СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.


 АНТВЕРПЕН

Антверпен — старинный бельгийский город, о котором в летописях упоминается уже в VII веке. Поэтому история его, как пишет М. Герман в своем исследовании о городах Фландрии, началась задолго до того, как образовалось бельгийское государство, которому нет еще и двух веков.

В течение своей долгой истории Антверпен захватывался норманна­ми и германскими императорами, но Фландрия всегда возвращала себе знаменитый город и порт. Всемирная торговая слава пришла к нему в XVI—XVII веках, когда европейские купцы стали отправлять в Индию и Новый свет свои корабли.

А начинался Антверпен с замка, который сейчас, как и многие дру­гие знаменитые и старинные сооружения города, обходится без собствен­ного имени: его называют просто Замок (по-фламандски — Стен). Он
был первой крепостью на реке Шельда, берега которой в те времена были пусты, низки и болотисты. Только дома норманнов свидетельство­вали о том, что здесь заложен город. Историки предполагают, что, мо­жет быть, и Замок был заложен норманнами, однако достраивали его уже к X веку.

Для того времени это была грозная крепость с могучими стенами и высоким, неприступным донжоном. Некогда Замок принадлежал Готф­риду Буйонскому — знаменитому вождю первого крестового похода, по­зднее он стал резиденцией городского самоуправления, а во времена испанского владычества здесь размещалась инквизиция. Это были мрач­ные страницы в истории Стена[1], когда каждого, заподозренного в ере­си, неповиновении властям или вольнодумстве, ждали пытки и почти всегда один конец — костер-аутодафе («акт веры»). В XIX веке былое архитектурное благородство Замка несколько подпортили пристройки в стиле ложной готики.

Другие старинные здания Антверпена тоже мало что сохранили от своего первоначального облика и обросли архитектурными наслоения­ми разных эпох — порой изысканными, а иногда просто грубыми. Архи­тектурный облик Антверпена в основном определил XVI век — век ве­ликого П.-П. Рубенса. О городе часто говорят как о «родине Рубенса». Здесь, на Зеленой площади в центре города, стоит сегодня бронзовый Рубенс, приветливо встречая прохожих. Великий фламандский худож­ник изображен в просторной блузе-безрукавке, в шароварах и сапогах, у ног его лежит палитра с красками...

Кто бы ни прошел по площади, всякий приветствует гениального фламандца поклоном или дружеским жестом. Здесь Рубенс — хозяин: он царит здесь, встречает гостей, сопровождая их по площадям, аллеям и бульварам Антверпена. Здесь долгое время летними вечерами, по сре­дам и субботам, давались концерты в честь великого художника. Горо­жане бережно сохраняют домик своего прославленного земляка, по­строенный в стиле итальянского Возрождения: в настоящее время в нем восстановлена мастерская художника. Она захватывает, конечно, не своей подлинностью, а возможностью воочию представить себе обстановку, в которой создавал свои шедевры великий мастер.

В XVI веке в Антверпене был возведен и прославленный готический собор Богоматери, так как Дева Мария издавна считалась покровитель­ницей города. На месте собора некогда стояла маленькая часовенка, в которой хранилась главная святыня Антверпена статуя Богородицы. Нынешний собор был заложен еще в 1352 году неким мастером Жаном Амелем, который отдал этому сооружению 40 лет жизни. Но он умер, так и не увидев собор возведенным хотя бы на четверть, и завещал свое дело сыну Петеру.

Антверпенский собор рос неторопливо, будто в медлительности этой видел свое будущее величие. Башня собора, которая сейчас видна еще издали, к началу XVI века поднималась над еще маленьким и приземис­тым Антверпеном, поражая самих жителей и всех путешественников своей высотой и дивным звоном 40 колоколов. Немецкий художник А. Дюрер, побывавший в Антверпене в те времена, когда завершалось строитель­ство собора, писал: «Церковь Богоматери в Анторфе чрезычайно вели­ка, настолько, что там одновременно поют много служб, и они не сби­вают друг друга. И там постоянно происходят роскошные празднова­ния, и приглашают лучших музыкантов, каких только можно достать».

Антверпенский собор Богоматери украшает немало картин П.-П. Ру­бенса, но особое место в нем, да и в творчестве самого художника, зани­мает полотно «Снятие с креста», которое является частью триптиха (в него входят еще картины «Распятие» и «Вознесение»).

Легендарное прошлое Антверпена живет в реликвиях то трогатель­ных, то величественных, а иногда и просто забавных. Одним из старей­ших памятников, посвященных основанию города, является знамени­тый фонтан, расположенный на булыжной площади перед городской ратушей. Фонтан, автором которого традиционно называют К. Массей- са, изображает композицию, как русалки поднимают юношу, держащего отрезанную руку поверженного рядом человека. Ажурное железное пле­тение увенчано фигуркой Брабо — легендарного героя, с которого и при­нято отсчитывать историю города.

В незапамятные времена на месте Антверпена стоял замок кровожадно- го великана Друона Антигона, обложившего окрестных жителей и морехо­дов, проплывавших по реке Шельде, огромной данью. Тем, кто отказывался платить, он отрубал руку. Но однажды нашелся смелый юноша Сальвий Брабо, который сам отрубил руку великану и забросил ее в реку. С тех пор возникший здесь город и получим название Антверпена[2].

О древности Антверпена говорит и причудливое сплетение его ста­ринных улиц. Ратушную площадь, например, окружают неправдоподоб­но узкие и очень высокие дома (в 5—6 этажей) со стрельчатыми окнами, аркадами и тонкими высокими колоннами. Все эти здания принадлежат средневековью, и названия их словно взяты из рыцарских баллад: «Дом большого арбалета», «Дом старых весов» и т.д. В «Доме старых весов» долгое время размещался цех живописцев (гильдия Святого Луки), и сюда, вероятно, нередко заглядывал П.-П. Рубенс.

Чудом сохранились в Антверпене рядом с сияющими витринами почти микроскопические лавки, некогда принадлежавшие ювелирам, колбасникам, мясникам... На улице Мясников высится возведенное по чертежам Г. ван Вагемакера здание Скотобойни. Просторный и гулкий зал ее нижнего этажа, с его каменным полом и высоко поднятыми окнами, отвечал своему прямо­му назначению, а тонкое переплетение нервюр сводов бесстрастно взирало на разделку мясных туш. Здание Скотобойни стало символом и свидетель­ством процветания богатейшей гильдии, чем немало гордились ее члены.

Но назначение Скотобойни не исчерпывалось только продажей мяса, так как на верхних этажах ее размещались помещения для деловых засе­даний и праздничных торжеств. В настоящее время здесь расположился Музей истории,'археологии и прикладных искусств, среди экспонатов которого собрана богатая коллекция оружия.

Старый Антверпен невелик и весь уместился на правом берегу Шель­ды: раньше он был окружен стенами, на месте которых теперь тянутся роскошные бульвары — Итальянский, Французский, Английский и Аме­риканский. От них к реке тянется площадь Меир, больше похожая на длинную и широкую улицу, в которую со всех сторон вливаются узкие улочки. Площадь Меир занята не магазинами, конторами и банками, а патрицианскими особняками, и получается, что дом П.-П. Рубенса на­ходился чуть ли не самой окраине Антверпена.

На площади Меир разместился особняк, который по традиции назы­вается «Королевским домом» — изящная и простая постройка в стиле Людовика XV. Архитектор Баурсшейдт выстроил этот отель для богато­го и знатного горожанина Яна Сустерна в 1745 году, и с тех пор это невысокое 2-этажное здание стало лучшим украшением площади. Анг­лийская королева Виктория, Наполеон Бонапарт и Мария-Луиза, буду­чи в Антверпене, останавливались именно в этой гостинице, что весьма льстило городским монархистам.

Новый Антверпен — это просторные улицы, расположившиеся меж­ду светлыми многоэтажными зданиями. Здания красивы и удобны, но... они могли бы разместиться в любом городе Европы. В них мало старин­ной души Антверпена, и потому они отступили на другой берег Шельды, которая разделяет город на две части. Над рекой нет мостов, и разъеди­ненные половинки Амстердама могут показаться оторванными друг от друга. Однако глубоко под Шельдой проложены прекрасные широкие туннели: это удобно для автомашин, а большим судам не мешает подхо­дить к антверпенским причалам.

 



21  Сейчас в Замке расположился музей навигации.

[2] От «Нап<3 ^егреп» — бросать руку. Статуя, которая в настоящее время венчает бронзовый фонтан, была отлита в конце XIX века скульптором Ламбо.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru