СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

АКСУМ- СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД ЭФИОПИИ

АКСУМ- СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД ЭФИОПИИ

До середины XVII века Эфиопия (Абиссиния) в представлении рос­сиян была скорее страной сказочной, нежели реальной. Редкие палом­ники рассказывали о тамошних обитателях, с которыми им доводилось встречаться на Святой Земле, истории больше экзотические и небыва­лые. Только при Петре Г, который увидел в контактах с Эфиопией инте­рес для России, было решено отправить туда посольство. Но в 1725 году царь умер, и проект этот не был реализован.

А между тем уже полторы тысячи лет назад Эфиопия была одной из четырех великих держав мира. Об этом писал еще персидский пророк Мани, который и называл эти великие царства: царство персидское и вавилонское, царство римское, царство Аксум и царство китайское. Одно из первых упоминаний об Аксуме встречается в «Перипле Эритрейского моря» — наиболее старой из дошедших до нас лоций древнего мира. Ста­ринные летописи Эфиопии называют Аксум священным городом, кото­рый был столицей этой части страны ^уже за 200 лет до нашей эры, а аксумская устная история относит появление города к временам биб­лейским.

В ту пору главным в стране был город Шеба, которым правил гигант­ский дракон. Он требовал от своих подданных бесконечных подношений — скотом и юными девушками. Среди несчастных девушек, которые в очеред­ной раз должны были стать жертвами ненасытного дракона, оказалась красавица, которую любил отважный силач Агабоз. Чтобы спасти воз­любленную, он убил жестокое чудовище, и счастливый народ провозгласил
его своим царем. У него родилась умная и красивая дочь, которая стала потом правительницей под именем Македа, во всем мире известной под именем царицы Савской.

С VII века древнее Аксумское царство героически выдерживало бе­шеный напор мусульман, сокрушивших церкви Нубии, Южной Ара­вии и почти уничтоживших христианство в Египте. Тяжкие испытания выпали на долю народов этих стран, земли которых опустошала вой­на между Византией и Ираном. Особенно плохо приходилось моно- физитам — последователям учения о единой природе Святой Троицы, к числу которых принадлежали армяне, египетские копты и часть си­рийцев. В Южной Аравии иудеи, которые были тогда союзниками Ирана, устроили массовые казни монофизитов, и тогда духовные вожди Египта и Сирии воззвали к Калебу Элла-Эсбехе — правителю Аксумс- кого царства, который объявил христианство в своей стране государ­ственной религией. В нем они видели политического деятеля, спо­собного сплотить народы Ближнего Востока для борьбы против обе­их империй.

К этому времени Аксум был уже старым городом с 700-летней исто­рией, а жители его были известны в древнем мире как народ культурный и цивилизованный. Языка аксумитов (геэз) за пределами царства не зна­ли, поэтому образованные люди того времени — купцы, священники, дипломаты — обучались греческому — международному языку того вре­мени. Торговые суда из Адулиса (главного порта Аксумского царства) ходили в Египет, Индию, на Цейлон; их торговые караваны ежегодно отправлялись на юг Эфиопии и в страны, которые ныне известны как Сомали и Судан.

В свою очередь, купцы из других африканских стран, а также из Ев­ропы и Азии были частыми гостями в Аксумском царстве. Среди них встречались весьма образованные люди, например, известный географ

VI    века Козьма Индикоплов, сочинения которого в средние века были очень популярны. Он назвал Аксум «великим городом» и описал его достопримечательности, среди которых упомянул и «четырехбашенный дворец» царя Калеба Элла-Эсбехе, украшенный бронзовыми изображе­ниями единорогов.

В период расцвета Аксумского царства посол византийского импе­ратора Юстиниана писал о дворе аксумского правителя: «Царь обна­жен, на нем только полотняное одеяние с золотым украшением. Шея украшена золотым воротом. Царь Калеб стоит на четырехколесной колеснице, в которую впряжены четыре слона. Колесница обита зо­лотыми пластинами. Царь держит в руках небольшой щит и два ко­пья. Его окружают царский совет и группа музыкантов, играющих на флейтах».

Дворец входил в грандиозный комплекс Такха-Мариам, все сооруже­ния которого стояли на общем фундаменте. Развалины этого ансамбля в 1906 году начала исследовать немецкая археологическая экспедиция, но тщательно изучить их тогда не удалось. Перед началом Второй миро­вой войны Эфиопию оккупировали итальянские фашисты, которые че­рез территорию дворцового комплекса провели военную автостраду и тем самым уничтожили его.

В Аксуме сохранились фундаменты и других дворцов, еще древнее царского. Полы их, как и в Такха-Мариам, представляли собой «пар­кет» из чередующихся белых и зеленых мраморных плит или из кир­пичей. Стены и окна были украшены аппликациями из драгоценных металлов, позолоченной бронзы, редких сортов мрамора и пород де­рева.

Одним из самых священных мест Эфиопии являлся собор Аксума и его двор: даже обвиняемые в убийстве пользовались в этом убежище не­прикосновенностью. Желающий воспользоваться этим правом прихо­дил к церковным воротам и три раза громко объявлял, что хочет вос­пользоваться убежищем. Пропитание ему доставляли друзья, и таким образом даже преступник находился здесь в безопасности и избегал на­казания. В священную ограду собора не могли вторгаться даже прави­тель Аксума и царица, но они могли свободно заходить на передний двор, где заседал аксумский суд — иногда в доме, иногда на зеленом хол­ме. Здесь же стояла обыкновенная церковь, в которой могли молиться женщины, а перед церковью была установлена купель для крещения младенцев. Современные эфиопы твердо верят, что в тайниках аксум­ского собора хранится подлинный табут — ковчег завета, принесенный царем Менеликом из Иерусалима.

Священное назначение Аксума всегда служило городу защитой, он никогда не подвергался нападению во время многочисленных междо­усобиц. Рассказывают, что однажды некий галльский вождь покусился ограбить Аксум, но при въезде в город бесследно провалился вместе со своим конем.

Однако после падения Римской империи об Аксумском царстве за­были и не вспоминали почти до эпохи крестовых походов. Тогда по Ев­ропе стали распространяться слухи о христианском царстве пресвитера Иоанна, которое находится где-то на востоке и терпит бедствия от «не­верных». Таким образом, крестоносцы устремились, кроме освобожде­ния Гроба Господня, еще и на помощь единоверцам. Но где находилась держава пресвитера Иоанна, в Европе представляли весьма смутно. Впер­вые точные сведения об Эфиопии получили португальцы, так как их ко­роль Энрике Мореплаватель был правителем весьма прозорливым. Он стал посылать своих послов, а зачастую и шпионов, во все края света, чтобы они собирали сведения о восточных странах, которые персы от­резали от Европы.

Сейчас у въезда в Аксум стоит стела, на которой видна надпись на трех языках — греческом, арабском и геэз. Ученые отнесли эту плиту ко времени правления царя Эзана, который таким образом увековечил па­мять о своем походе против взбунтовавшихся соседей. Царская надпись повествует, что

аксумский царь Эзана, сын непобедимого бога Махрема[1], в благодар­ность за победы, дарованные воинству его и братьев его над возмутивши­мися соседями, воздвиг Махрему три статуи: золотую, серебряную и же­лезную.

От дохристианской архитектуры в Аксуме главным образом и сохра­нились стелы. На пыльных улочках современного Аксума вам без сму­щения расскажут, что их возводили великаны-циклопы, которые умели плавить камень. Они разливали его в длинные деревянные формы, а когда камень остывал, его обтесывали, полировали и превращали в ги­гантские стелы. Некоторые из них, к сожалению, разбиты, а одну стелу во время войны вывезли итальянцы, и теперь она украшает одну из рим­ских площадей.

Во время раскопок ученые обнаружили к западу от царского дворца холм Бетэ-Гиоргис. Холм этот весь был превращен древними строителя­ми в трехъярусную платформу, сложенную из массивных плит. На ней были установлены три гигантских монолитных обелиска из числа самых высоких в мире. Высота их соответственно равнялась 23, 24 и 33,5 метра. Только стела египетской царицы Хатшепсут в Луксоре и Латеранский обелиск в Риме чуть выше крупнейшей аксумской стелы.

Все три обелиска созданы из цельных глыб голубоватого базальта — самой твердой горной породы, используемой в строительстве. Даже об­работанные, эти стелы весят несколько десятков тонн, а в Аксум ба­зальт надо было доставлять специально, так как ближайшие выходы этой породы находились в нескольких километрах от города,

В Аксуме стелам придавали форму многоэтажных зданий, как бы по­вторяющих стройные, вытянутые вверх линии царских дворцов. Закон­ченные монолиты представляют собой многоярусный дом-крепость, у подножия которого находились жертвенники с вырезанными в них уг­лублениями, куда стекала кровь убитых животных. Затем следовала лож­ная дверь, иногда с замком и засовом, а иногда просто с дверной ручкой, вырубленной в гранитной глыбе.

Самый большой из найденных обелисков воспроизводил 14-этажный дом. На передней стороне одного из монолитов находилась металличе­ская пластинка, а на задней — изображение солнечного диска. Укра­шенной стороной обелиски всегда были обращены на восток.

Большинство стел завершалось двумя широкими углублениями: одно в форме круга, другое —- полумесяца, а углубление одной из стел было сделано в форме копий. Ученые предположили, что в них, видимо, встав­ляли золотые и серебряные пластины, изображавшие Солнце и Луну, а также золотые и серебряные копья — символы власти аксумских ц&рей. Назначение этих обелисков долгое время было не известно науке, но потом ученые предположили, что они являлись памятниками почитате­лям языческих культов Солнца, Луны, звезд и змей. Кроме того, они служили «домом» душе умершего царя, который обожествлялся при жизни и еще больше после смерти. Согласно верованиям того времени, стелы эти должны были стать дорогой, по которой душа умершего вос­ходила на небеса.

В VI веке, после окончательной победы христианства в Эфиопии, царей стали хоронить в гробницах, которые тоже являлись предметами многовекового культа. Знатных людей хоронили на холме, который до сих пор возвышается на северо-востоке Аксума. Чтобы попасть туда, нужно пройти мимо огромного водохранилища, которое у местного на­селения считается бассейном царицы Савской. Водохранилище это из­давна снабжало город водой, а теперь используется во время религиоз­ного праздника Тимкат. Царские могилы были вскрыты и разграблены еще в далеком прошлом, потому что заполнены они были богатствами несметными. Сейчас в склепах находятся пустые саркофаги с высечен­ными на них крестами.

В конце VI века Южную Аравию захватили персы. Аксум сохранил свою независимость, но его торговля с азиатскими странами была подо­рвана. Однако еще и в начале VII века авторитет царя аксумитов был столь выбок, что на его помощь и защиту надеялись первые мусульмане, покинувшие Мекку из-за гонений. Веротерпимость эфиопских царей была известна далеко за пределами царства, поэтому пророк Магомет и пове­лел своим родственникам и близким последователям отправляться на юг. «Бегите в Эфиопию, — сказал он им, — царь которой никого не угне­тает».

В конце VIII века Аксумское царство было окончательно подорвано, и священный город Эфиопии опустел. Но несмотря на перенесение сто­лицы страны в другое место, а также на все исторические превратности судьбы, Аксум еще и в XIX веке был весьма значительным городом. В настоящее время Аксум, который, по преданию, был основан внуком Ноя, — это небольшой тихий городок, но и до сегодняшнего дня он остается религиозным центром Эфиопии.

 



[1]  В греческой надписи — Ареса.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru