читателям не¬
которые факты, частично подтверждающие испанскую версию, — за два года до того в угольных ямах американских крейсеров «Цинциннати» и «Нью-Йорк» самопроизвольно вспыхнул брикетный уголь. Пожар угро¬жал погребам боезапаса. Катастрофу удалось предотвратить буквально чудом, затопив в последний момент погреба забортной водой. По мне¬нию «Морского сборника», такой же пожар на «Мэне» мог вызвать и ро¬ковой для него взрыв в носовом погребе.
Тем временем американское правительство открыто призвало своего президента к войне: «Невозможно дольше терпеть ужасающее положение вещей, в течение трех с половиной лет господствующее на Кубе. Оно возмущает нравственное чувство американского народа, является позо¬ром для христианской цивилизации и завершилось гибелью федерального военного судна «Мэн» с 266 лицами его экипажа во время дружеского посещения гаванской бухты».
Убедившись в полной поддержке правительства, Мак-Кинли заявил 11 апреля: «Интервенция есть наш особый долг, поскольку все это совер¬шается у наших границ». Президент оправдывал войну интересами безо¬пасности Соединенных Штатов, которым, само собой разумеется, никто не угрожал...
20 апреля американский посол Вудфорд предъявил Мадриду ультима¬тум. Соединенные Штаты требовали, чтобы Испания отказалась от Кубы и вывела из ее района свою армию и флот. Срок ультиматума истекал 23 апреля, но уже за день до этого американская эскадра адмирала Симп¬сона вышла из Ки-Уэста, чтобы блокировать кубинские воды, а на следу¬ющий день эскадра адмирала Дьюи отправилась к Филиппинам. Не разду¬мывая, президент США сделал еще один решительный шаг — объявил о призыве в армию 25 тысяч добровольцев.
Испано-американская война закончилась триумфальной победой США. Отсталая Испания вынуждена была отказаться от Филиппин и своих вла¬дений в Вест-Индии. Куба на долгие годы превратилась в полуколонию США, пока не стала свободной после национально-освободительного восстания, которым руководил Фидель Кастро.
Испания потеряла в этой войне почти все, чем владела, — и колонии, и военно-морской флот. Потери Америки были неизмеримо меньше. Победная война как-то быстро стерла из памяти американцев воспоми¬нания о ее жертвах, первыми из которых были 266 моряков «Мэна». Ос¬талась нераскрытой и тайна гибели корабля.
Не исключено, что к взрыву были причастны американские «ультра». Эта мысль уже была высказана в свое время некоторыми историками США. Они считали, что виновниками взрыва были те, кто опасался мир¬ного разрешения конфликта, кто был заинтересован в наживе, которую сулил захват острова.
В подтверждение такой версии говорят не столько обстоятельства взры- оа, сколько те события, которые произошли вскоре после катастрофы, в феврале — марте 1898 года, и еще через 13 лет.
7 -1209
Прежде всего настораживает упорное нежелание американских влас¬тей допустить к расследованию катастрофы испанских экспертов. Еще более подозрительна странная просьба капитана Сигби, высказанная им 25 марта (к этому времени американцы уже осмотрели «Мэн»). Сигби просил у гаванских властей разрешения подорвать динамитом остатки своего крей¬сера!
Рассуждая логически, следует предположить, что, сваливая всю вину на испанцев, морское командование США должно было опубликовать подробные результаты исследования. Увы, командование поступило со¬всем по-другому.
В 1910 году «Мэн» начали поднимать на поверхность, причем ориги-нальным способом. Сначала паровые молоты, установленные на плаву¬чих платформах, вбили в грунт возле судна множество 30-метровых же¬лезных свай, окружив лежащий на 14-метровой глубине крейсер сплош¬ной стеной. Затем, тщательно заделав промежутки между сваями, отка¬чали из «кольца» воду. На палубу «Мэна» впервые после катастрофы спу¬стились американские моряки.
Уже беглый осмотр показал, что испанцы в свое время совершенно правильно отвергли версию взрыва котлов, — котельное отделение было цело, но взрыв, как установили эксперты, все-таки произошел внутри) корабля. Это окончательно опровергло американскую версию о подвод¬ной мине или торпеде. Неожиданно по распоряжению свыше эксперты прекратили работы, а все материалы исчезли в государственных архивах, надолго запечатанные грифом совершенно секретно.
Подъем «Мэна», стоивший американским налогоплательщикам 750 тысяч долларов, закончился в 1911 году. Разрушенную при взрыве носо¬вую часть крейсера разрезали и отправили на переплавку.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru