СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«АТЛАНТА»

«АТЛАНТА»
февраль 1880 года


31 января 1880 года от Бермудских островов отошел британ¬ский корабль «Атланта», имея на борту 290 курсантов и офи¬церов. На пути в Англию он бесследно исчез.
В декабре 1880 года в Карибском море объявился корабль-призрак — старый деревянный фрегат. Это была «Атланта». Ее спустили на воду в 1845 году. Лет двадцать этот фрегат бороздил моря под названием «Джу¬но» в составе британского военно¬го флота. Потом с него сняли все вооружение — рангоут и такелаж — и перестроили в плавучую тюрьму. Но поскольку дубовый набор и об¬шивка его корпуса были в хорошем состоянии, лорды Адмиралтейства решили в 1878 году превратить «Джу¬но» в учебно-парусное судно. Его от¬ремонтировали, поставили новые мачты и реи. Пошили паруса и... пе¬реименовали в «Атланту».
Однако уже в пробном рейсе ка¬питан Стирлинг обратил внимание на слабую остойчивость и маневренность фрегата, и это вызвало у него тревогу. «Атланта» плохо слушалась руля и опасно кренилась на зыби. Фрегат поставили в док, укоротили его рангоут, перетянули такелаж и укрепили балластную систему.
После первого учебного рейса на Мадейру пришлось внести еще кое- какие изменения, чтобы повысить остойчивость. И 7 ноября 1879 года «Атланта» снова вышла в море: ее маршрут пролегал через Азоры, Барба¬дос и Бермуды.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что над «Атлантой» с са¬мого начала навис злой рок: неоправданно был затянут выход в море, что, конечно же, сказалось на настроении всей команды. Потом Атлан¬тика встретила фрегат неприветливо — крутой пенной волной и шкваль¬ным западным ветром. «Атланта» испытывала сильную бортовую и киле¬вую качку, и моряки с горечью окрестили судно «маятником». Однажды сильнейшим порывом ветра на одной из мачт переломило марса-рей, и обломок рухнул в море. Матросы, опасаясь, что их тоже может снести за борт, отказались подниматься на мачты. Дело зашло гак далеко, что наи¬
более строптивых из числа палубной команды пришлось арестовать. Да и вообще, с дисциплиной на судне не ладилось. А тут еще вспыхнула эпиде¬мия желтой лихорадки — из-за того, что на борту не соблюдались эле¬ментарные нормы гигиены. Так что при заходе на Барбадос нескольких человек пришлось госпитализировать, а кое-кого — отправить прямиком в тюрьму. 31 января 1880 года после стоянки на Бермудах «Атланта» взяла курс на северо-восток. Так начался ее рейс в никуда.
Между тем в Англии никто не ведал, когда «Атланта» покинула Бер¬муды, куда направилась дальше и когда следует ждать ее возвращения в Портсмут. И только супруга капитана да приятель одного из штурманов знали из писем, которые доставил в Англию почтовый пароход, что «Ат¬ланта» рассчитывает вернуться к родным берегам в начале марта. Так что до апреля можно было не волноваться.
Первое сообщение о том, что «Атланта» опаздывает с прибытием в Портсмут, появилось в лондонской «Таймс» 13 апреля 1880 года. После этого в течение многих месяцев на страницах газет публиковались репор¬тажи о поисках судна, так что его исчезновение находилось в центре вни¬мания мировой общественности. У «Таймс» всегда были в избытке догад¬ки, и теории, и страхи, и надежды, связанные с судьбой судна.
«Таймс» (Лондон), 13 апреля 1880 года:
«Прошло уже семьдесят два дня с тех пор, как «Атланта», учебный парусный корабль, отошла от Бермудских островов, возвращаясь в Пор-тсмут, и, поскольку у нас до сих пор нет никаких сведений о ней, возник¬ли опасения, что она получила серьезные повреждения из-за ураганных ветров, недавно отмеченных в этом районе, и, возможно, была снесена с курса. Хотя Адмиралтейство уже распорядилось отправить к Азорским островам на поиски «Атланты» транспортное судно «Уай», Их Светлости сочли все же необходимым отдать приказ эскадре (из пяти кораблей) идти сначала к Азорским островам, а затем обратно к заливу Бантри (Ирлан¬дия) с целью собрать сведения о пропавшей «Атланте». Корабли пойдут развернутым строем на расстоянии прямой видимости друг от друга, что позволит как можно тщательнее исследовать этот район океана».
«Таймс» (Лондон), 14 апреля 1880 года: «Когда «Атланта» отошла от Бермудских островов, на ее борту было 109 тонн воды и большие запасы продовольствия. Судно прекрасно оснащено и обладает великолепной остойчивостью, а его капитан известен как человек трезвого ума и пре-красный знаток морского дела. Поэтому, когда «Атланта» не прибыла вовремя в порт, возникли опасения, что с ней произошло несчастье, и это тем более вероятно, что за последние два месяца в Атлантике из-за штормовой погоды потерпело аварию немало судов. И все же мы не теря¬ем надежды, что, отделавшись двумя-тремя сломанными мачтами, «Ат¬ланта» благополучно вернется в порт.
...Вполне возможно, что ее стеньги были снесены восточными урага¬нами, свирепствовавшими целый месяц. В результате корабль сошел с курса и в настоящее время терпит бедствие где-то в просторах Северной
Атлантики. Экипаж парохода «Тамар» обнаружил в океане плававшее вверх дном судно, которое моряки приняли за пропавшую «Атланту»... Но это явная ошибка... «Атланта» с ее 109 тоннами воды в цистернах и 43 тонна¬ми балласта не смогла бы держаться на поверхности в таком состоянии. Если бы она перевернулась, то мгновенно пошла бы ко дну. ...И тем не менее многие жители Плимута высказывают опасение, что перевернув¬шееся судно и есть пропавшая «Атланта»...»
«Таймс» (Лондон), 15 апреля 1880 года:
«Вчера Адмиралтейство получило свыше 150 телеграмм со всех кон-цов страны от родственников тех, кто находится на борту «Атланты». И в каждой телеграмме содержалась просьба сообщить о судьбе судна... В Адмиралтействе отвечают, что, к сожалению, они не располагают ника-кими сведениями о судне. Кроме того, свыше 200 человек лично обраща-лись в Уайтхолл по этому вопросу.
Единственным утешением может служить тот факт, что до Бермудс- I ких островов не менее 84 дней хода под парусами, тогда как «Атланта» находится в море лишь 74 дня.
Капитан парохода «Тамар» прислал телеграмму... что во время своего последнего плавания он, вопреки сообщениям в печати, не видел судна, которое плавало бы вверх дном.
...Сегодня утром весь Портсмут загудел, как растревоженный улей, когда прошел слух, что пропавшее судно в целости и сохранности прибыло в Фалмут... (Сообщения об этом), напечатанные крупными буквами, были развешаны в вигринах газетных редакций и магазинов, и через несколько часов ворота порта осаждали родственники и друзья членов экипажа... Но вскоре в порту было вывешено полученное из Фалмута... сообщение о том, что туда действительно прибыло торговое судно под названием «Ат¬ланта», но что касается слухов о прибытии военного корабля «Атланта», то они не соответствуют действительности».
«Таймс» (Лондон), 16 апреля 1880 года:
«...Хотя отсутствие каких бы то ни было сведений о судне продолжает порождать всевозможные слухи и домыслы, у нас нет никаких оснований считать «Атланту» погибшей. Если бы она, как некоторые полагают, за-тонула во время урагана, или сгорела, или натолкнулась на айсберг, то, вероятнее всего, остались бы какие-нибудь следы кораблекрушения, ко-торые поведали бы нам о несчастье... По всеобщему мнению, «Атланта» потеряла мачты, была снесена штормовым ветром с курса и сейчас нахо-дится вдали от главных морских путей.
Коралловые рифы вблизи Бермудских островов чрезвычайно опасны и в некоторых местах протянулись на расстояние до десяти миль от бере-га... Эти рифы окружают Бермуды с трех сторон... и подход к ним и выход в море весьма рискованны. Если бы «Атланта» села на рифы... ее облом-ки вынесло бы не на берег, а как раз наоборот, в открытое море, и даль¬ше они поплыли бы на восток, влекомые Гольфстримом».
«Таймс» (Лондон), 19 апреля 1880 года:
«В субботу был пущен слух, что обнаружена спасательная шлюпка с надписью на корме «Атланта». Слух не подтвердился, но, даже если это и было так, найденная шлюпка никак не могла принадлежать пропавшему судну, поскольку в военно-морском флоте не принято писать на шлюп¬ках название корабля».
«Таймс» (Лондон), 20 апреля 1880 года:
«Вчера в Портсмут прибыла канонерская лодка «Эйвон». Капитан сообщил, что поблизости от Азорских островов он заметил огромное ко-личество плавающих обломков... Море буквально кишело ими. Гавань острова Фаял была заполнена судами, потерявшими мачты. И в течение всех пяти дней, пока «Эйвон» оставался на рейде Фаяла, обломков стано¬вилось все больше. Однако не было никаких свидетельств того, что ка¬кое-нибудь судно затонуло или было разбито штормом... Некоторые офи¬церы «Эйвона» считают, что «Атланта», возможно, натолкнулась на айс¬берг, но они категорически отрицают, что судно могло перевернуться».
«Таймс» (Лондон), 21 апреля 1880 года:
«...Только преступным недомыслием можно объяснить тот факт, что почти 300 юношей, никогда в жизни не выходивших в море, были посла¬ны в плавание на учебном судне, даже не располагающем достаточным количеством хорошо обученных и опытных моряков, которым в исклю-чительных обстоятельствах можно было бы вверить корабль. В экипаже «Атланты» всего 11 настоящих умелых моряков, и, если принять во вни-мание, что молодые ребята, как правило, боятся лазать в шторм по ван¬там, чтобы спустить паруса... станет совершенно очевидно, какой боль¬шой опасности подвергается судно».
«Таймс» (Лондон), 26 апреля 1880 года:
«У нас по-прежнему нет никаких сведений об «Атланте», и даже са¬мые заядлые оптимисты начинают терять надежду. Эскадра, посланная на поиски исчезнувшего судна, возвращается из района Азорских остро¬вов в заливе Бантри, после того как все попытки разыскать «Атланту» оказались безуспешными... Однако общественность, очевидно, не успо¬коится до тех пор, пока не будут самым тщательным образом обследова¬ны берега Гренландии и Исландии».
«Таймс» (Лондон), 21 апреля 1880 года:
«Экипаж парохода «Тамар», только сегодня прибывший в Портсмут, до своего возвращения в Англию был осведомлен об опасениях за судьбу пропавшего без вести учебного корабля «Атланта»... Среди пассажиров парохода «Тамар» оказался некий Джон Варлинг, старый моряк... лишь 3 января по болезни списавшийся с «Атланты»... Сообщение Варлинга о состоянии дел на судне никак нельзя назвать обнадеживающим, хотя, конечно, закономерен вопрос, насколько оно верно. По его рассказам, «Атланта» чрезвычайно валкая и очень перегружена... и капитан Стер¬линг, мол, с самого начала был недоволен ею... При бортовой качке крен достигал 32 градусов, и будто капитан Стерлинг сказал однажды, что если бы она накренилась на один градус больше, то перевернулась бы и по¬шла ко дну. Первая же трудность выявила полную неподготовленность экипажа. Поскольку офицеры, кроме двух, были столь же мало обучены, как и судовая команда, капитан Стерлинг редко когда покидал палубу. Работу по подъему и спуску парусов могли выполнять лишь опытные моряки, а их на судне было вместе с прислугой, поварами и старшинами всего около 50 из 250 членов экипажа... Молодые моряки были либо слиш¬ком робкими, чтобы взбираться по вантам на мачты, либо слишком обес силены морской болезнью... По словам Варлинга, с самого начала они все попрятались кто куда, и когда понадобились боцману, их уже нельзя было найти. От Тенерифе до Барбадоса «Атланта» шла 31 день... то есть на 9 дней дольше... От Барбадоса она отошла 9 января, в пятницу, взяв курс на Антигуа, где многие члены экипажа заболели желтой лихорадкой. Двое матросов, чьих имен Варлинг не запомнил, умерли... 30 января «Ат¬ланта» зашла на Бермуды для пополнения запасов воды и продовольствия и на следующий день, 31 января, вышла в море, направляясь домой. С тех пор о ней не было никаких известий».
«Таймс» (Лондон), 10мая 1880года:
«Сегодня после полудня эскадра под флагом адмирала Худа прибыла в Бантри-Бей. Адмирал сообщил, что никаких сведений об «Атланте» полу¬чить не удалось, равно как и не удалось обнаружить никаких следов про¬павшего судна».
«Таймс» (Лондон), 18мая 1880 года:
«Главному редактору газеты «Таймс».
Сэр! Все сообщения капитанов судов, недавно вернувшихся из плава ния, подтверждают уже полученные ранее сведения о шторме небывалой силы, который бушует в Атлантике... примерно по курсу «Атланты», иду¬щей с Бермудских островов. Я позволю себе привести несколько приме¬ров.
...12 февраля «Каспер» в течение 19 часов боролся со штормом в рай¬оне острова Флорес, находясь почти на краю гибели. Второй штурман погиб, у старшего помощника были сломаны обе ноги, а двое матросов получили серьезные ранения...
«Ольстер», шедший из Сент-Джонса, ...сильно поврежден и наполови¬ну затоплен водой; экипаж искал спасения на верхних надстройках, ос¬тавшись без пищи и воды.
До сих пор числятся без вести пропавшими: «Виннифред», вышедший из Нового Орлеана 30 декабря, «Девана», покинувшая Бангкок 1 октября и остров Святой Елены 9 января, «Бэй оф Бискэй», вошедший из Рангу¬на, ...в последний раз видели 7 февраля.
На основании этих и многих других сообщений нетрудно представить себе, какой чудовищной силы шторм обрушился на этот район Атланти¬ки и какой огромный ущерб он нанес оказавшимся здесь судам. И вся¬кий, кто пережил шторм в открытом море, кто знает, что такое гиганте кие водяные валы, низвергающиеся на палубу судна, и что сулит встреча с полузатопленным разбитым кораблем или айсбергом в штормовую ночь в безбрежном океане, тот, несомненно, придет к печальному выводу о том, какая судьба постигла «Атланту».... С глубоким уважением Аллен Янг, капитан торгового судна».
«Таймс» (Лондон), 10 июня 1880 года:
«Начальник главного финансового управления получил от Адмирал-тейства указание официально объявить о гибели «Атланты» и с 4 июня считать это учебно-тренировочное судно вычеркнутым из списков бри-танского военно-морского флота... Вдовы офицеров получат специаль¬ные пенсии, поскольку их мужья погибли при исполнении служебных обязанностей».
Между тем от капитанов продолжали поступать сообщения о замечен¬ных ими в океане перевернувшихся судах, которые могли якобы бьггь пропавшей «Атлантой». Находили сообщения, запечатанные в бутылках и вырезанные на бочках, но ни одно из них не было достоверным.
Было предложено множество самых различных гипотез: одни объяс¬няли, почему судно затонуло, другие — почему оно все еще находится где-то в море. Быстро распространялись всевозможные слухи: «Атланту» нашли плавающей вверх дном»; «Она пришла в Фалмуг»; «Она натолк¬нулась на айсберг».
Нельзя сказать с уверенностью, что никто не видел никаких следов «Атланты». После жестоких штормов, бушевавших в Атлантике в февра¬ле и марте, океан был буквально забит всевозможными обломками, но на мачтах и реях не пишут названий судов. Их нет и на спасательных шлюпках военных кораблей. И возможно, что многие, сами того не по¬дозревая, видели те или другие части погибшей «Атланты».
Прошли годы, и уже забыты многие детали этой трагедии, особенно все, что связано с непогодой в те дни. Забыты и другие бесследно исчез¬нувшие тогда суда. Запомнилась только «Атланта» как судно, пропавшее и «Адовом кругу». Возможно, судно погибло где-то очень далеко от Бер¬мудского треугольника, поскольку из ожидавших его 3000 миль пути лишь 500 проходили через «треугольник». И все-таки «Атланту» считают жерт- иой «треугольника».

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru