СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«НОРТФЛИТ»

«НОРТФЛИТ»
22 января 1873 года


Английский клипер был потоплен у мыса Данджнесс налетев¬шим на него ночью испанским пароходом «Мурильо». Из 379
человек спаслись лишь 86.
Трехмачтовый «Нортфлит» был построен в 1853 году по заказу бри-танской судоходной фирмы «Джон Паттон энд компани». Клипер, вместимостью 951 регистровая тонна, длиной около 60 метров, шириной 10 метров, в основном эксплуатировался на австралийс¬кой линии. За 20 лет, окупив свою постройку чуть ли не в два десят¬ка раз, он прочно завоевал репу¬тацию самого быстрого мореход¬ного судна.
В начале 1873 года капитан «Нортфлита» Оатс получил от судовладельцев задание на очередной рейс: доставить в порт Хобарт, на острове Тасмания, партию железнодорож¬ных рабочих с семьями, 340 тонн рельсов и 260 тонн генерального груза, а обратно идти с грузом шерсти.
17 января 1873 года «Норфлит» вышел из Лондона, взяв курс на Ат-лантический океан. В этом рейсе должность капитана выполнял старший помощник капитана Ноуэлз (капитан Оатс был вызван с Скотленд-Ярд как свидетель по одному уголовному делу). Ноуэлз не раз ходил в Австра¬лию и имел капитанский диплом.
Погода не благоприятствовала «Нортфлиту»: сильный западный ве-тер, дувший с океана в сторону Ла-Манша, не давал возможности выйти на просторы Атлантики. Корабль вынужден был сначала отдать якорь на рейде Доунс, потом у мыса Норт-Форленд. 21 января «Нортфлит», попав в зимний циклон в Английском канале, как и две сотни других парусни-ков, ожидал изменения ветра на рейде в двух с половиной милях от маяка Данджнесс.
К вечеру 22 января ветер наконец стих и море успокоилось. «Нортф-лит» стоял на якоре, его капитан рассчитывал с рассветом сняться и на-правиться на запад jb океан. Около 10 часов вечера пассажиры клипера отправились спать. Наступила тихая и ясная, но холодная ночь.
В 23 часа вахтенный матрос, отбив склянки, прошел на корму и задре¬мал на люке.

Через несколько минут его разбудил шум паровой машины прибли-жавшегося парохода. Он открыл глаза. С правого борта на клипер шел пароход, причем очень быстро. Расстояние до него не превышало сотни метров. Матрос в ужасе закричал. Услышав крик, капитан Ноуэлз выско-чил на палубу, и в этот момент раздался страшной силы удар.
Удар форштевнем пришелся почти точно в середину борта «Нортф- лита», в район главного трюма за грот-мачтой. Пароход дал задний ход, со скрипом выдернул из борта «Нортфлита» форштевень и, погасив огни и сделав поворот, скрылся в ночи так же неожиданно, как и появился.
Капитан Ноуэлз, быстро оценив обстановку, приказал спускать шлюп¬ки и зажечь на палубе газовые фонари. Он понимал, что клипер недолго продержится на воде. Ноуэлз стал стрелять из ракетницы и жечь фальш¬фейеры, пытаясь привлечь внимание стоявших поблизости кораблей. К сожалению, эти сигналы бедствия на одних кораблях были приняты за вызов судном лоцмана, на других — за приветственные сигналы пришед¬шего на рейд судна. В то время еще не существовало особого визуального сигнала бедствия — красных ракет и огней. Поэтому на белые ракеты «Нортфлита» из двухсот судов, стоявших вокруг, откликнулись лишь лоц¬манский куттер «Принцесса», лоцманский куттер № 3 и колесные букси¬ры «Сити оф Лондон» и «Мэри». Последний стоял на якоре почти рядом и, быстро подняв пары, подошел на помощь.
«Нортфлит» погружался, тяжелые рельсы тянули его ко дну, и, хотя команда усиленно откачивала воду из трюмов, помпы не справлялись с потоком. Приказ капитана посадить в шлюпки в первую очередь женщин и детей вызвал у некоторых пассажиров-мужчин приступ бешенства. Поз¬же один из свидетелей катастрофы писал: «Озверевшая толпа перепуган¬ных и потерявших рассудок людей металась по палубе от одной шлюпки к другой, сметая все на своем пути, ее бег походил на движение стада бизонов».
Едва была отдана команда спустить две кормовые шлюпки с женщи-нами и детьми, как в них сверху по талям бросились мужчины. Перепол-ненные шлюпки пошли на дно, и почти все, кто в них находился, погиб¬ли в ледяной воде. Видя, что толпа рабочих намерена захватить две дру¬гие, уже висевшие на талях шлюпки, Ноуэлз выстрелил несколько раз из револьвера. На помощь ему пришел пассажир Самуэль Бранд, который также воспользовался своим оружием. Вдвоем им удалось отогнать тол-пу — она бросилась на бак «Нортфлита», где шлюпок не было.
Трагические события происходили на забитом судами рейде почти при полном штиле. Однако в ночной темноте издали было трудно понять, что с кораблем случилась беда. Многие вахтенные стоявших в тот вечер у Данджнесса судов решили, что это какое-то судно зажгло свои палубные огни, чтобы принять груз с подошедшего лихтера.
На «Нортфлите» имелась одна сигнальная пушка. Но когда Ноуэлз приказал из нее стрелять, рассчитывая звуком выстрела привлечь внима-ние других судов, заряд пороха поджечь не смогли — запальное отверстие было забито ржавчиной. Одно паровое судно, стоявшее в ста метрах от «Норфлита», в это время снялось с якоря и пошло на запад. Его команда не ведала о том, что рядом гибнут люди. Другим ближайшим кораблем к «Нортфлиту» оказался, как выяснилось потом, клипер «Корона», кото¬рый стоял на якоре в 300 метрах. Но на помощь он не подошел. Оказа¬лось, что его вахтенный спал и не видел происходящего.
«Нортфлит» продержался на плаву всего 20 минут. Подошедший к месту трагедии буксир «Сити оф Лондон» за 200 метров вынужден был остано¬виться, чтобы гребными колесами не убить и не покалечить плававших в воде людей. «Это было то же самое, что идти в темноте по комнате, где на полу лежат куриные яйца», — писал в своем отчете позже капитан буксира. Он спас из воды 34 человека, буксир «Мэри» — 30 человек, кут- тер «Принцесса» и лоцманский куттер № 3 — 22 человека. Всего — 86 человек. Остальные 293 человека, включая капитана и всех офицеров ко¬рабля, утонули.
Английское Управление торговли, начав тут же расследование этой таинственной катастрофы, объявило награду в 100 фунтов стерлингов любому, кто укажет пароход, потопивший «Нортфлит». Через неделю в испанском порту Кадис британский консул получил письменное заявле-ние от Самуэля Белла и Джеймса Гудвина — английских подданных, ко-торые только что высадились с испанского парохода «Мурильо». В их за¬явлении подробно рассказывалось о том, как они погрузились на это суд¬но в Антверпене, как начался рейс, как у Дувра высадили лоцмана и как пароход пошел в сторону Данджнесса. В самый момент удара оба англи¬чанина находились в каюте. Почувствовав сильный толчок и услышав крики, они выбежали на палубу. Оба видели, как «Мурильо», дав задний ход, выдернули свой нос из борта неизвестного парусного корабля, сто¬явшего на якоре, погасил свои огни и ушел в сторону открытого моря. В заявлении говорилось, что Белл и Гудвин просили капитана Беррутэ оста¬новить судно, спустить на воду шлюпки и оказать тонущему паруснику помощь. Но испанский капитан выгнал их из своей каюты...
Вмешательство британского консула в Кадисе привело к тому, что над командой парохода «Мурильо» назначили суд, а на судно наложили арест. Но на этом суде никто не смог доказать, что «Мурильо» налетел и потопил именно «Нортфлит», хотя нос парохода был поврежден и всем было очевидно, что судно во что-то врезалось. Заявление, поданное анг-личанами, суд отказался рассматривать, признав его предвзятым. Арест с парохода был снят.
Через восемь месяцев, 22 сентября 1873 года, «Мурильо» оказался в пнглийском порту Дувр. Решением Адмиралтейского суда Великобрита-нии он был задержан и его команда арестована.
Под давлением общественности страны над испанским пароходом снова назначили суд. 8 числе спасенных с «Нортфлита» оказались лоцман из корпорации «Тринити хауз» Джордж Брак, боцман судна Джон Истер, несколько матросов и пассажиров, которые выступили как свидетели.
На основании решения суда «Мурильо» продали с молотка, капитан Беррутэ, который так ни в чем и не признался, лишился своего звания и получил пять лет каторги, а его офицеры чуть меньший срок. И до сих никто не может сказать, что именно произошло между капитаном «Нор-тфлита» Оатсом и капитаном Беррутэ. Большинство английских истори-ков флота полагают, что это была месть. Вероятнее всего, дело было связано с тем, что капитан Оатс выступал в качестве свидетеля по уголов¬ному делу некоего Тичборна, в котором был замешан, видимо, и испа¬нец. Но это лишь одно из предположений.
О «Нортфлите» снова заговорили спустя 24 года после его гибели. Не¬которые исследователи пришли к выводу, что столкновение у мыса Дан- джнесс в 1873 году было случайным. Что же позволило сделать такое зак¬лючение?
В 1890 году в Англии, на верфях Хэндерсона в Патрике, по заказу Фран¬ции построили гигантский стальной пятимачтовый барк, которой назвали «Франс». Он имел дедвейт 6200 тонн, длину 109,6 метра, ширину 14,8 мет¬ра и высоту борта 7,8 метра.
Во время первого рейса из Англии в Рио-де-Жанейро с грузом угля барку «Франс» с полным грузом челийской селитры после семидесятид-невного перехода встал на якорь у мыса Данджнесс. Барк ожидал буксир, который должен был отбуксировать его в Дюнкерк для разгрузки. В яс¬ную ночь 25 января 1897 года вахтенный «Франса» увидел, что какое-то судно быстро приближается со стороны океана и идет прямо им в борт. На палубе барка стали жечь фальшфейеры. Заметив их, корабль в после- ! днюю минуту изменил курс и дал задний ход. Но столкновения избежать не удалось. Только быстро включенные водоотливные насосы и вовремя заведенный под пробоину пластырь спасли «Франс» от затопления, и про¬исшествие закончилось без человеческих жертв.
Налетевшим на него кораблем оказался английский крейсер «Блен- хейм». Дело о столкновении слушалось в Адмиралтейском суде. Коман-дир крейсера заявил, что при приближении к своему якорному месту на рейде Данджнесса, увидев там стоявшие на якоре два судна и не предпо-лагая, что парусник может иметь такую большую длину, хотел провести свой корабль... между ними.
Выяснилось, что капитан «Франса» по своей инициативе, дабы под- I черкнуть размеры своего барка, зажег, помимо штагового огня, еще и гакабортный (правила тех лет этого не предусматривали). Это и сбило с ! толку командира крейсера, который шел тринадцатиузловым ходом. Суд ? снял обвинения с капитана «Бленхейма», и вся ответственность за стол-кновение была возложена на французов.
После этого происшествия испанцы пытались доказать, что нечто по-добное произошло с капитаном Беррутэ, который якобы, видя штаговый


огонь «Нортфлита», прошел с другой его стороны. Однако эту версию вскоре оставили, и гибель «Нортфлита» навсегда вошла в летопись морс¬ких катастроф как пример «преднамеренного кораблекрушения».
Но эта трагедия не прошла бесследно для безопасности мореплава-ния, в том же 1873 году в Англии Управление торговли ввело новые пра-вила о применении терпящими бедствие судами красных ракет и фальш-фейеров. Вскоре это правило, войдя в свод правил предупреждения стол¬кновений судов, стало международным.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru