СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ПРИНЦЕССА АЛИСА»

«ПРИНЦЕССА АЛИСА»
3 сентября 1878 года


Английский речной экскурсионный пароход затонул на Тем¬зе после столкновения с грузовым пароходом «Байуэлл Касл».
В результате «Великой темзенской трагедии» погибло более 700 человек.
К 10 часам утра к пассажирской пристани на Темзе у Лондонского моста начали собираться сотни лю¬дей. В ясный день они решили со-вершить путешествие по Темзе на экскурсионном пароходе. «Вряд ли до следующего лета повторится та¬кая чудесная погода», — рассужда¬ли лондонцы, уставшие от копоти и шума огромного города. У причала «Лебединый», по левому берегу Тем¬зы, в тени Лондонского моста экс-курсионный колесный пароход «Принцесса Алиса», украшенный флагами и вымпелами, под звуки оркестра принимал пассажиров. Это был железный колесный пароход, считавшийся одним из лучших в соста¬ве флота фирмы «Лондон стимбоут компани». Он отличался от других пароходов изящными обводами корпуса и слыл очень популярным суд-ном у лондонцев. Двенадцать лет кряду он совершал регулярные одно-дневные круизы по Темзе от Лондонского моста до Ширнесса и обратно. Пароход был сравнительно небольшим по своим размерам: длина его составляла 65 метров, ширина — 6,1 метра, высота надводного борта —
2,5 метра. Регистровый тоннаж парохода равнялся всего 251 тонне. Ком-пактная паровая машина обеспечивала судну скорость 12 узлов. По дей-ствовавшим в те годы британским правилам при плавании во внутренних водах этот пароход мог принять на борт 936 пассажиров, а по действовав¬шим тогда нормам обеспечения безопасности человеческой жизни на реке на нем имелись всего две небольшие спасательные шлюпки и двенадцать спасательных кругов.
В 10 часов 30 минут «Принцесса Алиса» отошла от причала и, развер-нувшись на середине реки, пошла вниз по течению со скоростью 11 узлов н час. На ее борту находились более 700 экскурсантов, большую часть которых составили женщины и дети. Для привлечения на экскурсию пас- i ажиров компания оборудовала на пароходе шикарный салун и наняла
оркестр, и как только «Принцесса Алиса» отошла от пристани, музыкан-ты начали играть популярную мелодию. На верхней палубе начались танцы.
Пароход сделал короткие остановки в Гринвиче, Вулвиче и Грэйвсэн- де, где одних пассажиров сменили другие. Плавание до Ширнесса прошло без происшествий. С палуб парохода пассажиры любовались окраинами Лондона, живописными берегами Кента и Эссекса. После трехчасовой стоянки в Ширнессе, отведенной для пикника, экскурсанты возврати¬лись на борт парохода.
«Принцесса Алиса» отправилась в обратный путь. Салун был пере-полнен, пассажиры пили, беззаботно танцевали и распевали песни. В
6 часов вечера «Принцесса Алиса» сделала остановку в Грэйвсэнде. Здесь на пристани ее ждали сотни экскурсантов, которые, посетив знамени¬тый королевский парк Рочестервил Гардене, спешили засветло добрать¬ся до Лондона ближайшим пароходом. Капитан «Принцессы Алисы» Вильям Гринстед, опасаясь перегрузить судно, принял на борт только половину желающих. Таким образом, на судне уже оказалась почти ты¬сяча человек...
«Принцесса Алиса», избегая сильного отливного течения, шла вдоль правого берега Темзы к мысу Трипкок. В этом месте излучина Баркингс- Рич переходит в излучину Галлеонс-Рич и русло реки под углом 45 граду-сов поворачивает на юго-запад. До Вулвича оставалось чуть более полу-тора километров.
В это время вниз по реке за грузом в Ньюкасл шел угольщик «Байуэлл Касл». На его борту находились два лоцмана: Дикс — речной, обеспечи-вающий проводку до Грэйвсэнда, и морской лоцман Чапман, который должен был вести судно дальше. В 19 часов 35 минут капитан «Принцес¬сы Алисы» заметил ходовые ох ни идущего навстречу парохода, с которого в свою очередь лоцман Дикс увидел красный левый бортовой огонь «Прин-цессы Алисы», открывшийся из-за мыса Трипкок. Ширина Темзы в месте встречи судов равнялась трети мили, видимость была отличной. В те годы в Англии еще не существовало единых правил расхождения морских и речных судов на фарватере реки. Суда могли расходиться любыми борта¬ми в зависимости от ситуации.
Понимая, что встречное судно идет против течения и огибает мыс Трипкок, лоцман «Байуэлл Касл» Дикс решил, что оно отвернет к север-ному (левому) берегу реки, где отливное течение, по его мнению, намно¬го слабее. Поэтому он намеревался приблизиться к южному берегу реки и разойтись с колесным пароходом левыми бортами. Но капитан «Прин-цессы Алисы», имевший права лоцмана, был иного мнения: он принял решение не пересекать курс встречного судна и продолжать идти вдоль южных берегов. Но Гринстед слишком поздно стал перекладывать руль на левый борт. Когда судно вышло из-за прикрытия мыса, мощное тече-ние вынесло его на стремнину реки. На «Байуэлл Касл» теперь видели зеленый огонь правого борта «Принцессы Алисы», он был подставлен под удар. Лоцман Дикс мог спасти положение, если бы быстро повернул влево, но руль «Байуэлл Касл» был уже положен на правый борт. Столк-новение стало неизбежным.
К моменту сближения пароходов наступила темнота, и каждый из ка-питанов мог судить о курсе встречного судна только по положению ходо-вых огней, но они не поняли маневров друг друга. Гудки для предполага-емых маневров в те годы на Темзе еще не применялись.
Угольщик своим прямым форштевнем ударил в правый борт «Прин-цессы Алисы» чуть позади гребного колеса. Нос парохода вместимостью почти полторы тысячи регистровых тонн, разрушив машинное отделе¬ние, фактически разрезал корпус судна пополам.
Перед столкновением капитан Гринстед, находившийся на ходовом открытом мостике, расположенном между кожухами гребных колес, крик-нул в машинное отделение: «Стоп, машина!» В это время рулевой потя-нул вниз рукоять парового гудка. Его звук не заглушил рев тысячной тол-пы.
После удара нос «Байуэлл Касл» некоторое время оставался в пробо-ине борта «Принцессы Алисы», которая еще держалась на плаву. Но ка-питан угольщика Томас Харрисон совершил непоправимую ошибку: он дал в машинное отделение команду: «Полный задний ход!» Форштевень парохода освободился из пробоины, куда потоком хлынула вода. Действие этой драмы длилось всего четыре минуты. Как только «Байуэлл Касл» отошел назад, корпус «Принцессы Алисы», разрубленный форштевнем почти пополам, переломился на две части, которые погрузились на дно Темзы.
Сразу же после столкновения все, кто находился в салуне и салонах «Принцессы Алисы», бросились к дверям. В давке их не смогли сразу открыть: они открывались внутрь помещений.
При погружении носовой части парохода взорвались паровые котлы, десятки людей обварились паром. Река в месте столкновения судов ки-шела взывавшими о помощи людьми. Они путались в своих длинных одеж¬дах, захлебывались и шли ко дну.
«Байуэлл Касл» приблизился к месту, где тонули люди, и став на якорь, спустил на воду шлюпки. С его борта бросили на воду имевшиеся швар¬товые концы и тросы. Благодаря этому спаслись немногие, так как от¬ливное течение относило умевших плавать людей вниз по реке.
Когда нос угольщика вонзился в борт «Принцессы Алисы» и некото¬рое время, пока капитан Харрисон не дал машине полный задний ход, оставался в пробоине, люди могли бы перебраться на борт «Байуэлл Касл», не будь он без груза. Взобраться же на его высокий отвесный борт было невозможно, это удалось лишь одному человеку. Им оказался некий Джордж Линнекар, прослуживший в королевском флоте 12 лет. После удара он по штагу трубы долез до якорной цепи угольщика и по ней пере-брался на его борт. Команда «Байуэлл Касл» спасла 63 человека, а всего спасшихся оказалось около двухсот. Многих с воды подобрал экскурси-онный пароход «Дюк оф Тек», принадлежавший той же компании, что и «Принцесса Алиса». Он подошел к месту столкновения через 10 минут.
Весть о разыгравшейся трагедии быстро донеслась до Лондона. Но¬чью сотни людей с зажженными факелами пришли к зданию компании «Лондон стимбоут», чтобы узнать о судьбе своих близких, отправившихся на экскурсию на «Принцессе Алисе».
Сколько погибло при этом столкновении, точно установить не уда¬лось, так как неизвестно, сколько дополнительных пассажиров село на «Принцессу Алису» в Грэйвсэнде. Считают, что всего на борту судна в обратном рейсе находилась почти тысяча человек.
Поиски тел погибших начались той же ночью и велись целую неделю. Из реки было извлечено 630 утопленников, включая 8 из 14 членов «Прин-цессы Алисы». Тело капитана Гринстеда нашли на пятый день на дне у причала Вулвича. Столько жертв не было обнаружено, неизвестно. Тех, кого не опознали родные и знакомые, похоронили близ Лондона в обшей могиле.
О гибели «Принцессы Алисы» опубликовано в Англии множество ста-тей и книг, наиболее подробная из которых написана Гевином Трусто- ном и называется «Великая темзенская трагедия». Он тщательно изучил материалы следствия, исследовал архивы и письма частных лиц. Трустон опросил 25 очевидцев трагедии, последний из которых умер в 1966 году. Однако и он не смог дать точный ответ, кто виноват в этой трагедии. Парламент уполномочил Управление торговли Великобритании провес¬ти официальное расследование катастрофы. Дело о столкновении судов слушалось три недели. Эксперты высказали свои соображения, и суд при-сяжных признал виновными обоих капитанов.
Вскоре дело пересматривалось в Адмиралтейском суде, который при-шел к выводу, что вина полностью лежит на погибшем капитане «Прин-цессы Алисы». Судьи установили, что в момент столкновения у ее штур-вала нес вахту человек, который не являлся членом экипажа. 28-летний Джон Айрес заменил рулевого Джона Хонгуда в обратном рейсе при от-ходе «Принцессы Алисы» из Грэйвсэнда. У штатного рулевого было на-значено свидание с девушкой, и он попросил своего друга подменить его, обещав заплатить ему четыре шиллинга в Лондоне на следующий день. Капитан Гринстед, зная, что Айрес раньше служил матросом, согласился на такую замену и поставил его у штурвала. Этого факта и того, что капи-тан «Принцессы Алисы» не пожелал разойтись на встречных курсах с «Байуэлл Касл» левыми бортами, оказалось вполне достаточно, чтобы апелляционный суд признал погибшего капитана Гринстеда виновным. Джон Айрес заявил на суде, что капитан после удара в борт залез на ко¬жух гребного колеса и пытался руководить спасением гибнущих в воде людей.
Во время работы следственной комиссии Управлением торговли Ве-ликобритании был учрежден специальный комитет, которому поручили выработать рекомендации по обеспечению плавания. Эти рекомендации легли в основу правил плавания по Темзе и позже, в 1899 году, — между-народных правил для предупреждения столкновения судов в море. Реко-мендации комитета гласили: каждое судно, вне зависимости от его разме¬ра и преимуществ, должно придерживаться правой стороны фарватера; любое судно, пересекающее реку и совершающее поворот, принимает на себя полную ответственность за безопасность сближения и не должно мешать другим судам.
Трагическая гибель «Принцессы Алисы» привела к тому, что суда ста-ли оборудовать большим числом спасательных шлюпок, плотов, скаме¬ек, буев и кругов. Стали шире делать проходы и трапы, а двери навеши¬вать в судовых общественных помещениях и каютах таким образом, что¬бы они открывались только наружу.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru