СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«КРОНА» 1 июня 1676 года

«КРОНА»
1 июня 1676 года


Флагманский корабль шведского флота, совершая маневр, оп-рокинулся на борт и затонул около острова Эланд в Балтий¬ском море. Погибло более 850 человек.
История «Кроны» хорошо известна в Швеции. В 1668 году этот военный корабль был спущен на воду, а уже летом 1674 года флагман шведского королевского флота «Крона» устроил роскошный прием в честь короля Карла XI. Эффектно украшенный деревянной резьбой, покрытый позолотой корабль имел 197 футов длины, водоизме¬щение 2350 тонн и был одним из самых больших парусников того времени. Не¬превзойденная по вооруженности «Крона» несла на своих бортах 126 пушек. Она была гордостью Карла XI и самым мощным ко¬раблем его флота.
В 1676 году «Крона» была послана сра¬жаться на Балтику вместе с другими 60 шведскими военными судами. Дания по¬клялась отвоевать свои балтийские про¬винции, захваченные шведами примерно за два десятилетия до этого, а голландцы при¬соединились к датчанам после объявления войны.
В первом сражении против объединен¬ного датско-голландского флота «Крона» дралась успешно. Маневрируя позади датского адмиральского флагмана, своим бортовым залпом она пробила в его корме такую дыру, что, по словам одного шведского кано¬нира, можно было проехать через нее в карете, запряженной четверкой лошадей! Однако это была единственная победа «Кроны». Неделю спустя флоты опять сошлись около острова Эланд. Под всеми парусами, при порывистом ветре «Крона» сделала резкий поворот, чтобы встретить про¬тивника. Этот маневр оказался смертельным — огромный корабль опро¬кинулся набок, погрузив пушечные порты в воду. Как только мачты и паруса коснулись воды, страшный взрыв расколол его пополам, и «Кро¬на», которую строили целых семь лет, всего лишь за несколько минут ушла под воду, а вместе с ней 850 человек. До сих пор ее гибель считается в истории шведского военно-морского флота одной из величайших по¬терь.
Привел к гибели «Крону» барон Лоренц Кройц.
Это была первая морская кампания шестидесятилетнего адмирала Кройца — его перевели на должность адмирала шведских военно-морс- ких сил с поста гражданского советника Карла XI. Профессиональные адмиралы, формально подчинявшиеся Кройцу, презирали его, нарушали его приказы или игнорировали их.
Ради справедливости следует заметить, что Кройц, являясь командую¬щим всем шведским флотом, не был капитаном «Кроны». Фактически корабль находился под управлением трех капитанов-профессионалов, и их трудно оправдать за такое управление судном.
Адмирал был человеком с тонким вкусом, о чем, например, свиде-тельствует кожаное кресло с фамильным гербом, вытесненным на спин¬ке, с инициалами L.C.E.D., видимо, Lorentz Creutz и Elsa Duvall (Эльза Дюваль — жена адмирала). На кораблях XVII века кресла были большой редкостью; матросы и офицеры сидели на деревянных скамьях или сунду¬ках. Такие кресла можно было найти лишь в изящной обстановке коро¬левского дворца, где Кройц провел не один год, — очевидно, он не счел возможным отказаться от них и на корабле.
Несмотря на свою неопытность, Кройц в первом же сражении против датчан и голландцев беспрерывно понуждал своих адмиралов атаковать, и часто напрасно. А в роковой день 1 июня у острова Эланд шведский флот вступил в бой преждевременно — обстоятельство, приведшее «Крону» к гибели. Когда корабль начал разворот, чтобы встретить неприятеля, Кройц, как говорили, закричал: «Именем Бога заклинаю, чтобы нижние порты были закрыты, а пушки закреплены, так чтобы нас не постигла участь «Вазы»!» Однако, по другому свидетельству, его даже не было на палубе, он лежал в каюте, страдая от случившегося утром сердечного приступа. Впрочем, это вполне может быть и неправдой, так как у Крой¬ца не было недостатка в недоброжелателях на борту «Кроны».
В любом случае приказ задраить пушечные порты поступил слишком поздно. Когда комендор Андерс Гилленспак спустился вниз, чтобы по¬смотреть, как выполняется приказ, он увидел, что «дула всех пушек по¬гружены в воду... порты закрыть было уже невозможно: корабль накре¬нился так сильно, что пушки нужно было вытягивать почти вертикаль¬но...» В это же самое время на противоположном борту канониры ниж¬ней орудийной палубы, оказавшись среди обезумевших крыс, оцепенели от ужаса; в следующую секунду сорвавшиеся с талей пушки вместе с яд¬рами обрушились на головы беззащитных людей.
В тот момент налетел шквал и опрокинул «Крону» — ее паруса и мачты оказались в воде. Через несколько секунд раздался страшный взрыв. Никто не знает, отчего он произошел, — вероятнее всего, пальник с тле¬ющим фитилем попал в главную крюйткамеру. «Крона» и ее команда, за исключением сорока двух человек, исчезли в гигантской вспышке.
Одним из уцелевших был Андерс Спарфельт, чья история стала леген¬дой. Ему исполнился тридцать один год, он был майором шведской ар¬мии. Взрывом Спарфельта подняло на высоту окало 60 метров, он проле¬тел мимо мачт двух неприятельских судов и упал невредимым на паруса шведского корабля «Дракон». Его чудесное спасение современники при¬писывали особой благосклонности Бога. Но на этом Божьи милости для Андерса Спарфельта не кончились. Он не только остался жив после это¬го сражения, но и получил звание генерал-майора. В 1708 году он был назначен губернатором шведского острова Готланд на Балтике, где зас¬лужил много наград. Спарфельт умер в возрасте 85 лет.
Погибшим и пропавшим без вести морякам «Кроны» их соотечествен¬ники оказали немного почестей. Вынесенные на берег близ Халтерстада тела были похоронены в общей могиле в углу дворика деревенской церк¬ви. В память о них не поставили даже камня.
Известный морской историк и инженер Андерс Франсен давно инте¬ресовался историей «Кроны». В 1950 году он предпринял первые попытки поисков ее останков в том месте, где, как считалось, они покоятся. По¬иски ни к чему не привели.
В 1979 году Франсен возобновил поиски «Кроны» в водах Балтики, к востоку от Эланда.
Место гибели судна долгое время оставалось невыясненным. Судя по свидетельствам того времени, сражение происходило в нескольких милях к востоку от прибрежной деревушки Халтерстад, где несколько дней спу¬стя на берег вынесло тела моряков «Кроны». Площадь, которую пред¬стояло обследовать, была огромной — многие и многие квадратные мили морского дна, — а предмет поисков относительно невелик: при взрыве судно вполне могло развалиться на куски.
В поисковой работе Франсену помогали трое друзей и коллег инже¬неров: Бенгт Гризелл, Стен Альберг и Бенгт Берьессон. Вместе они сна¬рядили небольшое исследовательское судно с гадролокатором и в июле 1979 года отправились на поиски «Кроны».
Удача нашла Франсена и его коллег спустя год, в один из августовских дней, когда они проводили исследование дна точно к востоку от Халтер¬стада.
Надолго археологам запомнится тот момент, когда они впервые уви¬дели «Крону». Под 36-метровым слоем воды лежали орудия, рассыпан¬ные по морскому дну, среди нагромождений корабельных балок, — боль¬ше полудюжины красивых бронзовых стволов. В то время как камера с дистанционным управлением показывала их, Андерс Франсен безмолвно ожидал какого-нибудь доказательства того, что его поиски подошли к концу. Вскоре на стволе одной шестифунтовой пушки высветилась над¬пись: «Vive le roi — 1628». Дата этого открытия — 8 августа 1980 года, а место — четыре мили к востоку от шведского острова Эланд. Пушки при¬надлежали «Кроне».
Как большинство флагманских кораблей того времени, «Крона» была плавающим музеем трофеев. Ее вооружение состояло из пушек стран всей
Европы, захваченных в сражениях или купленных у лиге иных заводов. Самая старая, которую в конце концов извлекли, была немецкая, отли-тая в 1514 году — больше чем за полтора века до того, как -«Крону» спус¬тили на воду. Вполне может быть, что это орудие носили на своих бортах больше полудюжины различных военных кораблей, прежде чем оно уто¬нуло с «Кроной». Другие пушки отливались в Швеции, Дании, Австрии и во Франции.
«Крона» опустилась на дно боком, и верхняя часть правого борта ока¬залась полностью разрушенной, нижняя же частично сохранилась. Поз¬же обнаружилось, что большая часть левого борта, лежавшего на дне и засыпанного песком и илом, тоже выдержала испытание временем, да так успешно, что некоторые пушки все еще выглядывали из своих портов. Нос судна развалился совершенно. Было похоже, что он отломился во время взрыва и был просто унесен течением. Массивные кормовые балки стояли соединенные вместе, словно гигантский треножник поднимался со дна на четыре метра.
Но сам по себе корабль был ничто в сравнении с тем огромным коли¬чеством старинных предметов, которые археологи вскоре извлекли. За десять лет, последовавших за катастрофой, шведы интересовались в ос¬новном тем, как достать ценные для них пушки, и им удалось вытащить примерно половину. Но, к счастью для Франсена и его товарищей, они не обращали внимания на десятки тысяч предметов повседневного пользо¬вания, ушедших на дно вместе с командой «Кроны». Для археологов они гораздо ценнее пушек, поскольку сами по себе воссоздают в деталях об¬разы корабля и людей, которые на нем плавали.
Одна из самых трогательных вещиц среди 17 тысяч предметов, кото¬рые они пока достали, — золотое кольцо с инициалами L.C.D., выграви¬рованными с внутренней стороны. Эти буквы означают: Лоренц Кройц Дюваль; вторая фамилия принадлежит жене адмирала, происходящей из столь же древнего рода.
Эльза Дюваль умерла за год до этой битвы, и кольцо, очевидно, при¬надлежало ей. Оно было расточено, видимо, для того, чтобы его мог но¬сить Кройц. Хотя тело адмирала вынесло на берег близ Халтерстада без кольца, он им явно очень дорожил, если взял с собой в море.
Чудеса были редкостью на «Кроне» в тот день, и большая часть нахо¬док свидетельствовала о внезапной и быстрой смерти членов экипажа и солдат. Особенную жалость вызывали у археологов останки и личные вещи человека, которого прозвали Гигантом. Они нашли только нижнюю часть его скелета, причем чулки и кожаные туфли все еще держались. Анато¬мическое обследование костей ног показало, что он был необычайно высок — около двух метров — по сравнению со средним ростом шведа XVII века, равным примерно 165 сантиметрам. Кроме того, Гигант был богат. Среди его вещей найдены ручные часы, большая медная пряжка от пояса, золотые с эмалью запонки, искусно позолоченный эфес шпаги, золотое кольцо.
Кем он был? Наверное, этого никто уже не узнает, но вполне возмож¬но, что это 26-летний сын Кройца Густав. Густав находился на борту «Кро¬ны», и очевидцы утверждали, что он утонул, хотя его тело на берег так и не вынесло. Однако лабораторные анализы останков гиганта показали, что одна из его лодыжек была сломана, а потом срослась. Такое повреж¬дение распространено в том роде войск, где служил Густав, будучи про¬фессиональным кавалерийским офицером. Среди его вещей археологи нашли и маленький золотой брелок в виде черепа — популярная безде¬лушка в Европе XVII века. Вероятно, он был пришит к камзолу и симво¬лизировал хрупкость человеческой жизни.
На «Кроне» служили члены еще одной фамилия, которых постигла та же участь, что и обоих Кройцев. Свен Олоф Рэм был морским горнис¬том — такая должность полагалась только на военных кораблях, имею¬щих адмирала на борту. Среди поднятых предметов обнаружили помятый медный горн, который, вполне вероятно, мог принадлежать Рэму.
Как флагманский корабль, «Крона» имела не одного горниста, а пя-терых. Для семьи Рэмов трагичным оказалось то, что одним из них был сын Свен Олоф Свенссон Рэм, а другой, Ханс, литаврщиком.
Кто-то из экипажа, возможно адмирал Кройц, взял с собой в море значительные ценности. Во время третьего сезона раскопок Ларе Эй- нарссон, директор проводимых археологических работ, обследовал об-ласть кормы, где жили Кройц и его старшие офицеры. Там Ларе нашел 105 золотых монет, одна из которых — редкий дукат времен царствова¬ния Карла XI. В следующий сезон они нашли еще 150, доведя таким об¬разом общее число до 255. Это самое большое собрание золотых монет, когда-либо найденное в Швеции. Было извлечено и множество серебря¬ных и медных монет, включая далер — большую квадратную монету, имевшую хождение в Швеции в XVII столетии. Как и многие другие пред¬меты, найденные на «Кроне», все они были выставлены в Кальмарском окружном музее.
«Крона» — это «временная капсула» Швеции XVII века. На ее борту находились люди из самых разных слоев общества. Например, археологи нашли в 1986 году медицинский сундук флотского хирурга с набором ба¬нок и бутылок, аккуратно расставленных внутри. Некоторые бутылки сохранили остатки содержимого. Известно имя владельца сундука — Пи¬тер Шаллерус Грипенфлихт, доктор шведских военно-морских сил, — медик, носивший самое высокое для того времени звание. Следом за бу¬тылками из сундука извлекли принадлежавший ему блестящий медный офицерский нагрудник с вензелями Карла XI. Нагрудник надевался лишь во время церемоний и никак не мог спасти жизнь Питеру Грипенфлихту, который утонул или погиб во время взрыва. Сундук, разделенный на от¬секи, тоже содержал керамические сосуды, стакан и оловянную посуду, латунную ложку, пригоршню ягод можжевельника, оловянные бутылоч¬ные крышки...
Две записные книжки в кожаных обложках, которые сохранились в воде, были рассчитаны на то, чтобы вместо листков бумаги вмещать пла¬стинки воска — так легче стирать написанное и снова использовать. Вме¬сте с ними найдены ручка и палочка для письма по воску, переплет от большого тома, — видимо, сборника псалмов.
За несколько лет археологи подняли с затонувшего корабля почти сорок красивых бронзовых пушек, включая шестифунтовую с надписью «viveleroi*. Более тяжелая, тридцатифунтовая, имела даже персональ¬ное сообщение на немецком языке: «Jacob Shultes in Wien Goss mich — 1627» («Якоб Шульц отлил меня в Вене в 1627 г>). Шульц принадлежал к лучшим в Европе литейщикам пушек, и одно из его произведений теперь хранится в Кальмарском музее. Записи свидетельствуют, что шведы зах¬ватили ее у немцев в 1631 году, во время Тридцатилетней войны, и ис¬пользовали против прежних владельцев в 1660-м. Она также несет иници¬алы императора Священной Римской империи Фердинанда II и имя на¬чальника его артиллерии Рудольфа фон Тойффенбаха.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

Showing comments 1 to 4 of 8 | Next | Last
Anonymous
Posts: 8
Comment

Reply #8 on : Sun March 19, 2017, 23:48:19
http://128.fo.ru
Anonymous
Posts: 8
Comment

Reply #7 on : Sat March 18, 2017, 00:04:58
http://128.fo.ru
Anonymous
Posts: 8
Comment

Reply #6 on : Thu March 16, 2017, 11:23:51
http://128.fo.ru
Anonymous
Posts: 8
Comment

Reply #5 on : Fri March 03, 2017, 21:51:05
http://128.fo.ru
Showing comments 1 to 4 of 8 | Next | Last

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru