СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«АМАЗОНКА»

«АМАЗОНКА»
4 января 1852 года


Британский парусно-колесный пароход погиб от пожара в Ат-лантическом океане на пути в Америку. Число жертв кораб-лекрушения превысило 100 человек.
К середине прошлого века анг¬лийские верфи уже освоили техно-логию железного судостроения. По¬этому казалось более чем странным, когда крупная судоходная компания Англии «Ройял мейл стам пакет ком- пани» в 1850 году заказала на вер¬фях в Блэкуолле огромный пароход из дерева с гребными колесами.
Новое судно сошло со стапеля 28 июня 1851 года и получило назва-ние «Амазонка». Длина деревянного корпуса составляла 91 метр, ширина небольшая — 12,5 метра. Судно снабдили паровой машиной мощностью 80 лошадиных сил. Оно также имело полное парусное вооружение.
Английская печать назвала «Амазонку» самым большим деревянным пароходом, когда-либо построенным в Британии: ее вместимость состав-ляла 2256 регистровых тонн. По классу этот пароход относился к пасса-жирским пакетботам «люкс».
Фирма «Ройял мейл» построила свой новый пароход из дерева не слу¬чайно: судовладельцы знали, что Британское адмиралтейство относится с предубеждением к железным корпусам и гребным винтам. Добиться же права на перевозку правительственной почты и солдат колониальной ар¬мии или получить государственную субсидию можно было, только пред¬ложив в распоряжение Адмиралтейства деревянное судно с гребными колесами. Такова была в те годы политика морских лордов — они при¬держивались консервативных взглядов и все новое встречали в штыки.
«Амазонка» во всех отношениях удовлетворяла Адмиралтейство и была зачислена в состав резервного флота как войсковой транспорт.
После ходовых испытаний судно должно было отправиться в Вест- Индию и к Панамскому перешейку. Капитан парохода Уильям Саймон имел богатый опыт плавания в Карибском море и был хорошо знаком со знаменитыми вест-индскими ураганами. Команда «Амазонки» была на-брана Адмиралтейством из лучших военных моряков, имевших опыт пла¬вания на паровых судах.
2 января 1852 года, в пятницу, в 3 часа 30 минут «Амазонка», имея на борту почту, ценный груз особого назначения, 52 пассажира, в том числе лорда Адмиралтейства, и 110 членов экипажа, вышла из Саутгемптона. У
мыса Портленд-Билл судно встретил юго-западный шторм. Паровую ма-шину пришлось запустить на полную мощность. Через несколько часов такой работы начали греться подшипники, и время от времени приходи-лось их охлаждать, останавливая машину.
В те годы паровые двигатели были новинкой техники. Одна только мысль, что внутри деревянного судна круглосуточно в огромных топках горят костры, не давала пассажирам парохода спокойно спать.
Перегревшиеся подшипники можно было охладить, только остановив паровую машину, и каждая такая остановка вызывала у пассажиров боль¬шую тревогу. То и дело они посылали к капитану Саймонсу своих делега¬тов, которые требовали возвращения в порт «для исправления подшип¬ников». Однако капитан успокоил делегатов, заверив их, что «Амазонка» абсолютно безопасна.
Юго-западный шторм не утихал. Машина с перегревшимися подшип-никами работала без остановки уже 36 часов. К вечеру 3 января пароход почти достиг Бискайского залива, где шторм свирепствовал с еще боль-шей силой. Тяжелые волны разбивались о форштевень корабля, их брыз-ги долетали до верхушки трубы.
Около 3 часов утра в воскресенье, 4 января, второй штурман «Ама-зонки» Трюуик увидел, что из люка машинного отделения, за домовой трубой, вырывается пламя. Штурман послал вахтенного матроса разбу-дить капитана.
Появившийся на мостике капитан Саймонс объявил по судну пожар-ную тревогу и приказал закрыть все двери салонов и коридоров, чтобы пассажиры не вышли на палубу. В машине ничего нельзя было разгля-деть: черный едкий дым заполнил весь машинный отсек корабля. Где-то внутри полыхало пламя. Четвертый механик Стон хотел остановить ма-шину, но из-за огня и дыма не мог к ней приблизиться. Когда из каюты прибежал старший механик, пламя уже охватило всю машину. Все, кто находился в машинном отделении, вынуждены были искать спасение на палубе.
Штормовой ветер быстро раздул пламя, вспыхнувшее в глубине паро¬хода. Через 10 минут оно перекинулось из машинного отделения на палу¬бу и охватило смоленый такелаж судна. Где-то внизу от нагрева стали рваться бочки с машинным маслом, их содержимое разливалось по ниж¬ней палубе.
В салонах, куда заперли пассажиров, больше невозможно было оста-ваться: переборки и палуба под ногами сильно нагрелись, помещения за-полнялись дымом. Когда пассажиры, взломав двери, выскочили на верх-нюю палубу, их охватил страх — они почувствовали себя обреченными. Пока команда «Амазонки» готовила к запуску пожарную машину и под-ключала рукава, пламя отрезало от них еще несколько внутренних поме-щений корабля. Не все смогли пробиться сквозь огненную завесу и клу-бы дыма. Несколько человек из команды корабля, получив ожоги и на-глотавшись дыма, скатились с крутых трапов вниз и погибли в огне. Пас-сажиры бегали по кораблю, умоляя офицеров что-нибудь сделать и изба¬вить их от мучительной смерти в огне.
Между кожухами гребных колес встала настоящая огненная стена. Она разделила корабль на две части, при этом большинство команды осталось на баке, а офицеры и пассажиры — на юте. На корме офицеры пытались тушить пожар, качая пожарные помпы и черпая ведрами воду за бортом. Но все усилия были тщетными. Видя, что попытки справиться с огнем ни к чему не приводят и что паника охватывает и матросов, капи-тан Саймонс решил попробовать спасти хотя бы женщин с детьми.
«Амазонка» продолжала продвигаться против ветра, сильно раскачи-ваясь на штормовой волне. Но судно еще слушалось руля, и его можно было повернуть. Капитан приказал поставить «Амазонку* по ветру, та-ким образом, чтобы пламя относило в нос судна. Руль положили на борт, и корабль, наполовину объятый пламенем, начал поворачивать, сильно накренясь, едва не зачерпнув воду фальшбортом. Потом он вып¬рямился и еще быстрее понесся по ветру — языки пламени потянулись к баку. Путь для спасения тех, кто остался в носовой части судна, был отрезан.
На «Амазонке» было всего девять шлюпок, из них только четыре — спасательные. Но как спустить на воду шлюпки, когда скорость судна достигает 13 узлов? Капитан понимал, что в сложившейся обстановке спуск шлюпок невозможен. Поэтому он приказал шлюпки на воду не спускать, пока корабль не остановится сам, то есть когда в котлах паро-вой машины не упадет уровень воды. Саймонс плохо разбирался в паро-вых котлах и машинах, иначе знал бы, что котлы судна могут взорваться, как только в них не будет воды. Капитан также не знал, что старший механик который погиб в самом начале пожара, поставил котлы на ре-жим автоматического питания водой. Он просто не знал, что гребные колеса «Амазонки» будут вращаться до тех пор, пока в котлах есть давле¬ние пара.
Огонь в трюме судна надвигался на корму, где столпились пассажиры. Большинство из них были в ночных рубашках или наполовину одеты. Два баркаса, укрепленные на кожухах гребных колес, сгорели: шансы на спа¬сение уменьшились. Осталось всего семь шлюпок, и мест в них было меньше, чем людей на борту. Кто-то должен был остаться на гибнущем судне. Оттолкнув слабых в сторону, сильные пробились к борту, где сто¬яли шлюпки. Но что с ними делать, как их спустить — этого пассажиры не знали. Надвигавшееся пламя пожара отгоняло их к кормовым поруч¬ням. На «Амазонке» началось самое страшное — паника. Потерявшие от ужаса рассудок люди кидались друг на друга, бросались за борт. Пасса¬жиры силой захватили две шлюпки, вывали их за борт и перерубили топо¬ром тали: одна за другой перевернувшиеся вверх килем шлюпки вместе с двумя десятками людей в каждой скрылись в волнах за кормой судна.
Наконец, когда паровая машина, видимо, от повреждения огнем, ос-тановилась, с «Амазонки» спустили на талях пять оставшихся шлюпок.
Капитан Саймонс, как потом стало известно, даже не пытался спастись и остался на корабле.
Первым был спущен баркас под командованиек штурмана Нильсона. В нем находилось 15 человек, еще шестерых пересадили из самой ма-ленькой шлюпки, взяв ее на буксир. Нильсон повернул к горевшему ко-раблю, откуда доносились крики о помощи: несколько человек, включая капитана, все еще оставались на его борту. Но пустую шлюпку волной навалило на корму баркаса и сорвало его руль. Теперь, чтобы удержать баркас без руля носом к волне, Нильсон вынужден был сделать из мач-ты, запасных весел и паруса плавучий якорь. На это потребовалось вре-мя, и он уже не успел спасти тех, кто остался на «Амазонке». Люди из шлюпки Нильсона видели, как из средней части парохода в ночное небо взвился огненный язык пламени, и над океаном пронесся гул взрыва. Одна за другой упали за борт мачты, над волнами полетели снопы искр. Это взорвался порох. Его хранили на корабле для зарядки каронал, кото-рыми была вооружена «Амазонка» на случай нападения пиратов, про-мышлявших у европейских берегов Атлантики. И, видимо, этого запаса пороха оказалось достаточно, чтобы завершить агонию «Амазонки». Ко-рабль затонул в 110 милях к юго-юго-западу от островов Силли.
Здесь-то и произошло событие, о котором позже писали все газеты Англии. Люди, находившиеся на баркасе Нильсона, клятвенно заявили, что перед тем как «Амазонка» взорвалась, между ней и их баркасом про-шел неизвестный трехмачтовый барк. Расстояние между горевшим паро-ходом и баркасом не превышало 400 метров, и, конечно, на барке не могли не видеть пожара и наверняка заметили баркас Нильсона. Но этот барк не остановился. На нем почему-то зажгли белый фальшфейер, и судно скрылось. Это было преступлением. Неоказание помощи погибаю-щим в море расценивается моряками как одно из самых тяжелых злодея-ний. Но принадлежность этого барка так и осталась невыясненной.
Нельсон переждал шторм на плавучем якоре, потом поставил паруса и направил шлюпку на восток, в сторону берегов Франции.
Чтобы не замерзнуть от январского ветра и брызг волн, люди в барка-се все время сменяли друг друга на веслах. На четвертый день с рассветом волнение поднялось снова, и паруса пришлось убрать. Спустя три часа после этого на горизонте заметили судно. После двух часов отчаянной работы всеми веслами баркас приблизился к нему. Это был английский бриг «Мерсден», который доставил спасшихся в Плимут.
Во второй шлюпке — катере, который спустили с «Амазонки», спас-лось 16 человек. Их принял на борт голландский галиот. На другой день голландцы нашли в море еще одну шлюпку «Амазонки». В ней было во-семь мужчин и одна женщина.
15 января в Плимут пришел другой голландский галиот, который спас баркас, спущенный с «Амазонки» последним. Им командовал лейтенант британского королевского флота Гриллс, бывший пассажиром «Амазон-ки». В носовой части этого баркаса имелась пробоина, которую задела¬ли одеждой пассажиров. Пятая из спущенных на воду шлюпок исчезла в океане.
Из 162 человек, которые вышли в плавание на «Амазонке», в живых осталось 58. Из них семеро умерли позже на берегу, а 11 человек от пере¬житого сошли с ума.
Эксперты Британского адмиралтейства, разбирая катастрофу, вырази-ли мнение, что пожар в машинном отделении «Амазонки» произошел не от нагрева подшипников, а от загорания обмуровки парового котла. В те годы асбест еще не применяли и котлы облицовывали войлоком.
Гибель «Амазонки» явилась жестоким ударом для лордов Адмиралтей¬ства, которые не хотели признавать, сколь большую опасность таило в себе совмещение деревянного корпуса корабля с паровой машиной. И именно то, что во время пожара «Амазонки» не удалось спустить на воду шлюпки, заставило искать новые решения в проектировании шлюпочно¬го устройства.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru