СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

САМАРКАНД – СТОЛИЦА ВЕЛИКОГО ТИМУРА

 

Афрасиаб — городище древнего Самарканда, где за многие века на­копились 10—15-метровые толщи археологических напластований. Это огромное холмистое плато площадью более двух квадратных километ­ров расположено на окраине современного Самарканда. Само название «Афрасиаб» в науке отождествляется с именем легендарного правителя- тирана, повелителя среднеазиатских кочевников, который жил более 2000 лет назад. Однако городище это упоминается и в Связи с завоевани­ями Александра Македонского, значит, было оно еще древнее. По сло­вам летописцев, Афрасиаб существовал «со времен неведения».

Самарканд — современник Древнего Рима: возраст его культурных нижних слоев восходит к I тысячелетию до нашей эры, именно в них таятся остатки Мараканды — главного города древней страны Согд, во многом загадочной еще и сегодня. Эту твердыню армия Александра Македонского атаковала в IV веке до нашей эры, здесь же протекали главные события борьбы согдийцев, возглавляемых Спитаменом.

Своего расцвета античная Мараканда достигает в I—III веках, когда Со­гд иана входила в состав Кушанского царства. Границы города разрослись тогда за пределы Мараканды времен военных походов Александра Маке­донского, но кризис рабовладельческого строя в Средней Азии привел сно­ва к сокращению территории города. В VI—VII веках, с началом феодали­зации страны, вокруг Мараканды появляются сотни замков дихкан — мел­копоместных рыцарей, но ядро города остается на старом месте.

Много кровавых событий помнит Афрасиаб, а в самом начале XIII века монгольское нашествие прервало мирную жизнь Средней Азии, были раз-

 

рушены города и уничтожены многие памятники искусства и материаль­ной культуры. Войсками Чингисхана Афрасиаб был стерт с лица земли так, что на поверхности не осталось ровным счетом ничего: крепостные стены города были срыты, дворцы и дома сожжены, знаменитый водопровод, ко­торый в течение нескольких веков подавал воду в цитадель, разрушен. Там, где когда-то шумели сады, заворошились песчаные барханы...

Однако город не умер, более того, на рубеже XIV—XV веков начался его новый расцвет. Это случилось во время правления великого завоевате­ля Тимура (Тамерлана), который решил сделать Афрасиаб-Самарканд сто­лицей своей империи. Рюи Гонзалеса де Клавихо, испанского посла при дворе Тимура, Самарканд так очаровал, что он написал о нем книгу: «Ти­мур всячески хотел возвеличить этот город. Какие бы страны он ни завое­вывал и ни покорял, отовсюду привозил он людей, чтобы они населяли город. Особенно старался он собирать мастеров по разным ремеслам».

Теперь отсюда, из Самарканда, решаются судьбы народов и стран, здесь исключительного расцвета достигли ремесла и искусства. Тимур хотел сде­лать свою столицу недосягаемо прекрасной и грандиозной, превосходящей все другие города мира. Поэтому деревни вокруг Самарканда получили но­вые названия и отныне звались так; Багдад, Дамаск, Каир — величайшие города мира должны были казаться деревнями по сравнению с новой сто­лицей Тимура. Вокруг Самарканда шумели 13 садов, самый большой из них был настолько обширен, что однажды (как рассказывают древние хрони­ки) там заблудилась лошадь архитектора и ее искали целый месяц.

Архитектурный ансамбль Самарканда, тянувшийся от Железных во­рот на восток в виде улицы, был обстроен по сторонам парадными гроб­ницами и культовыми строениями. На окраине Самарканда, на склоне холма Афрасиаб, раскинулись мавзолеи Шахи-Зинда. Эту волшебную улицу никто не планировал и не проектировал, ансамбль возник сам по себе, а строили его сотни лет — один мавзолей за другим. «Шахи-Зинда» означает «живой царь», культ которого существовал еще задолго до при­хода сюда ислама. Во времена расцвета Афрасиаба культ этот был на­столько велик, что проповедники ислама не стали с ним бороться. Ис­пользуя его во славу новой религии, они создали легенду о Мохаммеде Кусаме ибн-Аббасе — двоюродном брате Пророка.

Древняя легенда рассказывает, как

однажды войско Мохаммеда Кусама было застигнуто «неверными» в свя­тую минуту, когда все воины совершали намаз. «Неверные» воспользовались их временной небоеспособностью и всех зарубили. Остался без головы и сам Мохаммед Кусам, однако, и лишившись головы, он не растерялся: взял свою голову в руки и спустился в глубокий колодец, через который прошел в рай. Многие герои впоследствии старались спуститься в этот колодец, чтобы узнать тайны обезглавленного царя.

И хотя, как установили ученые, Мохаммед Кусам в Самарканде ни­когда не был, его гробница стала первым мавзолеем комплекса Шахи-

Зинда. Сейчас мазар Мохаммеда Кусама окружен другими мавзолеями, но им здесь тесно. Погребение возле могилы великого святого обеспечи­вает блага на том свете, поэтому многие вельможи и муллы хотели, чтобы их гробницы стояли как можно ближе к усыпальнице Мохаммеда Кусама.

Давно уже нет Железных ворот, за которыми когда-то вздымались два грандиозных сооружения ~ соборная мечеть Тимура и стоявшее напро­тив медресе Сарай-Мульк-ханым, от него осталась лишь руина мавзолея, который в народе связывают с именем легендарной Биби-ханым.

У  Тимура было много жен, но только одна любимая — красавица Биби- ханым. Великий повелитель был в далеком походе, когда она собрала луч­ших зодчих Самарканда, которые в час, указанный звездами, приступили к возведению мечети.

Строил мечеть юный архитектор, который, пленившись красотой Биби- ханым, стал жертвой безумной и безответной любви. Уже блистают пре­красной глазурью стройные стены мечети, уже купол ее соперничает с не­бесным сводом, осталось только замкнуть арку портала... Но медлит влюб­ленный зодчий, ведь окончание работ означает разлуку с Биби-ханым.

А между тем в Самарканд спешит гонец с известием о возвращении великого Тимура, и торопит Биби-ханым завершить работу. Архитектор согласен только за дерзкую награду — поцелуй красавицы. Что оставалось делать? И Биби -ханым разрешила поцеловать себя лишь через приложенную к щеке подушку. Но поцелуй влюбленного зодчего был так страстен и горяч, что и через подушку отпечатался на щеке красавицы.

Прибыв в Самарканд, грозный Тимур с восхищением рассматривал здание мечети. Однако, отбросив легкое покрывало с лица жены, он увидел и след на ее щеке. Разъяренный Тимур потребовал назвать имя виновника; когда броси­лись искать зодчего, которого Ждала неминуемая смерть, тот забрался на вершину минарета и на заранее сделанных крыльях улетел-в Мешхед...

Сам Тимур похоронен в мавзолее Гур-Эмир, который находится воз­ле небольшого пруда на площади Регистан. Сначала Гур-Эмир предназ­начался для погребения Мухамеда Султана ~ любимого внука Тимура, но теперь здесь похоронены сам Тимур, его сыновья и другой внук — великий средневековый ученый Улугбек, при котором мавзолей и пре­вратился в фамильную усыпальницу Тимуридов. Голубой ребристый ку­пол мавзолея поднимается на высоту 40 метров, деревянные двери с ин­крустацией из слоновой кости ведут в парадный зал... Лучи солнца, про­рываясь сквозь мраморные решетки, полосами ложатся на восемь над­гробных плит, сами могилы находятся внизу — в подземелье.

Центральной площадью старого Самарканда является Регистан, к ней со всех сторон подходят улицы, радиально пересекающие террито­рию Старого города. В древние времена через площадь протекал мощ­ный канал, оставивший массу песчаных отложений. Песчаные наносы, вероятно, и дали название этому месту, так как «Регистан» в букваль­ном переводе означает «место песка», «песчаное поле».

 

До XV века Регистан был крупной торгово-ремесленной площадью, од­нако потом его значение как базарной площади отступило на второй план. При хане Улугбеке, который был правителем Самарканда с 1409 по 1447 год, Регистан становится площадью парадно-официальной: здесь стали совершать­ся торжественные смотры войск, провозглашались ханские указы и т.д.

Сейчас на самаркандском Регистане возвышаются три медресе: два из них (Шир-Дор и Тилля-Кари) были сооружены в XVII веке, а третье воздвигнуто еще в XV веке — при жизни Улугбека. Исторические хрони­ки сообщают, что это медресе входило в интересный, но не дошедший до нас ансамбль монументальных построек, которые были возведены вокруг площади Регистан. Напротив медресе, по другую сторону площа­ди, была построена ханака — странноприимный дом для дервишей. По словам султана Бабура, посетившего Самарканд в XVI веке, ханака сла­вилась своим величественным куполом, который был «таких колоссаль­ных размеров, что... равного ему нет в целом мире». Однако ханаку раз­рушили довольно скоро, и на ее месте выстроили медресе Шир-Дор.

Судя по старинным описаниям, к югу от медресе Улугбека находи­лось здание главной соборной мечети Самарканда, возведенное на сред­ства влиятельного и богатого вельможи Алике-Кукельташа. Неподалеку от нее были выстроены бани, считавшиеся самыми лучшими и красивы­ми не только в междуречье Сырдарьи и Амударьи, но и во всем Хораса­не. Они назывались «банями мирзы», и главной их достопримечательно­стью был пол, выложенный из различных пород камня. ~

Медресе Улугбека начали возводить в 1420 году по указаниям самого ученого. Прямоугольное здание с четырьмя башнями-минаретами по уг­лам, оно имело большой квадратный внутренний двор, по всем сторонам которого располагались худжры (кельи). Медресе Улугбека со своим бога­тым архитектурным убранством, великолепными мозаиками, геометри­ческими орнаментами и изображениями звездного неба на тимпанах глав­ного портала было подлинным храмом науки. Сейчас, входя в арку порта­ла с площади, нужно спускаться на несколько ступенек вниз. Однако при возведении медресе поверхность площади Регистан была иной: пол арки портала находился выше уровня площади, и на него, наоборот, приходи­лось подниматься по нескольким ступеням широкой лестницы.

Но время не пощадило это великолепное сооружение: исчезли вто­рые этажи худжр, увенчания порталов и минаретов, поднятые на бара­банах купола дарсхана — все это сильно исказило высотные пропорции медресе. И тем не менее даже неискушенный глаз ощущает удивитель­ную соразмерность всех его частей и горделивую стройность пропорций.

Во времена Улугбека Самарканд был центром научной жизни Сред­ней Азии, сюда съезжались знаменитые математики, астрономы, исто­рики... В медресе, для которого Улугбек лично подбирал преподавате­лей, и его обсерватории ученые прикасались к тайнам науки. Купцы и ремесленники, паломники и поэты, странники и дипломаты — все стре­мились сюда, все дороги вели в «драгоценную жемчужину мира» — свер­кающий город Самарканд.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru