СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.


 

ФЛОРЕНЦИЯ - ЦВЕТОК ТОСКАНЫ

Прекрасный край, раскинувшийся по берегам реки Арно, был засе­лен еще до рождения Флоренции. Не у самого берега, а взобравшись на высокий холм, процветал задолго до Рождества Христова богатый этрус­ский город Фэзулы. Этруски появились здесь в VIII веке до нашей эры, но они обычно не селились на берегах рек, а предпочитали более без­опасные вершины холмов. Однако остерегались они не столько навод­нений реки Арно, сколько злых и воинственных людей, которые были столь же грозной силой, как и природные стихии, Во впадине между двумя горными вершинами отстроили этруски свои жилища, на одной горе поднялся их кремль, а все поселение было обнесено стеной.

Фэзулы не потеряли своего значения и когда Этрурию покорили рим­ляне: независимость исчезла, но благосостояние осталось. Позднее, когда в стране установился мир, торговля в Этрурии вновь оживилась, однако город Фэзулы просуществовал недолго. В 90—88-е годы до нашей эры этруски вместе с другими итальянскими городами подняли восстание против римлян и потерпели поражение. «Горные Фэзулы» были поща­жены, и впоследствии Юлий Цезарь вывел сюда своих воинов-ветеранов,

 

которых отпустил в отставку. Легионеры построили новый город, придав ему квадратную планировку военного лагеря. Ученые предполагают, что отсюда и произошло нынешнее название города: «Са$1га Р1огеп11а» — «Процветающий военный лагерь».

Во времена Римской империи Флоренция процветала благополучно, но ничем особенным не выделялась. Как и в других итальянских городах, в ней были храмы, термы, амфитеатр, театр и, конечно, главная площадь — фо­рум. После распада империи Флоренция, как и другие города Италии, пере­жила сначала набеги варваров, а потом феодальные войны и смуты. Замет­ный рост Флоренции наметился в IX—X веках, когда в Средней и Северной Италии ремесло отделилось от земледелия и начало складываться товарное производство. Во Флоренции главным образом стали развиваться банков­ское дело, посредническая торговля и производство тканой шерсти.

К XI веку город подпал под власть крупных и влиятельных сеньо­ров — герцогов Тосканских, которые правили Флоренцией мягко и уме­ренно. Население под покровительством герцогов достигло известного благосостояния, город рос и богател. Когда в XII веке владения сеньо­ров Тосканских распались, Флоренции удалось приобрести внутреннее самоуправление — права «вольной коммуны».

С этой победой флорентийцы вступили в яркий и бурный период сво­ей истории. В свободном городе законодательная власть официально при­надлежала всему народу (роро!о), а исполнительная власть с 1138 года находилась в руках коллегии консулов, которые избирались сроком на один год от каждого района Флоренции. Как правило, консулами стано­вились рыцари, влиятельные сеньоры и люди знатного происхождения, большое влияние на городские дела имел епископ.

Община флорентийских граждан в то время терпела большие при­теснения со стороны мелких вооруженных рыцарей, замки которых тес­ным кольцом окружали Флоренцию. Рыцари имели дома и в самом го­роде, поэтому торговцам и ремесленникам трудно было развернуться. И тем не менее сила последних постепенно возрастала: в городе образова­лась «денежная знать», владевшая коммерческим капиталом. Она и ста­ла устраивать широкие ремесленные производства, которым предостав­лялись льготы, а также торговать не только с другими городами Италии, но и с соседними странами. Эта аристократия была энергичной и пред­приимчивой, она привлекла в город много крестьян, освободив их от власти земельных сеньоров, правда, тут же подчинив их собственной эксплуатации. Но освобожденных крестьян привлекала более вольная и разнообразная жизнь во Флоренции и участие в общественных движе­ниях, где они порой приобретали значительный вес.

Купцы вели упорную борьбу с промышленной знатью, поэтому к началу XIII века конфликт между этими социальными силами стал не­избежен. Эта борьба окрашивала кровью повседневную жизнь Флорен­ции, нравы людей ожесточились, ненависть разгоралась не только меж­ду социальными группами, но и между родами, семьями и отдельными их членами. Обычными явлениями стали смуты, предательства, загово­

 

ры и мщения... Одолевали Флоренцию и бурные события извне. В Ита­лии за светское господство соперничали тогда две власти — священные римские императоры и римские первосвященники, которые добивались не только церковного верховенства, но и светской власти над миром и политикой государств в Европе. Флоренция держала сторону римской церкви, но окончательно освободиться от опеки императоров ей не уда­валось. Всевозможные колебания сеяли новую вражду интересов, поли­тических пристрастий и раздоров. В это время и зародились прославив­шиеся длительной борьбой партии гибеллинов и гвельфов. Гибеллинами в основном были феодалы, поддерживавшие императора; гвельфы, соб­ственно городские круги Флоренции, — сторонники римского папы[1].

В 1250 году гвельфы одержали победу, изгнали гиббелинов из Флорен­ции и приняли первую конституцию, которая закрепила права народа. В честь этого славного события Флоренция даже изменила свой герб: раньше на красном фоне помещалась белая лилия, теперь на белом фоне стала красоваться красная лилия. После этой победы во Флоренции была учреж­дена новая должность — «предводитель народа», который получил высшую исполнительную власть; а «подеста»[2] утратил свое политическое влияние, сохранив за собой лишь некоторые административные функции.

Несмотря на политические распри и трудности существования, Фло­ренция росла и давно уже шагнула за старую римскую ограду. Из городских ворот вышли и побежали вдаль целые улицы, за городскими стенами росли новые пригороды, вокруг первоначального ядра Флоренции возникала Флоренция средневековая. К концу ХП века понадобилось выросший го­род вновь окружить второй стеной, однако вскоре и за ней началось даль­нейшее расширение города, окруженного очаровательной природой: свет­лая лента реки, цветы и зелень, темно-синее небо, холмистая равнина...

Сам же город был гораздо суровее: собора и роскошных дворцов, а также прекрасных общественных зданий тогда еще не было. Флорентий­цы ощущали себя нераздельной частью родного города, их душа радова­лась его блеску и растущей славе. Они горячо любили свой город и, когда достигли некоторого благосостояния, стали заботиться о его украшении. В XII веке горожане еще не могли возводить великолепные новые здания, поэтому начали перестраивать и заново отделывать старые церкви. Са­мым древним во Флоренции является, наверное, здание баптистерия Свя­того Иоанна Крестителя, который до середины XII века был главной цер­ковью города и местом крещения новорожденных флорентийцев.

Время создания этого храма точно неизвестно: возможно, он был основан около 488 года, в дальнейшем несколько раз перестраивался, однако сохранил свою первоначальную восьмигранную форму. Фасады своего баптистерия флорентийцы облицевали белым и темно-зеленым мрамором и украсили тройными полукруглыми арками, которые опира­ются на пилястры с коринфскими капителями. По преданию, баптисте­рий был возведен на месте античного храма бога Марса, который счи­тался патроном древнего города. Став христианской, Флоренция пере­менила своего покровителя, однако статую Марса в городе сохранили, только будто бы перенесли на берег реки Арно и поставили у моста. В средние века за нее принимали конную статую, действительно стояв­шую там издавна. Среди народа крепко держалось поверье, что от со­хранности этого загадочного изваяния зависит благополучие города: по­гибнет оно, пропадет и слава Флоренции.

Город развивал не только свои материальные богатства, но и духовные силы. В глубоком средневековье Флоренция была одним из наиболее про­свещенных городов Италии. От римских времен там остались и действо­вали школы «семи свободных наук», в городе были и школы, которые епископ устраивал при своем дворе, а также монастырские школы, среди которых особенно выделялись те, которые действовали в обителях францисканского и доминиканского орденов. Они носили церковный ха­рактер, но в них изучались и философия и литература. И хотя в то время университета во Флоренции еще не было, но научное преподавание раз­вивалось там в общих школах и в частных ученых кружках. Энциклопеди­чески образованным человеком был Б. Латини, учитель великого Данте: ученый был известен всей Европе, и вокруг него создавалась атмосфера серьезного интереса к знаниям и интеллектуальной жизни вообще.

Для характеристики флорентийцев следует отметить рано развившу­юся у них любовь к поэзии и поэтическому творчеству. Поэзию во Фло­ренции любили и чтили уже в начале XIII века, а в конце его она царила в городе безраздельно. В Сицилию и Северную Италию проникла поэзия провансальских трубадуров: напевы провансальцев, переработки этих напевов со всех сторон обвевали Тоскану, и Флоренция мало-помалу сделалась одним из главных художественных центрована севере Италии. Один провансальский трубадур, напутствуя своего собрата в Италию, говорил ему: «Если будете в Тоскане, ищите приюта в благородном гра­де Флоренции. Там собираются все таланты, там совершенствуются и украшаются радость, песня и любовь».

К середине XIV века на поверхность городской жизни Флоренции поднялись многие семьи, отличавшиеся неистощимой энергией и дело-, вой хваткой (Строцци, Альберти и др.). Среди них выделился банкир­ский род Медичи, который к середине XV века был уже одним из самых богатых и влиятельных во Флоренции. Козимо Медичи вошел в историю под именем Старший, и хотя сам он не отличался большой ученостью, но был другом образованности и искусства. При нем составилось ядро знаменитой галереи Уффици, он был первым из Медичи, кто на свои деньги стал целенаправленно собирать произведения живописи и скуль­птуры для украшения как собственных дворцов, так и города. Примеру Козимо Медичи, которого называли еще «отцом Отечества», следовали и его потомки, поэтому коллекция их постоянно пополнялась.

Шло время, шла вперед и жизнь во Флоренции, отмирало старое и крепло новое мировоззрение — гуманизм, принципиально противопо­ложное идеологии церкви. Хотя условия жизни во многом еще остава­лись суровыми, но сами люди уже во многом изменились: они осознали прелесть земного мира, главным в котором был признан человек — ак­тивный, мыслящий и нравственный. У Франческо Петрарки, предки которого жили во Флоренции, об этом сказано просто и ясно: «...какая польза в том, чтобы узнать природу диких зверей, рыб, птиц и змей и не знать, и даже не стремиться понять, природу человека; уяснить, ради чего мы рождаемся, откуда и куда идем».

Гуманистическое мировоззрение достигло во Флоренции подлинного расцвета, здесь оно стало благодатной почвой для формирования искусства Возрождения. Огромный интерес, пробудившийся в итальянском обще­стве к миру земному и человеку, обусловил возрождение искусства портре­та, которое совсем было угасло в средние века. Первым великим скульпто­ром эпохи Возрождения стал флорентийский мастер Донателло, создав­ший в 1411 —1413-е годы статую Святого Марка, которую установили в од­ной из ниш в стене церкви Орсанмикеле. Святой Марк у Донателло — это благообразный старец с мягкой бородкой: он стоит в спокойной позе, опи­раясь на Правую ногу и слегка отставив левую. Под красивой длинной одеж­дой, ниспадающей естественными складками, ощущается крепкая, отнюдь не старческая фигура. Великий Микеланджело говорил, что «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека, и если еванге­лист Марк был действительно таким, то его писаниям можно верить».

Новое мировоззрение нашло отражение в архитектуре (Ф. Брунеллес­ки) и живописи, в которой молодой флорентийский художник Т. Мазаччо проявил себя как мастер, в совершенстве овладевший приемами реалис­тической живописи — светотенью и перспективой. Библейские герои пред­стают на его полотнах в облике обыкновенных людей, а в некоторых композициях на первый план выступают откровенно простонародные типы.

В конце XV века флорентийцы продолжали заниматься строитель­ством на благо своего города. Когда Микеланджело вернулся сюда из Рима, где он прославился своей скульптурой «Оплакивание Христа», во Флоренции продолжались работы по отделке собора. Во дворе собора находилась прекрасная мраморная глыба, из которой некий ваятель со­брался было создать статую, но только испортил мрамор и бросил рабо­ту. Микеланджело попросил отдать ему этот мрамор, на что руководите­ли работ охотно согласились: мрамор, мол, все равно испорчен, и пото­му нечего ему здесь валяться. В 1504 году Микеланджело создал одно из величайших творений мирового искусства, изваяв библейского Давида в момент наивысшего напряжения сил, когда тот готов метнуть из пращи смертоносный камень в Голиафа.

С конца 1504 года в течение четырех лет во Флоренции работал вели­кий Рафаэль, создавая своих знаменитых мадонн. Во Флоренции Лео­нардо да Винчи создал шедевр шедевров, всемирно известную «Джокон­ду» — творение поистине божественной, а не человеческой руки.

Однако цветущая жизнь Флоренции была прервана в конце XV века нашествием армии французского короля Карла VIII. Так как целью фран­цузских войск было завоевание Неаполя, они вскоре покинула Флоренцию, но жизнь в восстановленном городе оказалась не очень радостной. Фактичес­ким хозяином города сделался молодой монах-доминиканец Д. Савонарола, который появился во Флоренции еще в 1480-х годах и уже тогда стал центром всеобщего внимания. Неистовый монах был убежден, что Господь направил его в мир для искоренения пороков высшего духовенства и светских властите­лей. Флорентийцы охотно внимали его пламенным речам, так как в них было много правды. Однако увлекшиеся поначалу горожане не сразу уразумели, что зажигательные речи Савонаролы направлены не только против пороков конк­ретных лиц, но и вообще против радостей земных. Придя к власти, Савонарола обрушил свой гнев на все мирское, сжигал на костре произведения Данте, Ф. Петрарки, Д. Боккаччо; уничтожал «непристойные» рисунки, гравюры, скульптуры, а также «множество «сладострастных предметов, зеркала, карты, шахматные доски... различные благовония и всяческие вещи подобного рода, возбуждающие похоть*. Вскоре из атмосферы Флоренции исчезло ощущение всех прелестей земных, мысль и энергия оказались обречены на апатию, к тому же вследствие экономических неурядиц в городе начались беспорядки и голод. Безумный монах понятия не имел, как совладать с этими бедами, и еще больше стал бичевать пороки и самозабвенно молиться. Благополучие фло­рентийских дельцов напрямую зависело от связей с миром реальным, и потому их союз с юным фанатиком был невозможен. Против Савонаролы возбудили судебное дело, потом папа Александру] отлучил его от церкви, и в мае 1498 года он и два его приверженца были казнены на площади Синьории.

Флоренция — сравнительно небольшой город, но он сыграл поистине великую роль в истории мировой культуры. Даже среди других городов Ита­лии, богатых историческими и художественными памятниками, этот цвету­щий город по праву считается сокровищницей искусства, В нем, как уже говорилось выше, возникло и расцвело искусство Ренессанса, когда мысли и чувства людей после многих веков средневековья вновь обратились к зем­ному миру. В 1403 году Л. Бруни сочиняет «Похвалу Флоренции», прослав­ляя ее как самый совершеннейший из всех городов. В 1404 году К. Салутати называет город «цветком Тосканы, зеркалом Италии»:

Какой город.,, во всем мире более безопасно расположен в своем кольце стен, более великолепен своими дворцами, более украшен храмами, более кра­сив своими постройками, более внушителен своими воротами, более богат площадями и широкими улицами, более обилен жителями, более славен своей гражданственностью и обладает столь неисчерпаемыми богатствами?




[1]  В некоторых итальянских городах все было наоборот.

[2]  Подеста — лицо, которое было наделено исполнительной властью. Он не являлся гражданином Флоренции и приглашался со стороны.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru