СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

«ЖИРОНА»


«ЖИРОНА»
27 октября 1588 года


Испанский галеас налетел на скалу у побережья Ирландии. По-гибло 1300 человек.
22 июля 1588 года 130 кораблей, имевших на борту 2431 пушку, от-плыли из Ла-Коруньи на северном побережье Испании. Шестьдесят пять из них были галионами и воо¬руженными торговыми судами, двад-цать пять — грузовыми, перевозив¬шими лошадей, мулов и провиант. Среди них были 32 маленькие лод¬ки, четыре галеры и четыре галеаса, одним из которых был «Жирона». Галеасы, усовершенствованные га-леры, но гораздо меньшего разме¬ра, использовались в качестве манев-ренных, приводимых в движение вес¬лами канонерских лодок. Эта фло-тилия несла 27 500 человек: 16 ты¬сяч солдат, 8 тысяч моряков, 2 ты¬сячи каторжников и галерных рабов, 1500 человек благородного проис-хождения и других добровольцев.
Возглавлял экспедицию дон Алонсо Перес де Гусман эль Буэно, герцог Медина-Сидония, дворянин очень старинного рода и — даже по его собственному мнению — обла¬давший минимальной компетенцией для руководства операцией такого рода. Тем не менее среди его старших офицеров находился дворянин, прославившийся по всей Испании: дон Алонсо Мартинес де Лейва, один из храбрейших и лучших капитанов того времени. Его репутация была так высока, что около сорока знатнейших фамилий Испании отправили своих сыновей на его корабль «Ла Рата Санта-Мария Энкоронада», что¬бы он лично мог вести их к победе над еретиками протестантской Анг¬лии.
Но им не суждено было добиться победы. Несчастья начались в Ла- Манше. Испанская армия в Нидерландах не была готова. Английский флот воспользовался преимуществом, предоставленным ему погодой, и разбил «Непобедимую армаду» у Кале. Ветер пригнал корабли Медины- Сидонии к подветренному берегу Фландрии, затем переменился и дал
«ЖИРОНА»
ему возможность уйти в Северное море. Сидония отдал приказ возвра-щаться в Испанию, держа курс, как записал один из офицеров, «вокруг Англии, Шотландии и Ирландии, через 750 лиг штормящего, почти неиз¬вестного нам моря».
Но из 130 кораблей «Непобедимой армады» вернулись только 130. Мно¬гие затонули, и бури той осени выбросили двадцать или тридцать судов на берега Шотлавдии и Ирландии. «Ла Рата», поврежденная, лишенная мачт, после двух ужасных недель одиночного плавания в Северной Атлантике пришла в бухту залива Блэксол на западном побережье Ирландии. Марти¬нес де Лейва направил ее к берегу, высадил своих людей, выгрузил сокро¬вища и сжег судно.
По счастью, другой корабль «Армады», «Ла Дукеса Санта-Анна», за-шел в бухту, и де Лейва погрузил своих людей и веши на его борт. Он снова вышел в море, снова сел на мель, снова его люди и золото оказа-лись на берегу, и снова Мартинес де Лейва приложил усилия, чтобы за¬щитить их, на этот раз в развалинах замка около залива Лохрос-Мор.
Вскоре разведчики сообщили о других испанских кораблях из города Киллибегз, расположенного в одиннадцати милях от холмов Донегала. Мартинес де Лейва поспешил туда с судовой командой и сокровищами потерпевших крушение «Раты» и «Дукесы». Он обнаружил три корабля, один поврежденный и два разрушенных, и три больных и голодающих экипажа. Из остатков разбитых кораблей с помощью наиболее сильных людей из пяти экипажей, которыми он теперь командовал, де Лейва вос¬становил единственное способное держаться на плаву судно, галеас «Жи¬рону». По мере возможности он восстановил ее поломанный руль, зала¬тал корпус, погрузил на борт 1300 человек и наиболее ценное имущество. Корабль был так перегружен, что де Лейва вряд ли рассчитывал достичь берегов Испании. Единственным шансом для него теперь было отпра¬виться к берегам Шотландии, где Яков VI, сын католической королевы Марии Стюарт, без сомнения, предоставил бы убежище ее испанским единоверцам.
В ночь на 26 октября сильный северный ветер подстегивал галеас, шедший мимо восточной оконечности Ирландии. Волны разбили его поврежденный руль; теперь он лавировал в провалах между валами, дрей¬фуя в сторону прячущихся во мраке скал по правому борту.
Впереди, не далее чем в тридцати милях, находилось западное побере¬жье католической Шотландии и убежище для уцелевших судов некогда величественной «Армады». Еще несколько миль — и «Жирона» достигла бы Ирландии. Гребцы боролись с ветром, непрестанно взмахивая весла¬ми, тщетно пытаясь удержать корабль подальше от берега.
Ветер победил. Кипящая вода перехлестывала через правый борт ко¬рабля. Вопль впередсмотрящего заставил моряков бросить якорь. Слиш¬ком поздно. Клык скалы, выступавший из моря, пропорол борт «Жиро¬ны»; она села ка скале. Ее корма была разбита, борт разломан. Пушки,
ядра, личное оружие, имущество, сундуки и 1300 несчастных людей, из¬немогших в борьбе, утонули в кипящем прибое.
Из 1300 человек только пятеро достигли берега живыми. Среди тех, кто не спасся, был молодой дворянин, чьи последние мысли были обра¬щены к Испании и — мы можем предположить — к своей суженой, на¬девшей ему на палец прекрасное кольцо, сделанное специально по ее заказу, кольцо, которым она символически отдавала себя ему.
Мысль растаяла вместе с жизнью молодого человека. Его тело, неко-торое время державшееся на вздымающихся волнах, постепенно погрузи¬лось в заросли бурых водорослей, покрывающих морское дно. Там мел¬кие морские обитатели и постоянное волнение разрушили его. Кольцо упало с руки и закатилось в расщелину...
В 1960-х годах это кольцо нашли искатели сокровищ.
В национальных архивах имеется множество упоминаний о «Жиро-не». Документы содержали точную информацию о том, как она затонула, но не о том, где это произошло. Упоминания о «Жироне» в документах того времени были противоречивыми. Через десять дней после того, как она затонула, лорду-депутату в Дублинский замок пришло известие о том, что «упомянутая галера, отплывшая из упомянутой гавани (Киллибергз) с таким количеством испанцев, какое она только могла нести, и шедшая вдоль берега к шотландским Оркнейским островам, затем разбилась, на¬летев на скалу Банбойе; корабль и люди погибли, спаслись только пяте¬ро, едва добравшиеся до берега... Эта скала Банбойе находится недалеко от дома Сорли Боя».
Упомянутый Сорли Бой — это Сорли Бой Макдоннелл, местный лорд, некогда непримиримый враг английских властителей в Ирландии. И он имел для этого веские основания. Дрейк потопил его галеры; люди Эс¬секса убили его жену и младших детей. Его «домом» был замок Данлюс, чьи молчаливые, изъеденные непогодой стены все еще виднеются на вер¬шине скал около Потбаллинтрэ. Но Банбойе, устье реки Буа, или Баш, лежит в двух милях к востоку.
В декабре лорд-депутат информировал Лондон, что слышал о «трех слитках латуни, лежащих в пределах видимости между скалами у Бан¬бойе» и что Мартинес де Лейва утонул. В августе он доложил, что испан¬ские пушки подняты, однако выяснилось, что их забрал какой-то шот¬ландский капитан в сопровождении двух испанцев. В письме, содержав¬шем эту информацию, говорилось: «Сообщают, что там находится боль¬шое количество золота и серебра». Чиновник, который отправил это со¬общение, отметил: «...те монеты, которые были подводой, по моему пред¬положению, все еще там».
Позднее английский губернатор этого региона, сэр Джон Чичестер, написал: «Джеймс Макдоннелл поднял три сундука с сокровищами, которые были доставлены в замок Данлюс». И далее: «Макдоннеллы... установили три орудия, снятые с одного из испанских кораблей... Я
♦ЖИРОНА»
потребовал упомянутые пушки... но они категорически отказались вер-нуть их*.
Остается добавить, что после гибели «Жироны» сын Сорди Боя Джеймс расширил и украсил Данлюс. Наверное, не стоит объяснять, откуда взя¬лось его неожиданное богатство.
16 марта 1589 года
Испанская каравелла затонула у побережья Африки. Большое количество жертв.
Каравелла «Сан-Томе» вышла из Кохина в Восточной Индии в янва-ре 1589 года под командованием Эс- тевеа да Вейги. Во время похода по¬вредилась обшивка корабля, и сквозь щели стало проникать столько воды, что 16 марта капитан принял решение покинуть судно. На борту находилось несколько сот пас¬сажиров. Капитан и офицеры взяли в единственную спасательную шлюпку только самых именитых из них, всего 140 человек. Остальные должны были остаться.
Автор описания катастрофы (из¬дано в 1611 году) Диего де Коуто пи¬шет: «Оставшиеся на корабле поня¬ли, что их может спасти только про¬видение или их собственные усилия. И поскольку на корабле было дос¬таточно необходимых материалов, они немедленно взялись за строительство плотов. Однако сразу же после спуска на воду все плоты затонули... Это произошло не только по божьей воле, но также из-за равнодушия и эгоизма тех, кто попал в лодку. Если бы построить плоты раньше и плыть под прикрытием спасательной лод¬ки, могли бы спастись все. Довод о недостатке времени не соответствует действительности. Корабль оставался на поверхности еще целых двад-цать четыре часа, и это при том, что насосы к тому времени уже не рабо¬тали. Ситуация в шлюпке была, однако, не намного лучше. Все приняли руководство рыцаря Бернарди де Карвальго. Видя, что остальных охвати¬ла паника, а офицеры ненадежны, он также потерял голову. Известно, правда, что в подобных ситуациях (это подлинные слова автора)... моряки и военные ведут себя как варвары и не обращают внимания ни на что и ни на кого, а также что за свое поведение, грубость и жестокость они, в случае спасения, никогда не бывают наказаны...»
Лодка оказалась перегруженной — борт был над самой водой, и с каж¬дой волной она зачерпывала воду. Побережье Африки (Наталь) накануне находилось в поле зрения, но за ночь исчезло. Когда его достигнут потер-
певшие кораблекрушение, было вопросом времени. То есть опасность для тех, кто оказался в лодке, не была столь явной, хотя до момента спасения и оставалось еще пять дней. Вот как описывает Диего де Коуто, который, вероятно, находился в лодке, то, что происходило дальше: «Офи¬церы решили, что лодку следует облегчить любой ценой. Их предложение бросить в воду несколько пассажиров ввиду напряженности ситуации было принято... Офицеры выбрали шестерых несчастных, которые ни о чем не догадывались, схватили и бросили за борт. Их сразу же поглотило море, никто не вынырнул на поверхность».
К вечеру того же дня (17 марта) лодка вернулась к кораблю (!), кото-рый еще находился на плаву, переполненный обезумевшими людьми, уже ничего не предпринимавшими для своего спасения. Единственное, что они были в состоянии делать, так это молиться и взывать к Деве Марии. Моряки вскарабкались на палубу судна, бросили в лодку несколько бо¬чонков с водой и сухарями, и, поскольку при этом она опять слишком погрузилась в воду, офицеры выбрали несколько ни о чем не подозреваю¬щих жертв и бросили их в море. Затем подняли на лодке паруса и попыта¬лись достичь суши. Они пристали к берегу только 22 марта из-за встреч¬ного течения, относившего лодку от берега. Каравелла затонула раньше, еще 17 марта со всеми, кто на ней остался.
24 марта потерпевшие кораблекрушение решили двинуться вдоль по¬бережья (территории нынешнего Мозамбика) к форту Лоренсу Маркиш, где размешался португальский гарнизон. Шли очень медленно, не хвата¬ло еды, постоянно угрожало нападение туземцев. 18 апреля моряки пред¬ложили разделиться. Одна группа должна были привести помощь для бо¬лее слабых, в частности для женщин. «Остальные им, разумеется, не до¬веряли и утверждали, что, если разделиться на две части, то погибнут все...» Обмен мнениями закончился рукопашной. Мужчины сводили сче¬ты со своими противниками в драке. Таким образом, отряд практически развалился. В конце апреля сорок пять самых крепких его членов дошли до португальской крепости в Софале. Только через некоторое время уда-лось организовать экспедицию по спасению оставшихся. Осенью того же года она нашла несколько человек на острове Сетимино (позже он был назван Слоновый остров, а сегодня называется Остров Португальцев) в устье реки Эспирито Санто. По сведениям де Коута, их было не более двадцати.
14 декабря 1600 года Испанский галион затонул во время маневра в филиппинских
Обнаружить судно, затонувшее четыре столетия назад, удается ред¬ко. Подобная находка для археоло- га-подводника — истинная награда за многолетние поиски и труды.
По свидетельству Фрэнка Год- дио, подводного археолога со ста-жем, его знакомство с галионом «Сан-Диего», исчезнувшим в фи-липпинских водах еще 14 декабря 1600 года, началось задолго до об-наружения судна — тогда, когда он начал рыться в архивах, изучая фо-лианты со свидетельствами немно¬гих уцелевших в этой трагедии.
Поначалу история галиона не обещала ничего загадочного. Име-лись точные сведения о дне и часе его гибели. Также были известны чис¬ленность экипажа, количество ору¬дий, тип груза, даже место катастро¬фы: в шести милях от острова Лу¬сон. Так, во всяком случае, значит¬ся в объемистом протоколе, который вот уже 400 лет хранится в испанских архивах; его составил свидетель катастрофы, адмирал Антонио де Морга.
«Чем глубже я уходил в детали, тем запутаннее мне казалось дело, — вспоминает Фрэнк Годдио. — Существовали ведь свидетельства и других выживших. Ате придерживались своих версий, существенно расходившихся с показаниями де Морги. Взять хотя бы записки капитана нидерландско¬го галиона «Маврикий», едва не затонувшего рядом с «Сан-Диего». Именно из них я узнал, что на «Сан-Диего» разыгралась подлинная драма, исто¬ками которой послужили мелочность, некомпетентность и тщеславие, погубившие 350 человек».
Так что же случилось? Фрэнк Годдио потратил много времени на со¬поставление фактов и материалов, после чего сделал собственное, обо¬снованное заключение. Теперь и мы имеем возможность проследить за его выводами, пережив заново события, происшедшие четыре столетия назад.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru