СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ВЕЧНАЯ КРАСОТА КИОТО

ВЕЧНАЯ КРАСОТА КИОТО

Японский город Киото — не просто удивительный город с замеча­тельными памятниками архитектуры. На полтора миллиона жителей Киото сегодня приходится около 2000 храмов, сотни парков и десятки дворцов. Сами японцы называют свой город национальным сокровищем, и действительно пятая часть всех шедевров японской архитектуры нахо­дится именно в Киото.

История города началась 22 октября 794 года, когда император Кам- му с наследным принцем въехали в новую столицу, названную «Хэй- ан» — «Город мира и спокойствия». До этого японская столица находи­лась в Нагаоке, но дворцовые интриги привели к политическому убий­ству, и тогда императорский двор решил поменять место своего пребы­вания, так как город был осквернен пролитой кровью.

Для новой столицы была выбрана деревня Уда в уезде Кадоно. Сюда в 792 году император приезжал дважды, чтобы осмотреть место, выбран­ное его приближенными. Деревня располагалась в живописной долине среди гор, и строительные работы здесь начались уже в 793 году. Япон­ский императорский двор тогда во всем следовал китайским образцам, и новую столицу построили на китайский манер — с ровными улицами, пересекающимися под прямым углом.

Более тысячи лет Киото оставался столицей Страны восходящего солнца, то переживая времена расцвета, то становясь жертвой пожаров и междоусобиц. Волны истории унесли много уникальных архитектур­ных памятников и построек, но то, что сохранилось в городе, удивляет всех побывавших в нем строгостью и скупостью линий, а также пышно­стью и богатством красок.

Для иностранцев Киото прежде всего ассоциируется с император­скими дворцами и многоэтажными пагодами, окруженными бледно-ро- зовой сакурой. Но если выйти на привокзальную площадь, перед вами откроется обычная панорама современного японского города: нескон­чаемый поток машин, коробки многоэтажных зданий и телевизионная башня, вокруг строительства которой в свое время разгорались нешу­точные страсти. Многие жители Киото, особенно представители интел­лигенции, считали, что эта 100-метровая башня изуродует вид древней японской столицы. Другие, наоборот, утверждали, что она станет еще одной достопримечательностью города.

В 1994 году Киото отпраздновал свое 1200-летие, но древность здесь не превратилась в музейную мертвенность, а его храмы и дворцы до сих пор сохраняют неуловимую связь времен. В Киото современность не только не затмила старину, но даже не потеснила ее, а наоборот, сли­лась с ней в единое целое. Так, например, напротив величественного Дворца военных правителей возвышается стеклянная громада гостини­цы, а неподалеку от ультрасовременного вокзала с универмагами и оте­лями стоят древние седые храмы.

Сейчас исторических построек и памятников, храмов и святынь, двор­цов, оград и садов в Киото столько, что повсюду можно встретить ка- кую-либо достопримечательность: полого прогнутую крышу храма, под­нимающуюся вдали пагоду или улочку, на которую выходят фасады ста­ринных домов. Особой гордостью японцев по праву считается дворцо­вый комплекс Кацура33, который начал возводиться в 1615 году как заго­родная императорская резиденция. Ее средневековая простота и красо­та постоянно меняющихся парковых ландшафтов гармонично сочета­ются с изящными павильонами и беседками.

А ведет свою архитектурную историю Киото с возведения импера­торского дворца Госё, который не раз менял свое местоположение и перестраивался. В нынешнем своем виде дворец Госё (что означает «Вы­сокочтимое место») был отстроен после очередного пожара в 1855 году.

33   Подробнее об этом дворце можно прочитать в книге «100 великих двор­цов мира».

Одиннадцать гектаров земли окружены высокой глинобитной стеной, сверху покрытой черепицей. В стене сделаны шесть ворот, главными из которых являются Южные. Они открываются два раза в год, и только император имеет право проходить через них. Обыкновенные посетители и туристы проходят во дворец через ворота Сэйсёмон, название которых переводится довольно необычно: «Ворота осенних указов».

Центром дворца Госё является Сисинден — Церемониальный зал — с примыкающим к нему двором, засыпанным белой галькой. Здесь в торжественной обстановке возводили на трон императоров. Подобно буддийским храмам того времени, Сисинден имеет высокую вогнутую крышу с плавными очертаниями и со спокойными, сдержанными лини­ями. Под карнизом крыши расположилась галерея, окруженная неболь­шой верандой.

Внутренний интерьер Церемониального зала прост и в то же время величествен. В гладких отполированных досках пола отражаются мас­сивные круглые столбы, которые сделаны из неокрашенных, но тща­тельно выровненных и отполированных стволов деревьев. Фасад зала обращен на юг, а к входу в него ведет большая пологая лестница, кото­рая выводит в песчаный сад, лишенный всякой растительности.

Территория сада покрыта белым песком и выровнена граблями по строжайшим геометрическим линиям, направленным к фасаду здания. Внутри Сисинден, на возвышении под огромным шатром, стоит импе­раторский трон, сделанный из красного сандалового дерева, инкрусти­рованный перламутром и украшенный эмблемой императорского дома — цветком 16-лепестковой хризантемы; за ним расположен трон помень­ше — для императрицы.

Здесь много комнат, каждая из которых имеет свое назначение. В одной император молился, воздавая должное храму Исэ, где обитала богиня Аматэрасу, даровавшая власть японским императорам. В другой были «поющие» доски, своего рода система безопасности: даже при са­мом осторожном шаге они издавали тонкий своеобразный звук. Жилые покои императора расположены в здании, которое сооружено над зем­лей — на невысоких подпорках, как это делалось в синтоистских храмах, и окружено верандой с двумя .небольшими лестницами, спускающимися в сад.

Во время правления сёгунов их резиденция располагалась в замке Нидзо, основанном в конце XVI века представителями династии Токуга- ва. Замок представляет собой невысокое, но длинное деревянное строе­ние с пологой, изогнутой крышей и позолоченным орнаментом на тре­угольном щите, который висит над главным входом. У каждого зала зам­ка Нидзо — свое назначение, в зависимости от этого он убран с большей или меньшей роскошью.

Каждый зал имеет только три стены: четвертой стены, которая бы отделяла помещение от коридора, нет. Стены залов расписаны выдаю­щимися художниками знаменитой школы Кано. Вот, например, на од­ной изображены гнущиеся от ветра тонкие бамбуковые и камышовые стебли, на другой прекрасно передана воздушная легкость цветков са­куры.

В первом зале особые чиновники должны были удостовериться, что прибывшие в замок особы — именно те, за кого они себя выдают. Когда сегодня туристы приближаются к этому павильону, они невольно вздра­гивают: несколько десятков вельмож, одетых в традиционные празднич­ные кимоно, низко склонились перед сегуном, сидящим на небольшом возвышении. Позади него — позолоченные раздвижные двери, за кото­рыми всегда стояли телохранители.

Ни в одном японском городе нет столько храмов, как в Киото, и сколь­ко их точно — едва ли знают и сами жители. Буддийские храмы — это обычно огромные деревянные строения с массивными столбами и широ­кой изогнутой крышей. Киемидзу («Храм прозрачной воды») — исключе­ние: он как бы прикрепился к крутому лесистому склону, и когда стоишь на его веранде, то создается ощущение, что храм висит в воздухе.

Древняя легенда так повествует о возникновении «Храма прозрач­ной воды»:

Это было в VIII веке. Однажды монах Эн тин обнаружил струящийся водопад, и ему послышались такие слова: «Найди этот источник, прозрач­ные воды которого впадают в реку Ёдо». Долго бродил монах по горе Ота­ва, пока не обнаружил в глубине заповедного леса место, окутанное тума­нами. И здесь монах Энтин встретил отшельника-мудреца по имени Гёэй. Мудрец дал монаху кусок дерева, в котором обитал дух богини милосердия Каннон. Энтин вырезал из бесценного куска изображение богини и поместил эту деревянную скульптуру в небольшой бамбуковой хижине, которая и стала прародительницей храма, получившего свое название от прозрачности вод, струящихся по горному склону.

В письменных источниках Киемидзу упоминается с 811 года, когда он перешел под покровительство японских императоров. В храмовый ансамбль входит множество зданий: молельный зал, пагода, основной храм, навес для колокола и другие — всего 30 построек. В хондо (глав­ном храме) на алтаре помещено изображение богини Каннон.

Всегда многолюдно и в Сандзюсангэндо, что в переводе означает «Тридцать три»: именно столько обликов способен принимать Будда, являясь людям. В центре зала возвышается огромная статуя богини милосердия и сострадания Каннон, а вокруг нее расположилась тысяча таких же статуй, но меньшего размера.

За главным храмовым залом тянется длинная галерея, в которой уста­новлены скульптуры демонов, привезенные сюда со всей Японии. У, злых и жестоких демонов от ярости перекошены лица, а руки и ноги застыли в каком-то конвульсивном танце. В старые времена некоторые из них сто­яли у ворот храма, чтобы защитить его от влияния чужих духов.

Большое впечатление производят на сегодняшних гостей Киото и традиционные сады, которые для японцев являются образцом прекрас­ного. Небольшой водопад, миниатюрные холмы и долины, деревья — все придает им неповторимое очарование.

В Киото прославленные японские сады сосредоточились в храмовом комплексе Дайтокудзи, основанном в XVI—XVII веках. Разными людь­ми, в разное время и по разным поводам возводились храмы и сады, сосредоточенные сейчас на небольшой территории. Монастырский ан­самбль состоит из главного монастыря — административного центра, как бы представляющего собой весь комплекс, и еще 23 монастырей, которые подчинены главному. В каждом из них есть свой настоятель, свои сады и храмы, а также свой статус: закрыт ли этот монастырь для посетителей или же отдельные части его открыты, например, сад-музей, «чайный сад», исторический памятник и т.д.

Оставив обувь у входа или сменив ее на музейную, вы вступаете на темные, отполированные веками доски веранды, проходите во внутрен­ние помещения, устланные шелковистыми соломенными циновками, и ищете безлюдное место, где можно было бы предаться созерцанию сада, рассмотреть живопись на внутренних стенах храма или просто пораз­мыслить о собственном бытии. Маленький уголок земли, отведенный, например, под «чайный сад», оказывается-загадочным миром, где вы можете прожить целую я^изнь и пережить разные эмоции.

Внимательно прислушавшись к тишине, вы почувствуете, что она тихо «звучит»: где-то вдали «разговаривает» маленький водопад, в кронах бамбука шумит ветер, на цветах и кустах гудят шмели... Особенно зна­чительна тишина в пасмурные дни поздней осени, когда можно насла­диться полным одиночеством и беспрепятственным слиянием с искус­но организованной природой. Тогда часы, проведенные на открытой га­лерее или в глубине павильона перед раздвинутыми стенами-седзи с ви­дом на тот или другой уголок сада, покажутся вам мгновением.

Но самая главная достопримечательность Киото и самая большая его ценность «Сад камней», который имеет еще и другие названия — «Философский сад», «Сад Рёандзи». И десятки толкований сути, ко­торую столетия назад вложил мудрый монах Соами в 15 черных, нео: бработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку.

«Пятнадцать камней» упоминает любой путеводитель, на самом деле многочисленные туристы и посетители замечают только 14 из них. Пят­надцатого камня перед глазами нет, его загораживают соседние. Дела­ешь шаг по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края песчаного прямоугольника (с остальных трех сторон «Сад камней» ограничен ка­менной монастырской стеной), — и снова перед глазами только 14 кам­ней. Пятнадцатый — тот, что до сих пор прятался, ~ теперь оказался на виду, зато «исчез» другой камень, Еще шаг по галерее ~ и гениально спланированный «хаос» предстает уже в новой композиции, состоящей все из тех же пятнадцати камней, из которых один постоянно невидим. Разные люди проходили по галерее, и разные мысли вызывал у них «Фи­лософский сад»...

Каждая эпоха долгой и бурной жизни древнего Киото оставила в его истории свои памятники. А сейчас ежегодно, 22 октября, в Киото про­водится «Процессия веков» — праздник, который возник в 1815 году, когда было возведено синтоистское святилище Хэйандзингу, посвященное императорам Камму и Комэй. Рано утром в храме проводится торже­ственная служба, во время которой возносятся молитвы почившим вла­дыкам. Затем выносятся паланкины-микоси, в которых, как гласит пре­дание, временно пребывают их души. Началом праздника считается мо­мент, когда участники шествия вступают под своды тории — самых боль­ших ворот в Японии. Потом процессия следует из храма к Император­скому дворцу, и по дороге перед зрителями разворачиваются картины различных периодов японской истории. С исключительной точностью воспроизведены все реалии жизни каждой эпохи и все детали костюмов по моде тех лет. Например, период Мэйдзи (1868—1912) представлен им­ператорской армией и отрядами крестьян. Именно они были главными участниками реставрации Мэйдзи, которая положила конец господству сёгунов (военных правителей) и восстановила императорскую власть.

Токугавский период (1603—1868) представлен эпизодом, когда послан­ник сёгуна направляется в Киото, чтобы оказать императору церемони­альные почести. В середине процессии несут паланкины, а за ними на лошадях везут огромные, богато украшенные короба с дарами сегуна.

Следующая часть «Процессии веков» посвящена двум выдающимся государственным деятелям, объединителям страны, — полководцам Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Так, эпизод за эпизодом, уходя все глубже и глубже в хронологию, раскрываются замечательные страницы япон­ской истории.

 

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru