СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

 

 «Преславный град Ростов» впервые упомянут в старинной летописи «Повесть временных лет» под 862 годом. Однако археологические па­мятники свидетельствуют, что человек начал осваивать эти земли во времена более древние. Близ Яковлевского монастыря на речке Унице и сейчас можно найти предметы эпохи неолита ~ черепки с характерным орнаментом из ямок или гребенчатых полос, отшлифованную костя­ную иглу, грузило и даже янтарную подвеску.

Русский исследователь Ю. Шамурин отмечал, что об основании Ро­стова нет устных преданий и легенд, которые так поэтично украшают историю многих древнерусских городов. Возникновение города отно­сится к временам незапамятным, к давности более древней, чем народ­ные предания и легенды. Ростов существовал еще до пришествия на Русь Рюрика: это было одно из древнейших поселений славян среди угро- финского племени меря, обитавшего в северном Поволжье. Меряне за­нимались охотой, рыбной ловлей, земледелием; были им знакомы куз­нечное и литейное дело, кожевенное производство, а также обработка дерева и волокнистых веществ.

В X—XI веках на ростовские земли проникают новгородские словене и кривичи, к XII веку меря совершенно исчезают, слившись со славяна­ми. Оба народа мирно уживались друг с другом, занимаясь рыболов­ством, охотой, земледелием и ремеслами. Как память, меря оставили по себе целый ряд названий населенных пунктов, сохранившихся до наших дней: Веска, Инеры, Шугарь, Ишма, Солоть и другие.

Поселившись в новом городе, новгородцы сохранили тесную связь с митрополией как в области обычаев, так и порядков. В Ростове прочно укрепился вечевой строй, когда власть князя была ограничена, а в вече господствовало сильное земское боярство. На зависимость ростовских князей от бояр, на вынужденную «ласковость» князей указывали еще владимирские и ростовские летописцы.

Затерянный среди лесов, Ростов находился и вдали от широких по­литических путей, поэтому город мало привлекал князей, которые быва-

 

ли здесь только наездами. Быстро усиливаться, богатеть и процветать город стал только с XI века. При князе Юрии Долгоруком Ростов полу­чил титул «Великий», хотя князья по-прежнему не живут в городе, пред­почитая ему Новгород и Владимир, а позднее Суздаль. При богатстве и многочисленности населения города кажется немного странным, что князья не стремятся сделать Ростов своей резиденцией. По отрывочным намекам некоторых летописей, князей смущали уже само «величие» го­рода и свободный и вольный ход его жизни. Ростовские бояре издавна славились своим «буйством», да и горожане представляли собой народ весьма активный: бунты, изгнания и даже убийства неугодных лиц не были редкостью в истории Ростова.

Зато здесь, вдалеке от шумных княжеских дворов, строились церкви и копилась христианская культура в те времена, когда еще не существо­вала Москва. Ростовские монахи издавна славились своей образованно­стью, а монастыри — библиотеками. Из Григорьевского «Затвора» выхо­дили на всю Русь религиозные проповедники, из Ростова вышел и про­светитель зырян Стефан Пермский.

Один из'древнейших городов русских, Ростов когда-то был равен бо­гатством и славой Новгороду и Киеву, и потому много было охотников разорить ростовские земли. Кого только не повидали берега озера Неро: здесь побывали татаро-монголы, литовцы, поляки, шведы, разорявшие и грабившие город, но каждый раз Ростов вставал из пепла еще более величественным и прекрасным.

Большого расцвета город достиг при князе Константине Всеволодо­виче (конец XII — начало XIII в.), который даже перенес сюда столицу Северо-Восточной Руси из Владимира, правда, ненадолго. После смерти Константина Всеволодовича княжество разделилось на три самостоя­тельных удела, и Ростов отошел к князю Василько Ростовскому, кото­рый, как говорится о нем в летописях, «наружность имел величествен­ную и прекрасную» и был всеми любим за добродушие и кротость.

В битве с татарами Василько Ростовский был взят в плен, но отка­зался поступить на службу к хану Батыю. Он даже пищу принимать от них не хотел: «Враги моего отечества и Христа не могут быть мне друзь­ями». Разъяренные отказом татары зарубили князя, а вдова его, Мария, постриглась в монахини и основала на окраине Ростова монастырь Спа- са-на-Песках, который в народе называли «Княгининым». Впоследствии по указу императрицы Екатерины II он был,слит с Яковлевским в еди­ный Спасо-Яковлевский монастырь.

«Ехал черт в Ростов, да испугался крестов», — гласит старинная на­родная поговорка, в которой верно отразилась главная черта Ростова как города православного. Повсюду на зелени полей, окружавших город, белели монастыри и старинные церкви, а в центре Ростова высился кремль, украшенный несколькими десятками церковных глав. Создание этого белокаменного ансамбля связано с именем митрополита ростов­ского Ионы Сысоевича — выходца из крестьян, человека огромной куль­туры и тонкого художественного вкуса. Он хорошо знал историю и тра­диции ростовской школы архитектуры, многое увидел и по-новому оце­нил, будучи в Москве, где некоторое время исполнял обязанности мес­тоблюстителя патриаршего престола.

Вернувшись из Москвы в 1664 году, митрополит Иона Сысоевич при­ступил к возведению своей резиденции в Ростове. Ростовская митропо­лия была тогда еще богата; в ее владения входили земельные угодья, сотни деревень, десятки рыбных ловель, мельницы, соляные варницы... Имея такое богатство, митрополит и начал возведение резиденции в Ростове — начал решительно, но с осторожностью и эстетическим так­том. К тому времени в центре города уже красовался великолепный Успенский собор: путь к новой резиденции митрополита как раз и дол­жен был проходить мимо него, значит, предстояло возвести ансамбль, достойный такого соседства.

В Успенском соборе хранились такие святыни, как кипарисовый крест с частью древа Креста Господня, чудотворный образ Богоматери Владимирской, святые мощи под спудом святителей Леонтия и Феодо­ра и князя Василька, а на вскрытии — мощи святителей Исайи и Игна­тия. Кроме того, здесь находилось до 150 частей мощей других угодни­ков Божиих.

Когда в 1160 году Успенский собор сгорел, летописец сильно сокру­шался, что погибло такое чудо, ибо собор был «...зело преудивленный, такова убо не бывало и потом не вем, будет ли». Однако вскоре князь Андрей Боголюбский заложил первый каменный собор, но от «неискус- ства немчина Куфира» его стены рухнули через 40 лет. Через девять лет заложили новый собор, однако и его уничтожил пожар, а во второй по­ловине XVI века Успенский собор в Ростове возвели подобно Успенско­му собору в Кремле. Несмотря на огромные размеры, Успенский собор в Ростове удивляет поразительной гармонией своих пропорций, он про­сторен и светел, великолепны его фрески работы ярославских и кост­ромских мастеров.

Вот рядом с этим архитектурным шедевром митрополит Иона Сысо­евич и начал возводить свою резиденцию. Дело двигалось быстро, и одно за другим вырастали сказочные каменные строения. В южной части Владычного двора долго стояла маленькая деревянная церковка на ка­менном подклете, но в 1671 году она сгорела от удара молнии. Подклет тогда решили не разбирать, а использовать для возведения нового храма. Так появилась церковь Спас-на-Сенях, главный вход в которую был сде­лан не с западной стороны (как это обычно бывает у православных хра­мов), а с севера. Это не было ни бунтом, ни ошибкой, просто с западной стороны к церкви примыкала Белая палата.

По предположениям исследователей, церковь Спаса-на-Сенях была расписана самой первой, так как была возведена в 1675 году уже как до­мовая церковь. В ее росписях изображены евангельские сюжеты «Распя­тие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение» и другие. Большой интерес представляет композиция «Страшного суда», занима­ющая всю плоскость западной стены. Левая половина росписей отведе­на праведникам: среди них особенно выразительна группа, во главе ко­торой идет апостол Петр с ключами от рая в руках.

Правая часть росписей посвящена аду и грешникам: ад изображен в виде огненной массы, на которой сидит главный черт и держит на коле­нях Иуду с мешочком сребреников. Замысел художника при написании «Страшного суда» основывался на реальных, земных представлениях, и потому мучения грешников изображены как пытки в застенках заплеч­ных дел мастеров.

К 1690 году были возведены еще надвратная церковь Воскресения, церкви Иоанна Богослова и Григория Богослова. Мощные стены опоя­сали территорию, на которой разместились Митрополичий дом[1], Крас­ная палата — «хоромы для пришествия великих государей», Дом на по­гребах, Иераршая палатка и другие постройки.

Красная палата в своем первоначальном виде до нас не дошла, а между тем это было одно из самых интересных сооружений кремля. По описи 1691, года, «хоромы для пришествия великих государей» описыва­лись так: «Столовая, в ней писано стенным письмом; пол настлан же­лезными и чугунными досками, перед столовою — сени; подле сеней — палата Отдаточная, двои сени проходные, под ними исподних житей- хлебня, да 8 палат жилых. От ворот на двор крыльцо каменное, над лес­тницей — свод; над рундуками два шатра каменных, опаяны железом белым».

Разные периоды были в истории ростовского кремля. После 30 лет расцвета при митрополите Ионе Сысоевиче в его жизни наступил упа­док, а когда митрополию перенесли в Ярославль, ростовский кремль и вовсе захирел, Без присмотра были оставлены и погибали древние книги и архивные документы, целые вороха бесценных свитков и рукописей валялись в башнях и переходах архиерейского дома. Кремлевские зда­ния стали постепенно перестраиваться и приспосабливаться для других нужд; сооружения, не использовавшиеся практически (особенно башни и храмы), быстро приходили в упадок.

В начале XIX века ансамбль даже хотели снести, а на его месте пост­роить огромный по тем временам гостиный двор. К счастью, этого не случилось, но разобрать успели верхнюю часть Часобитной башни и второй этаж Красной палаты. Ростовские купцы почти все кремлевские постройки быстро превратили в добротные склады. Красная палата, вы­зывавшая в свое время восхищение всех, стала мрачным лабазом, в ко­тором хранились вино и соль: для удобства хранения этих товаров были даже выломаны стены, столпы и арки внутри нее, а настенная живопись уничтожена. В течение почти 50 лет ростовский кремль приходил в упа­док, и только с 1870 года началась планомерная работа по его восста­новлению и реставрации.

В настоящее время по своему общему виду ростовский кремль напо­минает огромный монастырь. Хотя раньше монастыри строились и как оборонительные сооружения, но здесь нет приемов крепостного зодче­ства — ни рвов, ни решетчатых ворот, ни отводных стрельниц. Скорее, он напоминает замок — олицетворение силы и власти его бывших оби­тателей.

Кроме культовых построек в кремле, в Ростове было много и других храмов и монастырей — Богословская церковь, Богоявленский Авраа- миев и Спасо-Яковлевский монастыри... Более 20 церквей было в горо­де, и почти в каждой из них есть что-то интересное с художественной точки зрения. Особенно интересна церковь Исидора Блаженного, архи­тектурные формы которой были не совсем характерны для Ростова. Одноглавая, с гладкими стенами, она более напоминает небольшие цер­кви Пскова и Новгорода.

Сейчас Ростов Великий — тихий городок Ярославской области. Но когда подъезжаешь к нему, открывается удивительно красивая панорама города, встающего из озерных вод, словно легендарный Китеж-град.

 



[1]   Его еще называют «Самуилов корпус» по имени одного из ростовских митрополитов.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru