СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ИМПЕРАТОРСКИЙ ПЕКИН

 

Слово «Пекин» — не собственное имя города, а нарицательное, и означает оно «Северная столица». Это название город носил, пока су­ществовала «Южная столица» — город Нанкин. История не сохранила свидетельств о начале основания Пекина. Первым императором, кото­рый имел резиденцию на месте нынешнего Пекина, был потомок Хуан- ди, получивший страну в удел в 1121 году до нашей эры. Город тогда назывался Цзи, но с падением династии Янь в 922 году до нашей эры Пекин перестал быть столицей. С того времени в течение 11 веков в его истории было много перемен, и Пекин назывался по-разному — Дасин, Бэйцзин, Бэйпин и т.д. Это зависело от того, какая династия господство­вала в Северном Китае в тот или иной исторический период.

В 936 году Пекин захватили кидане, и через два года Тхай цзун «одел» городские стены кирпичом, ибо до этого времени городскими стенами служили просто глиняные валы. Случалось и так, что город утрачивал свое имя после того, как в своей многовековой истории подвергался оче­редному разрушению. Например, император монгольской династии Ху- билай приказал до основания разрушить город и на его руинах постро­ить новый. Приказ был приведен в исполнение с той неумолимостью, с какой всегда действовали монгольские завоеватели: старый город назы­вался Дасин, новый получил имя Дайду.

Но несмотря на все опустошительные набеги, которым Пекин под­вергался на протяжении многих столетий, он остается едва ли не един­ственным большим городом Китая, который сохранил свою древность. Ни один из городов страны не дает такого полного представления о древ­ней китайской архитектуре, как Пекин. Одна из его архитектурных осо­бенностей заключается в строгой геометричности планировки: улицы, словно стрелы, пронизывают китайскую столицу из конца в конец.

 

Пекин разделяется на две части — Внутренний город и Внешний. Во Внутреннем городе, в свою очередь, располагаются еще два — Импера­торский и Гугун («Запретный город»), спланированный с особой тща­тельностью.

Во Внутреннем городе были распланированы довольно широкие ули­цы, идущие с юга на север и с запада на восток. Главные из них застрое­ны красивыми зданиями, окруженными зелеными деревьями. На боко­вых улицах располагаются постройки с небольшими двориками, скры­тые от глаз прохожего глухими серыми заборами.

В прежние времена во Внутреннем городе жили только знатные фе­одалы. Простому народу запрещалось не то что селиться, но даже про­сто переночевать в нем. До сих пор еще сохранилась высокая каменная стена, которой с XV века была обнесена эта часть Пекина для защиты от вторжения неприятеля и от частых восстаний народа против своих правителей.

Весь Внутренний город принадлежал императору на правах частной собственности. Он жаловал дворцы, а иногда и целые кварталы своим придворном, особенно щедро награждал военных, возвращавшихся из победных походов. Военачальники, потерпевшие поражение или впав­шие в немилость, если и оставались в живых, то лишались права жить во Внутреннем городе и вместе со своей свитой удалялись за его пределы.

Каждый из районов Внутреннего города был обнесен своей собствен­ной крепостной стеной, а Императорский город — стеной, длина кото­рой составляла около 24 километров, высота — 13 и толщина — 11 мет-' ров. Эту стену с девятью воротами возвели в 1421 году при Минской ди­настии, а укрепили ее в 1439 году. Вдоль стены сооружено много башен с амбразурами и бойницами, а угловые и надвратные башни представля­ли собой многоэтажные сооружения — огромные дома с массивными кирпичными стенами, крытые многоярусной черепичной кровлей. Де­сятки квадратных окон прорезаны в стенах этих башен-крепостей.

«Запретный город», кроме того, был окружен глубоким рвом с водой. Берега этого рва отвесно выложены гранитом. Все площади в «Запрет­ном городе» выложены тем же кирпичом, что И городские стены, а пря­мая дорога — большими плитами серого или беловатого гранита[1].

В «Зале совершенной гармонии» Запретного города император при­нимал министров и военачальников и лишь иногда иностранных по­слов, но случалось это очень редко. КитаДский император считался Сыном Неба, а все другие народы, не китайцы, относились к варварам. Поэтому иностранных послов и принимали в Пекине как представите­лей некультурных народов.

Жизнь европейцев в Пекине была совершенно обособлена от китай­ской общественной жизни вплоть до 1900 года. Китайское общество со­вершенно чуждалось европейцев, и отношения между ними складыва­лись только деловые или служебные. Первый шаг к знакомству с евро-

пейцами сделала императрица Цы Си, пригласив к себе во дворец 1 де­кабря 1899 года супруг иностранных посланников, находившихся в Пе­кине. Но и после этого дело сближения китайского общества с европей­цами мало продвинулось, и китайская жизнь оставалась для европейцев столь же чуждой и замкнутой, как и прежде.

Простые китайцы селились во Внешнем городе, основанном в сере­дине XVI века на окраине Внутреннего города. Внешний город тоже был обнесен прочной крепостной стеной с башнями и несколькими большими воротами. Здесь проживали бедные рабочие, ремесленники, мелкие торговцы, рикши и кули. Жили тут и крестьяне, привозившие для города продукты. Их поля и огороды располагались тогда на окраи­не Внешнего города, а иногда и прямо на его территории.

Знакомство с Императорским городом обычно начинается с площа­ди Тяньаньмэнь, которая являлась своего рода административным цен­тром Пекина. Здесь размещались военное министерство, министерства финансов, строительства и другие, среди которых особое место занима­ло министерство церемоний. Не только торжественные события и праз­днества должны были проходить по строго определенному ритуалу, но и каждый час жизни правителя «Поднебесной империи», каждый его шаг были обусловлены регламентированными правилами. Например, с вы­соты ворот Тяньаньмэнь спускали позолоченную фигурку птицы Фе­никс, которая в своем клювике приносила народу свиток с императорс­кими указами.

В конце 1980-х годов в архитектурный ансамбль площади Тяньань­мэнь органично вписался мавзолей Мао Цзэдуна. Этот «Дом Памяти», построенный в небывало короткие сроки (всего за 6 месяцев), сооружен в форме куба, высота которого равняется 33,6 метра. Это на 10 метров больше башни «Ворот небесного спокойствия», хотя по древним китай­ским канонам нельзя было возводить здания выше императорских со­оружений.

Мавзолейный комплекс занимает территорию в 6 гектаров и весь уто­пает в зелени кипарисов, ив, боярышника и других растений. Перед фрон­тоном усыпальницы посажено 13 сосен, символизирующих число лет, которые Мао провел на революционной базе в Яньани. Всего в мавзолее 10 залов, но для посетителей открыты не все. Сначала они поднимаются в большой северный зал, который освещается 100 лампами, сделанными в форме соцветий подсолнечника. Здесь посетителей встречает мрамор­ный Мао, сидящий в кресле. Стену этого зала украшает ковер небыва­лых размеров, общая площадь которого равняется 157 квадратным мет­рам. На нем изображены горы и реки, символизирующие просторы «Под­небесной империи»:.

Отсюда посетители направляются в центральный зал, в середине ко­торого на высоком постаменте из черного гранита стоит хрустальный сар­кофаг: в нем, одетый в серый штатский френч, и покоится Мао Цзэдун.

В древнем Пекине есть много улиц, история которых восходит к вре­менам правления императоров разных династий. Например, история

улицы Люличан начинается в Танскую эпоху (618—907). Позже, во вре­мена правления династии Юань, здесь стали появляться печи для обжи­га глазурованной черепицы, откуда и произошло название улицы. При династии Мин, когда Пекин превращался в императорскую столицу и шло бурное строительство дворцов и храмов, производство глазурован­ной черепицы расширилось. В люличанских мастерских стали изготов­лять глазурованные навершия для крыш, керамические фигурки, на­личники для обрамления окон и т.д. Здесь же можно было купить книги и «четыре драгоценности» для занятия каллиграфией — кисточку, тушь, тушечницу и бумагу.

Расцвет улицы Люличан пришелся на XVIII век, когда она стала ме­стом встреч ученых, поэтов, а также людей, приезжавших для сдачи им­ператорских экзаменов, чтобы получить государственную должность. Эти экзамены проводились только в Пекине, и к ним допускались лишь кан­дидаты, выдержавшие третью ученую степень. Экзамены проводились в специальном зале «чао-као», который представлял собой целый квар­тал, обнесенный каменной стеной. В зале располагалось около 20 ка­менных рядов, в которых помещались отдельные комнатки, не сообща­ющиеся друг с другом. В разных местах над этими комнатами возвыша­лись открытые беседки, с которых надзиратели наблюдали, чтобы кан­дидаты писали свои работы самостоятельно и не могли общаться между собой. Принимались и другие меры предосторожности, чтобы экзамен был выполнен добросовестно, так как только получение высшей ученой степени открывало все двери для карьеры.

В этот период на улице Люличан было открыто около 30 книжных лавок, работали типографии. Особенно оживленно на улице станови­лось под Новый год — в Праздник фонарей, когда здесь во множестве продавались бумажные фонарики всевозможных форм и цветов, игруш­ки, лубочные картинки и т.д.

Сейчас старинная Люличан реконструируется: она расширяется, сносятся старые лавки и магазины и строятся новые здания. Каждый' магазин старой Люличан имел свою специализацию, и сегодня над вхо­дами в современные магазины, на черных лакированных досках, с лю­бовью выписаны иероглифы, воспроизводящие прежние поэтические названия: «Студия чарующей древности», «Кабинет изящной каллигра­фии», «Храм счастливого облака».

В одном из районов Пекина бросаются в глаза наполовину красные столбы, а на них — окрашенные под золото двухъярусные крыши и мно­гоцветные росписи. Это дворец «Юн хэ гун», построенный в 1694 году и служивший резиденций императора Юн Чжэна до того, как он вступил на престол.

В 1744 году на этом месте по повелению императора Цянь Луна на­чали возводить ламаистский монастырь. Монастырь представляет собой комплекс великолепных храмов и павильонов, в которых собраны ше­девры буддийского искусства. Едва пройдешь под цветистой аркой этого храма, как сразу же почувствуешь терпкий запах курящихся ароматиче­ских палочек. Он присутствует в каждом зале, где восседают буддистские божества со своим окружением. Смешение красок и огромные размеры статуй просто потрясают. Вот, например, 25-метровая статуя Будды Майтреи, сделанная из цельного ствола южного кедра. Из провинции Юньнань это дерево везли в Пекин несколько лет, а потом еще три года продолжались работы над статуей. Сосредоточенно смотрит с высоты своего 18-метрового роста и другое изваяние Будды Майтреи, изготов­ленное из цельного сандалового дерева.

Есть в «Храме мира и спокойствия» (так переводится это название) изображения и не божественных деятелей. Держа перед собой ладони, сидит Цзонхава — основатель секты «желтошапочников» в Тибете. Голову его венчает подобие клобука, а с пальцев ниспадают ленты. На лице Цзонхавы выражение человека, который только что выполнил важное дело и теперь как будто постепенно приходит в себя...

В глубине одного из залов висит портрет и самого Цянь Луна. Висит очень высоко, а из-за расположенной внизу утвари подойти к нему по­ближе нельзя, словно «Сын Неба» держит всех на расстоянии. Изобра­жение выдержано в бледных пастельных тонах, выражение глаз на этом портрете трудно различить: взгляд императора призрачен, как будто он и сейчас пребывает в состоянии медитации, которой предавался в стенах монастыря.

От верховного ламы император получил доспехи и освященный меч, они тоже находятся здесь, как и парчовая конная сбруя Цянь Луна, Охо­тясь в маньчжурских лесах, император уложил двух медведей весом по­чти 6000 килограммов: черные каменные изваяния этих гигантов стоят тут.же — напротив друг друга. Их раскрытые пасти всегда наполнены бумажными деньгами, которые засовывают многочисленные паломни­ки и туристы...                                                                                               г

Невозможно рассказать во всех подробностях об истории и много­численных достопримечательностях Пекина. Сейчас туристы со всего мира стараются побродить по старому городу ранним утром. В тумане пустынные буддистские пагоды и конфуцианские кумирни, словно со­шедшие со старинных гравюр, напоминают о солидном возрасте китай­ской столицы — почти 3000 лет!

 



м Подробнее о Запретном городе можно прочитать в книге «100 великих дворцов мира».

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru