СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ТЕЛЕМАК»

«ТЕЛЕМАК»
4 января 1790 года


Французский бриг затонул на реке Сена. По нехоторым дан-ным, вместе с судном на дно отправились сокровища Марии Антуанетты, оценивающиеся в 1,2 миллиона фунтов стерлин-гов.
4 января 1790 года «Телемак» входил в ус¬тье Сены почти с убранными парусами. К ве¬черу небо заволокло тучами, ветер усилился. Набережные Сены и улицы городка Кийбёф опустели. На реке было волнение,
Стоя на мостике, капитан Андре Каминю всматривался в огни ночного порта, желая лишь одного — отдыха. Через полчаса заск-режетали якорные цепи, и судно закачалось на волне. С нетерпением глядя на приближа¬ющуюся таможенную шлюпку, капитан приказал сбросить трап. Вскоре она при¬швартовалась, и черные фигуры таможенни¬ков в плащах появились на палубе. Каминю шагнул навстречу.
«Бриг зафрахтован руанскими купцами для доставки партии товаров в Лондон. Я бы попросил вас, господа, побыстрее провести досмотр. Команда чертовс¬ки устала...»
«Я думаю, капитан, — ответил глухим голосом высокий таможенник, лицо которого скрывал капюшон, — что досмотр мы отложим до утра. Время позднее, да и зюйд-вест набирает силу».
«Благодарю вас...»
Но утром им не суждено было встретиться на бриге. Через несколько часов штормовой ветер погнал тяжелые морские волны в Сену. Схлест¬нувшись с быстрым течением реки, они образовали мощные водовороты. «Телемак» сорвало с якоря, и спустя четверть часа он исчез в пучине. Команде удалось спастись — до берега было недалеко.
Сена поглотила «Телемак» 4 января 1790 года. В те дни гибель брига привлекла внимание разве что мелких чиновников министерства, запе¬чатлевших это трагическое событие в реестре.
Взоры французов приковал к себе Париж, где набирала силу револю¬ция. Спустя два года восставший народ сверг монархию, а в январе 1793-го по решению Конвента был казнен Людовик XVI. Несколько позже — Мария Антуанетта. После смерти королевы в Париже стали упорно рас¬пространяться слухи о сказочных сокровищах, которые королевская се¬
мья якобы пыталась тайно вывезти в Англию. Французские газеты писа¬ли, что в конце 1789 года Мария Антуанетта доверила переправить в Лон¬дон все фамильные драгоценности капитану «Телемака» Андре Каминю, в прошлом не раз выполнявшему деликатные поручения королевы. Будто бы по ее указанию золотая посуда, кубки, наполненные алмазами и руби¬нами кожаные мешки, а также два с половиной миллиона золотых луидо¬ров под охраной преданных офицеров королевской гвардии были тайно доставлены в Руан, где под погрузкой стоял «Телемак». Сюда же были привезены и сокровища нескольких аристократических семейств и аб¬батств Франции. В газетах утверждалось, что в Руане в подвалах замка одного из приближенных короля золото и серебро укладывали в специ¬ально изготовленные бочонки. Их заливали дегтем и грузили на «Теле¬мак*.
Версию французский прессы подхватили и англичане. В лондонских газетах появились сообщения бывших матросов и офицеров «Телемака», подтвердивших факт нахождения на судне сокровищ Людовика XVI. О них заговорили в Конвенте, и по настоянию его депутатов революцион¬ный трибунал начал расследование.
Допросили бывшего исповедника короля, который признался, что однажды стал свидетелем разговора Людовика XVI и Марии Антуанет-ты. Речь шла о каком-то судне, на котором следуют отправить сокрови¬ща в Англию. Следователям удалось разыскать и бондаря. По его сло¬вам, осенью 1789 года от незнакомого господина он получил заказ на изготовление нескольких десятков бочонков. Заказчик пояснил, что они предназначаются для отправки в Англию партии дегтя. В конце декабря этот господин выкупил заказ, а спустя несколько дней бондарь наблю¬дал, как в порту его бочонки грузились на бриг «Телемак». Наконец, таможенные чиновники в Кийбёфе тоже вспомнили, что в предштормо- вой январский вечер почти одновременно с «Телемаком» в порт вошла еще одна шхуна. А утром, уже после гибели брига, во время досмотра они обнаружили на ней спрятанное среди товаров столовое серебро с гербом королевской семьи. Его конфисковали, но расследования прово¬дить не стали.
Полученные трибуналом данные не могли оставить Конвент равно¬душным к слухам о погребенных на дне Сены сокровищах. Из Шербура срочно отправилась группа инженеров и более трехсот рабочих и матро¬сов, чтобы поднять затонувший бриг. Вскоре судно было обнаружено, но никто не мог сказать точно, «Телемак» это или нет, поскольку участок реки в разное время стал кладбищем для многих кораблей. Подъем зато¬нувшего брига осуществить не удалось. Через три месяца бесплодных ра¬бот экспедиция вернулась в Шербур.
Когда з 1815 году во Франции произошла вторая реставрация монар¬хии, Людовик XVIII сразу же приказал поднять «Телемак». Этот факт стал еще одним веским доказательством того, что на бриге действительно нахо¬дились сокровища королевской семьи. Вновь из Шербура в Кийбёф выехала экспедиция. Но через несколько месяцев и она прекратила работы, не добившись результатов.
Однако теперь во Франции уже никто не сомневался, что затонувший «Телемак» — хранилище несметных богатств. Компании и частные лица наперебой предлагали правительству свои услуги по поднятию судна. В августе 1837 года морское министерство Франции выдало инженерной компании из Гавра «Магри и Дэвид» лицензию на подъем «Телемака». Ей разрешалось в течение трех лет производить необходимые работы. В слу¬чае успеха пятую часть найденных сокровищ получили бы пред-приниматели, при этом десять процентов они обязаны были пожертво-вать в фонд моряков-инвалидов. Но три года усилий не принесли желае-мого результата. К 65 тысячам франков затраченного капитала прибави-лись многочисленные долги, и после некоторых колебаний глава фирмы Магри отказался от участия в предприятии. Его компаньон Дэвид про-явил большую настойчивость. Взяв в нескольких банках кредит, он про-длил срок действия лицензии еще на три года и привлек к работе молодо¬го английского инженера Тейлора. Тот и возглавил операцию по подъему судна. Тейлор намеревался поднять «Телемак», используя силу прилива. С помощью различных приспособлений корпус затонувшего судна обви¬вался множеством цепей. При отливе их концы закреплялись на целой флотилии плоскодонных лодок. Предполагалось, что прилив поднимет лодки и вместе с ними вырвет из илистого дна «Телемак». Но первые опьггы окончились неудачей. Цепи лопались словно нити, а бриг оставал¬ся на месте. В августе 1841 года Дэвид официально заявил о прекращении работ.
Однако бурную деятельность неожиданно развил Тейлор. Он обивал пороги редакций газет, выступал на собраниях акционеров крупных и мелких компаний — и везде уверял, что необходимо продолжить дело. Тейлор ссылался на вырезки из старых газет, выписки из следственного дела трибунала, нотариально заверенные свидетельства очевидцев и опи¬сания эффективных технических проектов подъема судна. Наконец спу¬стя год после краха фирмы «Магри и Дэвид» Тейлору удалось собрать капитал в 200 тысяч франков и приступить к осуществлению замысла. Он увеличил количество плоскодонных лодок, заказал более мощные цепи и сконструировал новые крепежные устройства. Но все попытки поднять «Телемак» заканчивались одним — вниз по течению Сены плы¬ли останки лодок с оборванными цепями, а вместе с ними уплывали деньги компании. Акционеры начали требовать прекратить финан¬сирование безнадежного предприятия и представить отчет о проделанной работе, а главное — точно указать срок, когда «Телемак» будет поднят со дна Сены.
Спустя некоторое время Тейлор сидел за большим столом, за кото¬рым разместились озабоченные акционеры различных компаний, финан-сировавших предприятие инженера. Без лишних слов Тейлор развернул лондонскую газету и с волнением зачитал напечатанную в ней неболь-шую заметку. В ней сообщалось, что подданные Ее Величества английс-кой королевы Виктор Хьюго и его сын требуют своей доли наследства от сокровищ, находившихся на борту «Телемака», поскольку они являются единственными родственниками одного из аббатов, чьи драгоценности были погружены на бриг.
На несколько минут в комнате воцарилась тишина. Все молча воззри-лись на инженера. А тот, не давая никому опомниться, выложил на стол несколько золотых монет: «Их нашли рабочие на мелководье. Золотые луидоры».
Такой довод для акционеров оказался самым убедительным. Работы решено было продолжить. Но негласно к проверке достоверности заяв-лений Тейлора акционеры привлекли частных детективов. Выяснилось, что достопочтенные граждане Великобритании Виктор Хьюго и его сын никаких родственных связей во Франции не имели и не имеют. Но зато они хорошо знакомы с родственниками Тейлора, которые и побеспокои-лись о помещении заметки в газете. Детективы также установили, что и золотые монеты времен Людовика XVI скупались инженером у антиква-ров на деньги компании. Назревал крупный скандал. Чувствуя его приближение, в декабре 1843 года Тейлор скрылся, оставив 28 тысяч фран¬ков неуплаченных долгов.
Нашумевшая авантюра английского инженера надолго охладила пыл любителей легкой наживы. В течение 90 лет никаких попыток поднять «Телемак» не предпринималось. Лишь в 1933 году парижские газеты вновь стали печатать сообщения, что к сокровищам на бриге проявляют инте¬рес многие французские и иностранные фирмы.
Спустя два года морское министерство Франции объявило, что фир-мы могут представлять официальные прошения на работы по подъему «Телемака». Изучив материальные и технические возможности предпри-нимателей, министерство выдаст лицензию самому достойному претен-денту. Срок представления ходатайства ограничивается тремя годами.
В мае 1938 года в особняке на окраине Парижа состоялось торже-ственное вручение лицензии французскому обществу морских предприя¬тий. Через месяц водолазы уже бороздили дно Сены и вскоре обнаружили глубоко засевшее в ил судно, корпус которого обвивали цепи. Найденные около него корабельный колокол с буквой «Т» и пять медных канделяб¬ров XVIII века подтвердили — именно это судно и пытался поднять Тей¬лор. В сентябре из Парижа в Кийбёф отправился эшелон с оборудовани¬ем и снаряжением. Мощные помпы на плавучих кранах уже к концу года очистили судно от засосавшего его грунта. В начале апреля к нему подве¬ли понтоны, и бриг был поднят.
В тот день сотни фотокорреспондентов, журналистов, ученых и про-сто зевак толпились на набережной Кийбефа, чтобы своими глазами уви-деть столь знаменательное событие. На французской бирже упала цена на золото, ювелиры предвкушали аукционы драгоценностей из сокровищ королевской семьи.
4 апреля эксперты приступили к работе. Вскрывались бочонки, иссле-довались металлические предметы, взламывались сундуки, но... ни одной золотой монеты, ни одного ювелирного изделия обнаружено не было.
Когда первое чувство растерянности прошло, наступила пора криво- толков и самых различных предположений. Вспомнили вдруг, что в этом районе Сены несколько лет назад неизвестная фирма вела водолазные работы, и, возможно, тогда и «обчистили» судно. Многие засомневались в том, что поднятый корабль и есть бриг «Телемак», а другие высказыва-ли соображение, что сокровища на самом деле погрузили на другое суд-но, а слухи о «Телемаке» распространяли умышленно, дабы скрыть ис-тинное положение дел...

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru