СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

МНОГОЛИКИЙ СИНГАПУР

 

 

МНОГОЛИКИЙ СИНГАПУР

 
   

Историю острова, государства и города Сингапур обычно начина­ют отсчитывать с 1819 года, когда английский лорд сэр Стэмфорд То­мас Раффлз приобрел его для английской короны. Однако еще с V века здесь существовало полулегендарное государство Тумасик, до­кументальных сведений о котором сохранилось очень мало, и потому история его еще не до конца ясна. Знаменитый путешественник сред­невековья Ибн Баттута, возвращавшийся из Китая в Европу морским путем и останавливавшийся на Суматре, в своих записках об острове Сингапур даже не упомянул. Поэтому многие исследователи и утвер­ждают, что ранняя история острова теряется в старинных преданиях и легендах.

Свое название Тумасик (что по-малайски означает «Город у моря», «Морской город») получил из-за своей близости к морю, а также из-за мангровых болот, которые покрывали значительную часть острова. К VII веку здесь стояло около двадцати домиков на сваях, с порога кото­рых можно было забрасывать сети прямо в море. Через 500 лет на месте этой рыбацкой деревушки возник небольшой порт, который держал в своих руках торговые пути через Малаккский пролив. Порт был источ­ником процветания Тумасика, но тихую жизнь его обитателей не раз нарушали нашествия завоевателей с континента, которые пытались вы­теснить отсюда султанов острова Суматру.

Впоследствии значение Сингапура как важного стратегического пун­кта у берегов Юго-Восточной Азии уценили голландские и английские колонизаторы. И вот тут на арене истории появляется С.Т. Раффлз, ум­ный и энергичный чиновник Ост-Индской компании. Путем интриг, подкупа и шантажа он «отхупил» у джохорского султана остров, на ко­тором тогда проживало всего 150 местных рыбаков. Однако уже через полгода население Сингапура возросло в несколько раз из-за притока китайцев, малайцев и других народов.

Став губернатором Сингапура, сэр С.Т. Раффлз уделил много внима­ния созданию колониального чиновничьего аппарата: он составил вре­менный кодекс законов, основанный на английском праве, но сохра­нивший при этом некоторые местные традиции — религиозные и семей­но-брачные, а также права наследования. Сэр С.Т. Раффлз занимался и такими вопросами, как регистрация земли, управление портом, созда­ние полиции, ликвидация игорных домов, притонов и даже... петушиных боев.

С 1826 года Сингапур стал британской колонией и получил название «Стрейтс-Сеттльментс — «Поселение у моря». Полтора века над быв­шим Тумасиком развевался английский флаг, и о господстве Великобри­тании напоминают бронзовые изваяния сэра С.Т. Раффлза, а также на­звания многих улиц, набережных и площадей, увековечивших имена английских принцев и принцесс. Свидетельствует об английском влады­честве и архитектура зданий, в которых до сих пор размещаются прави­тельство, парламент, театр и выставочный павильон Сингапура.

Именем английского лорда назван и отель, уютно расположившийся в викторианском здании. На стендах «Раффлза», который превратился в гостиничный музей, развешаны многочисленные фотографии, письма и конверты с редкими теперь старинными марками, а также счета и рес­торанные меню. За век с небольшим своего существования эта синга­пурская гостиница приняла много знаменитостей. Каждая из них оста­вила след в истории отеля, но самые ценные воспоминания связаны с писателями Д. Конрадом, Р. Киплингом и С. Моэмом. «Золотые перья английской литературы» не просто останавливались в гостинице — они здесь работали. Д. Конрад написал в стенах отеля «Раффлз» начало сво­ей повести «Тайфун», здесь же у него родился замысел романа «Лорд Джим». Редьярд Киплинг не написал в отеле ни строчки, но впослед­ствии в рассказе «Провидение» с восторгом отозвался о нем. А вот ро­ман С. Моэма «Дождь» тогдашним хозяевам отеля «Раффлз» не понра­вился, зато сегодняшние владельцы очень довольны тем, что их гости­ницу-музей ежедневно посещают почти 2000 туристов. Сингапурское пра­вительство даже издало специальный указ, объявляющий отель «Раффлз» национальным памятником культуры.

Британский флаг над Сингапуром был спущен в 1942 году, когда япон­цы захватили «Город льва» (так переводится его название) и переимено­вали его в Шанан — «Свет юга». Однако после окончания Второй миро­вой войны англичане вновь вернулись на остров и оставались здесь до 1959 года. Впоследствии Сингапур два года входил в состав федерации Малайзии, но в 1965 году он стал независимым государством.

Длина острова Сингапур — всего 42 километра, ширина — 22,^ кило­метра, а общая площадь не превышает 227 квадратных километров, и то в часы отлива. Казалось бы, что вся территория острова должна быть застроена, однако она не вся занята городскими постройками. Напри­мер, на севере в черту города входит водохранилище Мак-Ритчи, берега которого покрыты лесом.

Своим фасадом Сингапур обращен к морю. Набережные и улицы, прилегающие к порту, застроены 5—6-этажными домами, возведенными в конце XIX — начале XX веков. По своему архитектурному стилю они напоминают городские кварталы Англии викторианской эпохи, однако здесь высятся и современные здания из стекла и бетона. А значительная часть сингапурских окраин до сих пор застроена домами сельского типа с приусадебными участками.

При впадении реки Сингапур в бухту разместился Мерлин-парк. Он невелик и представляет собой просто лужайку, посреди которой лицом к морю стоит на хвосте белая львиноголовая рыба высотой 8 метров. Из пасти этого фантастического существа прямо в море бьет фонтан, а его светящиеся глаза напоминают блюдца... Эта скульптура[1] — символ го­рода: с лукавой улыбкой русалка смотрит на залитый солнцем рейд, где дожидаются разгрузки корабли со всего света. Львов на острове никогда не было, но древнее предание рассказывает, что

в VII веке принц Санг Нила Утама, путешествуя по морю с небольшой командой, попал в шторм. Чтобы не утонуть, им пришлось выбросить за борт вСе свои пожитки, в том числе и корону принца. Море вскоре успоко­илось, и перед их взорами показалась спасительная земля. Высадившись на пустынный берег, Утама и его спутники пошли искать место для ночлега.

Вдруг вдали промелькнуло какое-то животное, которое принц принял за льва. Он счел это хорошим знаком и назвал эту землю «Синга Пура» — Город льва.

Самой известной достопримечательностью Сингапура является «Парк тигрового бальзама» — большой живописный сад, раскинувшийся на берегу моря. Еще издали бросается в глаза его искусно декорированная арка, являющаяся входом в парк.

Этот парк в 1937 году создали два брата-китайца, Ау Бун-хау и Ау Бун-пар, разбогатевшие на производстве целебной мази — «тигрового бальзама». Эта мазь приобрела известность не только в Сингапуре, в аптеках всей Юго-Восточной Азии появились баночки с тигром на кра­сивой этикетке — средство для лечения радикулита, ревматизма и других болезней.

Стремясь увековечить свое имя, братья купили на холмистом склоне у самого моря участок земли площадью в 8 акров. Потом по их указанию холм этот расчистили и выровняли на Н9М террасы. Вскоре здесь вырос сказочный городок с яркими беседками и арками в стиле традиционных восточных пагод, а также киоски и ларьки с прохладительными напитками.

Когда сооружение парка было закончено, братья Ау преподнесли его в дар Сингапуру с одним-единственным условием: после смерти их прах будет похоронен здесь. И воля братьев была исполнена, а на верхней террасе парка им установили памятник.

Главным украшением «Парка тигрового бальзама» стали искусствен­ные гроты, причудливые скалы и аллеи, образованные подрезанными деревьями. Мифологические животные и древние герои, группы воинов и целые деревни с их жителями — все это искусно вылеплено из гипса, раскрашено и живописно вмонтировано в парковые ансамбли. Бесчис­ленные беседки и гроты «Парка тигрового бальзама» заселены персона­жами, воспроизводящими сцены древнекитайской мифологии, фолькло­ра, древних легенд и конфуцианских хроник. Многие композиции имеют назидательный смысл: «Чти своих предков, какие бы дела они ни совер­шали •— ты не вправе судить их». «Молись усердно богам за себя, за сво­их родителей и своих предков, и боги услышат твои молитвы».

В одной композиции изображены те, кто не достоин прощения. Дья­волы терзают грешников, потрошат им внутренности, мелют их жерно­вами, распиливают на части, варят в котлах, насаживают на вилы... Кор­чатся в нечеловеческих муках грешники, рекой льется их кровь, и до­вольно ухмыляется торжествующий дьявол.

Резец скульптора-ваятеля оживил и многие реальные сюжеты, на­пример, в одной из аллей воспроизведен уголок деревни.

Кривые, выдолбленные в скале ступени ведут к хижине. К источнику спускается женщина, чуть дальше крестьяне обрабатывают землю, высоко в горы забрели овцы, и разгневанный пастух, грозя пальцем, отчитывает заблудившуюся овцу...

Огромная хищная птица взобралась на скалу, чтобы оттуда выследить добычу. А вот нищий бродяжка утащил цыпленка, но выскочившие из заса­ды стражники схватили его. Однако в это время в деревню пришел фокус­ник, и собравшийся вокруг него народ забыл о воришке...

Самую многочисленную этническую группу в Сингапуре составляют китайцы, которые расселились во всех частях города. Особенно сильно заселен Китайский город, в котором в основном сооружены двухэтаж­ные дома. Первые этажи таких домов приспособлены под магазины, кон­торы и мастерские, а вторые — под жилье. Здесь сохранилось много зда­ний, построенных еще 200 лет назад, и сейчас они образуют целые рай­оны с узкими, кривыми улочками и переулками.

Китайский город обновляется медленно, и его пейзаж во многом со­храняет свой традиционный вид. Из окон торчат длинные бамбуковые шесты с подвешенным на них бельем, рядом сушатся лук, чеснок и красный перец. Вечерами в воздухе слышится смешанная речь на раз­личных китайских диалектах, сливающаяся с треском и громом гонгов, щелканьем деревянных палочек и пронзительными звуками флейты.

Сингапурские китайцы никогда не ассимилировались ни с малайца­ми, ни с индийцами, ни с другими народами. Именно поэтому и сохра­нились их обычаи, традиции и семейно-брачные отношения.

В Сингапуре насчитывается свыше 10 китайских храмов, и самый большой их них — буддийский храм «Могила близнецов», построенный около 100 лет назад, В начале XX века монах-поэт Си У, прозванный так за исключительные познания в поэзии и литературе, основал «Храм го­родского бога». А самым старейшим в Сингапуре считается «Храм счас­тья и добродетели», основанный еще в 1815 году. Древнее предание по­вествует, что тогда рыбаки нашли в море мертвое тело, которое плавало недалеко от того места, где сейчас стоит храм. В память об утонувшем они поставили над его могилой надгробие и стали почитать дух погиб­шего. Обычай этот укрепился, и вскоре был сооружен «Храм счастья и добродетели». А надгробный памятник сейчас можно увидеть под боль­шими деревьями, которые растут в темном дворе храма.

Вторую по величине группу сингапурского населения составляют малайцы. В центре города в довольно невзрачном домике живут потом­ки султана Хусейна, который в 1819 году «уступил» Сингапур англича­нам. Однако к настоящему времени семья эта обеднела и в политиче­ской жизни страны не играет никакой роли.

Святым для малайцев местом является мусульманская гробница, на­ходящаяся на острове Кусу — одном из самых знаменитых островов, который некогда был крошечным клочком земли, по форме напомина­ющим черепаху. На холме, лежащем на панцире «острова-черепахи», и находится гробница, у входа в которую развевается зеленое полотнище с изображенными на нем желтой звездой и полумесяцем.

Чья эта гробница — точно не знает никто, но многие малайцы счита­ют, что здесь похоронена дочь пророка Мухаммеда. Правда, наиболее популярна следующая версия.

Два аскета, араб Суед Рахман и китаец Ям, приплыли однажды на остров Кусу, чтобы прожить здесь три месяца в размышлении и созерца­нии. Но уже на третий день Ям не смог побороть голод, и тогда араб посо­ветовал отправиться к сампану, на котором они приплыли на остров. Удив­ленный китаец обнаружил в нем пищу и воду. Отшельники потом еще не раз приезжали на остров и умерли там, а души их до сих пор пребывают на Кусу.

Исторически самое старое место в Сингапуре — это холм Форт-Кан­нинг. Малайские хроники называют этот холм «Букит Ларангам» («Зап­ретный холм»): когда-то на этом месте жили в своих белоснежных двор­цах первые правители. А земля красная здесь оттого, что в XIV веке тут проходили кровопролитные сражения. Войска яванской империи Мад- жахапит штурмовали Сингапур, который тогда находился под властью династии Шривиджая. Подробности этого нашествия неизвестны, кро­ме одной таинственной надписи на огромном камне, найденном в устье реки Сингапур. Но прочитать эту надпись никому не довелось: в 1840-х годах по приказу одного английского офицера камень взорвали, так как он мешал строительству бунгало для британского чиновника.

Сэр С.Т. Раффлз в свое время тоже обнаружил на холме остатки ук­реплений, рвов и крепостных валов, которые ясно показали, что когда- то здесь было немаленькое поселение. На историческом холме растут деревья, которые ночью рождают дождь, и дождь этот не что иное, как «сок цикад». Вечерами листья закрываются, задерживая влагу, и потом она медленно просачивается: особенно буйно шумят капли после гро­зы. У этих деревьев очень много названий — «обезьянье стадо», «саман», но чаще всего их именуют «дождевыми».

Индийское население Сингапура — это тамилы, телугу, малаяли, пуш­туны и другие народности. Они расселены не только в административ­ном центре Сингапура, но и на других островах, но в сельской местнос­ти индийцев мало.

Индийцы почти не ассимилируются с другими этническими группа­ми и в Сингапуре образуют замкнутую общину со своей религией и куль­турными традициями. Они сохранили свои национальные обычаи в пище и одежде, в частности, женщины-тамилки носят одежду, изготовленную только в Индии. В годы Второй мировой войны, когда торговые связи Сингапура и Индии были прерваны, они испытывали большие затрудне­ния с одеждой. Но на местном рынке никогда не покупали ее, предпочи­тая обходиться пусть и сильно износившейся, но своей одеждой.

По религиозным верованиям, большинство индийцев Сингапура — индуисты. Типичным по архитектуре южноиндуистским храмом явля­ется «Мариаман ковил». Его сводчатые проходы и крыша богато укра­шены группами животных и человеческими фигурами, которые выре­заны по камню и разукрашены изумительными красками. Во время праздников сюда стекается много народа, особенно на празднование «Дипавали».

Дипа — это маленькие плошки из обожженной глины, которые наполня­ют кокосовым маслом и зажигают в честь богини счастья Лакшми — суп­руги бога Вишну. Вали — это ряды, вереница, и потому «Дипавали» — это вереница огней,

Лакшми возвращается на землю только на один день, чтобы принять благодарение, и в этот день дома всех индийцев светятся: на стенах, веран­дах, крышах — всюду огни. Теперь, правда, глиняные плошки заменены элек­трическими лампочками, и уже нет того густого облака дыма, которое поднималось над городом в полночь, когда гасли огни. Но и сейчас каждый индиец всегда зажигает хотя бы один маленький светильник, чтобы сохра­нить тысячелетнюю традицию.

Сингапур знаменит и «Храмом четтиар», который воздвигнут в честь бога Субраманиама. Вечером, во время праздника «Тайпусам», на се­ребряной колеснице в храме появляется бронзовая статуя бога, кото­рую под звуки музыки сопровождает торжественная процессия. «Тайпу- сам» празднуется в месяц тай (конец января — начало февраля), когда полная Луна встречается с Пусам — самой яркой звездой (Полярной).

Восточный колорит Сингапуру придают многочисленные базары и пасар-малан — ночные рынки, которые разворачиваются вечером, с за­ходом солнца. Под тентами торговцев горят гирлянды китайских фона­риков, освещающих товары. Привозят сюда свои тяжелые тележки тор­говцы сладостями, соками и фруктовыми водами; разжигают жаровни хозяева бесчисленных переносных кухонь, где готовятся экзотические восточные блюда. На ночных базарах продаются всевозможные тропи­ческие фрукты, овощи, креветки, хозяйственные товары, украшения, одежда и другие товары — дорогие и дешевые, импортные и местного производства, настоящие и подделанные под изделия известных фирм. Здесь же устраивают свои представления бродячие фокусники, акробаты и заклинатели змей; тут же дают уроки иглоукалывания и лечат от раз­личных болезней «знатоки» древней китайской медицины...

На главной магистрали Сингапура воздух пряный, насыщенный рез­кими запахами. На перекрестках улиц разгуливают толпы пестро одетых людей: индийские тюрбаны, европейские шляпы и панамы, малайские сангкоки... На огромных двухэтажных автобусах, разъезжающих по го­роду, — рекламные щиты и лозунги типа: «Давайте соблюдать чистоту!». Для кого эти призывы не доходят, предусмотрены другие средства на­глядной агитации — например, нарисован брошенный окурок, а внизу надпись:'«Штраф 100 долларов!». Гораздо дороже обойдется сломанное дерево, разоренное гнездо, убитая змея или птица. На предприятиях Сингапура рабочих и служащих беспощадно штрафуют за любое нару­шение порядка: грубость, неуважение друг к Другу, потерю инструмен­та, неубранный мусор... Зато и чистота в Сингапуре идеальная: город буквально утопает в зелени, кустарники и деревья аккуратно подстри­жены, светло-зеленые ухоженные газоны радуют глаз.

 



[1]   По-английски скульптура называется «Мерлайон» — производное от слов «лев» и «русалка».

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru