СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«РОЙАЛ ЧАРТЕР»

«РОЙАЛ ЧАРТЕР»
25 октября 1859 года


Английский парусно-винтовой корабль был выброшен штор¬мом на скалы острова Англси. Погибло 456 человек.
Жесточайший ураган, обрушив¬шийся на западное побережье Анг¬лии в октябре 1859 года, вошел в историю метеорологии как шторм «Ройал Чартер». После гибели од¬ноименного корабля в Великобри¬тании была организована постоян¬ная метеорологическая служба.
«Ройал Чартер» («Королевская хартия») построили в 1854 году в Уэльсе, на верфи близ города Чес¬тера, в графстве Флинтшир. Это было большое по тем временам трехмачтовое железное судно с полной корабельной оснасткой и паровой машиной. Корпус корабля длиной 326 футов был разделен на шесть водонепроницаемых отсеков, ширина судна составляла 41 фут и 6 дюймов, глубина трюма — 22 фута 5 дюй-мов. Валовая вместимость составляла 2719 регистровых тонн; водоизме-щение — около 3500 тонн. Судно строили по специальному заказу «Ли-верпульско-Австралийской пароходной компании» для перевозки сроч-ных грузов и пассажиров между Англией и Австралией. В трех классах корабля могло разместиться 500 пассажиров, экипаж состоял из 85 че-ловек. Еще на стапеле корабль купила фирма «Гиббс, Брайт энд ком- пани».
В январе 1856 года «Ройал Чартер» вышел из Ливерпуля в свой первый рейс на Австралию. Капитан Тейлор привел корабль в Мельбурн на ше¬стидесятый день плавания, что равнялось рекорду лучших клиперов мира. После этого «Ройал Чартер», совершив еще несколько быстрых перехо¬дов на дальний континент, завоевал репутацию самого быстроходного и комфортабельного судна на линии Ливерпуль — Мельбурн.
26 августа 1859 года «Ройал Чартер» вышел из Мельбурна в Англию. На его борту находилось 412 пассажиров и 112 членов экипажа — всего 524 человека. По официальным сведениям, которые позже были опуб-ликованы в британской прессе, «Ройал Чартер» имел в трюме 68 398 унций золотой россыпи на сумму в 273 тысячи фунтов стерлингов, золо-тые слитки стоимостью 800 тысяч фунтов стерлингов и 48 тысяч золо¬тых соверенов. Это золото принадлежало британской короне. Что каса¬ется прочего груза, то известно, что трюмы корабля были забиты кипа¬ми овечьей шерсти. Еще не утихла австралийская «золотая лихорадка»,
♦РОЙАЛ ЧАРТЕР» 97
начавшаяся за семь лет до того, и пассажиры «Ройал Чартера» возвра-щались в Европу с золотом.
Ветры благоприятствовали плаванию корабля, и он совершил очень быстрый по тем временам переход, пройдя 12 тысяч миль менее чем за два месяца. На пятьдесят пятый день плавания, утром 24 октября 1859 года, «Ройял Чартер» отдал якорь в ирландском порту Куинстаун (гавань Корк). Здесь на берег сошли 13 пассажиров и 11 рабочих-такелажников, которые по контракту отработали свой срок в Австралии.
Капитан корабля Тейлор по телеграфу оповестил владельцев компа-нии о благополучном завершении плавания, доложил, что на борту все в порядке и он снимается через час с якоря, чтобы следовать в Ливерпуль. Владельцы судна поздравили своего лучшего капитана с установлением нового рекорда по времени перехода — 55 дней.
«Ройал Чартер» должен был прибыть в Ливерпуль вечером 25 октября, но пассажиры попросили Тейлора показать им «чудо века» — знаменитое детище «маленького гиганта Англии» И.К. Бруннеля — пароход «Грейт Истерн». Это огромное судно, длиной более 100 метров, с шестью мачта¬ми, гребными колесами диаметром 17 метров и гребным винтом, стояло в гавани у острова Холихед. «Ройал Чартеру» следовало при выходе из гавани Куинстауна пройти на север проливом Святого Георга, который разделяет Англию и Ирландию, обойти северную часть острова Англси, повернуть на восток и войти в устье реки Мерси. Маленький островок Холихед, где в бухте на якоре стояло «чудо века», расположен к западу от острова Англси. Заход в эту гавань занимал не менее трех часов. Именно эти часа стали для «Ройал Чартера» роковыми.
В проливе Святого Георга стояла обычная для того времени погода, дул легкий юго-восточный ветер. «Ройал Чартер» шел под парами со скоростью 7 узлов, не неся никаких парусов. В 16 часов 30 минут ко-рабль подошел к острову Холихед и вошел в гавань, где на якоре стоял «Грейт Истерн». Этот гигант мог принять на борт более 6 ООО пассажи-ров и 65 ООО тонн груза, причем запаса угля ему хватало, чтобы совершить плавание из Европы в Австралию.
Как только «Ройал Чартер» обогнул северную оконечность острова Англси, ветер сменился с юго-восточного на северо-восточный, его сила составила 10 баллов по шкале Бофорта. С каждой минутой ветер усили-вался. Команде с большим трудом удалось поставить штормовые паруса. С правого борта от корабля находился опасный скалистый берег. Судно плохо слушалось руля, паровая машина мощностью всего 200 лошади¬ных сил не могла противостоять стихии. «Ройал Чартер» сносило к под¬ветренному берегу мыса Линас... Все попытки капитана Тейлора сделать поворот и переменить галс успеха не имели — судно не слушалось руля. Сильное течение в устье реки не позволяло кораблю продвигаться впе¬ред, 12-балльный ветер сносил его к берегу.
На борту «Ройал Чартера» были два 18-фунтовых орудия и две сиг-нальные пушки. Надеясь на помощь паровых буксиров из Ливерпуля, до
4—1209
которого оставалось час ходу при нормальной погоде, Тейлор приказал стрелять из сигнальных пушек и пускать в небо красные ракеты. Но ни буксиры, ни лоцманы Мерси, известные своим опытом и отвагой, в этот вечер не вышли из порта. Уже после катастрофы выяснилось, что «Ройал Чартер» попал в шторм, сила которого в 28 раз превышала умеренный бриз. Капитан Тейлор не раз попадал в шторм, не раз испытал силу даль-невосточных тайфунов и вест-индских ураганов, но здесь, буквально у порога родного дома, такого ветра он еще не встречал...
Среди пассажиров «Ройал Чартер» были два капитана дальнего плава¬ния — Уитерс и Адамс. Посоветовавшись, они решили отдать оба якоря и попытаться отстояться до окончания урагана или хотя бы до заметного ослабления ветра. Паровая машина «Ройал Чартера» работала на пре¬дельных оборотах.
Каждые полминуты судно содрогалось всем корпусом, его нос то за-рывался в волны, то снова под углом 30 градусов поднимался над бушую¬щим морем. Время от времени с резким пронзительным звуком вылетали срезанные от перенапряжения в наборе корпуса железные заклепки.
Часть парусов, которые с большим трудом удалось поставить, унесло ветром. Теперь все зависело от надежности якорей и их цепей. Иногда порывы ветра ослабевали, и судно под действием вращения винта броса-лось рывком вперед, но очередной удар шквала снова отбрасывал его назад, и тогда цепи натягивались как струны. Каждые пять минут стреля-ла сигнальная пушка корабля, и с его кормы взмывала в небо красная ракета.
Капитан Тейлор несколько раз заходил в салон, сообщая пассажирам о шторме, который, по его расчетам, должен был вот-вот кончиться, и всячески всех успокаивал. В полночь, спустившись с верхней палубы в салон, Тейлор приказал старшему стюарду немедленно приготовить для всех кофе. Это в какой-то степени взбодрило пассажиров, они немного успокоились, кто-то стал наигрывать на пианино бравурный марш, кто- то играл в карты... Капитан отправился к себе в каюту.
В 1 час 30 минут ночи 25 октября лопнула левая якорь-цепь у клю¬за — судно осталось на одном якоре. Не прошло и получаса, как оборва-лась и правая цепь, корабль стал медленно дрейфовать кормой к берегу. Машина «Ройал Чартера» по-прежнему работала на полный передний ход. Чтобы хоть немного уменьшить площадь сопротивления ветру, капитан приказал рубить мачты. Матросы, едва удерживались на ногах от порывов ветра, но быстро перерубили ванты — грот-мачта рухнула за борт, раз¬бив часть правого фальшборта и проломив крайние доски верхней палу¬бы. Вслед за ней, лишившись крепления, за борт упала фок-мачта.
Удары при падении мачт привели обитателей твиндеков и салонов в ужас. Среди четырехсот пассажиров поднялась паника. Тейлор приказал закрыть все двери салонов и люки твиндеков и сам стал за штурвал. Каза¬лось, что паровая машина справится со штормом. Две огромные мачты, рухнув за борт, немного облегчили судно, и у капитана появилась надеж-
да, что он сможет спасти корабль и людей. Примерно 30—40 минут судно оставалось на месте. Все теперь зависело от машины и гребного винта. Рухнувшие за борт мачты увлекли за собой и снасти бегучего такелажа — шкоты, брасы и оттяжки. Плававшие теперь на воде мачты ветром и вол¬нами стало относить в корму корабля, и одна из снастей намоталась на гребной винт. «Ройал Чартер» оказался полностью во власти урагана... Его тут же понесло ветром на берег. О том, чтобы вывалить за борт спа¬сательные шлюпки, не могло быть и речи. Ветер сбивал матросов с ног. Тейлор, поняв, что судно через несколько минут будет выброшено на берег, не забыл открыть пассажирам выходы на верхнюю палубу.
Корабль несло к берегу носом вперед. Примерно в 3 часа 30 минут, как вспоминают уцелевшие свидетели катастрофы, «Ройал Чартер» уда-рился днищем носовой части корпуса о песок, и его тут же развернуло лагом к волне. От правого борта корабля до береговых скал было метров пятнадцать—двадцать. Место, куда выбросило корабль, носит название залив Ред-Уорф — «Залив красного причала», а скалы называются Моел- фрэ. Случилось так, что носовая часть корабля оказалась на песке, а сред¬няя его часть и корма — на скалах. С левого борта у кормы глубина составляла четыре сажени.
Ураган не утихал. Семиметровые валы через каждые 20 секунд ударя¬лись в левый борт судна. Они быстро смыли с палубы шлюпки, разруши¬ли надстройки. Через образовавшиеся в палубе щели вода начала зали¬вать внутренние помещения корабля. Пассажиры в панике выбирались через открытые люки и сходные трапы на верхнюю палубу. Здесь их тут же с головой накрывал налетавший вал и уносил за борт на скалы. Те, кому удавалось за что-нибудь уцепиться, снова искали убежища в твинде¬ках корабля. Пассажиры собрались в центральном салоне. Священник Кодж читал молитвы, его голос заглушали страшные удары волн, корпус корабля то и дело вздрагивал, издавая скрип и скрежет.
До берега было не более 20 метров. Казалось, что спасение рядом. Но на пути к нему были острые скалы и бушующий прибой...
Жители окрестных поселков стояли на вершинах утесов, но ничем не могли помочь несчастным. Была лишь одна возможность спасти людей — протянуть над бушующей бездной между кораблем и утесами надежный канат. Его можно было закрепить за марсовую площадку оставшейся би¬зань-мачты и вытянуть на берег.
Матрос первого класса Джозеф Роджерсон завязал вокруг груди конец прочного лотлиня, выждал момент и бросился в воду. Откатом волны Роджерсона трижды относило от скал к борту корабля, и только с чет¬вертой попытки ему удалось достичь берега и уцепиться за камни. Стояв¬шие на утесах люди спустились к нему и взяли конец лотлиня, а матроса, у которого были сломаны ребра, отнесли в поселок. Потом они вытяну¬ли лотлинь с привязанным к другому его концу манильским канатом. Таким образом была построена «воздушная дорога», которую моряки называют «боцманским креслом» или «подвесной беседкой*. По ней на берег с корабля переправили десять матросов «Ройал Чартера» и двух пас¬сажиров. Капитан Тейлор в первую очередь отправил на берег своих мат¬росов, так как решил сделать еще одну «подвесную беседку» и надежнее закрепить на берегу первую. Жители поселка не знали, как это делается...
Однако ураган не ослабевал, корабль продолжало бить о скалы. Око-ло семи часов утра «Ройал Чартер» разломился на три части. Больше ста человек, находившихся в твиндеках судна, оказались в воде, среди буру-нов, между берегом и бортом. Никто из них не уцелел. Человек двадцать забросило волнами на уступы утесов. Рыбаки и каменотесы, пришедшие на помощь, смогли спасти лишь троих. В носовой части корабля оста-лось около ста пассажиров и членов экипажа. Когда судно разломилось на части, вода залила внутренние помещения, и всем, кто в них находил-ся, пришлось искать спасения на верхней палубе, откуда волны выброси-ли людей на острые скалы. Части корпуса «Ройал Чартера» были превра-щены в груды обломков железа и дерева буквально за час.
Уцелеть посчастливилось немногим. Среди спасенных не оказалось ни одной женщины, ни одного ребенка, ни одного офицера. Погиб и капитан Тейлор с двумя своими коллегами-капитанами. Очевидцы видели его плывущим к скалам, его оглушило шлюпкой, которую подхватил на¬бежавший вал. Из 500 человек «Ройал Чартера» спаслось всего 34: 3 пасса¬жира из первого класса, 13 пассажиров из второго класса и 18 из 112 чле¬нов экипажа.
По данным, опубликованным в «Таймс», с 24 октября по 10 ноября 1859 года, в результате урагана погибло 325 судов (из них 113 были превра¬щены в щепы) и 784 человека. Морская спасательная служба Англии спасла 487 человек.
Управление торговли Великобритании назначило комиссию по рас-следованию причин гибели «Ройал Чартера», ее председателем стал член парламента сэр О’Дауд. Входившие в комиссию чиновники Адмиралтей¬ства заявили, что деревянное судно не было бы разбито штормом так быстро. Они утверждали, что железо, из которого изготовили корабль, имело дефект. Однако при экспертизе выяснилось, что качество железа выше среднего, и никаких отклонений от норм обнаружено не было. Анализ проекта «Ройал Чартера» показал, что корпус корабля имел дос¬таточный запас прочности. В отчете комиссии говорилось, что капитан Тейлор и его помощники выполнили свой долг до конца, а причина ката¬строфы — непреодолимая сила стихии.
Тем временем охотники за затонувшими кладами устремились к раз-битому корпусу «Ройал Чартера». Для того чтобы прекратить грабеж ко-ролевской собственности, правительство вынуждено было выставить в заливе Ред-Уорф отряд вооруженных солдат. Известно, что около одной четвертой части ценного груза корабля было поднято со дна залива в течение трех месяцев после катастрофы. В 1954 году было поднято золо-то, стоимость которого оценивалось в несколько сот тысяч фунтов стер-лингов.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru