СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ФЕС - РЕЛИГИОЗНАЯ СТОЛИЦА МАРОККО

 ФЕС - РЕЛИГИОЗНАЯ СТОЛИЦА МАРОККО

На крайнем западе обширного арабского мира расположилось древ­нее государство Марокко, берега которого еще в давние времени посе­щали греки, римляне и финикийцы. Античная мифология сохранила легенду о «Геркулесовых столпах», которые воздвиг себе по обе стороны от Гибралтарского пролива Геракл. Эти «столпы» — скалы Гибралтар и Джебель-Муса — считались у древних народов рубежом мира на западе.

Города Марокко так непохожи один на другой, что кажется, будто выросли они на разной почве и строили их разные народы. Отчасти про­изошло это, может быть, потому, что культура этой арабо-бербер'йкой страны вместила в себя и богатство античного мира, и достижения иудей­ских ремесленников[1], и идеи ученых, бежавших из Испании от пресле­дований инквизиции.

Средневековые арабские города не имели единой градостроительной системы. Одни (например, Дамаск) возникли в глубокой древности и сохраняли в своей архитектуре черты античности и ранневизантийского периода; другие (Фустат, Куфа, Басра и т.д.) возникали на местах, где располагались арабские гарнизоны, что изначально и определило их стро­гий функциональный характер городов-лагерей.

История Феса начинается в первые века ислама. От известных городов Востока, Багдада или Каира, Фес отличается тем, что сохранил в архитек­туре города свою многовековую историю. А судьба города уникальна, так как он был основан дважды. В 789 году султан Мулай Идрис I, сын Фати­мы — дочери пророка Магомета, решил не расширять Волюбилис — ста­рую столицу Марокко, а построить собственный город на правом берегу реки Фесзс. В 808 году его сын, Идрис II, построил напротив укрепленно­го лагеря отца, на левом берегу Феса, королевскую резиденцию, мечеть и рынок.

Исследователь Т.Х. Стародуб отмечает, что длительное время, вплоть до последних десятилетий XI века, это были два противостоящих друг другу и враждующих между собой городка. О первоначальном планиро­вочном замысле и характере застройки что-то определенное сейчас ска­зать трудно, но уже через полвека в каждом из них была своя кварталь­ная мечеть. Полулегендарная история приписывает основание этих ме­четей двум сестрам — дочерям некоего выходца из города Кайруна. По­хожие друг на друга, как сестры, обе мечети имели свой молитвенный колонный зал с нефами, параллельными стене киблы, небольшой ми­нарет и сахн — обсаженный деревьями дворик.

Во время правления Фатимидов обе мечети приобрели статус собор­ных, что сказалось не только на архитектуре их самих, но и окружаю­щих зданий. Обе мечети оказались в центре общественной жизни своих городков: к ним сходились торговые и проезжие улицы, и потому вокруг них стали группироваться и жилые кварталы.

Из-за своего более удобного географического местоположения лево- бережная часть Феса в этот период развивалась интенсивнее, чем право- бережная. Именно к западной части города вплотную подходили пути, связывавшие Фес с берегами Атлантики и Средиземного моря. В 1069 (или 1075) году, когда султан Юсуф ибн Ташфина Альморавида объединил оба города в один, в левобережной его части развернулось обширное строительство. В объединенном городе выделился общий центр, кото­рым стала мечеть Караиун, впоследствии приобретшая функции мусуль­манского университета.

Архитектура мечети Карауин в ее современном виде, за исключени­ем отдельных достроек и изменений в декоре, сложилась в основном в эпоху правления династии Альморавидов. Со второй половины XII века и весь город Фес стал развиваться с ориентацией на эту мечеть-универ­ситет. Позднее мечеть обросла комплексом других зданий, прежде все-

го, связанных с университетом и медресе. Их близкое расположение и обращенность порталов медресе на мечеть были вызваны не только ар­хитектурными замыслами, но и необходимостью приблизить общежи­тия студентов к месту занятий и богослужения. Медресе, завия (стран­ноприимный дом), бани, гостиницы и другие постройки, включая торго­вые ряды Кайсария, плотным кольцом обступали Карауин, поэтому жи­лым домам горожан практически невозможно было разместиться рядом с мечетью. Однако среди всЬвозможных изогнутых улиц и тупиков не­тронутыми оставались пути, соединявшие Карауин с главными город­скими воротами Феса.

В Фесе около 800 мечетей, но главной остается Карауин, расширен­ная в XIII веке. Это самая большая мечеть Северной Африки, во время религиозных праздников в ней одновременно могут разместиться 22 ООО человек. По сей день в древний арабский университет Карауин приезжают учиться молодые люди из Ливии, Алжира и Судана, в его стенах получили образование многие политические деятели Марокко.

В отличие от Карауина мечеть Андалу в другой части Феса осталась - обычной мечетью — главным культовым зданием только правобереж­ной части города. Центральное положение мечети Андалу в этой его части города подчеркивается сходящимися к ней и обтекающими ее глав­ными улицами правобережья, торговой площадью и великолепным мо­нументальным порталом с высоко поднятым кедровым навесом.

Фасады обеих мечетей выходят на оживленные улицы, к ним можно подойти с разных сторон, кроме того, они имеют круговой обход для проведения религиозных шествий. Один из таких праздников ежегодно проводился в конце августа — начале сентября в честь основателя горо­да Мулай Идриса II[2]. Наряду с шествиями по городу обязательны обхо­ды вокруг квартала Завия, в котором находится мавзолей основателя города. В стену мавзолея вделана мемориальная медна*Гдоска с отвер­стием, в которую правоверные мусульмане просовывают руку: эта цере­мония символизирует их общение с «душой святого», который наводит на них «барака» — милость Аллаха[3].

Другой праздник отмечается студентами Карауинского университета в память о полученных ими в XVII веке привилегиях от династии Алау- итов за поддержку, которую они оказали этим правителям в получении власти. В благодарность владыка предоставил студентам право ежегодно в течение одного месяца управлять городом. Рассказывают, что студен­ты в дни своего правления прекращали неправедные суды и расправы, стремились делать для горожан лишь добрые дела: занимались просве­тительством и старались облегчить положение бедняков, больных, ста­риков. Сохраняя свою религиозную окраску, праздник этот позднее вйпо- чил в себя и черты народного карнавала.

Как и все марокканские города, Фес разделен на две части: старую — Фес-аль-Бали и новую — Фес-аль-Джедид. Окруженный нескончаемы­ми садами и виноградниками, город в прошлом был важнейшим торго­вым центром. И сегодня в Фесе много живописных базаров, каких, по­жалуй, не встретишь в других городах Марокко. Узкие улицы-траншеи, где не разъехаться двум встречным ослам, переходят в полутемные, кры­тые железом тоннели. По обе стороны тянутся нескончаемые ряды при­лавков, заваленных обувью, посудой, парчой... Ряды ювелирных изделий кажутся волшебной пещерой из сказки «Али Баба и сорок разбойников»: от пола до самого верха, как связки баранок, здесь развешаны золотые браслеты, ожерелья, кольца, бусы; проходы заставлены чеканной сереб­ряной посудой, на стенах — дорогие кинжалы, мундштуки, кальяны...

После переезда короля в Рабат Фес стал обычным провинциальным городком, но остался религиозный святыней Марокко, к тому же сохра­нил за собой славу торгового и ремесленного центра. Главное очарова­ние города — это средневековая медина. Когда в Мекке пророку Мухаммеду стала угрожать опасность, он перебрался в город Медину, и с тех пор так назы­ваются старые кварталы любого мусульманского города. Медина в Фесе и сейчас остается точно такой же, как ее описал знаменитый путешественник XVI века Лев Африканский: те же узкие улочки, те жг лавки и мастерские — все на своих местах.

Можно часами бродить по улицам фесской медины — мимо культовых зданий, общественных бань, украшенных разноцветной керамической плиткой фонтанов... Ни один турист не пройдет мимо построенного в 1357 году медресе Бу Инания, не полюбовавшись его створчатыми дверя­ми, отделанными бронзой, лестницей из оникса и фаянса, тончайшими декоративными арабесками, куполом с деревянной отделкой. Внутрен­ний двор медресе тоже отделан ониксом, мрамором и ценными породами дерева. Галереи трехэтажного здания отделены от двора ажурной деревян­ной загородкой, которая скрывает выходящие на балкон комнаты. Все стены покрыты мозаичной плиткой, а вдоль стен — витиеватые стихот­ворные надписи, выполненные черными буквами на белой черепице.

Медина в Фесе начинается сразу же за воротами Бу-Джелуд. Когда-то они предназначались для торжественных выездов султана, а теперь под пышной центральной аркой, украшенной богатым орнаментом, пест­рым потоком течет шумная людская толпа. Медина разделяется на от­дельные районы, каждый из которых представляет собой замкнутую структуру: имеет свою мечеть, собственное водоснабжение, хлебопекар­ню и хамам (турецкую баню). Узкие, извилистые улочки медины, фон­таны во внутренних двориках, шум базара складываются в ни с чем не сравнимую картину, которая как будто открывает окно в другой мир. Вечером, когда ветер с гор приносит в узкие улочки медины прохладу, они наполняются народом. В одной из многочисленных лавчонок ма­рокканец может купить глиняную посуду, в общественной пекарне — испечь хлеб, из городского фонтана — набрать воды. Туристов привле­кает в медине пышный дворец султана, экзотика пестрых лавочек, пря­ные запахи и андалузские мелодии, звучащие в кофейнях... Товары, ко­торые в медине являются предметами первой необходимости, в евро­пейской части Феса становятся сувенирами.

Жители Феса в большинстве своем носят национальную одежду: длин­нополые, наподобие халата, бурнусы, фески и белые остроносые бабу­ши, что придает городу еще более своеобразный колорит. Только в Фесе делают «отличные бабуши», «великолепные бабуши» — кожаные туфли без задников.

В Фесе выделывают кожи уже более 1000 лет, и в течение всего этого времени более 40 поколений кожевников передают младшим секреты дубления, отделки и окраски кожи. Мало кто знает, что фесские ремес­ленники обрабатывают кожи по старым рецептам — без применения кислот, щелочей и другой «химии». Сначала предварительно обработан­ные шкуры опускают в большие чаны со специальным раствором, кото­рые располагаются в городе прямо под открытым небом, и выдержива­ют в них сутки. Затем шкуры переносят в чаны, где концентрация ду­бильных веществ выше, потом в другие, и так продолжается несколько дней.

Затем шкуры укладывают друг на друга в штабеля, чтобы танниды распределились более равномерно. Потом кожу промывают, отпрессо­вывают, разглаживают, высушивают и только после всего этого из нее делают лучшие на свете бабуши — такие, которые даже неискушенный покупатель отличит от всякой другой обуви на любом базаре Марокко.

 



[1]   Иудеи появились здесь после разрушения Иерусалима войсками римско­го императора Тита.

[2]   Факт первоначального основания города Мулай Идрисом I точно пока не установлен, поэтому некоторыми исследователями он рассматривается лишь как правдоподобная версия.

ее пределах никто не может быть задержан или арестован.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru