СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.


 ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КАППАДОКИИ

Несколько миллионов лет назад, еще в третичный период, в Анато­лии произошло извержение вулкана Эрджиеш-Дагы —*самой высокой горы Малой Азии. Потоки лавы, смешанной с пеплом, хлынули в доли­ну Гереме и толстым слоем покрыли территорию в несколько тысяч квадратных километров. Потом за долгие века ветры унесли, дожди смыли легкие породы, а застывшая лава и спрессовавшийся пепел постепенно превратились в туф — мягкий в обработке и одновременно прочный стро­ительный материал. Так появились высокие конусообразные скалы Кап- падокии (местности в средней Анатолии) — целый лес разноцветных каменных столбов, шпилей, грибов и башен, тянущийся на десятки ки­лометров.

Перед глазами путешественников встает очень необычная картина, когда повсюду простирается море... застывших каменных волн, сотво­ренных из туфа и песчаника. Волны эти гуляют в разных направлениях: то круто взмывая вверх, то обрываясь вниз или выстраиваясь в ряд, на­поминающий гигантские мехи растянутой гармони.

В этих местах, изолированных от остальной части Малой Азии не­проходимыми лесами и высокими горами, люди селились очень давно. В туфовых нагромождениях, легко поддававшихся обработке, они выруба­
ли себе жилища и погреба, на плодородных землях долин выращивали зерно, овощи и фрукты.

В IV веке пустынные и уединенные пещеры долины Гереме привлек­ли монахов-христиан, которые стекались сюда из всех районов Римской империи. Они нашли пещеры, образовавшиеся в лавовых конусах, иде­альным местом для отшельнического скита, где можно быть ближе к Богу. Пещер было много, а странной формы скалы можно легко выдол­бить и превратить в жилища, в них можно было вырубить другие поме­щения и проложить множество ходов. Монахи усердно долбили пеще­ры, устраивая в них кельи и церкви, стены и своды которых украшали разноцветными фресками.

Церкви отличались друг от друга и по форме строения, и по своим размерам. Монахи недолго размышляли над названиями своих храмов. Церковные власти были далеко в Византии и не могли указать отшель­никам на их легкомыслие. Потому большую церковь, где было темно, монахи назвали просто Темной; а другую — с растущими у входа ябло­нями — церковью Яблока.

В IV веке был основан монастырь Архангелов. По преданию, в 325 году на его месте был ночлег царицы Елены, когда она уже в весьма преклонных летах путешествовала в Иерусалим.

Тогда явился ей во сне небесный архангел Михаил и возвестил, что Свя­той Крест Господень, скрытый в земле, извлечется ею оттуда. Обрадован­ная этим известием, мать императора Константина пообещала воздвиг­нуть храм на том самом месте, где ей явился архистратиг.

—  Не здесь, не здесь, — сказал посланник Божий, — а на месте, порос­шем тернием, куда я сам тебя поведу, построить обитель во имя Арханге­лов и всех бесплотных сил, которые хранят человека и споспешествуют праведнику стоять в правоте.

Проснувшись, царица Елена увидела над собой огненную звезду, которая и повела ее в путь, а потом остановилась над местом, где лежал один ка­мень. Здесь и был поставлен престол Архангелов, а поднятый из земли ка­мень вделали в стену так, чтобы можно было видеть обе противоположные его стороны, различающиеся цветом.

Все храмы Каппадокии богато расписаны: стены, потолки, колон­ны и своды покрыты красочными фресками. Роспись делалась в IX—X веках, но в сухой прохладе фрески и до настоящего времени сохра­нили первозданную чистоту красок. Основу красок во всех фресках со­ставлял яичный желток в сочетании с растительными и минеральными ком­понентами. Благодаря такой основе краски, плотно положенные на туфо­вый грунт, не боятся сырости и не трескаются. Лишь кое-где лики святых иссечены прямыми полосами — это следы от сабель сельджуков.

История не сохранила имена тех, кто создавал эти иконописные шедевры. В литературе лишь туманно упоминается, что среди украшавших пещерные храмы живописцев были армяне, а также греки из Киликии и Византии.

Входы в подземные жилища и храмы тщательно маскировались, переходы из жилищ в церкви и монастыри перекрывались круглыми каменными блока­ми, которые выкатывались из потайных ниш. Наружу выводились дымоходы и вентиляционные стволы, не заметные для постороннего глаза.

Подземные города, а их в Каппадокии несколько, значительно старше по возрасту пещерных храмов. Исследователи считают, что их начали возводить еще во втором тысячелетии до нашей эры. Люди, занимавшие подземные ка­такомбы, были выходцами из государств хеттов[1], ассирийцев и других райо­нов Малой Азии. Здесь находили убежище рабы-беглецы и гладиаторы Римс­кой империи, а позднее подземные города стали заселять рабы, бежавшие из Византийской империи.

Южнее долины Гереме находятся два города — Каймакли и Дерин- кюю, в которых до сих пор ведутся археологические исследования. Не­большой город Каймакли интересен тем, что под ним находится еще один город — подземный. Это довольно просторный, хотя и несколько мрачноватый лабиринт из ходов и залов, расположившихся на четырех уровнях.

Город Деринкюю имеет восемь,подземных уровней и уходит в глубь земли на 85 метров. Эти города-катакомбы, вырубленные все в том же туфе, располагались на 6—8 уровнях-этажах и потому могли служить убе­жищем сразу для нескольких тысяч человек. Все в городах было приспо­соблено для длительного проживания: продовольственные склады, ко­лодцы, кухни, вентиляция, выдолбленные в камне чаны, в которых да­вили виноград и делали вино. Здесь жили, справляли свадьбы, рожали детей, умирали. В городах-катакомбах, кроме монастырей и церквей, имелись мастерские, даже конюшня и. загон для скота.

Когда не было непосредственной опасности нападения, люди выхо­дили из подземных городов на поверхность и занимались сельским хо­зяйством. В случае же опасности они снова скрывались прд землей, тща­тельно замаскировав все ходы в свои жилища.

Из поколения в поколение обитатели Каймакли и Деринкюю углуб­ляли и совершенствовали свои подземные жилища, делали все возмож­ное, чтобы обезопасить себя от вражеских нападений. Они сооружали ложные коридоры, которые заканчивались глубокими провалами, дела­ли тайные переходы в жилые комнаты и залы. Воздух в городах был чи­стым и свежим, поэтому дышалось там легко. Через все этажи, под кото­рыми протекают грунтовые воды, были пробиты вентиляционные шах­ты с проемами в каждом ярусе. Бадьями, привязанными к толстым ка­натам, подземные жители поднимали наверх воду.

Ученые предполагали, что города Каймакли и Деринкюю, возможно, были соединены между подземным тоннелем, но найти его долгоегвре- мя не удавалось. Но вот спелеологи совершенно случайно обнаружили в Де­ринкюю, на уровне третьего яруса, высокий и широкий коридор, который отходил в сторону от одного из тоннелей. Оказалось, что именно этот коридор и соединял два города, так что их жители, даже не выходя на поверхность, могли общаться между собой и помогать друг другу в борьбе с врагом.

В XIV веке могущественная Византийская империя пала под ударами ту­рок, и на смену христианству пришел ислам. Турки знали о проживающих здесь христианах, но довольно терпимо относились к ним, не разрушали их храмы и жилища. Но впоследствии монастыри в долине 1ереме распались, и монахи разбрелись в разные стороны. Действующих церквей здесь в настоя­щее время нет, так как нет христианского населения: последние христиане покинули Каппадокию в 1924 году.

Однако опыт христианских монахов переняли турки-крестьяне. Так как не было дерева для возведения домов, они тоже стали вырубать себе жилища в лавовых конусах. Такие дома даже имели некоторые преиму­щества: они ничего не стоили (кроме собственного труда), не требовали ремонта и защищали от грабителей. Кроме того, их можно было посто­янно расширять, добавляя к основному помещению кладовые: а если семья разрасталась, то и новые комнаты.

В таких жилищах обычно имеется большая комната высотой до трех метров, которая одновременно является и гостиной, и столовой. Посе­редине ее Стоит большой стол, высеченный из камня, и каменные сиде­нья, которые тянутся вдоль стен. Они покрыты ковром и тонкими по­душками; несколько ковров висят на стенах. Во всех помещениях вы­рублены обычно два окна.

 



[1]  Название «Каппадокия» восходит к языку древних хеттов и переводится как «Страна белых лошадей».

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru