СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«НУЭСТРА СЕНЬОРА ДЕ ЛЯ КОНСЕПСЬОН»

«НУЭСТРА СЕНЬОРА ДЕ ЛЯ КОНСЕПСЬОН»
1641 год


Испанский галион наскочил на риф в прибрежных водах Гаи¬ти. Налетевший тропический ураган затопил судно. Погибло более 300 человек.
В длинном перечне находок, извлечен¬ных из глубин морей и океанов, одну из верхних строчек занимают сокровища ис¬панского галиона «Консепсьон», потер¬певшего кораблекрушение у острова Гаи¬ти, тогдашней Эспаньолы. Об их исклю¬чительной художественной ценности сви¬детельствует хотя бы то, что большая часть ожерелий, подвесок, браслетов, из¬готовленных безвестными индейскими мастерами в Новом Свете, была выстав¬лена на продажу у Тиффани — в самом дорогом ювелирном магазине на Пятой авеню в Нью-Йорке.
На протяжении трех веков галион «Ну- эстра Сеньора де ла Пура и Ламлиа Кон¬сепсьон» был легендой, неудержимо ма¬нившей искателей подводных кладов: ведь на нем находился, если верить архивам, «самый богатый груз, когда-либо отправлявшийся из Вест-Индии».
Построенный в 1620 году «Консепсьон» много раз пересекал Атланти¬ку в составе «золотого» и «серебряного» флотов, перевозивших в Испа¬нию награбленные сокровища. В 1641 году он отправился в свое после¬днее плавание. Причем его трагический финал был предрешен заранее, ибо явился результатом цепи роковых ошибок. Началось с того, что в Веракрусе испанской эскадре пришлось долго ждать, пока будет достав¬лено серебро, добытое за год в колониях, и отчеканенные из него моне¬ты. Поскольку трюмы «Консепсьон» не смогли вместить весь груз, часть сундуков разместили на верхней палубе. Капитан галиона пробовал воз¬ражать, ибо из-за увеличившейся осадки корабль стал плохо слушаться руля. К тому же пушечные порты опустились к самой воде, и они даже при небольшом волнении могли послужить причиной катастрофы. Но руководивший отправкой «серебряного флота» наместник испанского короля просто-напросто отмахнулся от протестов капитана.
Еще больше предстоящий переход через океан осложнила месячная задержка в Веракрусе: были пропущены все сроки относительно безопас¬ного плавания в Западной Атлантике, где с приходом осени часты свире¬
пые штормы и ураганы. Тем не менее в начале сентября эскадра из 26 галионов под командованием адмирала Хуана де Вилья Винсенсио, державшего свой вымпел на «Консепсьон», вышла в Мексиканский за-лив. Первая часгь плавания прошла без особых происшествий, если не считать порванных парусов. После непродолжительной стоянки в Гаване для ремонта такелажа эскадра покинула Кубу и вскоре у побережья Фло¬риды попала в жестокий шторм, выбросивший несколько галионов на отмели и рассеявший остальные.
«Консепсьон», изрядно потрепанная гигантскими волнами, лишилась почти всех мачт. О том, чтобы следовать через Атлантику, не могло быть и речи. Поэтому адмирал Хуан де Вилья Винсенсио принял решение идти в Пуэрто-Рико. Однако к исходу третьей недели плавания испанские мо¬ряки потеряли представление о том, где находится корабль. Одни полага¬ли, что на траверзе восточной оконечности Кубы, другие утверждали, что галион недалеко от Пуэрто-Рико. Вопреки предложению адмирала двигаться дальше на восток лоцманы настояли на том, чтобы повернуть на юг. Это привело к трагическим последствиям: «Консепсьон» очути¬лась в изобиловавших рифами и банками прибрежных водах Эспаньолы. Увы, дон Хуан был бессилен что-либо изменить. В те времена на испан¬ском флоте навигаторы, относившиеся к торговому ведомству, не подчи¬нялись флагману.
Через неделю галион наскочил на риф: корма застряла между двумя огромными коралловыми массивами, а нос погрузился под воду. И все же адмирал попробовал спасти «Консепсьон». Он приказал сбросить в море закрепленные на верхней палубе сундуки с серебром. Когда нос корабля обрел плавучесть, на воду спустили единственную большую шлюпку, чтобы попытаться снять галион с рифа. Возможно, с помощью буксира он выр¬вался бы из коралловой западни, если бы не налетевший в ночь на 1 декабря тропический ураган. Галион затонул, а из 514 членов экипажа и пассажиров спаслись лишь 190. Остальные захлебнулись в бушующем прибое или были разбиты волнами о коралловые рифы.
Гибель флагманского корабля «серебряного флота» явилась для ис-панской казны, пожалуй, самой крупной потерей на море в XVII веке. Оставшийся в живых адмирал Хуан де Вилья Винсенсио предстал перед судом, на котором в качестве свидетелей выступили уцелевшие члены экипажа. Их показания, занявшие две тысячи листов, спасли адмирала от сурового наказания, а может быть, даже от смертной казни. Все свидете¬ли были настолько единодушны в своих оценках действий дона Хуана, что суд вынес ему оправдательный приговор.
Но вот судьба драгоценного груза «Консепсьон» сложилась неудачно. Многочисленные экспедиции, посылавшиеся королем Испании для ее подъема, оказались безрезультатными. Лишь в 1687 году, через 45 лет пос¬ле катастрофы, молодой массачусетский корабел Уильям Филе, страст¬ный кладоискатель, сумел найти место кораблекрушения. С помощью индейцев племени лукейя, промышлявших ловлей жемчуга, ему удалось
мтмпнннш
достать со дна почти тридцать тонн серебра. Судя по сохранившимся в Веракрусе документам, это составляло чуть больше десятой части груза «Консепсьон».
Несмотря на заманчивые предложения, а в них не было недостатка, Филе хранил в тайне координаты рифа, возле которого затонул испанс¬кий галион. Во время своих экспедиций он сам прокладывал курс судна, так что ни команда, ни ловцы-индейцы не знали, где именно оно броса¬ло якорь. Поэтому после его смерти Серебряная отмель, как стало име¬новаться это место, вновь оказалась потерянной.
Почти два столетня «Консепсьон» оставался недосягаемым для мно-гочисленных охотников за сокровищами. В экспедициях, снаряжавшихся на поиски галиона, участвовали английский автогонщик Малколм Кэмп¬белл и археолог-маринист Эдвин Линк, известный французский специа¬лист-подводник князь Александр Корганов и «король морских глубин» Жак-Ив Кусто. Вполне возможно, что кто-то из них проходил над Сереб¬ряной отмелью, островерхим коралловым рифом, прячущимся под са¬мой поверхностью моря в 85 милях от Гаити. Но рассеянные по большой площади обломки галиона, к тому же погребенные под толстым слоем песка и обросшие кораллами, упорно ускользали от поисков.
Со временем «серебряный галион» стал считаться чем-то вроде свое¬образного подводного Эвереста: найти «Консепсьон» значило доказать свое высочайшее мастерство. Однако, хотя приз оценивался цифрой с многими нулями, любители-новички даже не пытались вступать в борьбу за него, оставляя это трудное дело профессионалам. Впрочем, и среди последних находилось все меньше желающих тратить время и деньги на поиски призрачного клада.
В числе немногих, рискнувших отправиться в кишевшие акулами тро¬пические воды, был американец Берт Уэббер. В течение четырех лет он вместе с Хаскинсом прочесывал один архив за другим в поисках следов «Консепсьон»: Морской музей в Мадриде, Британский музей, наконец. Генеральные архивы Индии в Севилье, где хранились отчеты о всех пла¬ваниях и кораблекрушениях судов, перевозивших слитки золота и сереб¬ра из испанских колоний.
«Чем больше я анализировал записи, тем больше убеждался, что успех возможен, — вспоминает Уэббер. — Деньги на экспедицию удалось за¬нять у одного чикагского банкира. После этого я добился у правитель¬ства Доминиканской Республики исключительного права на поиски «се¬ребряного галиона» в обмен на половину сокровищ, если они будут най¬дены. И все-таки самым важным было то, что мне достали листы аэрофо¬тосъемки прибрежных акваторий Гаити. Море там прозрачное, и поэтому хорошо просматриваются подводные рифы и банки. Покорпев месяц над дешифровкой аэрофотоснимков, я нанес на карту «подозрительные» ме¬ста, где скорее всего мог лежать остов «Консепсьона». Оставался сущий пустяк — разыскать его».
В 1977 году Уэббер отправился к берегам Гаити. В течение пяти меся¬цев тщательно подобранная им группа аквалангистов квадрат за квадра¬том обследовала акваторию. Они встретили обломки тринадцати судов, нанесли их местоположение на карту и передали доминиканским влас¬тям. Но никаких следов галиона так и не обнаружили. Тем: не менее это не обескуражило Уэббера: главное — его команда доказала свое профес¬сиональное мастерство. По возвращении в Чикаго он основал фирму «Сик- вест интернэшнл» для продолжения поисков «Консепсьон».
Если под водой кладоискатели не могли похвастаться большими успе¬хами, то на суше дело сдвинулось с мертвой точки. Выехавший в Испа¬нию Хаскинс познакомился там в архивах с канадкой Викторией Степплз- Джонсон, которая по заданию профессора Питера Эрла из Лондонской школы экономики собирала материалы для монографии о «серебряном флоте» 1641 года.
«Я сразу же связался с Эрлом. Как знать, вдруг у него найдется ка-кая-нибудь зацепка, которой недостает нам, — рассказывает Уэббер. — И надо же, оказалось, что у профессора есть ключ к тайне «Консепсь-он», о котором он и не подозревал, — вахтенный журнал судна «Ген-ри», участвовавшего в экспедиции Филе. Я тут же вылетел в Англию. Представьте мое волнение, когда профессор Эрл вручил мне копию этого документа и я с трудом прочитал написанный старинными буквами текст: — «Журнал нашего путешествия начинается с Божьей помощью в 1686 году, на борту корабля «Генри», под командованием Фрэнсиса Роджерса, направляющегося к банке Амброзия, что к северу от острова Эспаньола, в компании с «Джеймсом и Мери», под командованием ка¬питана Уильяма Филе, на поиски затонувшего испанского галиона, в чем да поможет нам Бог».
Дело в том, что Филе отправил «Генри» первым к месту кораблекру¬шения. Судно «Джеймс и Мери», которым командовал он сам, прибыло туда позже, и в его вахтенном журнале описывается не само обнаружение обломков, а операция по извлечению груза «Консепсьона». Но и это еще не все. Этот документ, писавшийся Филе, стал настольной книгой дяя кладоискателей. Журнал же «Генри» остался неизвестным, поскольку вско¬ре после смерти Филе таинственно исчез. Профессор Эрл случайно на¬ткнулся на него в частной библиотеке лорда Рамни. Кто-то из его пред¬ков собирал раритеты и купил у слуги покойного капитана «никому не нужную», как тот думал, рукопись. Так она и пролежала в имении лорда больше двухсот лет.
Когда я дочитал вахтенный журнал «Генри» до конца, то понял, что в 1977 году мы крейсировали над тем самым местом, где затонула «Консеп¬сьон». Но поскольку он был слабой мишенью для нашей магнитометри¬ческой аппаратуры, мы его не обнаружили», — поясняет Уэббер.
По счастливому совпадению в это же время канадская фирма «Вэриан ассошиэйтс» сконструировала портативный магнитометр на цезии. Берт
Уэббер несколько лет состоял в ней консультантом, и ему предложили испытать новый прибор. Его главное достоинство помимо небольших га¬баритов заключалось в высокой чувствительности. Он регистрировал на¬личие металла даже под трехметровым слоем песка.
Хотя «Сиквест интернэшнл» числилась в безнадежных должниках, Уэб¬беру всеми правдами и неправдами удалось получить кредит — 450 тысяч долларов. «Теперь уже действительно в последний раз», — было катего¬рически сказано ему.
«У меня просто не было другого выхода, как найти «Консепсьон», — вспоминает Уэббер. — Может быть, именно безвыходность сыграла ре¬шающую роль. Во всяком случае, на пятый день по прибытии в район поисков мы могли праздновать победу: «серебряный галион» сдался на милость моей команды. Правда, перед этим нам пришлось изрядно по¬волноваться. Наш предшественник Филе считал, что кораллы поглотили кормовую часть судна, закрыв доступ к основным сокровищам. Когда же мы обследовали риф с помощью магнитометра, то поняли, что ее здесь вообще нет.
Но это не повергло нас в отчаяние. Взяв за исходную точку злопо-лучный риф, мы стали описывать вокруг него расширяющиеся концен¬трические круги. В подобных случаях нужна особая зоркость, чтобы не пропустить даже самые малозаметные следы. Это может быть железная скоба или шкив от снасти, какой-нибудь предмет обихода, например винная бутылка, обросшая кораллами и поэтому утратившая свою при¬вычную форму. Вот по таким мелочам мы и вышли на главный объект поисков.
Видимо, во время катастрофы шторм разломил «Консепсьон» на две части. Волны перебросили корму и протащили примерно на 120 метров, прежде чем она опустилась на дно кораллового каньона. Даже вблизи ее совершенно не было видно, и я обнаружил останки галиона только бла¬годаря магнитометру. После этого каждый последующий день напоми¬нал рождественские праздники. «Консепсьон» преподносил нам все но¬вые и новые подарки: серебряные монеты, датированные 1640 годом; две уникальные золотые цепи, сделанные скорее всего в Китае; фарфо¬ровые чашки в поразительно хорошем состоянии, изготовленные в эпо¬ху династии Мин, пересекшие Тихий океан через Филиппины и вывезен¬ные через Мексику на спинах мулов; всевозможные золотые украше¬ния, посуду из майолики и многое, многое другое, — рассказывает Уэб¬бер. — Но и потрудиться пришлось изрядно. Ведь только кораллов мы сняли больше 300 тонн».
Между прочим, «раскопки», продолжавшиеся 11 месяцев, позволили раскрыть любопытную тайну испанских негоциантов XVII века. Из глу¬бокой расщелины аквалангисты извлекли остатки старинного сундука с двойным дном, под которым лежал толстый слой серебряных монет. Это было наглядным свидетельством тогдашней контрабанды. Кстати, позднее среди трофеев обнаружились и фальшивые монеты, отчеканен¬ные в Новом Свете.
Но, конечно, главной добычей экспедиции Берта Уэббера было сереб¬ро — и в слитках, и в монетах. Его удалось поднять со дна около 32 тонн, стоимостью примерно 14 миллионов долларов. Вкупе с тем, что когда-то достал Филе, это составляет лишь пятую часть груза «серебряного галио¬на». Остальные сокровища еще ждут своего часа.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru