СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ГРОСВЕНОР»

«ГРОСВЕНОР»
1782 год


Британское грузопассажирское судно наскочило на риф у во-сточного побережья Южной Африки. Из 370 человек спаслось только 123.
13 июня 1782 года в порту Трин- комали собрался весь цвет общества. В далекую Англию отплывало гру¬зопассажирское судно Ост-Индской компании «Гросвенор», увозя на родину 150 пассажиров. В основном это были высокопоставленные чи¬новники и офицеры, закончившие свой срок службы в колонии. Мно¬гие уезжали с семьями.
Но Ост-Индская компания дол¬жна была не только доставить пассажиров в Лондон. Помимо традицион¬ных золотых и серебряных слитков, монет и драгоценных камней на сум¬му в четыре миллиона фунтов стерлингов в специально оборудованной каюте, на судне находилось и нечто более ценное. Об этом намекнул в письме жене, посланном еще за месяц до выхода «Гросвенора» в море, капитан Коксон: «Я скоро прибуду с сокровищем, которое потрясет всю Англию». Если сопоставить туманное признание Коксона со слухами, ко¬торые ходили тогда среди чиновников, готовивших «Гросвенор» к плава¬нию, то можно предположить, что на судне находился легендарный трон, некогда украшавший резиденцию Великих Моголов в Дели.
Искусные индийские мастера сделали трон из золота, его боковые сто¬роны изображали собой павлинов, раскрытые хвосты которых были усея¬ны драгоценными каменьями. 12 золотых стоек поддерживали инкрусти¬рованный камнями золотой балдахин. Павлиний трон признавался свя¬щенной реликвией Великих Моголов, и его запрещалось показывать ино¬верцам. Одним из немногих европейцев, которому по милости правителя Северной Индии удалось увидеть трон в 1665 году, был французский юве¬лир и путешественник Тавернье. «Я объездил много стран, восхищался многими сокровищами, — писал он позднее, — не смею уверить, что никогда не видел и вряд ли увижу что-либо подобное этому восточному чуду». Восхищение, однако, не помешало Тавернье оценить трон в 6 мил-лионов фунтов стерлингов.
В 1737 году полчища персидского завоевателя Надир-шаха вторглись в Северную Индию. Надир-шах наряду с другими шедеврами индийского искусства увез с собой и павлиний трон. После убийства персидского вла¬стелина его приближенными трон некоторое время находился у одного
из его потомков, а затем был тайно продан представителю Ост-Индской компании.
Итак, 13 июня 1782 года из порта Тринкомали вышло в море английс¬кое судно «Гросвенор» с бесценным грузом на борту.
К 4 августа 1782 года «Гросвенор» пересек Индийский океан и, по рас¬четам капитана, находился примерно в 100 милях от восточного побере¬жья Южной Африки. Этот день выдался солнечным и тихим. Правда, к вечеру погода испортилась, небо покрылось свинцовыми тучами, и по¬шел дождь. А ночью разразился сильный шторм. Будучи уверенным, что судно находится достаточно далеко от берега, капитан ограничился при¬казом убрать паруса и увеличить количество вахтенных офицеров и мат¬росов. Но не успели помощники капитана покинуть его каюту, как раз¬дался страшный грохот. «Гросвенор» наскочил на риф почти у самого берега. Третий помощник капитана и один из матросов сумели бросить якорь и закрепить канат за выступ рифа. Цепляясь за канат руками и ногами, пассажиры и матросы перебирались на риф, многие срывались и тонули, либо разбивались о скалы. Из трех наскоро сколоченных плотов, на которых команда пыталась перевезти женщин и детей, один опроки¬нулся, и все находившиеся на нем погибли. Между тем «Гросвенор», по¬лучивший огромную пробоину, стал крениться на левый борт и вскоре затонул.
К утру погода не улучшилась, хотя шторм несколько ослаб. Предпри¬нятые поиски показали, что из 220 членов экипажа и 150 пассажиров вы¬жило 123 человека, а среди них 20 женщин и детей.
Спасенные высадились на берег где-то между Дурбаном и портом Эли¬забет. После короткого совещания было решено идти вдоль побережья к порту тремя партиями. Второй помощник капитана возглавил первую партию, состоявшую главным образом из матросов и офицеров «Гросве- нора», вооруженных двумя винтовками и пистолетом с несколькими от¬сыревшими зарядами пороха. Эта партия должна была вести разведку, прокладывать путь и обеспечивать безопасность всей колонны, вторую партию из женщин, детей и стариков — возглавил третий помощник ка¬питана. Отряд прикрытия возглавил капитан Коксон. В него входили пас¬сажиры-мужчины и несколько матросов. У капитана был пистолет и на два заряда пороха.
Первые же мили пути показали, что переход предстоит очень трудный. Впереди лежали непроходимые тропические леса. Из-за нехватки боепри¬пасов люди вынуждены были питаться морскими водорослями, устрица¬ми и иногда рыбой. Начались болезни. От кишечных заболеваний стали умирать дети. Потерпевших кораблекрушение подстерегали и другие опас¬ности. Португальские и голландские завоеватели в Южной Африке поко¬ряли местные племена. Колонизаторы жгли селения, убивали стариков, а молодых мужчин и женщин грузили на суда и отправляли на рынки живо¬го товара в Европу и Азию. Белый человек стал для африканцев олицетво¬рением насилия, жестокости и обмана. Вот почему уже с первых дней
пути отряд Коксона стал подвергаться нападению со стороны абориге¬нов. В стычках несколько человек было убито и ранено.
Стало ясно, что большинство людей не выдержит перехода. Решили отправить в порт Элизабет за помощью сорок наиболее крепких физичес¬ки мужчин. Остальные должны были разбить лагерь и ждать спасения. Командование лагерем приняли на себя капитан Коксон и его второй помощник. Третий помощник возглавил отряд, который пошел на юг.
...Из укрепленного форта на южном африканском побережье выехал конный английский патруль. В полутора милях от порта Элизабет всад¬ники увидели изможденного человека, едва передвигавшего ноги. Вид не¬знакомца был ужасен, судя по всему, он находился в пути не один день — он оброс, одежда превратилась в лохмотья. Но именно по ней патруль¬ные догадались, что перед ними европеец. Он остановился, посмотрел на всадников и рухнул на землю без сознания. Привести его в чувство на месте не удалось, и он был срочно доставлен в форт. Лишь к вечеру не¬знакомец пришел в себя. Выяснилось, что Вильям Хабберне — матрос с «Гросвенора». После крушения прошло два с половиной месяца.
Уже через два дня по маршруту, указанному Хабберне, к месту распо¬ложения лагеря была снаряжена экспедиция из трехсот человек. Она про¬шла более 300 миль и обнаружила место, где, вероятно, и располагался лагерь. Но, кроме кострищ, нескольких взрослых и детских скелетов, полуистлевшей европейской одежды, никаких следов пребывания людей найти не удалось. Поиски периодически возобновлялись в течение двух с половиной лет, но результатов не дали.
В 1790 году голландский губернатор в Кейптауне получил сообщение, что на земле Пондо среди жен вождей некоторых племен есть белые жен¬щины. Вновь созданная экспедиция подтвердила эти сведения. Женщин оказалось пять, и они действительно были с «Гросвенора». Но самым удивительным для голландцев было то, что женщины категорически от¬казались вернуться в Англию и даже не захотели встретиться с губернато¬ром. Видимо, они отлично понимали, что еще неизвестно, как их встре¬тит родина, и предпочли остаться со своими новыми семьями.
Между тем слух о сказочных богатствах «Гросвенора» достиг Европы и Америки. К месту гибели судна потянулись авантюристы.
В начале 1800 года англичане Александр Линдсей и Сидней Тернер снарядили экспедицию и в июле того же года, наняв три десятка ныряль- щиков-малайцев, начали обследовать дно вокруг «Гросвенора». Они на¬шли более тысячи золотых и серебряных монет, несколько десятков зо¬лотых колец, которые с трудом окупили затраты экспедиции, но не при¬несли желанной прибыли, и в сентябре англичане прекратили работы.
В 1842 году адмиралтейство Великобритании решило разработать тех¬нический проект подъема «Гросвенора». На поиски был направлен воен¬ный корабль под командой капитана Болдена и группа военных инжене¬ров — специалистов по глубинным подводным работам. С помощью все тех же ныряльщиков малайцев экспедиция разыскала останки судна. «Грос- венор» затонул между двумя рифами и лежал на боку в глубоком котло¬ване, окруженном подводными скалами. Корпус судна занесло песком и тяжелыми горными породами. Инженеры пришли к выводу, что о подъе¬ме «Гросвенора» не может быть и речи и в данных условиях нет никаких перспектив высвободить «Гросвенор» из каменного плена.
В течение последующих 50 лет серьезных попыток поднять «Гросве¬нор» не предпринималось. Правда, поисками его сокровищ занимались рыбаки из прибрежных селений, но их добычей оказывались, как прави¬ло, несколько монет либо ювелирных изделий.
Бурное развитие в конце XIX — начале XX века водолазного дела, казалось, открыло путь к сокровищам затонувшего судна. В 1905 году га¬зеты Йоханнесбурга оповестили своих читателей об учреждении между¬народного синдиката по подъему «Гросвенора». Идея была предельно проста. От берега к останкам судна следует проложить канал, по которо¬му судно можно подтащить к берегу. Опубликованный в газетах проект дополнялся комментариями крупных специалистов и экспертов, гаран¬тировавших успех предприятия.
Летом 1905 года в район гибели «Гросвенора» прибыли три судна, обо¬рудованные по последнему слову инженерной техникой. Но среди возвы¬шающихся на дне океана многочисленных песчаных холмов водолазы только через месяц разыскали холм, под которым покоился «Гросвенор». Уже в первые дни члены экспедиции столкнулись с непреодолимыми труд¬ностями. Из-за частых штормов новые наносы песка сводили к нулю все проделанное накануне. Безрезультатными оказались и попытки взорвать горные породы на пути к судну. К середине 1906 года капитал синдиката поистощился, а сокровища «Гросвенора» оставались по-прежнему недо¬сягаемыми. После гибели во время подводных работ двух водолазов и вып¬латы их семьям значительной компенсации совет директоров счел за бла¬го оставить «Гросвенор» в покое и объявил синдикат обанкротившимся.
После первой мировой войны страсти вокруг «Гросвенора» разгоре¬лись с новой силой. Образовывались крупные и мелкие компании, инже¬неры предлагали головокружительные проекты подъема «Гросвенора». В 1921 году интерес к его сокровищам проявил американский миллионер Пит Крайн. Восторгаясь предприимчивостью Шлимана, раскопавшего Трою, Пит Крайн решил увековечить свое имя, овладев павлиньим тро¬ном. Проект подъема судна, взятый Крайном на вооружение, по суще¬ству, представлял собой модернизированный вариант идей международ-ного синдиката в Йоханнесбурге, то есть от берега через рифы проло-жить к «Гросвенору» туннель. К месту работ прибыла целая флотилия, на берегу строились административные здания, бараки для рабочих, склад¬ские помещения. Работы вели в течение двух лет. Специалисты трижды с разных точек приступали к прокладке туннеля, и трижды он рушился. Пустив на ветер солидную сумму, Пит Крайн сдался. Его флотилия отбы¬ла под своеобразный салют — на берегу взрывали оставшийся динамит.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru