СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«АТЛ АНТ ИК»

«АТЛАНТИК»
1 апреля 1873 года


Английский пассажирский пароход из-за навигационной ошибки погиб на скалах у побережья Новой Шотландии. Ка¬тастрофа унесла жизнь 547 человек.
В XIX веке существовало мно¬жество судоходных компаний, но¬сивших «звездные» названия: «Крас¬ная звезда», «Белая звезда», «Голу¬бая звезда», «Золотая звезда» и т. д. Особое место среди этого созвездия занимала «Уайт стар» («Белая звез¬да»), которую основали в 1849 году \ два молодых ливерпульских дельца Пилкингтон и Уилсон. Ей принад¬лежало значительное число парус- ; ных судов, совершавших рейсы глав¬ным образом в Австралию, где были , открыты золотые месторождения и , куда сразу кинулись тысячи люби- I телей легкой наживы. В 1867 году флот компании перешел к Томасу ) Генри Исмею.
Исмей имел к тому времени | большой опыт по эксплуатации пароходов на Северной Атлантике, так как много лет занимал пост директора трансатлантической компании «Нэшнл лайн». Приобретя парусники «Уайт стар лайн», он решил заме- | нить их железными пароходами и основать новую трансатлантическую линию. |
Исмей потряс конкурентов размахом строительства — в течение no- | лутора лет для него было спущено на воду шесть первоклассных лайне- > ров. Судовладелец шел ва-банк, и риск его оправдался.
Первые пароходы компании «Уайт стар лайн» типа «Оушеник» внесли I свежую струю в развитие судоходства на Северной Атлантике. В основу | этих судов были положены три принципа: экономичность, скорость, ком¬форт. Пароходы принимали на борт по 800 пассажиров. Полная вмести¬мость каждого достигала 5000 регистровых тонн, длина в среднем состав¬ляла 140 метров, а мощность машин — 5000 лошадиных сил. Лайнеры пересекали Атлантику со средней скоростью более 15 узлов.
Чтобы завладеть «Голубой лентой Атлантики», хозяева компании «Уайт стар», так же как и хозяева других компаний, заставляли своих капитанов

идти на необоснованный риск. Это привело к страшному кораблекруше-нию. Печальная судьба постигла третье судно типа «Оушеник».
20 марта 1873 года пароход «Атлантик» под командованием капитана Уильямса вышел из Ливерпуля в Нью-Йорк в девятнадцатый рейс. При¬няв в Куинстауне пассажиров и почту, судно на следующий день вышло в океан. На его борту находились 862 пассажира и члена команды. Пер¬вые три дня погода благоприятствовала плаванию, но вскоре сильные ветры заставили капитана Уильямса сбавить ход. Очень тяжело прихо¬дилось во время непогоды пассажирам-эмигрантам, которые путешество¬вали на открытой, заливаемой водой, палубе. Прошел еще день, и на¬чавшийся сильный шторм вынудил капитана идти со скоростью 5 узлов. В сутки пароход проходил только 118 миль. Непогода плохо подейство¬вала на матросов и пассажиров. Участились случаи ссор и драк, матросы начали воровать со склада спиртные напитки. Настроение у всех было мрачное.
Трое суток штормовал «Атлантик» в океане, почти не имея хода. Ка-питан нервничал: он только что поступил на службу в компанию «Уайт стар» и перед выходом в море получил от владельцев строгий наказ при-быть в Нью-Йорк точно в назначенное время. «Атлантик» же явно вы-бился из графика.
31 марта старший механик заявил, что в бункере осталось всего 127 тонн угля, то есть на 15—20 часов, а до маяка Санди Хуг предстояло идти еще 460 миль. Воды и продовольствия хватило бы на двое суток. С запада дул сильный ветер, барометр падал. В сложившихся обстоятель¬ствах капитан Уильямс принял правильное решение — идти в ближай¬ший порт Галифакс, пополнить там запасы и переждать непогоду. Хотя Уильямс имел высший капитанский диплом «экстра-мастера» и немало проплавал, однако в Галифаксе никогда не был (так же как и его четверо помощников).
Судно изменило курс и со скоростью 8—12 узлов направилось к канад¬ским берегам.
Когда до берега оставалось 122 мили, капитан, оставив на вахте двух помощников, спустился к себе в каюту. Уильямс приказал разбудить себя в 2 часа 40 минут — в это время, по его подсчетам, должен был открыть¬ся огонь маяка Самбро. Здесь капитан рассчитывал переждать спустив¬шийся на море туман. «Атлантик» продолжал идти с высокой скоростью в 13 узлов...
В 2 часа 30 минут впередсмотрящий крикнул: «Прямо по носу земля!» Идти стало опасно. Второй помощник доложил капитану, что судно ок-ружено льдами. Тем не менее «Атлантик» продолжал идти со скоростью 12—13 узлов. Внезапный крик: «Лево руля!» и «Полный назад!» — и через мгновение сильный удар потряс корпус: судно наскочило на подводные камни. «Атлантик» накренился на левый борт, и все шлюпки этого борта смыло огромными волнами.
На палубе появились испуганные пассажиры. Паника охватила всех. Женщины во тьме искали своих детей, мужья — жен. Началась паничес¬кая посадка на шлюпки, но вскоре крен на левый борт увеличился и спустить шлюпки на воду было уже невозможно. Над «Атлантиком» на¬висла угроза гибели. Капитан приказал всем держаться за снасти и поруч¬ни и ждать помощи.
Не прошло и двадцати минут, как судно с треском переломилось. Носовая часть «Атлантика» опрокинулась на левый борт, а корма, где находились почти все женщины и дети, быстро скрылась в бушующих волнах. Оставшиеся в живых полезли по вантам на мачты.
Волны перекатывались через разбитое судно. Слева, в каких-нибудь двадцати метрах от гибнущего судна, виднелась береговая скала.
Боцман Данн и трое матросов бросились в ледяную воду и переплы¬ли линию прибоя и подводные скалы. Выбиваясь из последних сил, они выбрались на берег и закрепили на скале трос, другой конец которого был на борту обреченного судна. Многих из тех, кто пытался перепра¬виться на берег по этому тросу, смывало в море волнами прибоя, к тому же не всем удавалось долго держаться за укрепленный над бушующей бездной трос; руки коченели от сильного холода, и люди падали в воду, смытые волнами. И все-таки пятьдесят человек спаслись таким обра¬зом.
Лишь на рассвете местные рыбаки смогли спустить на воду первые шлюпки. Около шести часов утра всех оставшихся на борту людей сняли с судна и доставили на берег. Но не все матросы и пассажиры, вцепивши¬еся окоченевшими пальцами в снасти, дождались спасения. Капитан Уиль¬ямс и старший помощник Ферт оставались на судне до конца. Среди не¬многих спасенных не было ни одной женщины, а из детей каким-то чу¬дом уцелел один мальчик...
При расследовании причин кораблекрушения выяснилось, что «Ат-лантика наскочил на камни острова Марс в семи милях за маяком Самб- ро, огонь которого так и не разглядел сквозь туман второй помощник капитана. Он искал огонь маяка с левого борта, а на самом деле «Атлан- тик» должен был оставить его справа. Эта ошибка стоила очень дорого: из 862 человек, находившихся на борту судна, в живых осталось всего 316. И во всем случившемся во многом был виноват капитан Уильямс, который знал, что находится в опасном районе, но не приказал своим подчинен¬ным периодически делать промеры глубин. Сам он остался жив и отде¬лался сравнительно легким наказанием — его лишили капитанского дип¬лома.
На суде владельцы парохода, пытаясь уйти от ответственности, заяви-ли, что основная причина кораблекрушения заключалась в нехватке угля, а это произошло якобы оттого, что кто-то смешал уэльский уголь с обыч-ным, и поэтому для получения максимальной скорости пришлось сжи¬гать вместо пятидесяти пяти тонн в сутки семьдесят. Однако о преступно высокой скорости судна у незнакомого берега на суде, так же как и о безграмотности помощников капитана, служащие компании «Уайт стар» предпочли умолчать.
Гибель «Атлантика» была одной из самых тяжелых трагедий на Атлан-тическом океане. Лишь через 40 лет мир потрясли сообщения о новых кораблекрушениях, по сравнению с которыми померкли события гроз¬ной весенней ночи 1873 года.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru