СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ТОЛЕДО - СТАРАЯ СТОЛИЦА ИСПАНИИ

 

 

ТОЛЕДО - СТАРАЯ СТОЛИЦА ИСПАНИИ

«Когда Бог создал солнце, Он поместил его над Толедо», — говорит­ся в одной древней легенде. Но точной даты, когда был основан этот старинный город, история не сохранила.

Панорама Толедо иногда открывается столь неожиданного, что ее вос­принимаешь как что-то нереальное. Через неширокую реку Тахо пере­брошены мосты с башнями; за крепостной стеной, на скалистом правом берегу, жмутся друг к другу невысокие здания восточного типа, а над ними врезается в небо островерхая башня кафедрального собора и возвышает­ся величественная крепость Алькасар. Идешь по узеньким улочкам горо­да, и вдруг перед тобой возникает рыцарь в латах и с алебардой в руке, за ним другой, третий... Это торговцы сувенирами, чтобы привлечь внима­ние, выставляют у дверей своих магазинчиков манекены. Но немного во­ображения — и тогда можно представить себе средневековый Толедо.

Толедо рано появился на исторической арене, может быть, поэтому о нем рассказывается так много романтических легенд — больше, чем о дру­гих испанских городах. Об этом укрепленном пункте писал еще Тит Ливий в своем труде «История Рима». Рассказывая о завоевании Пиренейского полуострова римлянами, историк сообщает о взятии в 193 году до нашей эры небольшого, но малодоступного благодаря своему местоположению городка Толетума, который сдался только после упорного сопротивления.

Под властью завоевателей римская культура стала быстро распростра­няться на Пиренейском полуострове. Толедо украшался храмами, цирка­ми и театрами, которые возводились в римском стиле, однако от этого времени в городе осталось мало архитектурных памятников. Захватившие впоследствии Толедо вестготы брали строительный материал римских зда­ний для возведения своих храмов и монастырей. Овальный в плане римс­
кий цирк, вмещавший более 20 ООО зрителей, сейчас лежит в развалинах неподалеку от Толедо. В окрестностях находится и «грот Геркулеса», с именем которого римская легенда связывает основание города.

Пришедшие в 456 году вестготы основали здесь свое королевство, сто­лицей которого стал Толедо, превратившийся к этому времени в полити­ческий, культурный и религиозный центр. В королевской резиденции бурно закипела жизнь. Новая столица, сильно пострадавшая во время борьбы римлян с вестготами, стала быстро обстраиваться. Особенно много воз­водилось церквей и монастырей, так как в молодом государстве все нити политической жизни взяло в свои руки духовенство. Особого могущества оно достигло в VI веке, когда постановления церковных соборов, соби­равшихся в Толедо, приобретали силу государственных указов.

Жизнь в городе в те времена редко протекала мирно и спокойно, так как Толедо постоянно был ареной борьбы за власть между представите­лями вестготской знати. Эта борьба осложнялась еще и религиозными распрями, поэтому от искусства вестготов в Толедо тоже осталось не­много: сохранились в основном фрагменты орнаментов.

На смену вестготам сюда пришли арабы. Получив известие о наше­ствии мавров, король вестготов Родриго двинул свои войска им навстре­чу. В июне 711 года произошла знаменитая битва при Гуадалупе, в кото­рой последний король вестготов потерпел бесславное поражение. Древ­няя легенда рассказывает, что вестготы видели в этом наказание коро­лю Родриго, который нарушил многовековой запрет и открыл двери в «грот Геркулеса», запертые многими замками.

Королю было предсказано, что открытие дверей приведет к гибели госу­дарства, но он приказал сломать замки, надеясь найти здесь спрятанные в давние времена сокровища. Войдя в грот, освещаемый факелами, Родриго увидел огромную бронзовую статую воина, сильно бьющего палицей об пол.

—   Где спрятаны сокровища? — спросил король.

Бронзовый воин показал на стоящий неподалеку от него сундук с надпи­сью: «Тот, кто меня откроет, увидит.чудеса».

Король Родриго приказал открыть сундук, но вместо сокровищ он нашел в нем кусок полотна, на котором было нарисовано множество арабских воинов в тюрбанах, с копьями и щитами. На полотне была еще одна надпись: «Тот, кто дойдет досюда и откроет сундук, потеряет свою страну, так как будет побежден людьми, похожими на людей, здесь изображенных».

Арабы, двигаясь с юга Пиренейского полуострова на север, покоря­ли один испанский город за другим. Конечной их целью был Толедо — столица вестготов, куда после поражения бежали остатки армии короля Родриго. Узнав о приближении врага, толедцы ^храбро встали на защиту родного города, и лишь предательство одного из жителей помогло мав­рам пробраться за его стены. Но жители Толедо долго не могли прими­риться с победой арабов: ни в одном испанском городе не было столько восстаний, сколько здесь. Один арабский летописец отмечал, что «ни у одного государя не было столь беспокойных и мятежных подданных, как толедцы». В течение почти 400 лет Толедо находился под властью мавров, которые называли его Толаитола.

Несмотря на частые восстания против завоевателей, толедцы не мог­ли не подпасть под влияние высокой арабской культуры. Завоеватели- мавры украсили город многочисленными дворцами и мечетями. Во вто­рой половине XI века при эмире Ал Мамлюке была построена загород­ная резиденция, красоту которой отмечали все арабские историки. По их словам, особенно изумителен был павильон, расположенный в саду посреди большого пруда. Внутри павильон был украшен изразцами, пе­реливающимися всеми цветами радуги. Но самым привлекательным в нем было хитроумное техническое приспособление, благодаря действию которого вода могла из пруда подниматься и закрывать павильон до са­мого верха, не проникая внутрь.

Однако и от эпохи арабского господства в Толедо осталось не очень много памятников. Большое количество зданий было разрушено при наступлении испанских войск, другие позднее были перестроены. На­пример, мечеть Баб ал Мардом была превращена в церковь Санто-Кри- сто де ла Лус, которую позже украсили фресками с изображениями свя­тых Леокадии, Касильды, Обдулии и Евлампии. Рядом с ними изображен пожилой человек в красной мантии и с епископским жезлом. Искусст­воведы предполагают, что это может быть Бернгард — первый епископ Толедо после отвоевания города у мавров.

Испанские войска под предводительством короля Альфонса VI осво­бодили Толедо в 1085 году и водрузили испанское, знамя над Алькаса­ром — дворцом мавританских правителей. Став столицей Испании, То­ледо начал играть ведущую роль в реконкисте. Здесь формировались глав­ные силы испанцев, сюда же съезжались рыцари из все;к христианских государств Европы, готовые сразиться с приверженцами ислама.

В борьбе с маврами крепли сила, богатство и могущество испанских городов. Богатейшим городом стал и Толедо, превратившийся к тому же в центр литературной и художественной жизни Испании. В XII веке го­род считался и одним из научных центров Европы, особенно пользова­лась известностью его школа переводчиков. Здесь переводили с арабско­го языка произведения греческих и римских авторов (Аристотеля, Пла­тона и др.). Чтобы познакомиться с этими переводами, в Толедо приез­жали многие светила средневековой науки. Из местных ученых своими научными трудами выделялись рабби Абен Эзра и Ха Леви.

В 1226 году по инициативе Хименеса де Рада, архиепископа Толедо, начали возводить величественный готический собор, строительства.ко- торого продолжалось более двух веков. «Первый в Испании и первый из немногих в Европе в том, что касается красоты и совершенства», «вели­чественный и звучный гимн, в котором поет готика», «памятник гению нации» — так называют это грандиознейшее сооружение. По своим раз­мерам собор в Толедо уступает только соборам в Милане и Севилье. С течением веков в нем накопилось столько произведений искусства, что

 

это сказочное богатство поначалу просто изумляет. Толедский собор в 1845 году посетил русский композитор М. Глинка и играл там на органе.

Но в средневековой Испании Толедо был не только политическим и культурным, но также промышленным и торговым центром. Толедская сталь считалась лучшей в Европе для изготовления кинжалов и шпаг; толедские шелковые ткани высоко ценились за красоту и разнообразие рисунков; керамические изделия (вазы, изразцы, посуда) тоже были ши­роко известны далеко за пределами Толедо.

После взятия Толедо испанцами католическое духовенство стало всячес­ки бороться с мусульманской культурой, но она еще долго оказывала влия­ние на все стороны жизни толедцев. Главным образом это чувствовалось в архитектуре, так как кастильских королей привлекали живописная игра ар­хитектурных линий и изящество арок, покоящихся на стройных колоннах; обилие декоративных украшений из раскрашенного гипса и причудливая резьба деревянных и сталактитовых потолков. Даже в постройках религиоз­ного назначения толедские мастера смело соединяли характерные черты мавританского зодчества с романским и готическим стилями, заимствован­ными в Европе. В результате такого синтеза в Испании создается особый декоративно-живописный стиль, который получил название «мудехар».

Чрезвычайно привлекательны остатки архитектуры «мудехар» в мо­настыре Санта-Исабель де лос Райес, северный фасад которого укра­шен аркадами в мавританском стиле. Во внутренних покоях монастыря сохранились арки с изящными украшениями из гипса, особенно наряд­на причудливая арка из гипсовых сталактитов во дворике Лаурель. Бо­гатство украшений этого монастыря объясняется тем, что сначала здесь размещался дворец Фердинанда Кастильского, гербы которого до сих пор украшают портал монастырской церкви[1].

Как только Толедо стал столицей, испанские аристократы начали охот­но селиться в городе, чтобы быть поближе к королевскому двору. При возведении своих дворцов они брали за образец постройки мавров. Снару­жи фасады дворцов испанских грандов были довольно просты и строго молчаливы: редкие прорези зарешеченных окон* массивные деревянные двери с тяжелыми металлическими скрепами... Зато внутри они пленяют архитектурным изяществом своих двориков, окруженных галереями, бо­гатством и красочностью цветущих растений, журчанием фонтанов, бо­гатством орнаментальных украшений и блеском разноцветного кафеля.

Толедо всегда стремился к защите своих ^вольностей, и это было весь­ма не по душе королю Филиппу II — ярому защитнику неограниченной монархии. К тому же Толедо расти было некуда, и поэтому в 1561 году король перенес столицу в Мадрид. Потеряв статус столицы, Толедо ли­шился части своих жителей, которые последовали за королем. Сначала это не очень сильно отразилось на благосостоянии города, по-прежне­му здесь шла веселая жизнь и устраивались торжественные религиозные церемонии. В Испании, где религия так тесно переплеталась с жизнью, эти празднества нередко принимали характер народных увеселений.

Не затихала и художественная жизнь Толедо. Богатыми заказчиками- меценатами по-прежнему оставались гордые и вольнолюбивые аристок­раты, которые не хотели склониться перед властью Габсбургов и про­должали жить идеалами средневековой Испании. Поэтому в Толедо все­гда тянулись лучшие представители йспанской интеллигенции, которые словно состязались, как лучше назвать город. «Славой и светом мира*» называл его Сервантес, Лопе де Вега видел в Толедо «сердце Испании», а Бедекер величал его «каменным свитком испанской истории».

С Толедо связано имя величайшего «живописца кастильской набожно­сти» — художника-критянина Эль Греко. Перебравшись в Испанию, он сначала поселился при королевском дворе в Мадриде, но не признанный здесь, переехал в Толедо. Само расположение города на высоком каменис­том плато, окруженном обрывистыми берегами реки Тахо, архитектурный облик города с его наслоениями разных культурных эпох благоприятство­вали возвышению души, располагали к философским раздумьям и религи­озной сосредоточенности. Старый Толедо с его древними аристократичес­кими гнездами, устойчивыми традициями средневековой культуры, сама атмосфера древнего города сотворили из Эль Греко своего певца.

Прибыв в Толедо, художник поселился в бывшем дворце маркиза де Вильена. В начале XX века часть этих владений была восстановлена в стиле XVI века, и здесь был устроен Дом-музей Эль Греко. С его терра­сы открывается тот же великолепный вид на окрестности Толедо, кото­рым когда-то любовался художник.

В комнатах дома Эль Греко висело много написанных им картин, так как каждое выполненное произведение он сохранял в копиях. Сейчас в Доме-музее можно видеть один из написанных художником видов Толедо, на котором самым значительным памятником является госпиталь карди­нала Таверы. Город освещен неровным светом, падающим из-за туч, и по­тому он сам как бы превратился в живой, двигающийся на зрителя массив.

Но многие произведения «самого испанского художника» сейчас на­ходятся вне Толедо. В американском Метрополитен-музее выставлен еще один «Вид Толедо», в котором не следует искать пейзажное сход­ство с городом. В этом полотне Эль Греко передал дух города, его суть, какой она ему казалась, несмотря на точную подробность объектов и прихотливую фантазию в их размещении.

М. Коссио, автор первой большой работы о творчестве Эль Греко, в начале XX века писал, что живописец был второразрядным художни­ком, пока не слился с Толедо. Действительно, город и художник слились воедино и сделали друг друга. Толедо стоит в Испании отдельно и одино­ко, как и сам Эль Греко в мировом искусстве.

Но постепенно жизнь в Толедо, прежде бурная и кипучая, угасала. Город как бы погрузился в волшебный сон, сохранив почти нетронутым свой архитектурный облик. В то время как многие старинные города Испании рушились под ударами строительного бума 1960-х годов, Ф. Франко не позволил трогать Толедо. И сейчас в городе все остается почти таким же, как во времена Эль Греко.



[1]  По другим сведениям это был дворец королевы Арагонской.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru