СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«РОЙЯЛ ДЖОРДЖ»

«РОЙЯЛ ДЖОРДЖ»
29 августа 1782 года


Британский линейный корабль опрокинулся на борт и через три минуты затонул на рейде Портсмута. Из 1200 находив¬шихся на его борту человек погибло более 800.
Линейный 108-пушечный корабль 1-го ранга Британского королевско¬го флота «Ройял Джордж» англича¬не называли «кораблем знаменитых адмиралов». Спущенный на воду в 1747 году, он олицетворял собой мощь британского флота, был ис¬ключительно прочным, красивым и быстрым кораблем. На его стеньгах развевались штандарты, стяги и вым¬пелы выдающихся флотоводцев Ве-ликобритании — адмиралов Ансона, Боскауэна, Хаука, Роднея и Хоува. Как флагман он участвовал во многих морских сражениях, не раз одер¬живал блестящие победы. В одном из поединков он отправил на дно фран¬цузский 70-пушечный линейный корабль «Сюперб», в другом — прижал к берегу и поджег 64-пушечный «Солейл Рояль».
В последних числах августа 1782 года «Ройял Джордж» под флагом контр-адмирала Ричарда Кемпенфельда прибыл на Спидхедский рейд и просигналил, что ему необходимы мелкий ремонт, вода, ром и провизия. Корабль направлялся в Средиземное море, где должен был встретиться с английской эскадрой. Требовалось перебрать малый кингстон правого борта, пропускавший воду. Такая работа, как правило, производилась на плаву при помощи судовых средств. Неисправный кингстон находился на метр ниже уровня воды в средней части корпуса, и, чтобы накренить корабль до нужного градуса, требовалось выдвинуть все орудия левого борта в пушечные порты, а орудия правого борта откатить внутрь, к диа¬метральной линии судна.
Ремонт стоявшего на якоре «Ройял Джорджа» начали рано утром 29 августа при полном штиле. Правый борт полностью обнажился до скулы, при этом пушечные ядра левого борта оставались открытыми. Высота борта корабля от киля до фальшборта верхней палубы состав-ляла 19 метров, осадка — 8 метров. Пока корабельные плотники со шлюпки перебирали кингстон, к флагману подошли лихтер и шлюп. Первый доставил «Ройял Джорджу» запас рома в бочках, второй — про¬визию и воду.
В это время на борту корабля находилось, помимо 900 членов экипа¬жа, около 300 гостей, в основном женщины и дети, которым разрешено
было прибыть на борт, чтобы перед дальним плаванием повидаться со своими мужьями и отцами. На корабле было и человек 150 незваных гос¬тей — проститутки, менялы, шулера, торгаши и т. д.
Пока перегружали на «Ройял Джордж» ром и провизию, большинство матросов и гостей находились на двух нижних палубах. Контр-адмирал Кемпенфельд в своей каюте на корме писал приказ.
Кингстон вскоре починили, но корабль не выпрямили. Случайно один из корабельных плотников заметил, что крен корабля слегка увеличился и вода тоненькими струйками стала вливаться через нижние косяки от¬крытых пушечных портов на нижнюю палубу левого борта. То ли это произошло от того, что корабль накренился, когда с левого борта подни¬мали бочки с ромом, то ли от того, что матросы катили эти бочки по палубе накренившегося борта. Плотник прибежал на шканцы и доложил старшему вахтенному офицеру, что вода поступает через открытые ниж¬ние порты и скапливается по левому борту нижней палубы. Корабельный плотник просил офицера дать немедленную команду выровнять корабль. Но старший вахтенный офицер, назначенный на «Ройял Джордж» всего за пару месяцев до того, проигнорировал его совет. Когда плотник вер¬нулся на нижнюю палубу, он увидел, что вода лилась через порты внутрь корабля. Она уже доходила до колен. Плотник снова бросился на шкан¬цы, где увидел третьего лейтенанта корабля. Лейтенант понял, что ко¬раблю грозит опасность, и как только плотник ушел, он приказал рас¬сыльному вызвать барабанщика на палубу и дать сигнал к выпрямлению корабля.
Команда, услышав барабанную дробь, побежала строиться к своим орудиям... То ли из-за того, что большинство матросов бежало по левому, нижнему борту, то ли из-за неожиданно налетевшего порыва ветра, «Рой¬ял Джордж» накренился еще больше и черпнул воды всеми портами ниж¬него дека.
«Ройял Джордж» начал валиться на бок. По мере увеличения крена, все, что на его грех палубах не было закреплено, стало сдвигаться, ка-титься и ползти на левый борт. Буквально через полминуты, когда крен превысил 45 градусов, в сторону левого борта начало скатываться и то, что было плохо закреплено: дубовые станки бронзовых пушек, огромные ядра, бочки с водой, уксусом и ромом. Палубы «Ройял Джорджа» огласи¬лись криками, женскими воплями и плачем детей, повсюду слышались треск и грохот. Люди бросились на высокий, правый борт корабля, но лишь немногие сумели добраться по быстро кренившимся палубам, по которым вниз с грохотом сползали одно за другим орудия и ящики, до поручней борта.
Очевидцы, а их были тысячи, потом рассказывали, что все это про-изошло в течение 1—2 минут. Тремя высоченными мачтами «Ройял Джордж» лег на воду и в течение следующей минуты затонул. Погружаясь на дно, он увлек с собой ошвартованный по его левому борту ромовый лихтер «Ларк».
По официальному отчету Британского адмиралтейства, цифры кото¬рого, надо полагать, были занижены, эта катастрофа унесла 900 челове¬ческих жизней, включая жизнь контр-адмирала Кемленфельда. Спаслись те, кто смог быстро покинуть помещения, расположенные по левому борту корабля, добраться до фальшборта правого борта и перелезть на оказав¬шийся в горизонтальном положении борт. Спаслось всего 200—300 чело¬век. При погружении корабль снова принял вертикальное положение, лег на грунт килем и уже под водой повалился на 30 градусов на левый борт. Над водой остались три торчавших под углом стеньги «Ройял Джорджа». Благодаря этому некоторые из спрыгнувших с правого борта при погру¬жении корабля смогли найти на них спасение. Среди спасенных была только одна женщина и один мальчик.
Эта катастрофа стала черным днем не только для Портсмута, главной базы Королевского флота, но и для всей Англии. Лорды Адмиралтейства должны были объяснить своему народу, почему за две минуты погибло почти 1000 человек.
По основной версии корабль черпнул открытыми пушечными порта¬ми воду и потерял остойчивость. По другой версии гибель «Ройял Джорд¬жа» связана с «сухой гнилью». Члены трибунала британского Адмирал¬тейского суда, разбиравшие обстоятельства катастрофы, считали, что «Ройял Джордж» не мог затонуть по причине потери остойчивости, выз¬ванной попавшей в открытые порты водой, так как стоял носом к бризу и крен его на левый борт составлял всего 7 градусов, чего было вполне достаточно, чтобы оголить неисправный кингстон. Корабль за 35 лет сво¬ей службы настолько был охвачен «сухой гнилью», что его корпус поте¬рял прочность, и в тот злополучный день 29 августа на Спитхедском рей¬де из днища корабля выпал огромный кусок — в образовавшуюся пробо-ину, размер которой составил почти треть площади подводной части кор¬пуса, хлынула вода и корабль пошел ко дну.
«Это подтверждается точными фактами, которые у членов трибунала Адмиралтейского суда не вызывают спора или сомнения», — такова пос¬ледняя фраза заключения трибунала по «Ройял Джорджу».
Данное трибуналом объяснение не снимало с командования кораб-ля, эскадры, флота и самого Адмиралтейства обвинения по поводу катас¬трофы. При этом вина перекладывалась на тех, кто отвечал за состояние корпуса корабля и качество его последнего ремонта. Хотя это заключе¬ние было сделано Адмиралтейским судом, моряки Королевского флота Англии в нее не верили. Во-первых, с кораблей эскадры, стоявших вокруг «Ройял Джорджа», видели, как он повалился на бок и лег мачтами на воду. Этого не произошло бы, если бы одна третья часть днища корабля отвалилась, упала на дно, — в этом случае корабль затонул бы прямо, без крена. Конечно, «сухая гниль» в корпусе «Ройял Джорджа» имелась, но не в такой степени, чтобы «часть днища выпала». Этому наверняка должны были предшествовать сильные течи корабля задолго до его гибе¬ли. Известно, что «Ройял Джордж» не раз садился на мель, и если уж «сухая гниль» была столь распространена, то «огромный кусок днища» отвалился бы именно при одном из таких касаний грунта.
Адмиралтейство провело осмотр корпуса затонувшего корабля лишь спустя четверть века. В 1817 году власти Портсмутского порта сообщили: «Корабль лежит на фунте носом на вест-зюйд-вест с большим креном на левый борт. Корпус корабля во многих местах изъеден червями и сильно оброс водорослями».
«Ройял Джордж» лежал на глубине 19 метров. Первые водолазные работы на нем англичане провели в 1839—1840 годах. Тогда подняли семь бронзовых пушек общим весом 15 тонн, десятки чугунных ядер, около 10 тонн меди, много дерева, посуду, человеческие черепа и кости.
Позже на поверхность извлекли корабельный колокол, который пове¬сили на колокольню портовой церкви Портсмута. Особый интерес для искателей морских реликвий представляла флагманская каюта корабля. Оттуда достали большое серебряное блюдо и ложку, глиняную фубку, корабельную печать, винную бутылку, чашку, пистолет, серебряную пряж¬ку от ботинка, кусок адмиральского палаша, медаль и даже золотое коль¬цо, снятое со скелета адмирала, погибшего на боевом корабле, но не в бою.
«ТЕЛЕМАК»
4 января 1790 года
Французский бриг затонул на реке Сена. По нехоторым дан-ным, вместе с судном на дно отправились сокровища Марии Антуанетты, оценивающиеся в 1,2 миллиона фунтов стерлин-гов.
4 января 1790 года «Телемак» входил в ус¬тье Сены почти с убранными парусами. К ве¬черу небо заволокло тучами, ветер усилился. Набережные Сены и улицы городка Кийбёф опустели. На реке было волнение,
Стоя на мостике, капитан Андре Каминю всматривался в огни ночного порта, желая лишь одного — отдыха. Через полчаса заск-режетали якорные цепи, и судно закачалось на волне. С нетерпением глядя на приближа¬ющуюся таможенную шлюпку, капитан приказал сбросить трап. Вскоре она при¬швартовалась, и черные фигуры таможенни¬ков в плащах появились на палубе. Каминю шагнул навстречу.
«Бриг зафрахтован руанскими купцами для доставки партии товаров в Лондон. Я бы попросил вас, господа, побыстрее провести досмотр. Команда чертовс¬ки устала...»
«Я думаю, капитан, — ответил глухим голосом высокий таможенник, лицо которого скрывал капюшон, — что досмотр мы отложим до утра. Время позднее, да и зюйд-вест набирает силу».
«Благодарю вас...»
Но утром им не суждено было встретиться на бриге. Через несколько часов штормовой ветер погнал тяжелые морские волны в Сену. Схлест¬нувшись с быстрым течением реки, они образовали мощные водовороты. «Телемак» сорвало с якоря, и спустя четверть часа он исчез в пучине. Команде удалось спастись — до берега было недалеко.
Сена поглотила «Телемак» 4 января 1790 года. В те дни гибель брига привлекла внимание разве что мелких чиновников министерства, запе¬чатлевших это трагическое событие в реестре.
Взоры французов приковал к себе Париж, где набирала силу револю¬ция. Спустя два года восставший народ сверг монархию, а в январе 1793-го по решению Конвента был казнен Людовик XVI. Несколько позже — Мария Антуанетта. После смерти королевы в Париже стали упорно рас¬пространяться слухи о сказочных сокровищах, которые королевская се¬
мья якобы пыталась тайно вывезти в Англию. Французские газеты писа¬ли, что в конце 1789 года Мария Антуанетта доверила переправить в Лон¬дон все фамильные драгоценности капитану «Телемака» Андре Каминю, в прошлом не раз выполнявшему деликатные поручения королевы. Будто бы по ее указанию золотая посуда, кубки, наполненные алмазами и руби¬нами кожаные мешки, а также два с половиной миллиона золотых луидо¬ров под охраной преданных офицеров королевской гвардии были тайно доставлены в Руан, где под погрузкой стоял «Телемак». Сюда же были привезены и сокровища нескольких аристократических семейств и аб¬батств Франции. В газетах утверждалось, что в Руане в подвалах замка одного из приближенных короля золото и серебро укладывали в специ¬ально изготовленные бочонки. Их заливали дегтем и грузили на «Теле¬мак*.
Версию французский прессы подхватили и англичане. В лондонских газетах появились сообщения бывших матросов и офицеров «Телемака», подтвердивших факт нахождения на судне сокровищ Людовика XVI. О них заговорили в Конвенте, и по настоянию его депутатов революцион¬ный трибунал начал расследование.
Допросили бывшего исповедника короля, который признался, что однажды стал свидетелем разговора Людовика XVI и Марии Антуанет-ты. Речь шла о каком-то судне, на котором следуют отправить сокрови¬ща в Англию. Следователям удалось разыскать и бондаря. По его сло¬вам, осенью 1789 года от незнакомого господина он получил заказ на изготовление нескольких десятков бочонков. Заказчик пояснил, что они предназначаются для отправки в Англию партии дегтя. В конце декабря этот господин выкупил заказ, а спустя несколько дней бондарь наблю¬дал, как в порту его бочонки грузились на бриг «Телемак». Наконец, таможенные чиновники в Кийбёфе тоже вспомнили, что в предштормо- вой январский вечер почти одновременно с «Телемаком» в порт вошла еще одна шхуна. А утром, уже после гибели брига, во время досмотра они обнаружили на ней спрятанное среди товаров столовое серебро с гербом королевской семьи. Его конфисковали, но расследования прово¬дить не стали.
Полученные трибуналом данные не могли оставить Конвент равно¬душным к слухам о погребенных на дне Сены сокровищах. Из Шербура срочно отправилась группа инженеров и более трехсот рабочих и матро¬сов, чтобы поднять затонувший бриг. Вскоре судно было обнаружено, но никто не мог сказать точно, «Телемак» это или нет, поскольку участок реки в разное время стал кладбищем для многих кораблей. Подъем зато¬нувшего брига осуществить не удалось. Через три месяца бесплодных ра¬бот экспедиция вернулась в Шербур.
Когда з 1815 году во Франции произошла вторая реставрация монар¬хии, Людовик XVIII сразу же приказал поднять «Телемак». Этот факт стал еще одним веским доказательством того, что на бриге действительно нахо¬дились сокровища королевской семьи. Вновь из Шербура в Кийбёф выехала экспедиция. Но через несколько месяцев и она прекратила работы, не добившись результатов.
Однако теперь во Франции уже никто не сомневался, что затонувший «Телемак» — хранилище несметных богатств. Компании и частные лица наперебой предлагали правительству свои услуги по поднятию судна. В августе 1837 года морское министерство Франции выдало инженерной компании из Гавра «Магри и Дэвид» лицензию на подъем «Телемака». Ей разрешалось в течение трех лет производить необходимые работы. В слу¬чае успеха пятую часть найденных сокровищ получили бы пред-приниматели, при этом десять процентов они обязаны были пожертво-вать в фонд моряков-инвалидов. Но три года усилий не принесли желае-мого результата. К 65 тысячам франков затраченного капитала прибави-лись многочисленные долги, и после некоторых колебаний глава фирмы Магри отказался от участия в предприятии. Его компаньон Дэвид про-явил большую настойчивость. Взяв в нескольких банках кредит, он про-длил срок действия лицензии еще на три года и привлек к работе молодо¬го английского инженера Тейлора. Тот и возглавил операцию по подъему судна. Тейлор намеревался поднять «Телемак», используя силу прилива. С помощью различных приспособлений корпус затонувшего судна обви¬вался множеством цепей. При отливе их концы закреплялись на целой флотилии плоскодонных лодок. Предполагалось, что прилив поднимет лодки и вместе с ними вырвет из илистого дна «Телемак». Но первые опьггы окончились неудачей. Цепи лопались словно нити, а бриг оставал¬ся на месте. В августе 1841 года Дэвид официально заявил о прекращении работ.
Однако бурную деятельность неожиданно развил Тейлор. Он обивал пороги редакций газет, выступал на собраниях акционеров крупных и мелких компаний — и везде уверял, что необходимо продолжить дело. Тейлор ссылался на вырезки из старых газет, выписки из следственного дела трибунала, нотариально заверенные свидетельства очевидцев и опи¬сания эффективных технических проектов подъема судна. Наконец спу¬стя год после краха фирмы «Магри и Дэвид» Тейлору удалось собрать капитал в 200 тысяч франков и приступить к осуществлению замысла. Он увеличил количество плоскодонных лодок, заказал более мощные цепи и сконструировал новые крепежные устройства. Но все попытки поднять «Телемак» заканчивались одним — вниз по течению Сены плы¬ли останки лодок с оборванными цепями, а вместе с ними уплывали деньги компании. Акционеры начали требовать прекратить финан¬сирование безнадежного предприятия и представить отчет о проделанной работе, а главное — точно указать срок, когда «Телемак» будет поднят со дна Сены.
Спустя некоторое время Тейлор сидел за большим столом, за кото¬рым разместились озабоченные акционеры различных компаний, финан-сировавших предприятие инженера. Без лишних слов Тейлор развернул лондонскую газету и с волнением зачитал напечатанную в ней неболь-шую заметку. В ней сообщалось, что подданные Ее Величества английс-кой королевы Виктор Хьюго и его сын требуют своей доли наследства от сокровищ, находившихся на борту «Телемака», поскольку они являются единственными родственниками одного из аббатов, чьи драгоценности были погружены на бриг.
На несколько минут в комнате воцарилась тишина. Все молча воззри-лись на инженера. А тот, не давая никому опомниться, выложил на стол несколько золотых монет: «Их нашли рабочие на мелководье. Золотые луидоры».
Такой довод для акционеров оказался самым убедительным. Работы решено было продолжить. Но негласно к проверке достоверности заяв-лений Тейлора акционеры привлекли частных детективов. Выяснилось, что достопочтенные граждане Великобритании Виктор Хьюго и его сын никаких родственных связей во Франции не имели и не имеют. Но зато они хорошо знакомы с родственниками Тейлора, которые и побеспокои-лись о помещении заметки в газете. Детективы также установили, что и золотые монеты времен Людовика XVI скупались инженером у антиква-ров на деньги компании. Назревал крупный скандал. Чувствуя его приближение, в декабре 1843 года Тейлор скрылся, оставив 28 тысяч фран¬ков неуплаченных долгов.
Нашумевшая авантюра английского инженера надолго охладила пыл любителей легкой наживы. В течение 90 лет никаких попыток поднять «Телемак» не предпринималось. Лишь в 1933 году парижские газеты вновь стали печатать сообщения, что к сокровищам на бриге проявляют инте¬рес многие французские и иностранные фирмы.
Спустя два года морское министерство Франции объявило, что фир-мы могут представлять официальные прошения на работы по подъему «Телемака». Изучив материальные и технические возможности предпри-нимателей, министерство выдаст лицензию самому достойному претен-денту. Срок представления ходатайства ограничивается тремя годами.
В мае 1938 года в особняке на окраине Парижа состоялось торже-ственное вручение лицензии французскому обществу морских предприя¬тий. Через месяц водолазы уже бороздили дно Сены и вскоре обнаружили глубоко засевшее в ил судно, корпус которого обвивали цепи. Найденные около него корабельный колокол с буквой «Т» и пять медных канделяб¬ров XVIII века подтвердили — именно это судно и пытался поднять Тей¬лор. В сентябре из Парижа в Кийбёф отправился эшелон с оборудовани¬ем и снаряжением. Мощные помпы на плавучих кранах уже к концу года очистили судно от засосавшего его грунта. В начале апреля к нему подве¬ли понтоны, и бриг был поднят.
В тот день сотни фотокорреспондентов, журналистов, ученых и про-сто зевак толпились на набережной Кийбефа, чтобы своими глазами уви-деть столь знаменательное событие. На французской бирже упала цена на золото, ювелиры предвкушали аукционы драгоценностей из сокровищ королевской семьи.
4 апреля эксперты приступили к работе. Вскрывались бочонки, иссле-довались металлические предметы, взламывались сундуки, но... ни одной золотой монеты, ни одного ювелирного изделия обнаружено не было.
Когда первое чувство растерянности прошло, наступила пора криво- толков и самых различных предположений. Вспомнили вдруг, что в этом районе Сены несколько лет назад неизвестная фирма вела водолазные работы, и, возможно, тогда и «обчистили» судно. Многие засомневались в том, что поднятый корабль и есть бриг «Телемак», а другие высказыва-ли соображение, что сокровища на самом деле погрузили на другое суд-но, а слухи о «Телемаке» распространяли умышленно, дабы скрыть ис-тинное положение дел...

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru