СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ЭЛЬБА»

«ЭЛЬБА»
29 января 1895 года


Германский лайнер затонул в Северном море после столкно¬вения с английским грузовым пароходом «Крати». Погибло 335 человек.
29 января 1895 года, в 3 часа дня, лайнер «Эльба», принадлежавший судоходному обществу «Северогер¬манский Ллойд», отошел от пасса- j жирского пирса Бремерхафена и взял курс на Нью-Йорк.
На борту судна, помимо срочно¬го груза и почты, находились 354 че- I ловека: 50 пассажиров первого и вто¬рого класса, 149 пассажиров палуб- | ного класса, 155 членов экипажа и два лоцмана: немецкий — для про¬водки по Везеру и английский, ко¬торый должен был принять на борт остальных пассажиров и почту в Америку.
На линиях Северной Атлантики «Эльба» пользовалась популярное- \ тью среди пассажиров. Она была вместительна — 4510 регистровых тонн, , комфортабельна и быстроходна. Ее построили в 1881 году в Англии на верфи «Джон Элдер и компания». «Эльба» имела мощную паровую ма- ! шину, которая позволяла развивать ход до 17,5 узла. Длина судна состав- j л яла 127,5 метра, ширина — 13,6 метра и высота борта — 10,6 метра. |
В этом рейсе через Атлантику, который по счету был сто шестьдесят восьмым, лайнером командовал один из опытнейших судоводителей «Се- I верогерманского Ллойда» 45-летний капитан Курт Госсель.
Вечером 29 января «Эльба» благополучно обошла плавучий маяк «Бор- ; кумрифф», спустя пять часов миновала плавучий маяк «Хаак». Потом, обогнув мыс Хукван-Холланд, она взяла курс на Ла-Манш.
Зима 1895—1896 года в Северной Европе выдалась необычной — час¬тые штормы, снежные бури и сильные морозы. Ночь застала «Эльбу» в Северном море. Дул пронизывающий северо-восточный ветер, темпера¬тура воздуха упала до — 7°С. На бортах и палубах лайнера, везде, куда попадали брызги волн, образовывалась ледяная корка. «Эльба» шла со скоростью 16 узлов, предупреждая многочисленные рыбацкие суда о сво¬ем присутствии в районе их промысла белыми ракетами.
В 4 часа утра на вахту заступил третий штурман Штольберг. На ходо¬
вом мостике лайнера находились также старший помощник капитана и два впередсмотрящих.
В 5 часов 30 минут впередсмотрящий заметил по левому борту чуть впереди траверза топовый и зеленый бортовой огни встречного парохода. Расстояние до него составляло не более двух миль.
Встречный пароход находился слева по носу «Эльбы» и должен был, согласно правилам плавания, уступить ей дорогу. Третий штурман лайне¬ра быстро определил, что пеленг на это судно не меняется. Курсы обоих судов пересекались.
Расстояние между кораблями сократилось до полумили, но встреч¬ный пароход продолжал следовать прежним курсом.
У немцев создалось впечатление, что на незнакомом судне рассчиты-вали, что, вопреки Международным правилам плавания, дорогу должна уступить «Эльба». И хотя расстояние между судами сократилось до полу-мили, пеленг на зеленый огонь встречного парохода по-прежнему не ме-нялся.
Третий штурман продолжал терпеливо ждать. Он не мог себе предста-вить, что с незнакомого судна могли не заметить 130-метровую махину со множеством светящихся иллюминаторов и с ярко горевшими ходовыми огнями.
Старший помощник капитана «Эльбы» приказал матросу пустить в небо белую ракету. Но, к изумлению немцев, незнакомец продолжал сле-довать прежним курсом. Нужны были железные нервы, чтобы вести лай-нер тем же курсом. На мостике «Эльбы» уже начали прикидывать, куда отвернуть, чтобы пропустить нахального незнакомца.
В это время с правого борта «Эльбы» появилось несколько белых ог¬ней рыбацких судов, и немцы поняли, что если им не изменить курс впра¬во, то, значит, по меньшей мере, придется лишить рыбаков сетей. Встреч¬ному пароходу нужно было взять вправо, чтобы пройти у «Эльбы» по корме. Но он этого не сделал даже тогда, когда лайнер дал предупреди¬тельный гудок... Незнакомец неотвратимо надвигался на «Эльбу» из тем¬ноты. Уже можно было различить, что это был обычный угольщик, тонн на пятьсот, не более, с узкой длинной трубой, с двумя мачтами, с не¬большой надстройкой и двумя трюмами.
На верхнем открытом ходовом мостике незнакомого парохода метну¬лась в сторону от рулевого колеса фигура человека в тулупе. Он замахал руками, перегнулся через поручни и стал кричать вниз на палубу что-то но-английски. На палубу угольщика выскочил человек и закричал (тоже по-английски): «Право на борт!» Было видно, как рулевой лихорадочно поворачивал штурвал...
Старший штурман «Эльбы» бросился к тумбе машинного телеграфа, рнанул его ручки на «Стоп» и потом «Полный назад».
Угольщик уже начало забирать вправо, но, имея незначительный ход, исс-таки ударил форштевнем в левый борт «Эльбы» почти под прямым углом. Удар пришелся чуть позади машинного отделения. Прямой форш-тевень угольщика вошел на три метра в корпус «Эльбы», и, поскольку в момент столкновения лайнер имел большой ход, нос ударившегося па-рохода силой инерции резко бросило влево. При этом угольщик, выходя из пробоины, выломал несколько шпангоутов и сорвал обшивку, затем ударился своим правым бортом в проносившийся мимо борт «Эльбы» и остался недвижим, раскачиваемый с борта на борт норд-остом.
«Эльба» пронеслась по инерции несколько сот метров и тоже остано-вилась. На ее борту зияла дыра размером 5 на 7 метров. На 2,5 метра она была ниже ватерлинии. Форштевень угольщика повредил поперечную переборку между машинным отделением и кормовым трюмом. Водой заполнялись одновременно два отсека. Лайнер начал быстро крениться на левый борт.
Капитан «Эльбы» Курт Госсель был разбужен у себя в каюте ударом столкнувшихся судов. Почти раздетый, он выскочил из каюты, прибежал на мостик и взял командование лайнером в свои руки. Третьему штурма¬ну он приказал осмотреть повреждения и доложить обстановку. Старший помощник получил приказание разбудить пассажиров, подать визуальный сигнал бедствия и приготовить все шлюпки к спуску на воду.
Узнав о величине и характере пробоины, капитан Госсель передал ко-манду в машинное отделение: «Средний ход вперед!» При этом он поло¬жил руль лайнера на левый борт, чтобы уменьшить давление воды на пробитый борт и снизить ее поступление внутрь корпуса.
Это была последняя команда, которую выполнило машинное отделе¬ние «Эльбы». Через пять минут после этого все машинисты, кочегары и механики вынуждены были покинуть свои места. Вода залила динамо- машины, произошло короткое замыкание электросети, «Эльба» погрузи-лась в темноту...
После этого капитан Госсель отдал свою последнюю в жизни команду: «Спустить на воду шлюпки!»
Стюарды бегали по проходам и коридорам лайнера, стучали в двери кают, будили и поднимали на ноги спавших пассажиров. Но люди спросо-нья не могли осознать, какая смертельная опасность им угрожает. Мно¬гие начали неспешно одеваться, складывать вещи, другие же, выскочив на палубу, снова бежали вниз одеваться.
Спустить на воду шлюпки оказалось почти невозможным делом: тали обледенели на морозе, и их оставалось только рубить топором. Лишь три из десяти имевшихся на борту «Эльбы» шлюпок сумели спустить на воду. Волной была разбита о борт парохода первая шлюпка. Все пассажиры, которые находились в ней, упали в ледяную воду и погибли. Вторая шлюпка перевернулась килем вверх, едва коснувшись воды. Все ее пассажиры так¬же погибли.
Первые пятнадцать минут после столкновения на «Эльбе» поддержи-вался относительный порядок. Но когда пассажиры поняли, что шлюпки спустить не успеют, началась паника. Драма длилась всего 25 минут. Спу-щенная на воду третья шлюпка едва успела пройти на веслах сто метров,
как «Эльба» опрокинулась на левый борт и кормой пошла ко дну. Спас-шиеся в этой шлюпке отчетливо видели на уходившем под воду мостике фигуру капитана Гесселя с факелом в руке. Капитан погиб со своим ко-раблем...
В темноте ночи ледяной норд-ост гнал к берегам Европы обледене¬лые трупы людей, обломки кораблекрушения и одну шлюпку, в которой были люди. Полуодетым, оцепеневшим от мороза людям некому было помочь. Пароход, погубивший «Эльбу» почти со всеми ее пассажирами, скрылся в ночи.
В шлюпке находилось 19 человек: Анна Беккер — пассажирка из Бре-мена, которую вытащили из воды, когда «Эльба» скрылась в волнах, трое пассажиров-мужчин, старший механик Ньюссел, третий штурман Штоль- берг, лоцман-англичанин Гринхэм и двенадцать немецких матросов. Все они были на грани смерти от холода и истощения, когда в 11 часов утра их случайно заметил Вильям Райт — капитан английского рыбацкого судна «Уайлдфлауэр». Спасенные были доставлены в порт Лоустофт на восточ-ном побережье Англии.
Гибель лайнера и 355 человек взбудоражила всю Северную Европу. Рассказы очевидцев катастрофы казались страшной фантазией.
В Бремерхафене морское ведомство торгового флота Германии нача¬ло расследование. Третий штурман «Эльбы», впередсмотрящий Зиберт, английский лоцман Гринхэм и другие члены экипажа погибшего лайнера под присягой дали свои показания. Выяснилось, что «Эльбу» протаранил английский грузовой пароход «Крати» водоизмещением всего 475 тонн.
По требованию германских властей Британское адмиралтейство так¬же вынуждено было начать расследование катастрофы. Команда «Крати» дала показания под присягой.
В 23 часа 29 января 1895 года «Крати» под руководством капитана Гор-дона с командой из 12 человек и с грузом угля вышел из Роттердама в Абердин. Судно шло со скоростью 9 узлов, которая для его машины мощ-ностью 73 лошадиные силы была почти предельной.
После 4 часов утра на вахту «Крати» заступил штурман Крэг. Пробыв на мостике полтора часа, он вместе с впередсмотрящим спустился сва¬рить кофе. На мостике остался один рулевой. Он поднял от холода во¬ротник тулупа и правил по компасу. Из оцепенения рулевого «Крати» вывел окрик старлома «Эльбы». Матрос оторвал от компаса глаза и уви¬дел перед собой длинный, освещенный множеством иллюминаторов борт двухтрубного лайнера с четырьмя мачтами. Это оказалось для него на¬столько неожиданным, что он бросил штурвал и стал звать на помощь штурмана. Последний, выскочив на палубу, отдал рулевому команду: «Право на борт!». Едва «Крати» послушался руля, как суда столкнулись.
Удар был настолько сильным, что на мостике угольщика никто не смог устоять на ногах. Рулевого с такой силой бросило на штурвальное колесо, что оно сломалось, а он с рукоятью в руке бросился по трапу
вниз, на палубу... Один матрос, спавший в каюте на баке, получил силь-ное ранение.
Капитан Гордон заявил на суде, что в тот момент он был убежден, что судно, с которым он столкнулся, благополучно продолжает свой рейс. Он даже не пытался выяснить, нужна ли его помощь. Капитан изменил курс на Мааслунс для постановки судна в сухой док для ремонта.
Несмотря на такие вопиющие факты, выявившиеся при разборе ка-тастрофы, Британское адмиралтейство пыталось возложить часть вины на «Эльбу». Англичане заявили, что вахтенный штурман виновен в том, что ничего не предпринял, видя неизбежность столкновения судов.
Таким образом, неопровержимо было доказано, что причиной столк- 1 новения стало безответственное поведение штурмана «Крати» Крэга. Он и капитан Гордон предстали перед судом. Они были лишены судоводи- ! тельских дипломов и получили сроки тюремного заключения. Пренебре- , жение к исполнению своих служебных обязанностей и к долгу оказать ! гибнущим на море людям помощь со стороны этих двух офицеров долгое время вредило репутации английских моряков.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru