СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.


 ДЕЛИ

Немного найдется на земле столиц, которые имели бы столь бога­тую историю, как Дели. Основанный задолго до нашей эры, город пре­граждал путь в плодородные районы Индии многочисленным захватчи­кам, которые, преодолев Хайберский перевал, врывались на плоского­рье через узкий коридор между непроходимыми песками пустыни Тар и неприступными Гималаями. Мало что осталось от Дели с тех далеких времен, ведь город семь раз разрушали до основания, но семь раз он вновь возрождался.

История Дели уходит в глубь веков — во времена правления герои­ческих царей «Махабхараты». Индийцы непоколебимо уверены, что еще в XIII—XII веках до нашей эры герои этого эпоса — пять братьев Панда - вов — основали на берегах реки Джамны дивный город Индрапра^тху.

Украшенный рвом, напоминающим море, и обнесенный стеною, простираю­щейся вверх до самых небес; светлый, как белые облака или лучи месяца, блис­тал этот прекрасный город... С большими, хорошо распланированными улица­ми, избавленный от превратностей судьбы, красующийся белыми великолепны­ми зданиями, город Индрапрастха выглядел подобно царству Индры...

Много раз упоминается в поэме этот город, и по ряду указаний можно предположить, что его место на берегу Джамны соответствует местопо­ложению нынешней индийской столицы. До сих пор на территории сред­невековой крепости Пурана-кила, на одном и том же месте, из века в век отстраивается небольшой храм, известный как «храм царицы Кунти» — матери эпических Пандавов. Со всей Индии стекаются сюда паломники, чтобы почтить память женщины, взрастившей пятерых героев.

То теряясь в безвестности, то вновь возникая в преданиях и историчес­ких хрониках, жил город Индрапрастха, хотя порой он и превращался про­сто в поселок. В период процветания империи Гупта (IV—VI вв.) область Индрапрастхи, как и все соседние районы, входила в состав этой империи. С тех пор и известна всему миру Железная колонна высотой 6 метров и диаметром 40 сантиметров, поставленная в городе в V веке. Железо, из ко­торого сделана колонна, настолько свободно от примесей, что не поддает­ся коррозии: до сих пор на ней нет ни единого пятнышка ржавчины.

Расположенная на окраине Дели, рядом с храмом Кутб-Минар, со 100-метровой высоты его минарета колонна кажется черной спичкой. На высоте человеческой груди колонна блестит, настолько отполирова­ли ее ладони паломников, а бока колонны испещрены строчками двух аккуратных надписей. История рассказывает, что

900лет назад в Дели правил мудрый царь Ананг Пал. При нем расцвета­ли ремесла и искусства, ему были подвластны звери и птицы. Этот царь и приказал отлить колонну из чистого железа и поставить ее на голову змеи, которая закопана в землю.

Все было сделано, как повелел царь. Но через много лет один из его по­томков не поверил рассказу о змее и приказал подвинуть колонну, чтобы проверить, действительно ли в земле есть змея. Однако за свое неверие ца­ревич был наказан: династия, основанная Ананг Палом, рухнула.

Первая надпись на колонне обозначает имя Ананг Пала и даты его правления; вторая надпись сделана знаками, которые использовали в древнеиндийском царстве Гуптов, таким образом ученые и установили, что возраст колонны — более 1500 лет.

Царь Ананг Пал только перевез колонну в Дели, но к созданию ее не имел никакого отношения. Ко времени ее создания металлургия Индии была уже на такой высоте, что железо употреблялось даже для изготов­ления плугов. И все равно науку до сих'пор продолжает интересовать вопрос, как древним мастерам удалось добиться такой чистоты железа? Этому изумляются даже в самой Индии: «До сих пор мы не научились делать ничего подобного. Неужели в прошлом люди знали секрет, кото­рый потом был утерян?».

В VI — начале VII века город Индрапрастха входил в царство Пуш- пабхути, но столицей его он не был. Однако как один из торговых горо­дов на Джамне и как древний центр индуизма он не терял в этой импе­рии значения, основанного на величии своего эпического прошлого.

Когда раджпутские князья из рода Томар укрепили свои политиче­ские позиции, они основали на Джамне свое царство, отстроили на ме­сте Индрапрастхи другой город и назвали его «Дхиллика», который со временем превратился в Дхилли, затем в Дехли (или Дели). Собственно, с 736 года и берет свое начало нынешнее название индийской столицы.

Раджпутские князья воздвигали в своих княжествах индуистские хра­мы, украшали их множеством колонн, скульптурами и фризами, изоб­ражающими целые- сцены из древних мифов. В южной части современ­ного Дели сохранились остатки обширного комплекса, в котором 480 ка­менных колонн с фигурными капителями составляли галереи 30 храмов. Здесь частично уцелело и искусственное озеро Сураджкунд, название которого обычно переводится как «пруд солнца». К этому озеру люди приходили, чтобы совершить ритуальные омовения и поклониться сол­нцу.

Резкий поворот в судьбе Дели произошел, когда раджпутские князья были побеждены афганским правителем Мухаммедом Гури. В 1206 году город стал столицей Делийского султаната — первого индийского госу­дарства, управлявшегося мусульманами. Его основал Кутб-уд-дин — вое­начальник и наместник Мухаммеда Гури: о времени его правления ко­торого напоминает величественный минарет Кутб-Минар, ажурная резь­ба которого напоминает неразгаданные письмена.

Весь облик Дели с этого времени стал заметно меняться. Официаль­ной религией в новом государстве был объявлен ислам, и новые прави­тели начали активно возводить дворцы, мечети и мавзолеи, украшая их каменным кружевом, четким геометрическим орнаментом и причудли­вым плетением арабской вязи. Все меньше становилось в Дели зданий с традиционными для индуизма пластическими изображениями богов и людей, исчезли из силуэта города шикхары — ступенчатые или выпукло­конические башенные крыши индуистских храмов. Вместо них стали прорисовываться круглые купола мечетей, над которыми стремительно возносился к небу полумесяц.

Правители Делийского султаната предпринимали дальние походы, из которых возвращались с богатой добычей. Рассказывают, что правитель Гияс-уд-дин сливал в озеро Сураджкунд расплавленное золото, награб­ленное его солдатами.

Многое повидали на своем веку старые Делийские ворота, которые серой громадой возвышаются над оживленными улицами города. Страш­ный удар обрушился на город в конце XIV века, когда войска Тимура предали его огню и мечу, истребляя жителей и складывая из их голов пирамиды. Но и на этот раз Дели восстал из пепла...

На троне сменялись мусульманские правители, но все они воздвига­ли вокруг города мощные крепости, чтобы отражать нападения врагов. Тогда и была построена знаменитая Пурана-кила, которую окружали стены высотой до 20 метров.

В Делийском султанате изменился и быт людей. Многие жители Дели приняли ислам и стали соблюдать законы шариата.

В 1526 году на севере Индии создается государство Великих Мого­лов. Первые правители этой династии — умные политики и воины-вла­дыки Бабур, Хумаюн, Акбар, Джахангир, Шах-Джахан — остались в истории индийской культуры и памяти народной как покровители ис­кусств и наук.

Во времена Акбара и его сына Джахангира Дели оставался провин­циальным городом, хотя строительство в нем и велось. Например, из розового песчаника был возведен великолепный мавзолей Хумаюна — ансамбль сооружений, составляющий единое целое с парком. Акбар от­личался веротерпимостью и привлекал в столичные города художников и музыкантов, поэтов и зодчих, при нем даже возобновилось строитель­ство индуистских храмов.

Дели вновь стал столицей в 1638 году, когда Шах-Джахан перевел сюда свою резиденцию из Агры. Среди многих достопримечательностей Дели выделяется мечеть Джама Масджид, в которой хранятся священные ре­ликвии: Коран, написанный рукой Мухаммед, волос из его бороды, отпечаток на мраморе ступни пророка и остаток его сандалии, усыпанный лепестками роз.

Когда в 1739 году войска персидского властеЛина Надир-шаха вошли в Дели, богатство этого города их просто ошеломило. Красота и роскошь моголь- ских дворцов поразили воинов иранского шаха, и позднее они рассказывали, что стены и двери царских покоев украшали золотые таньга, яхонты, изумру­ды, рубины, алмазы и хризолиты. Даже крыши дворцов покрывали золотые монеты и сияли они так, что были видны на расстоянии в несколько километ­ров. Историк Мухаммад Казин, не в силах сдержать своего восторга, писал:

Сады и дворцы — настоящий Ирам,

Портреты красавиц видны тут и там.

Дворцовые стены лазурью блестят,

Как в райском саду, что построил Шаддад.

Средь золота, красок, цветов и картин Рассыпаны жемчуг, алмаз и рубин...

Дели был разграблен, а его жители стали жертвами разбоя и насилия, которые учинило войско Надир-шаха. Воины персидского правителя возвращались домой с богатой добычей, а от некогда цветущего Дели остались лишь дымящиеся руины. Через 40 лет в городе побывал Гулям- Мухаммад, который в своих путевых заметках отмечал: «Нашел город опустевшим, однако даже в таком состоянии он превосходит многие другие столичные города».

...Как и большинство восточных городов, Дели четко делится на две части: старую, сформировавшуюся еще во времена Великих Моголов, и новую, заложенную англичанами в 1911 году. Англичане вошли в Дели, когда город переживал тяжелые дни. Бесконечные войны подорвали жизнь многих индийских городов, в них замерла торговля, резко сократилось ремесленное производство, лишились работы золотых дел мастера, останови-

 

лись станки прядильщиков, прекратилась выделка шелка. Бедность и нищета стали уделом тысяч простых людей, оставшихся без заработка и средств к существованию.

И все же Дели продолжал жить. Возводя Новый Дели возле старого города, англичане развернули строительство в таких грандиозных масш­табах, каких не знали не только в Индии, но, пожалуй, и в градострои­тельстве самой Великобритании. Возводимая новая столица должна была стать символом незыблемости и могущества британской колониальной империи, поэтому она застраивалась по заранее намеченному плану. Однако по иронии судьбы британское владычество в Индии рухнуло че­рез 16 лет после завершения строительства Нью-Дели.

  • Новый город утопает в зелени цветущих садов, аллей и парков, в их тени прячутся красивые виллы, дворцы и коттеджи — здания, которые возводились для английских аристократов и крупных индийских чиновни­ков. В Нью-Дели находится и грандиозный по размерам храмовый комп­лекс Лакшми Нарайяе, возведенный в 1938 году на средства индийского магната Бирлы. На парковой территории, среди зеленых насаждений, де­коративных каналов и бассейнов раскинулись затейливые постройки и скульптурные изваяния. Среди них возвышается главное святилище с* шикхарами — башенными завершениями в индоарийском стиле.

В Раджхад — большом парке Дели — похоронены Махатма Ганди, Джа- вархал Неру и другие выдающиеся люди Индии. Здесь, чего невозможно представить на русском кладбище, индусы по утрам делают зарядку, ус­траивают пробежки, и это вовсе не считается непочтительностью.

Могила Махатмы Ганди находится посреди большого газона, по кра­ям которого растут деревья. Газон окружен четырехугольным земляным валом, покрытым травой. По этому валу и совершают утренние пробеж­ки индусы —- вокруг вечного огня, который оказываете^ под ними как бы в углублении.

Древнейшим знаком почтения к усопшим в Индии является обход вокруг надгробия. Этот ритуал индусы совершают, войдя через един­ственные в земляном валу “(покатом снаружи и отвесном, как стена, внутри) ворота и пройдя по выложенной каменными плитами дорожке к центру газона, где на высоком надгробии из черного мрамора горит огонь. Под ним на мраморе высечен единственный слог «Рам», означающий благословение. Когда террорист смертельно ранил Махатму Ганди, тот сложил пальцы в мудре благословения и произнес этот слог.

Мемориал Джавахарлала Неру разместился в «доме у трех ликов», в котором некогда находилась резиденция английского главнокомандую­щего. Сам Д. Неру говорил, что лучший способ почтить память челове­ка — это попытаться понять его идеи, а потом воплотить их в жизнь.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru